Напоминание

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ В СТУДИИ «Модный силуэт»


Автор: Вавилонская Татьяна Владимировна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Академия Талантов"
Населённый пункт: г. Кисловодск кр. Ставропольский
Наименование материала: «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ В СТУДИИ «Модный силуэт»
Тема: «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ В СТУДИИ «Модный силуэт»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ

В СТУДИИ «Модный силуэт»

Кисловодск

Формирование

и

укрепление

психоэмоционального

здоровья детей в дошкольном и младшем школьном возрасте

является необходимым условием всестороннего развития

подрастающего поколения. Именно поэтому данной задаче

уделяется

большое

внимание

на

занятиях

в

студии

декоративно-прикладного искусства «Модный силуэт».

На

занятиях

по

изобразительной

и

декоративно-

прикладной

деятельности

ребенок

учится

познавать

окружающий мир, передавать переживаемые эмоции на

бумагу,

что

помогает

ему

гармонизировать

свой

психоэмоциональный фон, развивать сенсорное восприятие и

аналитическо-синтетическую

функцию

мышления.

Таким

образом, занятия по декоративно-прикладной деятельности в

основе своей имеют арт-терапевтическое значение, которое в

современном мире пользуется высокой популярностью среди

людей всех возрастов.

В студии декоративно-прикладного искусства «Модный

силуэт» занятия выстроены таким образом, что ребенок,

переступая порог кабинета, погружается в творческий мир,

где он свободен, самостоятелен, понят и принят таким, каким

он есть.

Много внимания уделяется социальному плакату «Я

здоров! Мы здоровы». Во время рисования с детьми

проводятся беседы о том, как нужно беречь и можно

сохранить здоровье на многие годы, что такое вредные

привычки и как им противостоять. Также много внимания

уделяется экологическому воспитанию ребёнка, создаются

рисунки с изображением и призывами беречь животный и

растительный мир. Таким образом, ребёнок учится понимать,

что

здоровье

окружающей

среды

и

его

здоровье

взаимосвязаны.

Так, на занятиях по декоративно-прикладному искусству в

студии ««Модный силуэт»» через художественно-эстетическое

воспитание ребёнок приобщается к основам художественной

культуры, расширяет своё мировоззрение и формирует

нравственное

здоровье,

учится

сохранять

физическое

здоровье и заботиться о здоровье окружающей среды

Сегодня особенно остро стоит проблема здоровье сбережения

подрастающего поколения, т.к. это является важнейшим показателем

благополучия общества и государства. Естественно, что педагогическая

общественность все больше осознает, что именно педагог может сделать

для школьника в плане сохранения здоровья больше, чем врач. Но для этого

нужно обучиться здоровье сберегающим образовательным технологиям,

позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих

обучающихся и на своих занятиях, и в общей программе работы

образовательного учреждения. Что же такое здоровье сберегающие

образовательные технологии?

Здоровье сберегающие технологии – это система мер, включающая

взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,

направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и

развития. Под здоровье сберегающими образовательными технологиями

(ЗОТ)

в

расширенном

смысле

можно

понимать

все

технологии,

использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья

учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровье

сберегающей задачи, то к здоровье сберегающим будут относиться

педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого

или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им

безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном

процессе.

Таким образом можно сделать вывод, что задача любого педагога, в том

числе и преподающего предметы изобразительного цикла состоит в

следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и

найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям,

помогающие

формированию

позитивного

мышления

ребенка

и

его

способности к “конструированию” собственного здоровья.

Так, в процессе занятий изобразительным искусством часто используются

разные техники – это и некоторые виды монотипий, роспись по дереву,

соленому тесту, лепка игрушки и многое другое. Самое важное, что они

позволяют эффективно развивать творческие способности ребенка – тем

самым, осуществляя работу по формированию здорового образа жизни.

Наиболее интенсивное развитие ребенка происходит, когда работа ума и

чувств

сопровождает

практическую

деятельность

ребенка,

опредмечивается в его собственных действиях.

Сейчас,

когда

образцы

массовой

культуры

других

стран

активно

внедряются в жизнь, быт, мировоззрения детей, очень остро стоит

проблема нравственного здоровья учащихся. Нравственное здоровье – это

внутренние

духовные

качества,

которыми

руководствуется

человек,

этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Народное

искусство,

включая

все

его

виды,

обладает

большими

воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный

заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного,

в победу добра и справедливости.

