Автор: Лисицына Светлана Игоревна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МАОДО "ДШИ им. А.В.Ливна"
Населённый пункт: с.Большетархово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Методические заметки по сравнительному анализу редакций Хорошо темперированного клавира И.С. Баха».
Раздел: дополнительное образование
Муниципальная Автономная организация Дополнительного образования
«Детская Школа Искусств имени А.В. Ливна» пгт. Излучинск.
«Методические заметки по сравнительному анализу редакций
Хорошо темперированного клавира И.С. Баха».
Автор:
Лисицына Светлана Игоревна
Преподаватель фортепиано
МАОДО «ДШИ им. А.В. Ливна»
с. Большетархово 2024 год
«Для пользы и употребления жадного до учения
музыкального юношества, как и для особого
времяпрепровождения тех, кто уже преуспел
в этом учении; составлено и изготовлено
Иоганном Себастьяном Бахом»
Во всей мировой музыкальной литературе для фортепиано не
найдется, пожалуй, сочинений, которые исполнялись бы так часто, как
Хорошо темперированный клавир И.С.Баха. Его играют и начинающие
музыканты и крупные мастера. Роберт Шуман в своих напутствиях ученикам
писал: «Играй усердно фуги больших мастеров, и прежде всего Иоганна
Себастьяна Баха; «Хорошо темперированный клавир»
должен стать твоим
хлебом насущным».
ХТК Баха принадлежит к тем произведениям, которые составляют
обязательную программу в курсе обучения игре на фортепиано. Подобно
тому, как предмет строгого контрапункта при обучении композиции нацелен
на то, чтобы научить студента сочинять несколько горизонтальных линий в
одновременности, музыка Баха учит пианистов линеарно-горизонтальному,
т.е. полифоническому мышлению.
Монументальный баховский цикл прелюдий и фуг «Хорошо
темперированный клавир» (ХТК) справедливо считается одним из высших
достижений музыкального искусства.
Интерпретация сочинения, его исполнение неотделимо от стиля
композитора, а также от эпохи, в которую ему довелось жить и творить.
Исполнительские эталоны и традиции баховской интерпретации утратились,
и каждое последующее поколение исполнителей вносило в нее свои
коррективы.
Ни одно из музыкальных произведений прошлого не вызывало в своем
истолковании и издании столько затруднений и редакций, как ХТК.
Этому способствовали два обстоятельства:
1.
Почти полное отсутствие в оригинальных рукописях Баха обозначения
темпов, характера исполнения и динамических нюансов (композитор
создал цикл, как сборник технических упражнений, поэтому в нотах
зафиксирован минимум обозначений), т.е. Urtext*;
2.
Существование ряда рукописей-автографов и копий, расходящихся в
самом нотном тексте.
*Уртекст (нем. Urtext) – издание музыкального произведения (преимущественно в области
академической музыки), в задачи которого входит наиболее точное отражение первоначального
композиторского замысла во всех его деталях – особенно в области темпов и фразировки.
Первыми полными публикациями
Хорошо темперированного клавира
считаются издания Георга Негели (Лондон) и Шарля Ришо (Париж),
осуществленные в конце 18 века.
Важной вехой на пути издания цикла явилась редакция К.Черни
(1837г., Лейпциг). Это первая инструктивная редакция, содержащая
наставления к исполнению всего цикла. Она снабжена продуманной
аппликатурой, которая основывается на двух моментах:
1. Чтобы руки чувствовали себя как можно более удобно и спокойно.
2. Чтобы каждый голос был независим от другого и, в то же время,
был достаточно связанным и последовательным в своем продвижении.
Были обозначены темпы, характер исполнения, нюансы, артикуляция.
Все это было сделано впервые и уже по одному этому заслуживает
признания. Этой редакции свойственны недостатки со стороны текста,
сглаживание гармонических «шероховатостей», бесчисленные cresc. и dim.,
чуждые Баху «манерные» штрихи.
Редакция В.Бёкельмана (1838г.) – ясное аналитическое изображение
фуг, путем раскраски в печати разных голосов, плюс особое начертание
нот.
Редакция Т.Таузига (1876г.) близка к редакции Черни, редакция
Э.ДАльбера (около 1900г.) далека от стиля Баха.
