Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА


Автор: Григорьева Евгения Ивановна
Должность: Преподаватель ООД
Учебное заведение: ГБПОУ "Челябинский профессиональный коллдж"
Населённый пункт: г. Челябинск., Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В

ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Григорьева Е.И.

ГБПОУ «Челябинский профессиональный колледж»

В наше время преподаватели все чаще задумываются о новых формах

обучения, таких, которые не просто дают готовые знания и требуют отчёта о

выученном, а позволяют студентам проявлять инициативу, сделать выбор

вида деятельности в получении знаний. Знать - значит не заучить, а искать,

обнаруживать, открывать, воображать, развивать творческое мышление. И

вот здесь мы вспоминаем о музеях, которые предоставляют широкое поле

для такого рода деятельности. Музей перестает быть только хранилищем, а

становится живым организмом в процессе познания.

В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования

придаётся музейной педагогике.

Направления деятельности музея:

-

Поисково-собирательское.

Важным

этапом

в

процессе

комплектования

мини-музеев

является

подготовка

к

поисково-

собирательской работе. Это направление даёт возможность студентам

проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские

умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему,

интересующую обучающихся. На подготовительном этапе начинается

изучение темы по литературе, по материалам, уже имеющимся в музее.

В

процессе

исследовательской

работы

происходит

социальная

адаптация студента, так как через личностное отношение к существующей

проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и

приоритеты.

- Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции

заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное

явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и

художественных

и

технических

средств.

И

поэтому

над

музейной

PAGE \* MERGEFORMAT 4

экспозицией работает большой коллектив – научные работники, художники,

дизайнеры, техники. Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий

несколько этапов.

-

Экскурсионное.

Музейная

экскурсия

-

форма

культурно-

образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре

музея под руководством специалиста. Особенностью музейной экскурсии

является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного

восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера:

осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии.

Подготовка и проведение экскурсии в музее – непростое дело. Оно

требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка

к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под

руководством педагога.

-

Культурно-массовые

мероприятия,

дела.

Одним

из

основных

критериев в оценке работы музея является разнообразие форм массовой и

учебно-воспитательной

работы:

проведение

экскурсий

и

уроков

по

экспозиции, встреч с участниками Великой Отечественной войны, войны в

Афганистане. Музей должен органично вписываться в план работы всего

общеобразовательного учреждения.

При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел

в рамках музея необходимо учитывать следующие принципы:

- интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает;

- комплексность – включение всех типов восприятия;

- программность, которая обеспечивает усвоение информации и

приобретение умений и навыков на основе специально разработанных

программ.

К нетрадиционным формам проведения занятия, которые могут

применяться и в музейной педагогике, относятся:

- интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;

PAGE \* MERGEFORMAT 4

- занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет,

викторин;

- занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных

в

общественной

практике:

исследование,

изобретательство,

анализ

первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;

- занятия на основе нетрадиционной организации и представления

образовательного

материала:

урок

мудрости,

урок

мужества,

урок-

презентация;

- занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и

организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте.

Взаимодействие

с

социальными

партнерами

Челябинского

профессионального колледжа осуществляется в следующих направлениях и

мероприятиях:

I. Городские музеи. Совет ветеранов Советского района г. Челябинска.

ЧООО «Союз ветеранов пограничной службы». Совет международной

организации ветеранов ДШМГ КВПО:

1. Сотрудничество, совместная организация встреч с ветеранами.

2. Экскурсии (ЧОУНБ, Музей Совета ветеранов Советского района г.

Челябинска, Музей Памяти воинов-интернационалистов, Музей ГУ ФПС),

организация встреч с ветеранами и участниками локальных войн.

3. Экскурсии для учащихся школы № 53 Советского района. Уроки

мужества (Урок мужества, посвящённый 30-летию Чернобыльской аварии).

Вахты Памяти.

II. Музей ГБПОУ «Челябинский профессиональный колледж» им.

В.Пастухова:

1. Совместное проведение мероприятий (Урок мужества, посвящённый

памяти В.Пастухова).

2. Методическая помощь в проведении экскурсий (Лимаренко Л.Н., зав.

музеем).

3. Встречи с интересными людьми (Шерстнёв В.Г.)

PAGE \* MERGEFORMAT 4

III. Библиотека:

1. Участие в творческих конкурсах, фестивалях, конференциях (НОУ,

«Салют, Победа!», конкурс поисково-исследовательских работ «Отчизны

славные сыны», конкурс «Мой вклад в развитие музея, комнаты боевой и

трудовой Славы»).

2.

Посещение

массовых

мероприятий,

использование

фонда,

справочно-информационной и методической базы (конкурс презентаций по

теме «Челябинская область в годы Великой Отечественной войны»).

Музей должен органично вписываться в образовательный процесс

профессиональных

образовательных

организаций

(ПОО),

становиться

местом осуществления диалога времён, людей и музейных предметов.

Самое главное, чтобы использование элементов музейной педагогики

способствовало сохранению у обучающегося интереса к творческой работе,

желанию

проявлять

инициативу,

возможности

развивать

творческое

мышление, так как в первую очередь они направлены на развитие личности.

Список использованных источников

1.

Александрова,

Т.В.

Музейная

педагогика

в

образовательном

пространстве

современного

колледжа

/Т.В.Александрова,

М.Г.Голубчикова //Современные проблемы науки и образования. – 2021. -

№3. – С.25-31.

2. Байбородова, Л.В. Организация музейной педагогической практики в

колледже /Л.В.Байбородова, Г.А.Левшина //Педагогическое образование в

России. – 2023. - № 2. – С.45-52.

3. Курилович, К.П. Возможности интеграции музейной педагогики в

учебный

процесс

профессиональных

образовательных

организаций

/К.П.Курилович, И.Ю.Сергеева //Современная наука и инновации. 2023. - №

2. – С.98-105.

PAGE \* MERGEFORMAT 4



В раздел образования