Напоминание

Актуальные проблемы правового регулирования занятости и трудоустройства


Автор: Асадуллина Альбина Зиннатовна
Должность: специалист направления профессиональной подгоовки группы по работе с личным составом
Учебное заведение: НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: научно-исследовательская работа
Тема: Актуальные проблемы правового регулирования занятости и трудоустройства
Раздел: высшее образование





Назад




Тема научного исследования: «Актуальные проблемы правового

регулирования занятости и трудоустройства».

Объектом исследования

являются

совокупность

общественных

отношений в сфере занятости и трудоустройства населения.

Предметом исследования

являются

нормы

трудового

законодательства,

регулирующие

общественные

отношения

в

сфере

трудоустройства и занятости.

Цель исследования

заключается

в

комплексном

изучении

действующего

законодательства

и

судебной

практики,

изучении

особенностей правового регулирования отношений в сфере занятости и

трудоустройства, выявлении наиболее важных проблем и выработка на этой

основе предложений по возможному совершенствованию законодательства.

Правовое регулирование занятости и трудоустройства является одной

из

важнейших

сфер

государственного

управления,

направленной

на

обеспечение

стабильности

рынка

труда,

защиту

прав

работников

и

работодателей, а также создание условий для экономического развития. В

Российской Федерации данная сфера регулируется рядом нормативных

актов, среди которых ключевым является Трудовой кодекс Российской

Федерации, а также федеральные законы и подзаконные акты. Однако

динамичные

изменения

в

экономике

и

обществе

ставят

перед

законодательством новые задачи и проблемы.

Среди

ключевых

вызовов

можно

недостаточную

защиту

прав

работников

в

условиях

экономической

нестабильности,

а

также

необходимость адаптации законодательства к новым формам занятости,

возникающим в результате цифровизации. Кроме того, демографические

изменения,

такие

как

старение

населения

и

снижение

численности

трудоспособного населения, требуют пересмотра подходов к регулированию

занятости. В данной статье мы проанализируем актуальные проблемы

правового регулирования занятости и трудоустройства в Российской

Федерации и предложим пути их решения.

В сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации

рынок

не

может

оказать

автоматического

влияния

на

процесс

саморегулирования и трудоустройство населения. В России органами власти

проводится регулирование занятости населения при помощи применения

различных форм, средств и методов, которые прямо или косвенно

воздействуют на население и стимулируют пробуждение их интересов в

сфере самореализации человека, как одного из механизмов рыночной

системы. Обеспечение населения рабочими местами является одной из

приоритетных задач, которая стоит перед правительством РФ.

Актуальность темы определена особой значимостью современного

состояния проблемы обеспечения занятости населения нашей страны как

цели государственной политики РФ. Оказание гражданам помощи, как со

стороны государственных органов, так и со стороны негосударственных

организаций в поиске работы (определенного вида занятости) является

важным элементом механизма обеспечения трудовой занятости населения,

т.е. трудоустройства. В этой связи, полагаем, что создание в нашей стране

цивилизованного рынка труда, который позволит с одной стороны гражданам

оперативно найти подходящую для них работу с необходимыми условиями

труда, достойной заработной платой, а с другой стороны работодателям

найти работников необходимой квалификации, будет невозможно без

наличия грамотно построенной системы трудоустройства.

На

сегодняшний

день

действует

обширная

многоуровневая

нормативно-правовая база о занятости и трудоустройстве. Вместе с ними

существуют

и

функционируют

целый

ряд

государственных

и

негосударственных органов, которые оказывают гражданам помощь в

трудоустройстве. При этом процесс обновления нормативно-правовой базы,

связанный с изменившимися после мирового экономического кризиса

условиями,

еще

не

завершился,

более

того

многие

существующие

нормативно-правовые акты, как и практика их применения требуют

пересмотра,

в

основе

которого,

должен

лежать

научный

анализ

существующих правовых проблем занятости, трудоустройства и выработки

конкретных обоснованных предложений.

В настоящее время одной из наиболее острых социальных проблем

общества является проблема безработицы выпускников профессиональных

учебных заведений. Молодежный рынок труда характеризуется негативными

тенденциями: спрос на молодую рабочую силу, не имеющего опыта работы и

дополнительных навыков очень мал, растут масштабы регистрируемой и

скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность.

По

этим

причинам

трудоустройство

молодежи

является

сложной

и

актуальной проблемой в современных реалиях. Руководство Российской

Федерации ранее прилагало усилия для решения проблемы трудоустройства

молодежи и гарантировало: содействие трудоустройству и занятости

студентов, аспирантов, выпускников образовательных учреждений.

В

сложившихся

современных

условиях,

получило

широкое

распространение

трудоустройство

молодежи

на

рабочие

места,

не

требующие полученных ими профессиональных знаний, что указывает на

существующие проблемы недостаточной координации между системой

обучения и рынком труда. Наименее востребованными на рынке труда среди

выпускников

высшего

профессионального

образования

являются

специалисты,

получившие

профессии:

а)

менеджера

4,5

%;

б)

преподаватели гуманитарных дисциплин – 12,2 %; в) экономисты – 17,7 %; г)

юристы – 12,4 %

63

. Можно говорить, что действующее законодательство не в

полном объеме предусматривает меры по защите молодежи от безработицы,

в том числе и в отношении выпускников профессиональных образовательных

учреждений и образовательных учреждений высшего образования.