Редакция Г.Бишофа (1876г.) – образцовое издание. Редактор проверил
штрихи по автографам, снабдил аппликатурой, правилами расшифровки
украшений. В текстологическом отношении – это наиболее точное и
исчерпывающее издание.
Редакция Ф.Бузони (1894-1897г.г.) – центр тяжести в области
интерпретации. Текст снабжен обильными исполнительскими ремарками,
указаниями, сопровождается обширными комментариями. В них –
изложение пианистических принципов Бузони, его взглядов на природу
фортепианной игры, технических проблем. Ф.Бузони стремился сделать
истолкование «крупным по плану, широким и крепким, скорее более
жестким, чем слишком мягким».
Недостатки редакции: тенденция к крупному, мужественному
исполнению привела к нарочитости интерпретации и жесткости звучания,
увлечение non legatной игрой – принципиальный отказ от пения на
фортепиано, превративший некоторые поэтические прелюдии и фуги сухие
этюды на различные виды техники.
Редакция Б.Муджелини (1890-1910г.г.) и А.Казелла (1922-1930г.г.) не
ставят перед собой особых текстологических задач, а идут по пути
частичных исправлений. Так, А.Казелла дает краткие характеристики
эмоционального склада содержания каждой прелюдии и фуги , а
Б.Муджелини заменяет их краткими сведениями о составных элементах
фуги, что немаловажно при учебном прохождении цикла.
Редакция Б.Бартока – это тщательно подготовленный текст,
снабженный всеми видами исполнительских указаний. Ясные и точные
примечания, объяснение членения произведения, партитурное изложение
некоторых фуг. Редакционные правки Бартока относительно фразировки,
артикуляции, ритма, темпа, динамики приводит к изменению строгих линий
оригинала; множество cresc. и dim. придают романтичность, напоминая
редакцию Черни.
Грамотное прочтение содержания ХТК неотделимо от знания того
круга образов и художественной картины мира, которые были характерны
для «баховской» эпохи – эпохи барокко. Искусство этого времени, а
особенно если речь идет о Бахе, было насквозь пропитано религиозной
символикой. Оно было проповедническим по своей сути, то есть очень
эмоциональным, но при этом выражение эмоций было связано не с
исповедью души, столь характерной для романтиков, а со стремлением
убеждать и учить добру.
ХТК, 2 том, Прелюдия и фуга Ми-бемоль мажор.
Прелюдия
отличается мягким, ласковым характером, написана в духе
сицилианы, а не в духе жиги, как полагает Риман.
Звучание лютни. После короткого (4 такта) проведения основного
мотива начинается изложение в более длинных линиях. Протяженность – 71
такт. Структура 3-х частная: по Бартоку 16:44:11, по Бузони 24:26:21,но
развитие прелюдии столь органично, что ее следует рассматривать как
неразрывное целое. Играть прелюдию нужно просто, светло, грациозно,
несколько наивно. Казелла считает, что сюда подходит определение
Бетховена: «Более выражение чувств, чем живопись».
Темп ближе к Allegretto. Единица движения – четверть=84-92 (Барток),
четверть=84 (Черни, Бишоф), четверть=88 (Муджелини). Бузони придает
особое значение секундаккорду в 5такте от конца. По его мнению, это
своего рода «стоп!», как средство переключения равномерно текущего
движения к покою. Следует избегать вольностей и отклонений в темпе.
Основная динамика прелюдии – P и mf, звучность мягкая. Артикуляция
допускает предпочтительно простое legato.
В своей торжественно-величавой поступи
фуга
кажется мало
связанной с грациозной прелюдией. Это, по-видимому, и побудило Бузони
поменять фугу местами с однотональной фугой 1 части. Однако он ошибся,
так как эта фуга столь же мало подходит к прелюдии, как и другая. Именно
противоположность характеров связывают прелюдию и фугу в одно целое,
они тяготеют друг к другу.
Тема фуги возвышенная, благородная охватывает 4 такта. Начальный
скачок с тоники на доминанту придает ей мужественный облик. Ответ
(тональный) вступает не сразу после первого проведения, а после кадетты
(6 такт).
