Напоминание

"Индивидуализация образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся (Из опыта работы)"


Автор: Лаптева Татьяна Ивановна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СШ № 41 им. М.Ю. Лермонтова города Липецка
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: статья
Тема: "Индивидуализация образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся (Из опыта работы)"
Раздел: полное образование





Назад




Индивидуализация образовательного процесса на основе

учебно-исследовательской деятельности учащихся

(Из опыта работы)

На

современном

этапе

модернизации

школьного

образования

только

совместная

реализация

образовательных

и

воспитательных

задач

с

использованием

современных

образовательных

и

педагогических

технологий

может

привести

к

достижению

намеченных

целей.

Поэтому

одним

из

важнейших

условий

повышения

эффективности

учебного

процесса

является

организация

учебной

исследовательской

деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые

не только помогают школьникам лучше справляться с требованием программы, но и

развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности

в целом.

Значимость

процесса

исследования

неоднократно

подчеркивали

в

своих

работах Я.А.Каменский, Ж-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег. В книге Ф. Гансберга

«Творческая работа в школе», переведенной с немецкого языка и изданной в 1913 году,

прямо говорится, что «…всякое знание имеет значение лишь постольку, поскольку оно

может быть применено к современности и к будущему, к нашей жизни и к развитию

человечества».

Разнообразие тем, обсуждаемых на уроках английского языка, ориентированы на

раскрытие личный интересов детей, осознание себя в обществе, осмыслении истории и

культуры своей страны в сравнении с культурой и историей других стран и народов.

Содержание

учебников

предоставляет

огромные

возможности

для

исследовательской

деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать

индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь.

Осознавая

важность

патриотического

воспитания

современной

молодежи

как

залога будущего нашей страны, в своей педагогической практике я попробовала решить

заявленную

проблему

путем

вовлечения

детей

в

исследовательскую

деятельность.

Элементы исследовательской деятельности на уроках английского языка уже ввожу в

начальной

школе. Надо уточнить, что полноценное учебное исследование невозможно

вместить в рамки традиционного урока, однако отдельные элементы исследовательского

метода отрабатывать можно. Индивидуальные и групповые исследовательские работы и

работы с элементами исследований могут представлять ученики начиная с 4 класса.

Работы выполняются в течение года, оформляются в виде статьи, доклада, рассказа.

Так появилась работа «Мораль как способ передачи народной мудрости в русских и

английских

сказках,

баснях

и

пословицах».

Это

исследование

продолжалась

на

протяжении

двух

лет.

Конечно

без

личной

заинтересованности

в

поиске

и

анализе

информации результат не был бы успешным. Все, что изучается, должно стать для ученика

личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний.

В нашей школе существует пионерская организация и дети очень ответственно

готовятся

стать

пионерами.

Результатом

изучения

истории

скаутского

и

пионерского

движения появилась исследовательская работа «Будь готов!» («Be Prepared!»), в которой

была

изучена

история

создания

первой

пионерской

организации

завода

«Свободный

сокол» города Липецка. Для активизации исследовательской деятельности у младших

школьников

и

формирования

мотивации,

целесообразно

их

знакомство

с

исследовательскими работами старшеклассников.

Обсуждая на уроках темы о любимых занятиях и свободном времени учащихся, об

их представлении будущей профессии, мы пришли к написанию работы и презентация

«Лошадь в истории Липецкого края» на русском и английском языках.

Чтобы выполнить исследование, недостаточно информации, полученной в курсе

изучения предметов школьного курса. Углублять и дополнять знания обучающиеся могут в

рамках

дополнительных

(элективных)

занятий,

индивидуальных

занятий

с

учителем-

наставником, самостоятельно.

Во

время

исследовательской

работы

каждый

ученик

имеет

возможности

реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою

компетентность, ощутить успех. В ходе работы над учебным исследованием возможно и

целесообразно

развитие

следующих

исследовательских

умений:

понимание

сущности

проблемы

и

формулирование

проблемного

вопроса,

формулирование

и

обоснование

гипотезы,

определение

задач

исследования,

отбор

и

анализ

литературных

данных,

проведение

эксперимента

или

наблюдения,

фиксирование

и

обработка

результатов,

формулирование

выводов,

оформление

отчета

о

выполнении

исследования.

А

также

развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового

сотрудничества,

совместная

выработка

способов

действий,

публичная

презентация

работы.

В процессе поиска информации для написания работы ученик приобретает навыки

работы с каталогами в библиотеке, в архивах, классификации и систематизации материала,

знакомится с основами оформления текстовых документов, учится выделять главное,

анализировать данные и делать выводы. Это помогает глубже разобраться в теме, усвоить

ее,

вырабатывает

навыки

организованности

и

целеустремленности,

необходимые

при

изучении

любого

предмета.

Удачей

любого

исследователя

является

находка

нужного

документа, который проливает свет на целый пласт в судьбе человека, истории семьи или

края. Так была создана исследовательская работа «Жизнь и воинский подвиг генерал-

лейтенанта А.С. Жемчужникова», в результате которой мы нашли неточности в дате

смерти героя и доказали это архивными документами.

Мои наблюдения показали, что часто учеником движет сочетание различных

видов

внутренней

мотивации.

Разумеется,

наиболее

значимые

для

успешной

познавательной деятельности две мотивации: по результату и процессу деятельности.

Если

сама

эта

деятельность

становится

личностно

значима

для

ученика,

будет

формироваться и внутренняя мотивация деятельности.

Научно-исследовательская

работа

позволяет

открыть

способности

к

изучаемому предмету, и, зачастую, побуждает самооткрытие собственных способностей и

возможностей. Это первая ступень к самореализации личности. Так работа и презентация

«Реклама как зеркало жизни» (По страницам Липецких курортных газет), выполненная

учеником выпускного класса позволила не только больше узнать об истории Липецкого

края, но и доказала и объяснила некоторые тезисы в работе совсем другого ученика. Было

интересно услышать защиту этих исследований на школьной конференции.

Такая работа позволяет учащимся создать целостное представление о природе

и народах России, ощутить себя неотъемлемой частичкой большой страны, осознать свою

значимость

и

ответственность

за

происходящие

в

ней

перемены.

Эта

работа

имеет

огромное воспитательное значение для формирования патриотической и нрав ственной

позиции

подростка. В

ходе

исследовательской

деятельности

у

учащихся

происходит

становление субъектности. Например, работа «Специфика употребления англоязычных

слов на примере рекламы в г. Липецке» позволила не только лучше ознакомиться с

англоязычными заимствованиями, но и по новому посмотреть на целесообразность их

использования в рекламе в городе.

Таким

образом

через

исследовательскую

работу

с

включением

регионоведческого компонента по изучению прошлого своего родного края, города, села,

своей семьи идет осознание себя частью страны, способной повлиять на ее развитие.

Станут ли дети истинными патриотами своей страны, духовно-нравственными людьми,

знающими

и

любящими

свое

Отечество,

дорожившими

традициями,

радеющими

о

п р о ц в е т а н и и

Р о д и н ы

э т о

з а в и с и т

о т

н а с .



В раздел образования