Одним из способов решения проблемы трудоустройства и занятости

молодежи является квотирование рабочих мест для молодежи. Нормы

подобного содержания в свое время принимались и действовали практически

во всех экономически развитых странах в переходные и кризисные периоды,

защищая особо уязвимые категории молодежи. Инициатива их принятия, в

первую очередь, исходила от государства, в чем выражалась его социальная

функция, направленная на сглаживание противоречий в обществе, на

достижение компромисса. В силу этого, материальное обеспечение закона

опять же возлагалось на государственный бюджет, при этом всегда

учитывались реальные возможности и обстоятельства. Сегодня выпускники

вузов, ссузов и ПТУ являются именно уязвимой категорией. Отсутствие

опыта работы, стажа делает эту часть молодежи наименее привлекательной

для работодателя. Задача же государства – не найти работу для молодого

выпускника, а обеспечить его конституционное право на труд.

С целью обеспечения гарантий в части трудоустройства выпускников

государственных

профессиональных

образовательных

организаций

и

образовательных

организаций

высшего

образования

представляется

необходимым

установить

квоты

рабочих

мест

для

вышеназванных

выпускников, по аналогии с инвалидами. Для реализации предложения

необходимо в Законе о занятости статью 13 дополнить пунктом 5

следующего содержания: «Квота для трудоустройства молодых граждан,

окончивших обучение в государственных и муниципальных образовательных

учреждений высшего профессионального образования и государственных

образовательных учреждений среднего профессионального образования, и

ищущих работу по профессии впервые устанавливается в размере 1 % – при

списочной численности работников организации до 100 человек; 2 % – при

списочной численности работников организации от 100 до 300 человек; 3 % –

при списочной численности работников от 300 и более человек. Под

молодыми гражданами в данной статье понимаются граждане Российской

Федерации в возрасте от 18 до 23 лет».

Так же, в связи с предложенным дополнением в законодательство,

представляется необходимым ввести и санкции за несоблюдение квот.

Санкцию

предлагается

внести

в

Кодекс

об

административных

правонарушениях Российской Федерации от 31 декабря 2001 года № 195-

ФЗ

64

(далее – КоАП РФ) через дополнение статьи 5.42.1 «Нарушение прав

выпускников

государственных

и

муниципальных

образовательных

учреждений высшего профессионального образования и государственных

образовательных учреждений среднего профессионального образования в

области трудоустройства и занятости», в которой должностные лица

работодателя в случае отказа в приеме на работу выпускников, будут нести

административную

ответственность

в

виде

предупреждения

или

административного штрафа.

Для решения проблем трудоустройства и занятости молодежи так же

возможно обратиться к прошлому опыту решения проблем молодежи в

России, по возможности позаимствовать, приобщив к современным реалиям,

удачные механизмы и способы. Во времена Советского Союза, повсеместно

была внедрена практика так называемой «работы по распределению» –

практика

трудоустройства

выпускника

высшего

учебного

заведения,

обязательного на определенный срок как для самого выпускника, так и для

работодателя. Распределение проводилось в последние месяцы обучения в

вузе – специальная комиссия распределяла выпускников по рабочим местам

на предприятиях и в организациях, нуждающихся, согласно разнарядке

соответствующих ведомств, в специалистах данного профиля. Выпускник

был обязан отработать «по распределению» три года, и только после этого

мог поменять место работы по собственному желанию. Работающий по

распределению имел особый юридический статус «молодого специалиста» –

такого работника нельзя было уволить без специального разрешения

министерства. В современных условиях можно реализовать подобную

процедуру, только не на три года, как было до того, а например, в течение

одного года. Предлагать распределение по желанию, то есть не обязательно,

а

по

собственному

обращению

молодого

специалиста.

При

таком

распределении учитывать успеваемость, творческие достижения. Данная

мера будет призвана гарантированно обеспечить пусть небольшой, но

нужный и полезный срок работы по специальности.

Одним из главных препятствий при трудоустройстве по окончании

ВУЗа для многих граждан является отсутствие опыта работы. В условиях

функционирования рынка трудовых ресурсов основным критерием в оценке

выпускников профессиональных образовательных учреждений становится их

реальная

профессиональная

квалификация

и

компетентность,

обеспечивающие конкурентоспособность и профессиональную мобильность

специалиста. Казалось бы, какой может быть опыт работы у бывшего

студента по своей специальности к концу учебы? У него не было пока

диплома, а если и имелся опыт работы, то, скорее всего, это был опыт

курьера,

разносчика,

официанта

и

другие

специальности,

обычно

предлагаемые студентам службами занятости в качестве дополнительного

заработка в период обучения. Возникает парадокс, но, к сожалению,

зачастую

данное

обстоятельство

оставляет

многих

дипломированных

специалистов без работы и вынуждает срочно менять сферу деятельности и

работать не по специальности.

