Автор: Григорьева Евгения Ивановна
Должность: Преподаватель ООД
Учебное заведение: ГБПОУ "Челябинский профессиональный коллдж"
Населённый пункт: г. Челябинск., Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Раздел: среднее профессиональное
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В
ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Григорьева Е.И.
ГБПОУ «Челябинский профессиональный колледж»
В наше время преподаватели все чаще задумываются о новых формах
обучения, таких, которые не просто дают готовые знания и требуют отчёта о
выученном, а позволяют студентам проявлять инициативу, сделать выбор
вида деятельности в получении знаний. Знать - значит не заучить, а искать,
обнаруживать, открывать, воображать, развивать творческое мышление. И
вот здесь мы вспоминаем о музеях, которые предоставляют широкое поле
для такого рода деятельности. Музей перестает быть только хранилищем, а
становится живым организмом в процессе познания.
В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования
придаётся музейной педагогике.
Направления деятельности музея:
-
Поисково-собирательское.
Важным
этапом
в
процессе
комплектования
мини-музеев
является
подготовка
к
поисково-
собирательской работе. Это направление даёт возможность студентам
проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские
умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему,
интересующую обучающихся. На подготовительном этапе начинается
изучение темы по литературе, по материалам, уже имеющимся в музее.
В
процессе
исследовательской
работы
происходит
социальная
адаптация студента, так как через личностное отношение к существующей
проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и
приоритеты.
- Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции
заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное
явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и
художественных
и
технических
средств.
И
поэтому
над
музейной
PAGE \* MERGEFORMAT 4
экспозицией работает большой коллектив – научные работники, художники,
дизайнеры, техники. Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий
несколько этапов.
-
Экскурсионное.
Музейная
экскурсия
-
форма
культурно-
образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре
музея под руководством специалиста. Особенностью музейной экскурсии
является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного
восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера:
осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии.
Подготовка и проведение экскурсии в музее – непростое дело. Оно
требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка
к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под
руководством педагога.
-
Культурно-массовые
мероприятия,
дела.
Одним
из
основных
критериев в оценке работы музея является разнообразие форм массовой и
учебно-воспитательной
работы:
проведение
экскурсий
и
уроков
по
экспозиции, встреч с участниками Великой Отечественной войны, войны в
Афганистане. Музей должен органично вписываться в план работы всего
общеобразовательного учреждения.
При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел
в рамках музея необходимо учитывать следующие принципы:
- интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает;
- комплексность – включение всех типов восприятия;
- программность, которая обеспечивает усвоение информации и
приобретение умений и навыков на основе специально разработанных
программ.
К нетрадиционным формам проведения занятия, которые могут
применяться и в музейной педагогике, относятся:
- интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;
PAGE \* MERGEFORMAT 4
- занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет,
викторин;
- занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных
в
общественной
практике:
исследование,
изобретательство,
анализ
первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;
- занятия на основе нетрадиционной организации и представления
образовательного
материала:
урок
мудрости,
урок
мужества,
урок-
презентация;
- занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и
организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте.
Взаимодействие
с
социальными
партнерами
Челябинского
профессионального колледжа осуществляется в следующих направлениях и
мероприятиях:
I. Городские музеи. Совет ветеранов Советского района г. Челябинска.
ЧООО «Союз ветеранов пограничной службы». Совет международной
организации ветеранов ДШМГ КВПО:
1. Сотрудничество, совместная организация встреч с ветеранами.
2. Экскурсии (ЧОУНБ, Музей Совета ветеранов Советского района г.
Челябинска, Музей Памяти воинов-интернационалистов, Музей ГУ ФПС),
организация встреч с ветеранами и участниками локальных войн.
3. Экскурсии для учащихся школы № 53 Советского района. Уроки
мужества (Урок мужества, посвящённый 30-летию Чернобыльской аварии).
Вахты Памяти.
II. Музей ГБПОУ «Челябинский профессиональный колледж» им.
В.Пастухова:
1. Совместное проведение мероприятий (Урок мужества, посвящённый
памяти В.Пастухова).
2. Методическая помощь в проведении экскурсий (Лимаренко Л.Н., зав.
музеем).
3. Встречи с интересными людьми (Шерстнёв В.Г.)
PAGE \* MERGEFORMAT 4
III. Библиотека:
1. Участие в творческих конкурсах, фестивалях, конференциях (НОУ,
«Салют, Победа!», конкурс поисково-исследовательских работ «Отчизны
славные сыны», конкурс «Мой вклад в развитие музея, комнаты боевой и
трудовой Славы»).
2.
Посещение
массовых
мероприятий,
использование
фонда,
справочно-информационной и методической базы (конкурс презентаций по
теме «Челябинская область в годы Великой Отечественной войны»).
Музей должен органично вписываться в образовательный процесс
профессиональных
образовательных
организаций
(ПОО),
становиться
местом осуществления диалога времён, людей и музейных предметов.
Самое главное, чтобы использование элементов музейной педагогики
способствовало сохранению у обучающегося интереса к творческой работе,
желанию
проявлять
инициативу,
возможности
развивать
творческое
мышление, так как в первую очередь они направлены на развитие личности.
Список использованных источников
1.
Александрова,
Т.В.
Музейная
педагогика
в
образовательном
пространстве
современного
колледжа
/Т.В.Александрова,
М.Г.Голубчикова //Современные проблемы науки и образования. – 2021. -
№3. – С.25-31.
2. Байбородова, Л.В. Организация музейной педагогической практики в
колледже /Л.В.Байбородова, Г.А.Левшина //Педагогическое образование в
России. – 2023. - № 2. – С.45-52.
3. Курилович, К.П. Возможности интеграции музейной педагогики в
учебный
процесс
профессиональных
образовательных
организаций
/К.П.Курилович, И.Ю.Сергеева //Современная наука и инновации. 2023. - №
2. – С.98-105.
PAGE \* MERGEFORMAT 4