Фуга богата стреттными построениями. Часто встречаются
канонические проведения темы, стретты и другие контрапунктические
средства. Структура ближе к трехчастной (Бузони, Барток). Исполнять фугу
следует смело, решительно, торжественно. Темп – moderato, maestoso,
sostenuto (Бишоф, Муджелини, Барток), а не allegro (Риман). Единица
движения – половинная, а не четвертная (Черни). Скорость –
половинная=80 (Келлер). Барток рекомендует медленно половинная=74,
Бишоф и Муджелини – половинная=63, что, пожалуй, медленно. Келлер
рекомендует играть «звучно с теплотой». Казелла – «звучно, но с
металлическим оттенком», а стиле медных духовых. Барток – «фуга
органного плана» и даже заключение ее на органный лад с удвоенными
басами и верхними голосами. Динамический план определяется развитием
полифонической ткани и регистровкой.
Артикуляционные рекомендации – legato или molto legato tenuto
(Черни, Бишоф, Муджелини). Однако встречаются и другие решения.
Бодки – tenuto e portato. Барток – pesante non legato, Швейцер –
дифференцированные группы legato. Педализация необходима, но должна
быть чистой и ясной.
ХТК, 1 том, Прелюдия и фуга Ля-бемоль мажор.
Прелюдия
сочетает черты торжественной помпезности, которые
вызывают ассоциацию со стилем Генделя, с чертами «играющей» легкости.
Тема ее – свежая, приветливая, построена на ломаном аккордовом
комплексе, усложненном мордентом. Решительные движения, отточенные
паузы придают ей праздничный характер. Все произведения Баха в Ля-
бемоль мажоре отличаются праздничным светом.
Строение трехчастное (17:17:10). Исполнение не столько нежное (как
указывают Черни и Бишоф) и шутливое (Муджелини), сколько энергичное и
приподнятое. Так ее воспринимал Бузони, рекомендующий исполнять
прелюдию «с известной торжественностью». Темп ближе к Allegretto
(Бишоф, Бузони) или к Allegretto moderato (Казелла), или Moderato (Черни).
Другие темпы менее приемлемы. Единица измерения – четверть. Скорость
не должна превышать четверть=96 (лучше медленней). Динамический план
– нарастание к концу прелюдии. Артикуляция – четверть-tenuto, восьмые-
portato, морденты шестнадцатые-legato.
Фуга
четырехголосная, продолжает праздничное настроение
прелюдии, но вносит свое содержание. Тональность приобретает здесь
несколько иную психологическую окраску, праздничной торжественности
противопоставляется интимно-лирические нежные чувства. Тема лаконична
(короче двух тактов), народно-песенного, пасторального склада. Но она
имеет и отголоски праздничного настроения прелюдии. Построенная на
аккордовых звуках – тоники и субдоминанты – она звучит как звонкие,
резонирующие удары колокола. Ответ – тональный. Противосложение
равномерно по движению (как перезвон маленьких колоколов).
Ответ вносит изменения в последовательность интервалов темы.
Примечательны многочисленные пространные интерлюдии, построенные на
постоянно движущейся мелодической фигурации. Эта фигурация составляет
в своем непрерывном течении секвенций и имитаций тот подвижный фон, в
который как бы вкрапливается короткая тема покойного характера
(Золотарев). На противопоставлении короткой темы и медлительно
спускающихся секвенций построена фуга. Немалую роль в ее развитии
играет применение двойного контрапункта (т.т. 11-12) дуодецимы в
трехголосном вертикально подвижном контрапункте.
Исполнение фуги должно быть широким, праздничным, плавным. Темп
ближе к Andante (Черни, Лонго) или Moderato (Бишоф, Бузони,
Муджелини). Единица движения – четверть=60 (Черни, Бишоф) =66
(Муджелини).
Динамический план – нарастание к концу до ff. Артикуляция темы –
sempre legato (Черни, Муджелини), либо восьмые – tenuto, все остальные –
legato (Бузони, Казелла).
ХТК, 1 том, Прелюдия и фуга Фа мажор.
Прелюдия –
в характере двухголосной инвенции. Изящество и
грациозность сочетается в ней со строгостью и точностью изложения,
идиллическая созерцательность – с бодрым танцевальным началом.
Тональный план препятствует возникновению разнеженности.
Мелодическое содержание прелюдии развертывается из мотива начала
(аккордовая, гармоническая идея). Форма почти не поддается членению.