Сегодня

работодатель

ставит

довольно

высокую

планку

для

соискателя, в том числе и молодым специалистам. У каждой кампании или

предприятия свои требования, но часто они представляют собой большой

список желательных качеств для своего потенциального сотрудника. Самыми

основными: наличие опыта работы, профессионализм, умение применять

полученные теоретические знания на практике, способность принимать

решения. Естественно и понятно желание работодателей иметь у себя на

работе

грамотного,

компетентного

и

ответственного

сотрудника,

но

возникает вопрос: как же приобрести опыт и соответственно наработать

профессионализм

совсем

еще

молодому

специалисту,

«вчерашнему»

студенту, если без опыта работы его не берут практически никуда? Более

того, одной из проблем является то, что многие выпускники ВУЗов,

получившие хорошую теоретическую основу в своем учебном заведении, не

в состоянии применить их на практике. Это не вопрос только какой-то

отдельной специальности или же ВУЗа, а общая проблема. Данный факт

подтверждается материалами интернет-конференции: «… более 50 %

руководителей-работодателей считают уровень подготовки выпускников

филиала и других российских ВУЗов примерно одинаковым. Среди качеств,

которых не хватает выпускникам, руководители выделили, прежде всего,

профессиональные знания. Данное противоречие можно, скорее всего,

объяснить тем, что под нехваткой профессиональных знаний руководители

подразумевают недостаток практических навыков, т.е. опыта работы».

К рассматриваемой проблеме нужен системный подход. Более того,

сама по себе тематика образования не может рассматриваться в отрыве:

а) от всей системы работы с подрастающим поколением, начиная с

младших классов;

б) в отрыве от того, как развивается экономика и какие условия

создаются для самореализации молодых граждан.

Для решения проблемы, связанной с трудоустройством выпускников

после ВУЗов, можно и даже следует обратить особое внимание на опыт

российской столицы – города Москвы. Как известно, количество столичных

ВУЗов огромно, а, следовательно, каждый год различные службы, в том

числе и государственные, сталкиваются с проблемой большого количества

заявок на трудоустройство. Руководитель столичного департамента труда и

занятости населения О.М. Нетеребский указывает, что власти Москвы

разрабатывают особую программу. Согласно ей «…выпускник столичного

вуза сможет получить работу там, где он в период студенчества проходил

стажировку». Данная идея представляется довольно перспективной и

особенно важной для нынешних выпускников. Возможность прихода в

качестве работника на место своей стажировки – это хорошее подспорье для

молодого специалиста. От него смогут выиграть все, и работодатели, и

студенты:

а) проходя стажировку в той или иной кампании студент, еще во время

учебы, начинает применять на практике, полученные теоретические знания.

б) студент имеет возможность окунуться в непосредственный рабочий

процесс и тем самым осознать принципы своей будущей специальности, что

представляется весьма проблематичным посредством лишь изложения и

выучивания учебных дисциплин.

в) у студента есть шанс проявить себя. Ответственный подход к работе,

творческое мышление, коммуникабельность и многие другие качества – это

неоспоримые доводы к тому, чтобы именно такой молодой специалист

позже, после получения диплома, получил приглашение и пришел в ту же

кампанию или организацию, в которой себя зарекомендовал.

г) умение принимать решения и ориентироваться в порой довольно

стремительно меняющихся обстоятельствах – также приобретается в ходе

практики и стажировок.

Конечно же, ничто не сможет реализоваться в полной мере без

активного участия с одной стороны ВУЗов, с другой – частных или

государственных кампаний и предприятий. ВУЗам следует корректировать

учебную программу больше под реальные навыки и умения той или иной

специальности,

которой

они

обучают

своих

студентов.

Наряду

с

фундаментальными

дисциплинами

целесообразно

вводить

также

и

прикладные, непосредственно связанные с будущей профессией молодого

специалиста. Это не говорит о том, что нужно в ущерб учебе и

основательным знаниям насаждать практические занятия или же стажировки.

Наоборот, следует наиболее сбалансировано построить учебный план таким

образом, чтобы теоретическая база непрерывно дополнялась практическими

навыками. Ведь именно так можно получить реальное представление о

профессии и на практике понять значимость и ценность полученной на

лекции информации.

Действующее законодательство в сфере занятости и образования

фактически не регулирует вопросы обеспечения первого гарантированного

рабочего места выпускникам профессиональных учебных заведений. Закон о

занятости

предусматривает

общие

положения

по

проведению

государственной политики в области содействия занятости населения, где

среди

прочих

категорий

граждан

теряются

выпускники

учреждений

профессионального

образования.

Причины

тяжелого

положения

дел

заключаются в ослаблении роли государства в сфере профессионального

образования, основными недостатками которого являются следующие

моменты:

а)

оно

по-прежнему

ориентировано

на

государственный

профессиональный образовательный стандарт, который часто не учитывает

специфику

субъекта

РФ,

структуру

его

отраслей;

б)

учреждения

профессионального образования живут сегодня в режиме выживания.

Например,

бюджеты

учреждений

начального

профессионального

образования обеспечиваются государством лишь на 35 %. По мнению М.В.

Молодцова,

причиной

неудовлетворительного

обеспечения

первого

гарантированного рабочего места выпускникам является также отсутствие

государственного регулирования прямой и обратной связи между рынком

образовательных услуг и запросами работодателей. Необходимо раскрыть

замкнутую систему профессионального образования, которая пока находится

в единоличном ведении Министерства образования и науки РФ. Его

постоянными партнерами должны стать общероссийские объединения

работодателей, Минтруд России, Минэкономразвития России и профсоюзы.

Органам государственной власти субъектов РФ нужно решать вопросы,

связанные с разработкой, финансовым обеспечением и осуществлением

государственной

политики

содействия

занятости

выпускников,

по

следующим направлениям:

а) выделение в региональных программах разделов, касающихся

занятости и трудоустройства выпускников;

б) проведение профориентации среди учащихся и студентов с учетом

развития производительных сил в регионе, реструктуризации отраслей и

предприятий, их потребности в специалистах и квалифицированных рабочих;

в) создание банка вакантных рабочих мест для выпускников по заявкам

работодателей;

г) заключение договоров между работодателями и выпускниками на

проведение производственной практики и трудоустройство.

