Автор: Лупандина Гаянэ Агвановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Академия талантов" города-курорта Кисловодска
Населённый пункт: город Кисловодск Ставропольского края
Наименование материала: Программа
Тема: Психолого-педагогическое сопровождение одаренных обучающихся в творческом объединении «Вязание»
Раздел: дополнительное образование
Программа психолого-педагогического сопровождения
одаренных обучающихся в творческом объединении «Вязание»
Автор: Лупандина Гаянэ Агвановна, педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Академия талантов» город-курорт Кисловодск
Актуальность программы
Современная
образовательная
политика,
реализуемая
в
рамках
национального проекта «Образование», ориентирована на создание гибкой,
вариативной системы дополнительного образования. Ключевой задачей
является персонализация обучения и обеспечение условий для раскрытия
потенциала каждого ребенка, включая детей с опережающим развитием.
В
контексте
художественной
направленности,
к
которой
относится
объединение «Вязание», одаренность проявляется не только в техническом
мастерстве, но и в развитом образном мышлении, художественном вкусе и
способности к творческому проектированию. Представленная программа
психолого-педагогического сопровождения призвана создать целостную
среду для поддержки таких детей, интегрируя усилия педагогов, родителей и
самих обучающихся.
Концептуальные основы программы
Программа
строится
на
принципах личностно-ориентированного
и
системного
подходов.
Одаренность
понимается
как
динамическая
характеристика, требующая не только выявления, но и постоянного развития
и поддержки.
Цель сопровождения — не просто обучение навыкам вязания, а воспитание
творческой личности, способной к самореализации в меняющихся условиях.
Цель программы: Создание комплексной системы выявления, развития и
социально-психологической поддержки одаренных детей в творческом
объединении «Вязание», обеспечивающей их гармоничное личностное и
профессиональное самоопределение.
Задачи
Для обучающихся: выявить и развить творческий и интеллектуальный
потенциал;
сформировать
навыки
проектной
деятельности
и
саморегуляции; способствовать успешной социальной адаптации в
коллективе.
Для педагогов: повысить профессиональную компетентность в области
педагогики одаренности; освоить техники разработки индивидуальных
образовательных маршрутов.
Для родителей: обеспечить психолого-педагогическую поддержку в
воспитании
одаренного
ребенка;
сформировать
реалистичные
ожидания и конструктивную стратегию взаимодействия.
Срок реализации: 1 учебный год.
Возраст детей - программа рассчитана на детей в возрасте с 8 до 18 лет
Структура и содержание этапов сопровождения
Программа реализуется через последовательные, взаимосвязанные этапы.
1. Диагностико-прогностический этап
Цель: Комплексное
изучение
индивидуально-психологических
особенностей обучающихся для формирования группы одаренных
детей.
Методы:
o
Педагогическое
наблюдение за
творческой
активностью,
оригинальностью решений, работоспособностью.
o
Психодиагностика: методики
на
выявление
креативности
(например,
тест
Торренса),
познавательной
мотивации,
невербального интеллекта (например, прогрессивные матрицы
Равена).
o
Социометрия: анализ межличностных отношений в группе.
o
Анкетирование родителей («Карта интересов ребенка»).
2. Организационно-методический этап
Цель: Повышение
психолого-педагогической
грамотности
всех
участников
образовательного
процесса
и
планирование
индивидуальных траекторий.
Формы работы:
o
С
педагогами: Консультации,
методические
семинары
(«Эффективные приемы развития креативности на занятиях
вязанием»), педсоветы.
o
С
родителями: Индивидуальные
консультации,
родительские
собрания-лектории («Легко ли быть одаренным?», «Роль семьи в
развитии творческих способностей»).
o
Формирование
банка
данных одаренных
детей
и
банка
методических материалов.
3. Развивающе-преобразующий этап
Цель: Непосредственная
реализация
программ
развития
через
обогащенную образовательную среду.
Направления работы с обучающимися в объединении «Вязание»:
o
ТРИЗ-педагогика: решение изобретательских задач по созданию
новых моделей, узоров, комбинаций материалов.
o
Проектная деятельность: от идеи до реализации авторских
коллекций,
социальных
проектов
(«Вязаные
игрушки
для
детского дома»).
o
Арт-терапевтические техники: занятия по снятию тревожности,
перфекционизма, развитию эмоционального интеллекта.
o
Создание портфолио достижений для рефлексии и планирования
дальнейшего роста.
4. Рефлексивно-аналитический этап
Цель: Оценка эффективности сопровождения, динамики развития
каждого ребенка и коррекция программ на следующий учебный год.
