Автор: Якушева Ирина Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДХШ г. Минусинск
Населённый пункт: Красноярский край, г. Минусинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Выразительные средства композиции
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка на тему: Выразительные средства композиции
Композиционный центр. Это место на изображении благодаря которому вся
информация в конкретной композиции упорядочена определенным образом, и подчинена
этому месту, упорядочена таким образом чтобы подчеркивать эту доминанту, и
выпячивать ее как основной и самый важный элемент композиции. композиционный
центр является элементом который держит на себе всю конструкцию определенной
композиции, (в том числе и смысловую, если рассматривать композицию с семиотической
точки зрения, когда любое явление рассматривается как знаковая система, составляющая
определенный текст, который можно прочитать, и или расшифровать, зная по каким
правилам составлялся данный текст) если убрать доминанту композиция рассыплется, и
превратиться
в
нагромождение
бессмысленных
элементов,
которых
ничто
не
связывает (не надо путать отсутствие композиционного центра, с композиционной
паузой, последняя не является отсутствием центра, просто роль центра выполняет
пустота.
В композиции важно все - масса предметов, их зрительный "вес", размещение их
на плоскости, выразительность силуэтов, ритмическое чередование линий и пятен,
способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое. Распределение
светотени, цвет и колорит картины, позы и жесты героев, формат и размер произведения и
многое другое.
Построение картины можно рассчитать заранее. Постоянные упражнения в
композиционном искусстве развивают композиционные навыки, можно научиться
приемам построения композиции. Таким образом, средства композиции – это все, что
необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе
их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.
Создавая произведение искусства, то есть гармонию, необходимо выполнить два
ее непременных условия: первое — равновесие, второе — единство и соподчинение.
Таковы основные законы композиции
Единство-Основной
принцип,
обеспечивающий
целостность
произведения.
Благодаря этому принципу сложное выглядит не как конгломерат из разрозненных частей,
а
как
связное
целое.
Композиция
выступает
как
система
внутренних
связей,
объединяющая все компоненты формы и содержания в единое целое.
Для
того,
чтобы
композиция
стала
выразительной,
она
должна
иметь
композиционный центр, доминанту, которая может состоять из нескольких элементов или
одного большого, это может быть свободное пространство - композиционная пауза.
Приемы композиции.
Ритм-это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.
Важнейшим признаком ритма является повторяемость элементов (форм) и интервалов
между ними. Ритмические повторы могут быть равномерными, убывающими или
нарастающими.
Динамика. Динамичной принято считать односторонне активно направленную
форму. Это свойство композиции связано с пропорциями и отношениями величин. При
равенстве отношений для нее характерна статичность, а при контрасте их создается
динамизм, при этом зрительное движение получается в направлении большей величины.
Статика.
Статичность
–
это
подчеркнутое
выражение
состояния
покоя,
незыблемости, устойчивости формы во всем ее строе, в самой геометрической основе
Симметрия.
Симметрия
–
это
тождественное
расположение
элементов
относительно точки, оси или плоскости симметрии, воспринимаемое глазом как особый
вид упорядоченности равновесия и гармонии.
Асимметрия. Асимметрия – это вариант композиции, сочетание и расположение
элементов которой не подчиняется точкам, осям, плоскостям симметрии.
Контраст Контраст–резкое различие элементов, предметов, форм и их свойств
последующим параметрам: размер, форма, тон, цвет, положение в пространстве и т.д
Нюанс несет в себе едва заметный, плавный переход. Нюансирование - это то
основное, что при всех других положительных качествах делает вещь элегантной, а
композицию - завершенной, высшего эстетичного уровня. Композиция, лишенная
контрастов, невыразительна. Композиция, лишенная нюансов, груба.