Реализовать это возможно путем внесения дополнения в Закон о

занятости, а именно в абзац 8 пункта 2 статьи 5 после слов «трудности в

поиске работы» дополнить словами «а также поддержку в трудоустройстве

выпускников

государственных

и

муниципальных

образовательных

учреждений высшего профессионального образования и государственных

образовательных учреждений среднего профессионального образования».

Это позволит стимулировать интерес работодателей трудоустраивать у себя

молодых специалистов, так как за это законодательно предусмотрены

поощрения.

Немаловажным фактом является существующее на данный момент

возрастное ограничение до 20 лет, исключающее возможность участия в

программах по трудоустройству выпускников учреждений начального и

среднего профессионального образования в возрасте старше 20 лет. Это не

позволяет молодым гражданам после 20 лет участвовать в государственных

программах поддержки молодежи, продлевает период их безработицы и

нахождения на учете в органах службы занятости в качестве безработных.

После

окончания

обучения

в

учреждениях

начального

и

среднего

профессионального образования возраст значительной части выпускников

превышает установленные возрастные ограничения в связи с прохождением

военной службы, поступлением в указанные образовательные учреждения в

более старшем возрасте, рождением ребенка и иными причинами. С другой

стороны, в период обучения учащиеся указанных учебных заведений в

обязательном порядке, предусмотренном учебной программой, проходят

производственную практику, в организациях. Внесение изменений в абзац 6

пункта 2 статьи 5 Закона о занятости устранит содержащиеся в действующей

редакции ограничения прав граждан на труд и защиту от безработицы, а

также обеспечит равный доступ безработных гражданк государственным

услугам, предоставляемым органами службы занятости населения, расширит

возможности трудоустройства выпускников учреждений начального и

среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 23 лет

независимо от наличия трудового опыта. По расчетам введение новых

возрастных показателей увеличит на 26 % количество лиц участвующих в

государственных программах поддержки молодежи. Наличие судебной

практики так же говорит об актуальности данной проблемы. К примеру,

обращение гражданки Т.М. Савкиной в Минусинский городской суд с

жалобой на то, что она не была включена в программу по трудоустройству

выпускников

среднего

профессионального

учебного

заведения.

В

обосновании жалобы она указала, что во время прохождения обучения у нее

были роды с осложнениями, проходила медицинскую реабилитацию и по

этой причине смогла закончить обучение только в возрасте 21 года. Суд

встал на сторону Т.М. Савкиной и обязал включить ее в программу для

молодых специалистов города Минусинска.

Таким образом, предлагаемые изменения открывают доступ данной

категории граждан к участию в программах трудоустройства выпускников

учреждений

начального

и

среднего

профессионального

образования,

способствуют их трудоустройству, а также обеспечивают равенство прав

безработных граждан и доступность государственных услуг независимо от

наличия трудового стажа.

Подводя итоги вышеизложенного можно утверждать, что:

1.

Молодежный

рынок

труда

характеризуется

негативными

тенденциями: спрос на молодую рабочую силу, не имеющую опыта работы и

дополнительных навыков очень мал, растут масштабы регистрируемой и

скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность.

По

этим

причинам

трудоустройство

молодежи

является

сложной

и

актуальной проблемой в современных условиях. В современном российском

законодательстве единого толкования понятия молодежь нет. Свои законы о

молодежной политике существуют в чуть более 60 из 85 субъектов страны.

Существующие государственные гарантии для молодежи, в том числе и в

области занятости и трудоустройства распределены между субъектами

федерации неравномерно (в основном на Северо-Кавказский федеральный

округ), без учета ситуации на рынке труда, что влечет за собой

нерациональное ущемление одних субъектов федерации в пользу других. В

этой

связи,

полагаем,

что

необходимо,

руководствуясь

принципами

рациональности

и

логики,

скорректировать

распространение

государственных гарантий по содействию трудоустройству и занятости

студентов, аспирантов, выпускников образовательных учреждений на те

регионы страны (включая некоторые регионы Северного-Кавказа), которые в

этом катастрофически нуждаются.

2. Одним из главных препятствий при трудоустройстве по окончании

ВУЗа для многих граждан является отсутствие опыта работы. В условиях

функционирования рынка трудовых ресурсов основным критерием в оценке

выпускников профессиональных образовательных учреждений становится их

реальная профессиональная квалификация и компетентность. Так же

действующее законодательство в сфере занятости и образования фактически

не регулирует вопросы обеспечения первого гарантированного рабочего

места выпускникам профессиональных учебных заведений. Существует в

законодательстве

возрастное

ограничение

до

20

лет,

исключающее

возможность участия в программах по трудоустройству выпускников в

возрасте старше 20 лет.

Перед тем как начать говорить непосредственно о проблемах правового

регулирования занятости и трудоустройства инвалидов в РФ укажем, что

сегодня среди многих категорий граждан, испытывающих трудности в

поиске работы, учеными и практиками особо выделяются инвалиды. А

собственно кто такой инвалид? Инвалид – человек, у которого возможности

его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических,

умственных,

сенсорных

или

психических

отклонений.