Знакомство с народными художественными промыслами не только

доступно детям, но и вызывает у них желание поучаствовать в процессе

изготовления изделия – от лепки до росписи.

Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение

игровых технологий на уроках изобразительного искусства в комплексе с

другими методами и приемами организации учебных занятий, дает мне

возможность

укрепить

мотивацию

на

изучение

моего

предмета,

поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные

эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока,

увидеть индивидуальность детей. Для учащихся игры – это способ

самореализации,

На занятиях раскроя и пошива одежды в студии «Модный силуэт»

используются три основных вида здоровье сберегающих технологий:

санитарно-гигиенические - это не только личная гигиена, но и обстановка

и гигиенические условия в кабинете;

психолого-педагогические – это психологический климат на занятии.

Эмоциональный

комфорт,

доброжелательная

обстановка

повышают

работоспособность, помогают раскрыть способности каждого ребенка;

физкультурно-оздоровительные – это организация занятия с учетом

моментов оздоровления, от которых во многом зависят функциональное

состояние обучающихся в процессе деятельности, возможность длительно

поддерживать умственную и физическую работоспособность на высоком

уровне

и

предупреждать

преждевременное

наступление

утомления.

Физкультминутки,

динамические

паузы,

дыхательная

гимнастика,

гимнастика для глаз, массаж активных точек, традиционно проводятся на

занятиях. Игры - это хороший отдых между занятиями; они снимают

чувство усталости, улучшают эмоциональное состояние и повышают

работоспособность самовыражения, самооценки.

Режим

проведения

занятий

по

программе

регламентируется

расписанием занятий, в соответствии с требованиями Санитарно-

эпидемиологических

правил

и

нормативов

СанПиН

2.4.2.1178-02.

Сбалансированное

регулирование

элементов

режима

улучшает

возможности

образовательного

процесса.

При проведении занятий учитываются следующие условия:

- обстановка и гигиенические условия в кабинете: температура и свежесть

воздуха

(организуется

периодическое

проветривание

кабинета

на

переменах), рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие

монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

- виды учебной деятельности: опрос, слушание, рассказ, рассматривание

наглядных пособий, ответы на вопросы, практическая работа и др. Норма –

4-7 видов за занятие.

- место и длительность применения ИКТ (в соответствии с гигиеническими

нормами),

умение

педагога

использовать

их

как

возможности

инициирования дискуссии, обсуждения;

- физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятиях – их

место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока

по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого

упражнения;

- наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес

к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к

изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения

этой мотивации;

- психологический климат на занятии; - наличие эмоциональных разрядок:

шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.

- разнообразные игровые формы:

подвижные игры (физкультминутки, игры в животных, игры на

внимание);

игры-соревнования (дети делятся на группы, команды и выполняют

условия игры);

Приложение

Примеры физкультминуток,

упражнений для снятия напряжения и утомления,

подвижных игр

Упражнение для снятия усталости глаз

Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду.

Затем перевести глаза до предела вправо, фиксировав это положение на секунду. Далее

глаза до предела вниз, фиксировав на секунду, а затем до упора влево, также

зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 10

раз в направлении часовой стрелки и столько же раз — против часовой стрелки.

Полезно по нескольку раз в час на несколько секунд прекратить работу и дать глазам

отдых, т.е. закрыть их ладонями так, чтобы они отдохнули в полной темноте.

Упражнения для снятия утомления

Сложить ладони перед грудью, пальцами вверх, не дышать, давить изо всех сил

основания ладоней. Напряжены мускулы плеч грудь. Втянуть живот и подняться вверх,

как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10—15 минут — и стало жарко.

Повторить три раза.

Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть

голову к локтям, не сопротивляться, вытягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть

ровно — так, чтобы было приятно,10-15 секунд.

Растереть ладонями уши — вначале только мочки, а затем вес ухо целиком: вверх-вниз,

вперед-назад. При этом «поцокать» языком, как лошадка (15-20 секунд).

«Ворона». Произносить «Ка-аа-аа-аар!», при этом стараясь поднять как можно выше

мягкое небо и маленький язычок (6 раз). Затем попробовать сделать это беззвучно, с

закрытым ртом.

«Колечко». С усилием направляя кончик языка назад по верхнему небу, постараться

дотронуться языком до маленького язычка. Попробовать сделать это беззвучно, с

закрытым ртом. Легче, быстрее, еще быстрее! (10-15 секунд.)