Исполнение должно быть цельным, грациозным, но, в то же время,
достаточно определенным.
Надо остерегаться излишне быстрого темпа. Обозначение Черни –
четверть=88 ошибочно. Необходимо «бодрое усердие, но без спешки»
(Риман), четверть=66 (Келлер), четверть=76 (Риман, Муджелини) ближе к
истине.
Артикуляция – ровное leggiero (non legato) с применением staccato в
парии левой руки. Первая нота украшения всегда берется с первой нотой в
партии левой руки. Полезна в техническом отношении – помогает развитию
независимости пальцев, легкости и точности движений; встречаются трели;
упругое staccato. Прелюдия связывает все эти приемы в единое целое.
Фуга
трехголосная. Примыкает по характеру к прелюдии, но более
упругая, танцевальная. Тема фуги, да и вся она, выдержана в движении
паспье (по ритму можно сравнить с менуэтом). Характерная особенность –
варьирование во второй половине. Ответ (тональный) вступает в фугу не
сразу после окончания темы, а лишь после перехода (связки или кадетты),
состоит из ровных шестнадцатых. При вступлении темы он вливается в
противосложение, которое продолжает движение шестнадцатых и
способствует текучести.
Строение трехчастное (Риман, Бузони 35:20:17), но существует и
другое членение. Исполнение фуги должно быть простым, веселым. Темп –
ближе к Allegretto (Черни, Таузиг, Бишоф, Бузони, Муджелини)
четверть=60-66.
Артикуляция темы: а) первые пять нот portato tenuto, остальные legato
(Муджелини, Барток); б) первые пять нот portato tenuto, остальные non
legato (Казелла, Бузони); в) затакт – portato, первые две восьмые legato,
третьи – staccato, остальные legato (Бодки); г) затакт слигован с последней
нотой, остальные восьмые staccato, шестнадцатые legato (Черни, Таузиг), но
это не соответствует танцевальному характеру темы.
ХТК, 1 том, Прелюдия и фуга Си мажор.
Прелюдия
– лирически-пасторальное настроение. Слова Ф. Листа о 2
ч. До-диез минорной сонаты Бетховена подходят и к этой прелюдии:
«Цветок между двумя пропастями». Светлый колорит, свежие весенние
интонации – радость от общения с природой. Начальные такты – мягкий
душевный покой. Плавно развертываясь, прелюдия из трехголосной
становится четырех, пятиголосной (в сущности она написана в стиле
трехголосной инвенции).
Прелюдия с трудом поддается членению: 5:9:5. Бузони называет
прелюдию «этюдом на звучность и настроение». Теми плавный, певучий,
подвижный, но не скорый. Лучше Allegretto (Черни, Бишоф). Единица
движения четверть. Скорость движения=80 (Муджелини, Бишоф).
Фуга
четырехголосная. Она непрерывно связана с прелюдией образно
и тематически. Тема вступает на тонике со слабой доли и буквально
повторяет первые ноты прелюдии. Тональный ответ вступает на последней
ноте темы. Фуга имеет два противосложения, сходных по типу движения.
Тональный план не отличается разнообразием. Т и Д – почти все
проведения темы. Один раз в S сфере. Встречаются обращения темы. Темп
ближе к Andante (Черни, Бишоф, Бузони, Муджелини). Allegro energico
(Д,Альбер) – ошибочно.
Единица движения четверть (а не восьмая, как у Черни). Скорость
четверть=60.
Артикуляция либо legato для всех нот (Муджелини), либо первые
четыре ноты portamento, остальные legato (Бузони, Казелла). Рекомендация
Черни разбить тему на две группы legato вряд ли оправдана. Трель (второй
такт) – с началом и короткой остановкой на главной ноте – может быть
добавлена при каждом проведении темы, но это довольно сложно.
Использованная умело и легко, педаль уместна в исполнении.
ХТК, 2 том, Прелюдия и фуга ре минор.
Прелюдия
– энергичная, оживленная, изложена двухголосно.
Тематический материал – влияние инструментального стиля Вивальди.