В

Российской

Федерации установление статуса «инвалид» осуществляется учреждениями

медико-социальной экспертизы. Определение группы инвалидности несет в

себе как юридический, так и социальный смысл, так как предполагает

определенные особые взаимоотношения с обществом: льготы, выплата

пенсии по инвалидности, ограничения в работоспособности. В настоящее

время зачастую используется более корректная форма обозначения инвалида

– «человек с ограниченными возможностями здоровья».

В настоящее время достойную работу не могут найти многие женщины

и мужчины с ограниченными возможностями, даже прошедшие необходимое

обучение, из-за чего они испытывают разочарование и теряют надежду в свое

будущее. Но когда у инвалидов появляются возможности выполнять работу,

соответствующую их квалификации, интересам и способностям, многие из

них доказывают, что могут быть ценными работниками и успешными

бизнесменами,

они

опровергают

ошибочные

представления

о

своей

неспособности

работать.

Благодаря

этому

в

экономически

развитых

зарубежных странах все более осознают, что люди с ограниченными

возможностями

представляют

собой

огромный,

зачастую

никак

не

используемый потенциал: они могут вносить существенный вклад в развитие

национальной экономики, их трудоустройство позволяет уменьшать расходы

на выплату пособий по инвалидности и сокращать бедность. Улучшение

положения людей с ограниченными возможностями в сфере трудоустройства

и занятости пойдет на пользу не только самим инвалидам, но и

работодателям, обществу в целом.

На заседании правительства, прошедшем в марте 2017 года премьер-

министр Российской Федерации Дмитрий Медведев призвал улучшить

систему

трудоустройства

инвалидов.

По

словам

Медведева:

«нужно

совершенствовать сам механизм квотирования, стимулировать работодателей

к тому, чтобы они принимали на работу людей с ограничениями по

здоровью. Пока этот механизм представляет собой резервирование рабочих

мест, которые не всегда соответствуют квалификации инвалидов и не

учитывают их возможности».

Как указывает Н.В. Семикова, трудовая деятельность имеет для

инвалидов двойственную социально-экономическую природу. Во-первых,

она является базой для достижения инвалидами приемлемого уровня жизни,

поскольку

государственные

выплаты

не

позволяют

им

полностью

компенсировать свои потребности и активно участвовать в жизни общества.

Во-вторых, это важный элемент интеграции инвалидов в общество.

Благодаря трудоустройству инвалиды больше ощущают себя частью

общества, а другие члены общества – осознают роль инвалидов.

В настоящее время в России проживают более 11 млн. инвалидов, что

приблизительно

составляет

около

9

%

населения.

Из

3,7

млн.

трудоспособных инвалидов официально трудоустроено приблизительно 740

тыс. человек, что составляет около 25 %. Необходимо отметить, что в

развитых зарубежных странах процент работающих инвалидов значительно

выше, к примеру в США – 35 %, в Великобритании – 40 %, в Китае – 80 %. В

нашей стране количество работающих инвалидов снизилось с 27–30 % в 1989

году до показателей настоящего времени. На протяжении 21 года (с 1994

года по 2017 год) наблюдалось увеличение той доли, которую составляли

инвалиды

от

общего

числа

безработных,

зарегистрированных

в

государственной службе занятости населения, с 1,5 % до 6 %.

Трудоустройство

инвалидов

может

быть

выгодно

государству,

поскольку при эффективном трудоустройстве четверти от числа инвалидов,

отчисления с заработной платы смогут компенсировать затраты государства

на осуществление предусмотренных законодательством выплат инвалидам. К

примеру, в 2013 году с заработной платы в 20 000 рублей государству

ежемесячно должно было поступать 6 640 рублей (13 % НДФЛ и 20,2 %

взносов во внебюджетные фонды). В том же году были предусмотрены

расходы на ежемесячную денежную выплату (далее – ЕДВ) в среднем на

одного инвалида 2 223 руб. в месяц. Таким образом, при трудоустройстве

хотя бы 25 % от общего числа инвалидов и фонде получаемой ими зарплаты

в среднем 20 000 руб. на каждого инвалида государство сможет покрыть

статью расходов государственного бюджета, направленную на выплату ЕДВ.

Для выявления потребностей неработающих инвалидов по приказу

Минтруда РФ в различных регионах местными органами исполнительной

власти был проведен выборочный опрос. В ходе него выяснилось, что 77 %

опрошенных инвалидов нуждается в трудоустройстве или смене работы, при

этом около 5 % хотят открыть свое собственное дело, а порядка 20 % –

пройти профессиональное обучение. Также в опросе отмечается, что

инвалиды

испытывают

большие

трудности

в

поиске

работы:

«доля

инвалидов, ищущих работу более 1 года, составляет более 56 %, в том числе

ищущих работу более 3 лет – около 26 %».

