Напоминание

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных обучающихся в творческом объединении «Вязание»


Автор: Лупандина Гаянэ Агвановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Академия талантов" города-курорта Кисловодска
Населённый пункт: город Кисловодск Ставропольского края
Наименование материала: Программа
Тема: Психолого-педагогическое сопровождение одаренных обучающихся в творческом объединении «Вязание»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Программа психолого-педагогического сопровождения

одаренных обучающихся в творческом объединении «Вязание»

Автор: Лупандина Гаянэ Агвановна, педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Академия талантов» город-курорт Кисловодск

Актуальность программы

Современная

образовательная

политика,

реализуемая

в

рамках

национального проекта «Образование», ориентирована на создание гибкой,

вариативной системы дополнительного образования. Ключевой задачей

является персонализация обучения и обеспечение условий для раскрытия

потенциала каждого ребенка, включая детей с опережающим развитием.

В

контексте

художественной

направленности,

к

которой

относится

объединение «Вязание», одаренность проявляется не только в техническом

мастерстве, но и в развитом образном мышлении, художественном вкусе и

способности к творческому проектированию. Представленная программа

психолого-педагогического сопровождения призвана создать целостную

среду для поддержки таких детей, интегрируя усилия педагогов, родителей и

самих обучающихся.

Концептуальные основы программы

Программа

строится

на

принципах личностно-ориентированного

и

системного

подходов.

Одаренность

понимается

как

динамическая

характеристика, требующая не только выявления, но и постоянного развития

и поддержки.

Цель сопровождения — не просто обучение навыкам вязания, а воспитание

творческой личности, способной к самореализации в меняющихся условиях.

Цель программы: Создание комплексной системы выявления, развития и

социально-психологической поддержки одаренных детей в творческом

объединении «Вязание», обеспечивающей их гармоничное личностное и

профессиональное самоопределение.

Задачи

Для обучающихся: выявить и развить творческий и интеллектуальный

потенциал;

сформировать

навыки

проектной

деятельности

и

саморегуляции; способствовать успешной социальной адаптации в

коллективе.

Для педагогов: повысить профессиональную компетентность в области

педагогики одаренности; освоить техники разработки индивидуальных

образовательных маршрутов.

Для родителей: обеспечить психолого-педагогическую поддержку в

воспитании

одаренного

ребенка;

сформировать

реалистичные

ожидания и конструктивную стратегию взаимодействия.

Срок реализации: 1 учебный год.

Возраст детей - программа рассчитана на детей в возрасте с 8 до 18 лет

Структура и содержание этапов сопровождения

Программа реализуется через последовательные, взаимосвязанные этапы.

1. Диагностико-прогностический этап

Цель: Комплексное

изучение

индивидуально-психологических

особенностей обучающихся для формирования группы одаренных

детей.

Методы:

o

Педагогическое

наблюдение за

творческой

активностью,

оригинальностью решений, работоспособностью.

o

Психодиагностика: методики

на

выявление

креативности

(например,

тест

Торренса),

познавательной

мотивации,

невербального интеллекта (например, прогрессивные матрицы

Равена).

o

Социометрия: анализ межличностных отношений в группе.

o

Анкетирование родителей («Карта интересов ребенка»).

2. Организационно-методический этап

Цель: Повышение

психолого-педагогической

грамотности

всех

участников

образовательного

процесса

и

планирование

индивидуальных траекторий.

Формы работы:

o

С

педагогами: Консультации,

методические

семинары

(«Эффективные приемы развития креативности на занятиях

вязанием»), педсоветы.

o

С

родителями: Индивидуальные

консультации,

родительские

собрания-лектории («Легко ли быть одаренным?», «Роль семьи в

развитии творческих способностей»).

o

Формирование

банка

данных одаренных

детей

и

банка

методических материалов.

3. Развивающе-преобразующий этап

Цель: Непосредственная

реализация

программ

развития

через

обогащенную образовательную среду.

Направления работы с обучающимися в объединении «Вязание»:

o

ТРИЗ-педагогика: решение изобретательских задач по созданию

новых моделей, узоров, комбинаций материалов.

o

Проектная деятельность: от идеи до реализации авторских

коллекций,

социальных

проектов

(«Вязаные

игрушки

для

детского дома»).

o

Арт-терапевтические техники: занятия по снятию тревожности,

перфекционизма, развитию эмоционального интеллекта.

o

Создание портфолио достижений для рефлексии и планирования

дальнейшего роста.

4. Рефлексивно-аналитический этап

Цель: Оценка эффективности сопровождения, динамики развития

каждого ребенка и коррекция программ на следующий учебный год.