Четкий ритм, непрерывное волнообразное движение шестнадцатых, резко
очерченные аккордовые фигурации восьмых, тихое движение на фоне
легкого сопровождения (т.т. 18-25), делают музыку сходной с виртуозным
этюдом танцевального характера или с финалом инструментального
концерта. Прелюдия представляет собой две части с кодой на органном
пункте (т.т. 57-61). 1 ч. Разделяется на три раздела, которые во 2 ч.
Достаточно симметрично повторяются.
Исполнение прелюдии представляет определенные трудности:
точность, блеск. Темп – Allegro vivace (Черни, Бишоф, Муджелини) или
Allegro veloce (Бузони). Единица движения – четверть. Скорость
четверть=120. Начало прелюдии – на форте, конец на пиано и пианиссимо.
Артикуляция допускает различные решения, но предпочтительней
poco legato или non legato для шестнадцатых (Бузони, Муджелини), staccato
или non legato для восьмых (Таузиг) и tenuto для четвертных.
Фуга –
мир романтического настроения. Появляется ниспадающая
хроматика, которую Бах использует в моменты печали и скорби. Вместе с
тем фуга примыкает к прелюдии. Она продолжает волнообразное движение
прелюдии и даже усиливает его с помощью начального разбега темы
(триоли-шестнадцатыми), которому противостоит постепенный спуск
восьмых.
Тема состоит из двух противоборствующих сил: одна неудержимо
влечет вверх; другая – смягчает разбег мерным хроматическим спуском.
Противосложение, контрапунктирующее реальному ответу, связано с
обоими элементами темы, как бы лавирует между ними.
В развитии фуги важное значение имеют: начало темы, которое
проводится в прямом движении и в обращении, и контрапунктический
мотив.
В фуге встречаются стреттные обращения темы, а также во второй
половине – канонические проведения темы и противосложения.
Структура двухчастная. Бузони делит ее на три части 9:4:14, но
допускает и 9:18. Исполнение: сочетание энергии, порыва с глубоким
чувством.
Темп – подвижный, но не скорый: Allegro moderato (Бузони,
Муджелини) предпочтительней Allegro vivace (Черни) или Moderato (Таузиг,
Бишоф). Единица движения – четверть. Скорость четверть=80. Основная
динамика f и mf. Артикуляция темы – legato (Черни, Таузиг). Бузони
рекомендует плавно спускающиеся хроматизмы связывать посредством
скольжения пальцев, так как это позволяет помочь подкладыванию 1-го
пальца, предохраняет от ненужного беспокойства и придает пассажам
особую ясность.
В задачу автора заметок не входил разбор Хорошо темперированного
клавира. Выбор редакции – методические предпочтения каждого педагога.
Приведенные выше примеры – возможность проанализировать характер,
форму, стиль, аппликатуру, методы работы над прелюдиями и фугами,
наиболее часто исполняемыми в музыкальных училищах. Работа над
полифонией – важнейший момент в формировании музыканта. Именно в
ней проявляется умение исполнения многоголосия, «слышания» всей
фактуры интонирования. Полифония является наиболее существенной
частью в подготовке будущего преподавателя фортепиано и исполнителя.
К.Ф.Д. Шубарт писал: «Себастьян Бах был гением в высшей степени.
Его ум столь своеобразен, столь огромен, что потребуются столетия, чтобы
наконец приблизиться к нему».
Литература
1.
Копчевский Н.А. «Клавирная музыка» Музыка, 2011.
2.
Браудо И. «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе» /Браудо И.//
Классика-XXI.-2001
3.
Друскин М. «Концепции творчества и личности И.С.Баха в исторической перспективе»
Москва «Музыка», 1982
4.
Галацкая В. «И.С.Бах», «Музыка», 1966
5.
Эмери Уолтер «Орнаментика Баха» Пер.с англ. и вступ. ст. А.Майкапара, М. «Музыка»,
1996
6.
Чугаев А. «Особенности строения клавирных фуг Баха», Музыка, 2012
7.
Носина В.Б. «Символика музыки И.С.Баха и ее интерпретация в «Хорошо
темперированном клавире», М. ГМПИ 1991
8.
Калинина Н. «Клавирная музыка Баха в фортепианном классе» Москва. Классика XXIЮ,
2006.
9.
Schubart Ch.Fr.D, Idttn zu einer Asthetik der Tonkunst, hrsg. Von J.Mainka. Leipzig 1977.