Вопросы регулирования труда инвалидов в России регулируются ТК

РФ, Федеральными законами РФ «О социальной защите инвалидов в

Российской Федерации» (далее – Закон о защите инвалидов), «О занятости

населения в Российской Федерации», «О ветеранах» и др. Статья 21 Закона о

защите инвалидов установлена квота для приема на работу инвалидов:

«Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек,

законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота

для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов

среднесписочной численности работников. Работодателям, численность

работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100

человек,

законодательством

субъекта

Российской

Федерации

может

устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3

процентов среднесписочной численности работников». Но в федеральном

законодательстве не содержится понятия квоты, что вызывает трудности при

ее расчете, и как следствие споры, решаемые в суде. Если обратиться к

утратившим в настоящее время Рекомендациям по квотированию 1995 года,

то в них под квотой понималось минимальное количество рабочих мест для

граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих

трудности

в

поиске

работы,

которое

определялось

в

процентах

от

среднесписочной

численности

работников

предприятий,

учреждений,

организаций. Такое определение квоты не совсем верное, так как не

позволяет рассчитать количество рабочих мест, выделяемых в счет квоты,

если образуется дробная величина, другими словами в федеральном

законодательстве не установлены правила округления дробных частей чисел.

Например, при максимальной квоте для приема на работу инвалидов в 4 % и

минимальной численности работников организации, при которой вводится

квота, 101 человек, определенно в Законе о защите инвалидов, количество

рабочих мест будет равным 4,04. Очевидно, что трудоустроить инвалида на

0,04 рабочего места невозможно. Судебная практика по этому вопросу

разнообразна, так суды Чувашии, Воронежа, Алтая стоят на позиции

округления в меньшую сторону, противоположной позиции придерживаются

суды Пензы и Ульяновска.

Практика свидетельствует, что чаще всего в счет квоты выделяются

малозатратные низкооплачиваемые рабочие места. В итоге складывается

парадоксальная ситуация: значительное количество квотируемых мест

остается незанятым, а инвалиды – нетрудоустроенными. Необходима

экономическая заинтересованность работодателей в принятии на работу

инвалидов. Так, Г.С. Скачкова отмечает, что символическая сумма штрафа

вряд

ли

«напугает»

работодателя,

поэтому,

по

ее

мнению,

более

эффективными

были

бы

меры

экономического

стимулирования

работодателей со стороны государства путем предоставления льгот в

налогообложении, финансировании создания дополнительных мест для

работников с пониженной трудоспособностью. В ряде субъектов Российской

Федерации такой опыт уже есть. Так, в Санкт-Петербурге работодателям,

выполняющим

и

перевыполняющим

квоты,

предоставлено

преимущественное право на получение государственного и муниципального

заказов на их продукцию, в Воронежской области – право на снижение

налогов, поступающих в региональный бюджет. В настоящее время такие

меры предусмотрены только на уровне субъектов РФ. В частности, в Москве

работодателям, осуществляющим мероприятия по созданию и сохранению

(модернизации) квотируемых рабочих мест, а также по обеспечению

беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре

организаций, предоставляются следующие меры экономической поддержки:

размещение государственных заказов; предоставление налоговых льгот в

соответствии

с

соответствующими

федеральными

и

московскими

нормативными правовыми актами; предоставление средств на реализацию

мероприятий

по

созданию

рабочих

мест

для

инвалидов

и

их

беспрепятственного

доступа

к

рабочим

местам

и

инфраструктуре

организаций.

За нарушение нормы о квотировании рабочих мест для инвалидов

наступает административная ответственность в соответствии со статьей 5.42

КоАП РФ, в которой установлена ответственность должностных лиц за отказ

в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, а также

необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного.

Указанная

статья

в

определенной

степени

призвана

компенсировать

исключение из Закона о защите инвалидов нормы о внесении работодателем

обязательной платы в случае невыполнения или невозможности выполнения

квоты для приема на работу инвалида. Но наступление административной

ответственности,

возможно

в

случае

совершения

административного

правонарушения, при обязательном наличии вины (статья 2.1 КоАП РФ).

Однако на практике возникают ситуации, когда квоту выполнить невозможно

в силу специфики работ либо особенностей технологии производства, но

работодатель все равно обязан создать рабочие места для инвалидов в

пределах установленной квоты. К такому выводу приходят суды при

рассмотрении дел о привлечении работодателей к административной

ответственности за нарушение обязанности по квотированию рабочих мест

для инвалидов. Например крупный нефтеперерабатывающий завод был

признан виновным по статье местного Закона за несоздание рабочих мест для

инвалидов. Среднесписочная численность завода составила 3 707 человек.

Квота для трудоустройства инвалидов в размере 3 % от среднесписочной

численности составляет 75 человек, работающих инвалидов на момент

проверки было всего 9 человек. Довод представителя работодателя о том, что

предприятие является взрывоопасным, имеющим в составе технологические

установки

повышенной

категории

сложности,

которые

требуют

от

обслуживающего персонала специальных знаний и навыков, специальной

подготовки, на предприятие действуют ограничения в связи с вредными и

опасными производственными факторами, в связи с чем создать и

заквотировать рабочие места на невредных для инвалидов условиях более

имеющегося количества невозможно, судом воспринят не был. Суд признал

работодателя виновным и назначил наказание в пределах установленной

местным законом санкции. В другом деле ссылка работодателя на то, что

условия работы на предприятии не позволяют принимать на работу

инвалидов, поскольку по всем имеющимся профессиям и должностям на

предприятии имеются вредные и опасные производственные факторы, не

может быть принята во внимание, так как Законом о защите инвалидов не

предусмотрены такие критерии дифференциации труда, как отраслевая

принадлежность работодателя и характер условий труда, не позволяющие

привлекать к работе с вредными (опасными) условиями труда граждан,

имеющих ограниченную способность к трудовой деятельности. Судом было

вынесено решение об обязании руководителя создать или выделить рабочие

места для трудоустройства инвалидов согласно квоте.

