Автор: Гамаюнова Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №51"
Населённый пункт: город Барнаул
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Математические диктанты в 11 классе по геометрии
Раздел: полное образование
Математические диктанты. 11 класс. Геометрия.
Математический диктант—форма контроля знаний.
Прежде чем перейти к объяснению нового материала, необходимо, что бы предыдущая
тема была усвоена учащимися.
Ребятам, чаще всего, трудно воспринимать задания на слух. Но если диктанты проводить
часто, то школьники овладевают этим навыком.
Продолжительность диктанта 10–15 минут.
Способы проведения :
1) спроецирован на доску с помощью компьютера( необходимость чертежа);
2) зачитан учителем;
Проверка:
1. Учитель собирает и проверяет работы.
2. Учащиеся обмениваются работами и самостоятельно проверяют работу соседа по
парте. ( правильные ответы выведены учителем на доску)
Шкала оценок для диктантов длиной в 5 вопросов:.
Число верных ответов
3
4
5
Оценка
3
4
5
Диктант №1. Тела вращения . Шар. В1( В2)
1. Что такое сфера? ( Что такое шар?)
2. Что такое радиус шара? ( Что такое диаметр шара?)
3. Какая плоскость называется касательной к сфере? (Каким свойством обладает
касательная плоскость к сфере?)
4. Что такое большой круг? (Какая фигура получается в результате сечения шара
плоскостью?)
5. Найдите площадь сферы, радиус которой равен 4см. (Найдите площадь сферы, радиус
которой равен 5см)
Диктант №2. Тела вращения . Цилиндр. В1(2)
1. Изобразите цилиндр. Укажите радиус, образующую и ось цилиндра. (Изобразите
цилиндр. Укажите высоту, основания и радиус цилиндра).
2. Какая фигура получается в результате сечения цилиндра, если секущая плоскость
перпендикулярна к оси цилиндра? ( Какую фигуру представляет собой сечение цилиндра
плоскостью, параллельной его образующей?)
3.Что такое осевое сечение цилиндра? (Какая фигура получается в результате осевого
сечения цилиндра?)
4. Какая фигура является разверткой боковой поверхности цилиндра? (Какая фигура
является разверткой полной поверхности цилиндра?
5. Высота цилиндра равна 5см., а радиус 3см. Найдите площадь боковой и полной
поверхности цилиндра. (Высота цилиндра равна 6см., а радиус 4 см. Найдите площадь
боковой и полной поверхности цилиндра. )
Диктант №3. Тела вращения . Конус. В1(2)
1. Изобразите конус. Укажите высоту, основание и радиус основания конуса. (Изобразите
конус. Укажите вершину, образующую и ось конуса)
2. . Какая фигура получается в результате сечения конуса, если секущая плоскость
перпендикулярна к оси конуса? ( Какую фигуру представляет собой сечение конуса
плоскостью, походящей через его ось ?)
3.
Какая фигура
является разверткой полной поверхности конуса? (Какая фигура
является разверткой боковой поверхности конуса?
4. Изобразите усеченный конус. Укажите образующую, основания и ось конуса.
(Изобразите конус. Укажите высоту, основания и радиусы конуса.)
5. Радиус конуса равен 4 см, а образующая – 6 см. Найти площадь боковой и полной
поверхности конуса. (Радиус конуса равен 3 см, а образующая – 5 см. Найти площадь
боковой и полной поверхности конуса.
Диктант №4. Комбинации: тел вращения, тел вращений и многогранников. В1(2)
1. В каком случае сфера называется вписанной в многогранник ?. (В каком случае
многогранник называется описанным около сферы ?.)
2. В каком случае сфера называется вписанной в цилиндрическую поверхность?. (В каком
случае сфера называется вписанной в коническую поверхность?.)
3. Дайте определение прямой призмы, вписанной в цилиндр. ( Дайте определение
описанной около цилиндра прямой призмы)
4. . В каком случае пирамида называется описанной около конуса.( В каком случае
пирамида называется вписанной в конус .)
5. В правильную призму вписали сферу. Где будет лежать центр сферы? ( Около
правильной призмы описали сферу. Где будет лежать центр сферы? ).
ИТОГ
Нельзя противопоставлять диктанты другим формам контроля, важно применять на
уроках разные формы. Но, математические диктанты, вместе с другими формами
проверки знаний, являются эффективным средством контроля знаний. С их помощью,
чаще всего, можно проверить, усвоили ли учащиеся обязательный минимум знаний, но
нельзя проверить более глубокие знания. Систематически применяя на своих уроках
различные формы контроля, возможно добиться активизации учебной деятельности.