Методы: Анализ портфолио, итоговая диагностика, анкетирование

удовлетворенности

участников,

мониторинг

участия

и

побед

в

конкурсах.

ПЛАН-ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Мероприятие

Сроки

1

Организация лектория «Одаренные дети, выявление, обучение,

развитие».

Сентябрь

2

Консультации для классных руководителей по выявлению

познавательной и творческой одаренности обучающихся,

уточнение «банка данных» одаренных детей.

Октябрь - ноябрь

3

Консультационно-методическая работа по сопровождению и

созданию индивидуальной траектории развития одаренных

детей.

В течение учебного

года

4

Педсовет «Мониторинг качества образовательной среды».

Декабрь

5

Консультации для педагогов по итогам диагностик, коррекция

«банка данных».

В течение учебного

года

6

Выступления на методических объединениях педагогов.

- «Здоровье сберегающие технологии в образовательной среде»;

- «Особенности проявления одаренности детей и создание

условий для их развития»;

- «Эффективные приемы развития познавательной активности с

учетом

возрастных

особенностей

и

способностей

обучающихся»;

-

«Формирование

учебной

мотивации

на

занятиях

в

объединении «Вязание».

В течение учебного

года

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ИЛИ ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ

Мероприятие

1

Консультации для родителей «Если ваш ребенок одарен».

Сентябрь

2

Согласование образовательного маршрута с родителями

обучающихся.

Сентябрь - октябрь

3

Консультация для родителей. Рекомендации по организации

режима внеучебных нагрузок для одаренных детей.

В течение учебного

года

4

Родительские собрания.

- «Детская одаренность: пути развития интеллектуальных

способностей и творческого мышления детей и подростков»;

- «Формирование учебной мотивации»;

- «Легко ли быть одаренным ребенком».

В течение учебного

года

5

Групповые консультации по итогам комплексных диагностик.

В течение учебного

года

РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ

Мероприятия

1

Создание и уточнение «базы данных» с учетом творческих

способностей обучающихся, результатов олимпиад.

Сентябрь - октябрь

2

Согласование образовательного маршрута с обучающимися.

Сентябрь - октябрь

3

Изучение уровня воспитанности обучающихся.

В течение учебного

года

4

Посещение общеобразовательных учреждений с целью

наблюдения за обучающимися.

В течение учебного

года

5

Групповые развивающие занятия по развитию креативности.

В течение учебного

года

6

Изучение мотивационно-потребностной сферы одаренного

ребенка.

В течение учебного

года

7

Углубленное изучение личностных особенностей одаренного

ребенка.

В течение учебного

года

8

Изучение микроклимата в коллективе с целью исследования

межличностных отношений.

В течение учебного

года

9

Привлечение к участию в общешкольных мероприятиях,

концертах, соревнованиях обучающихся с разными видами

одаренности.

В течение учебного

года

10

Привлечение обучающихся к участию в различных конкурсах,

олимпиадах различного уровня, грантовых проектах.

В течение учебного

года

11

Проведение занятий по пропаганде здорового образа жизни

«Азбука здоровья».

В течение учебного

года

Ожидаемые результаты и критерии эффективности

Для ребенка:

Рост личных достижений (победы в конкурсах, успешная защита

проектов).

Сформированность положительной учебной мотивации и адекватной

самооценки.

Развитие навыков самоорганизации и работы в команде.

Для образовательной среды:

Создание действующей модели сопровождения, адаптируемой для

других объединений.

Повышение квалификации педагогов.

Активное и осознанное участие родителей в образовательном процессе.

Заключение

Предложенная

программа

рассматривает

психолого-педагогическое

сопровождение как непрерывный процесс создания «обогащенной среды»

для развития одаренности. Интеграция диагностики, индивидуального

подхода, проектной деятельности и работы с родительским сообществом

позволяет перейти от разрозненных мероприятий к целостной системе.

Реализация

данной

программы

в

объединении

«Вязание»

будет

способствовать не только росту технического мастерства обучающихся, но и

становлению их как творческих, уверенных в себе личностей, способных к

инновационной деятельности.

Список литературы:

1.

Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б.

Богоявленская. — М.: Академия, 2002.

2.

Работа с одаренными детьми: стратегия и тактика / сост. О.А.

Запотылок. — Минск: Красико-Принт, 2006.

3.

Савенков, А. И. Психология детской одаренности / А. И. Савенков. —

М.: Генезис, 2010.

4.

Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников: Методика

продуктивного обучения / А. В. Хуторской. — М.: ВЛАДОС, 2000.

5.

Щебланова,

Е.

И.

Психологическая

диагностика

одаренности

школьников / Е. И. Щебланова. — М.: МПСИ, 2006.



В раздел образования