Кроме

того,

действующее

законодательство

не

предусматривает

направление

денежных

средств,

полученных

вследствие

уплаты

административных штрафов, целевым назначением на создание рабочих мест

для трудоустройства инвалидов. Во многих субъектах Российской Федерации

приняты законы о квотировании рабочих мест, сохранившие правило об

обязательных

платежах

в

случае

невыполнения

или

невозможности

выполнения установленной организациям квоты. Так, согласно статьей 2

Закона

Санкт-Петербурга

«О

квотировании

рабочих

мест

для

трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге» в случае невыполнения или

невозможности

выполнения

закрепленной

за

организациями

квоты

работодатели ежемесячно вносят в бюджет Санкт-Петербурга обязательную

плату

за

каждого

нетрудоустроенного

инвалида,

равную

величине

прожиточного

минимума,

установленного

в

Санкт-Петербурге

за

предшествующий квартал для трудоспособного населения, в пределах

установленной квоты. При этом в соответствии с Законом обязательная плата

поступает в целевой бюджетный фонд трудоустройства инвалидов. Законом

города

Москвы

«О

квотировании

рабочих

мест»

за

невыполнение

работодателем установленной Законом обязанности по созданию или

выделению

квотируемых

рабочих

мест

предусмотрено

наложение

административного штрафа. Сумма административного штрафа подлежит

зачислению в бюджет города и может являться источником формирования

целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест в городе Москве.

На основании изложенного в данной главе, можно сделать вывод, что в

Российской Федерации сложилась правовая база по вопросам регулирования

труда

и

занятости

населения,

которая

требует

внесения

некоторых

дополнений. Правовое регулирование рынка труда становится одной из

наиболее сложных и важных задач внутренней политики Российской

Федерации. Труд – это не только хозяйственный ресурс, но и важнейший

социальный институт, а требования субъектов, реализующих трудовую

функцию или продающих свой труд, многообразны. Однако механизмы

рыночного хозяйства очень чутко реагируют на пренебрежение принципом

эффективности, создавая новые проблемы там, где используемые способы

регулирования,

будучи,

казалось

бы,

достаточно

дееспособными

и

приемлемыми для всех, не вполне соответствуют требованиям рынка.

Исправить же ситуацию в сфере труда непросто, поскольку экономической

необходимости

противостоят

политические

соображения

и

группы

интересов. Разумеется, при создании механизмов регулирования рынка труда

в России необходимо учитывать западные аналоги с их позитивными и

негативными сторонами. Представляется необходимым усовершенствовать

регулирование трудоустройства и занятости инвалидов и молодежи, так как

работоспособные, но не работающие граждане ни в коей мере не

способствуют укреплению экономики страны, а представляют собой лишь

«экономический

балласт».

Для

того,

чтобы

исправить

сложившуюся

ситуацию необходимы комплексные меры, такие как введение обязательных

квот для трудоустройства молодежи, создание новых рабочих мест для

инвалидов за счет обязательных платежей, которые бы поступали уже не в

федеральный бюджет, а в целевой фонд для трудоустройства инвалидов.

Необходимо, руководствуясь принципами рациональности и логики,

скорректировать распространение государственных гарантий по содействию

трудоустройству

и

занятости

студентов,

аспирантов,

выпускников

образовательных учреждений.

Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает основные

принципы трудовых отношений, включая права и обязанности сторон,

условия заключения и расторжения трудовых договоров, охрану труда и

социальные гарантии. Федеральный закон «О занятости населения в

Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. № 1032–1 регулирует вопросы

содействия занятости, включая меры по поддержке безработных граждан.

Несмотря

на

наличие

развитой

нормативной

базы,

практика

применения законодательства сталкивается с рядом проблем. Во-первых,

наблюдается несоответствие между формальными нормами и реальным

положением дел на рынке труда. Во-вторых, растет доля неформальной

занятости и самозанятости, что затрудняет защиту прав работников.

Неформальная занятость постоянно развивается, становится более гибкой и

постоянно

адаптируется

к

постоянно

меняющейся

экономической

реальности, эволюционирует с рынком труда, порождая новые формы и виды

деятельности.

По данным официальной статистики, уровень безработицы в России

находится на исторически низком уровне — 2,3 % по состоянию на декабрь

2024 года, что соответствует примерно 1,788 миллионам безработных.

Исторический анализ показывает значительное улучшение ситуации на

рынке труда: уровень безработицы снизился с 10,5 % в 2000 году до 4,8 % в

2018 году.

По данным Росстата, в начале 2025 года уровень безработицы в

России составил 2,8%, что является историческим минимумом за весь

период статистических наблюдений.

Некоторые показатели и их значения:

Численность

безработных,

рассчитанная

по

методологии

Международной организации труда (МОТ), — 2,1 млн человек при общей

численности рабочей силы около 75 млн человек.

Уровень регистрируемой безработицы — 0,9%.

Коэффициент напряжённости на рынке труда (отношение числа

безработных к числу вакансий) — менее 0,5, что свидетельствует о дефиците

кадров в большинстве секторов экономики.

Наиболее уязвимыми группами на рынке труда в 2025 году

являются:

Молодёжь (до 25 лет) — уровень безработицы составляет 13,2%, что

почти в 5 раз выше среднего показателя по стране.

Работники

предпенсионного

возраста

(50–59

лет)

5,7%

безработных.