Методы: Анализ портфолио, итоговая диагностика, анкетирование
удовлетворенности
участников,
мониторинг
участия
и
побед
в
конкурсах.
ПЛАН-ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Мероприятие
Сроки
1
Организация лектория «Одаренные дети, выявление, обучение,
развитие».
Сентябрь
2
Консультации для классных руководителей по выявлению
познавательной и творческой одаренности обучающихся,
уточнение «банка данных» одаренных детей.
Октябрь - ноябрь
3
Консультационно-методическая работа по сопровождению и
созданию индивидуальной траектории развития одаренных
детей.
В течение учебного
года
4
Педсовет «Мониторинг качества образовательной среды».
Декабрь
5
Консультации для педагогов по итогам диагностик, коррекция
«банка данных».
В течение учебного
года
6
Выступления на методических объединениях педагогов.
- «Здоровье сберегающие технологии в образовательной среде»;
- «Особенности проявления одаренности детей и создание
условий для их развития»;
- «Эффективные приемы развития познавательной активности с
учетом
возрастных
особенностей
и
способностей
обучающихся»;
-
«Формирование
учебной
мотивации
на
занятиях
в
объединении «Вязание».
В течение учебного
года
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ИЛИ ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ
Мероприятие
1
Консультации для родителей «Если ваш ребенок одарен».
Сентябрь
2
Согласование образовательного маршрута с родителями
обучающихся.
Сентябрь - октябрь
3
Консультация для родителей. Рекомендации по организации
режима внеучебных нагрузок для одаренных детей.
В течение учебного
года
4
Родительские собрания.
- «Детская одаренность: пути развития интеллектуальных
способностей и творческого мышления детей и подростков»;
- «Формирование учебной мотивации»;
- «Легко ли быть одаренным ребенком».
В течение учебного
года
5
Групповые консультации по итогам комплексных диагностик.
В течение учебного
года
РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
Мероприятия
1
Создание и уточнение «базы данных» с учетом творческих
способностей обучающихся, результатов олимпиад.
Сентябрь - октябрь
2
Согласование образовательного маршрута с обучающимися.
Сентябрь - октябрь
3
Изучение уровня воспитанности обучающихся.
В течение учебного
года
4
Посещение общеобразовательных учреждений с целью
наблюдения за обучающимися.
В течение учебного
года
5
Групповые развивающие занятия по развитию креативности.
В течение учебного
года
6
Изучение мотивационно-потребностной сферы одаренного
ребенка.
В течение учебного
года
7
Углубленное изучение личностных особенностей одаренного
ребенка.
В течение учебного
года
8
Изучение микроклимата в коллективе с целью исследования
межличностных отношений.
В течение учебного
года
9
Привлечение к участию в общешкольных мероприятиях,
концертах, соревнованиях обучающихся с разными видами
одаренности.
В течение учебного
года
10
Привлечение обучающихся к участию в различных конкурсах,
олимпиадах различного уровня, грантовых проектах.
В течение учебного
года
11
Проведение занятий по пропаганде здорового образа жизни
«Азбука здоровья».
В течение учебного
года
Ожидаемые результаты и критерии эффективности
Для ребенка:
Рост личных достижений (победы в конкурсах, успешная защита
проектов).
Сформированность положительной учебной мотивации и адекватной
самооценки.
Развитие навыков самоорганизации и работы в команде.
Для образовательной среды:
Создание действующей модели сопровождения, адаптируемой для
других объединений.
Повышение квалификации педагогов.
Активное и осознанное участие родителей в образовательном процессе.
Заключение
Предложенная
программа
рассматривает
психолого-педагогическое
сопровождение как непрерывный процесс создания «обогащенной среды»
для развития одаренности. Интеграция диагностики, индивидуального
подхода, проектной деятельности и работы с родительским сообществом
позволяет перейти от разрозненных мероприятий к целостной системе.
Реализация
данной
программы
в
объединении
«Вязание»
будет
способствовать не только росту технического мастерства обучающихся, но и
становлению их как творческих, уверенных в себе личностей, способных к
инновационной деятельности.
Список литературы:
1.
Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б.
Богоявленская. — М.: Академия, 2002.
2.
Работа с одаренными детьми: стратегия и тактика / сост. О.А.
Запотылок. — Минск: Красико-Принт, 2006.
3.
Савенков, А. И. Психология детской одаренности / А. И. Савенков. —
М.: Генезис, 2010.
4.
Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников: Методика
продуктивного обучения / А. В. Хуторской. — М.: ВЛАДОС, 2000.
5.
Щебланова,
Е.
И.
Психологическая
диагностика
одаренности
школьников / Е. И. Щебланова. — М.: МПСИ, 2006.