«Лев». Дотянуться языком до подбородка. Еще дальше! (Повторить 6 раз.)

Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти:

— сидя, руки подняты вверх;

— сжать кисти в кулак;

— разжать кисти.

Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп

средний.

Упражнение для снятия утомления с мышц туловища:

— стойка, ноги врозь, руки на поясе;

— повернуть туловище направо;

— повернуть туловище налево.

Повторить 4-6 раз. Темп средний.

Упражнение для мобилизации внимания:

— стоя, руки вдоль туловища;

— правую руку на пояс;

— левую руку на пояс;

— правую руку на плечо;

— левую руку на плечо;

— правую руку вверх;

— левую руку вверх;

— хлопки руками над головой;

—опустить левую руку на плечо;

—правую руку на плечо;

—левую руку на пояс;

— правую руку на пояс;

—хлопки руками по бедрам.

Повторить 4-6 раз. Темп — 1 раз медленный; 2-3 раза — средний; 3-4 — быстрый; 1-2 —

медленный.

Гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко

Пальминг

Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца (и правой, и

левой руки) – на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так,

чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились кромешной тьме. Локти

поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, Глову не наклонять. Под ладошками

темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться.

Что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.

Верх-вниз, влево-вправо

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до

десяти.

Круг

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом

против часовой стрелки.

Квадрат

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла

в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть

в углы воображаемого квадрата.

Покорчим рожи

Учитель

предлагает

изобразить

мордочки

различных

животных

или

сказочных

персонажей. Гримасочка ежика – губки вытянуты вперед – влево – вправо – вверх-вниз,

потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-

ягу, бульдога, волка, мартышку и т.д.)

Рисование носом

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза.

Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать

своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель

может конкретизировать задание в соответствии с темой урока).

Расширение поля зрения

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком

следит свой глаз: за правым пальцем – правый глаз, за левым – левый. Развести пальчики

в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие

места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним

левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.

Часики

Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик – по часовой стрелке, а правый –

против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в

обратную сторону. Поочередно проследить за движением указательного пальца левой

руки, а затем – правой.

Гимнастика для улучшения слуха

Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и

скатывая ушко. Ушки должны стать теплыми.

Найдите ямочку возле козелков. Нажали на ямочку сразу обоих ушек – отпустили,

нажали, отпустили.

Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.

Массируем круговыми движениями все ухо, в одну сторону, в другую сторону.

Массировать нужно одновременно оба уха.

Сделали веточку из безымянного и указательного пальцев, засунули туда свои ушли и –

вверх-вниз, вверх-вниз – так, чтобы передняя и задняя стороны ваших ушек хорошенько

массировались.

Начинаем дергать себя за ушки – сначала 20 раз вниз, а потом беремся за серединку и

дергаем вверх тоже 20 раз.

Снова возьмитесь за мочку уха и хорошенько ее помассируйте.

Потяните ушки в стороны – снова 20 раз.

Теперь выгибаем их вперед, а затем в обратную сторону (20 раз).

Упражнения для позвоночника

Упражнения для шейного отдела

1.Стоя или сидя. Плечи и затылок прижаты к стене. Подбородком пытаться

коснуться груди, не отрывая затылка от стены. Подержать 5-10 секунд,

повторить 3-5 раз. Дыхание произвольное.

3.2. Прикрепить к стене лист бумаги. Зажатым зубами карандашом рисовать

цифры от 1 до 30 или буквы алфавита.

Отжимания

1. Отжимания, стоя от стены максимально соединив лопатки. Туловище

движется только за счет сгибания и разгибания рук в локтевых суставах.

2. Отжимания от стола, стула.

Упражнения для дыхания

1. Плавно, глубоко сделать вдох через нос до упора, задержать на 5-10 секунд,

резкий выдох через рот до конца. Задержать дыхание для выполнения

упражнений №№ 1 и 2 на 5-10 секунд.

2. Диафрагмальное дыхание: во время вдоха - живот надуть максимально,

выдвинуть брюшную стенку вперед; во время выдоха - живот втянуть в себя

(рекомендуется выполнять непосредственно перед сном, лежа в постели, после

теплого душа или ванны).

Весь комплекс упражнений выполняется в течение 5-7 минут.

Упражнения следует повторить после физической нагрузки или длительного

пребывания в неудобной позе. Предлагаемый комплекс хорошо сочетать с

общей физической подготовкой.



В раздел образования