Лица без профессионального образования — 8,4% безработных.

Жители сельской местности — 6,9% безработных.

Структура безработицы по продолжительности также вызывает

опасения: доля долгосрочных безработных (более 12 месяцев) составляет

22,3%,

что

свидетельствует

о

наличии

устойчивых

барьеров

для

трудоустройства определённых категорий граждан.

На

ситуацию

с

безработицей

влияют

такие

факторы,

как

демографический

спад

и

уменьшение

численности

трудоспособного

населения, структурная перестройка экономики в условиях санкционного

давления, миграция квалифицированных кадров за границу и другие.

Одной из главных проблем является распространение неформальной

занятости — незарегистрированная деятельность, не облагаемая налогами.

Это приводит к снижению социальных гарантий работников и уменьшению

налоговых поступлений в бюджет. Законодательство пока недостаточно

эффективно борется с этим явлением.

Следующая проблема непосредственно связана с развитием цифровых

технологий, которые порождают новые формы занятости — удаленную

работу,

фриланс,

платформенную

экономику

(экономику

совместного

потребления).

Существующие

нормы

Трудового

кодекса

Российской

Федерации не всегда адекватно регулируют такие отношения, что создает

правовую неопределенность для участников рынка труда.

Экономические

кризисы,

такие

как

пандемия

COVID-19,

продемонстрировали

слабые

места

существующих

систем

правового

регулирования

занятости.

Законы,

касающиеся

увольнений,

трудовых

отношений и защиты работающих, оказались недостаточно гибкими для

быстрого реагирования на такие изменения. «Необходимость введения

временных мер поддержки работников и работодателей стала очевидной».

Пандемия COVID-19 значительно ускорила переход к удаленной

работе, что потребовало адаптации правового регулирования. Основные

проблемы включают:

— Техностресс и конфликты между работой и личной жизнью.

— Необходимость развития цифровой инфраструктуры.

— Вопросы компенсации расходов на организацию удаленного

рабочего места.

Также одной из ключевых проблем является снижение численности

трудоспособного населения требует адаптации законодательства к новым

демографическим реалиям — стимулированию продолжения трудовой

деятельности пожилых граждан и созданию условий для их социальной

защиты.

Экономические кризисы усиливают риски увольнений и сокращений

штата. Законодательство предусматривает определенные гарантии при

массовых

увольнениях

(статья

81

Трудового

кодекса

Российской

Федерации),

однако

на

практике

работники

часто

сталкиваются

с

нарушениями своих прав.

Для

эффективного

решения

проблем

правового

регулирования

занятости

в

России

необходимо

разработать

комплексный

подход,

включающий следующие направления:

1. Адаптация законодательства к новым формам занятости.

— Упорядочивание понятийного аппарата, используемого в сфере

регулирования дистанционной работы, путем разъяснения трех ключевых

понятий: дистанционная (удаленная) работа, дистанционная (удаленная)

работа, комбинированная дистанционная (удаленная) работа.

— Исключение из раздела Трудового кодекса по дистанционной работе

ряда избыточных и уже устаревших норм, а также норм, не являющихся

предметом трудового законодательства. Так, меняется положение о том, что

для предоставления обязательного страхового обеспечения по обязательному

социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в

связи с материнством дистанционный работник направляет работодателю

исключительно

оригиналы

документов,

предусмотренных

российским

законодательством,

по

почте

заказным

письмом

с

уведомлением.

Изменяются нормы, связанные с трудовой книжкой.

2. Усиление контроля за соблюдением трудовых прав.

Внедрение информационных технологий в контрольно-надзорную

деятельность труда для обеспечения созданий условий снижения случаев

нарушения

трудового

законодательства,

повышения

эффективности

федерального надзора в сфере труда, улучшения условий труда работников и

формирования заинтересованности работодателей в соблюдении трудового

законодательства.

3. Разработка условий по легализации неформальной занятости.

Улучшение

и

создание

новых

условий,

направленных

на

стимулирование

предпринимательской

деятельности

(кредитование,

снижение и перераспределение налоговой нагрузки), что может привести к

оздоровлению рынка труда.

4. Разработка механизмов защиты прав работников в условиях кризиса.

Использование

экономических

механизмов

поддержки

занятости

(модернизация структуры, видов и форм занятости, поддержка создания

новых рабочих мест, софинансирование проектов по созданию новых

рабочих мест и др.).

5. Интеграция цифровых технологий в процесс трудоустройства.

Использование цифровых платформ является оптимальным вариантом

для поиска и предоставления работы благодаря своей доступности, скорости

и широкому выбору вакансий.

Актуальные

проблемы

правового

регулирования

занятости

и

трудоустройства в Российской Федерации требуют комплексного подхода к

их решению. Современные вызовы — от неформальной занятости до

изменений на рынке труда в результате цифровизации — ставят перед

законодательством новые задачи. Для обеспечения эффективной защиты

прав работников необходимо адаптировать существующее законодательство

к новым экономическим реалиям, улучшить механизмы контроля за

соблюдением трудовых норм и повысить уровень информированности

граждан о своих правах.

Только

через

совместные

усилия

государства,

работодателей

и

профсоюзов можно создать устойчивую систему защиты прав работников и

обеспечить стабильность на рынке труда в Российской Федерации. Важно

помнить, что успешное решение этих задач будет способствовать не только

улучшению условий труда граждан, но и общему экономическому развитию

страны.



В раздел образования