Напоминание

Сценическое внимание


Автор: Хижняк Наталья Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: КГБ ПОУ "Хабаровский промышленно - экономический техникум"
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: методическая разработка занятия театрального объединения "Кураж"
Тема: Сценическое внимание
Раздел: дополнительное образование





Назад




Приложение № ______

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное

Профессиональное образовательное учреждение

«Хабаровский промышленно – экономический техникум»

Сценическое внимание

Методическая разработка занятия театрального объединения

«Кураж»

Автор:

Педагог дополнительного

образования

Хижняк Наталья

Николаевна

г. Хабаровск

2025г.

Содержание

1.

Введение

2.

Пояснительная записка

3.

Ход занятия:

- приветствие (настрой на занятие);

- небольшая физическая разминка для подготовки к занятию;

- знакомство с понятием сценического внимания;

- упражнения на слуховое внимание;

- упражнения на зрительное внимание;

- знакомство с понятием «круги внимания».

4. Список используемой литературы.

Введение

Внимание – это процесс концентрации сознания на определенных объектах. Внимание

бывает произвольным или непроизвольным.

Считается, что феномен внимания впервые появился у животных, в ходе эволюционного

процесса и проявился как бдительность, настороженность, готовность к действию по первому

сигналу. Это внимание, которое мы, говоря простым языком, можем назвать жизненным. Оно

так же, как и у животных, инстинктивно и непроизвольно. Произвольное внимание

исторически было связано с процессом труда, потому что человек должен был осуществлять

сознательную и планомерную деятельность.

В каждой сфере творческой деятельности человека нужно внимание, сосредоточенность

мысли, чувства и целиком всего организма. В театральной деятельности существует другое

внимание – сценическое.

Сценическое внимание является основой внутренней техники актера, это первое, основное,

самое главное условие правильного внутреннего сценического самочувствия и важный элемент

творческого состояния актера.

Сценическое внимание должно быть произвольным, то есть находиться в зависимости от

нашей воли, и так же, как в обычной жизни, непрерывно. Ведь в сценической деятельности

встречается много различных обстоятельств, которые убивают сосредоточенность и вызывают

рассеянность. Закулисная напряженная атмосфера перед мероприятием, волнение публичного

творчества, реакция зрительного зала, чувство ответственности перед другими участниками

выступления – все это влияет на внимание. А все, что отвлекает внимание на сцене и рассеивает

его, опасно в театральном искусстве. В такие минуты творчество прекращается.

Внимание нужно актеру во все время нахождения на сцене. Надо быть внимательным во

время своих реплик, текстов, поддерживать внимание и во время пауз. Находясь на сцене,

нужно по-настоящему смотреть и видеть, слушать и слышать. В обычной, повседневной жизни

мы это делаем легко и просто. Актеру приходится заново учиться этому. Эта учеба начинается с

практической проверки внимания и выполнения специальных упражнений, основанных на

Системе К.С. Станиславского.

Внимание является основой внутренней техники актера. К.С. Станиславский считал, что

внимание – это проводник чувства. В зависимости от характера объекта различается внимание

внешнее (вне самого человека) и внутреннее (мысли и ощущения). Задача актера – активная

сосредоточенность на произвольном объекте в пределах сценической среды. «Вижу, что дано,

отношусь, как задано» - формула сценического внимания по Станиславскому.

Сосредоточенность на человеке или предмете в сценической среде – важный элемент

актерского перевоплощения. Артисты такие же люди, как все, им свойственно отвлечение,

рассеянность. Поэтому умение концентрироваться – верный признак хорошей игры. Внимание

необходимо актеру все времянахождения на сцене, какую бы роль он не играл.

Существует три круга внимания: малый, средний и большой.

Малый круг – небольшой участок вокруг человека, ограниченный движением его рук и ног.

Если человек сидит или стоит, погружен в свои мысли, или идет, задумавшись, не обращая

внимания на окружающее – он в «малом кругу».

Средний круг – участок побольше, это может быть часть комнаты или даже все пространство

небольшой комнаты, например, сцена. Большой круг – вся площадь аудитории. Если бы мы

были в поле, то размер самого большого круга определялся бы линией горизонта и зависел бы

от нашей дальнозоркости.

Выступление перед зрителем - это всегда процесс взаимодействия партнеров. Причем

партнером является не только другой артист, но и публика, зритель. Внимание – один из

важнейших аспектов сценического искусства.

Пояснительная записка

В данной разработке дается анализ занятия актерским мастерством театрального

объединения «Кураж». Большая часть обучающихся объединения имеют задержки

интеллектуального развития (восьмой вид), но требования к результату освоения учебной

программы «Кураж», выставляются, наравне с обычными обучающимися образовательного

учреждения.

Занятие на тему «Сценическое внимание» включает в себя упражнения для развития

многоплоскостного внимания, собранности, способности быстро концентрироваться.

Разработка состоит из этапов занятия:

1.

Организационный (настрой на занятие, разминочные упражнения);

2.

Основная часть (сообщение новых знаний, упражнения на развитие сценического

внимания);

3.

Рефлексия (подведение итогов усвоенного материала и взаимодействие друг с другом с

помощью поддержки и аплодисментов).

Цель – развитие навыков концентрации внимания в условиях сценической площадки через

изучение понятия сценического внимания.

Задачи:

Образовательная - формирование представления о различных видах сценического внимания.

Развивающая – развитие многоплоскостного внимания и памяти, а также стремления к

саморазвитию.

Воспитательные – совершенствование творческой индивидуальности и воспитание чувства

причастности к общему делу, ответственности за свои действия, уважения к творчеству

каждого занимающегося в театральном объединении.

Тип занятия – практическое занятие.

Формы организации – фронтальная, групповая.

Форма проведения занятия – тренинговое занятие.

Ожидаемые результаты:

Предметные: формирование представлений о различных видах сценического внимания.

Метапредметные :

- развитие творческих способностей;

- развитие многоплоскостного внимания и памяти, стремления к саморазвитию.

Личностные:

- совершенствование творческой индивидуальности;

- воспитание чувства причастности к общему делу, ответственности за свои действия;

- воспитание уважения к творчеству каждого занимающегося в объединении.

Психологические условия на занятии: мобилизация внимания, познавательной активности,

гибкости, эмоциональной стабильности и отсутствия психологического напряжения.

Количество обучающихся – не более 15.

Продолжительность занятия – 45 минут.

Оборудования: стулья

Ход занятия

Этап занятия

Задача этапа

Основная

деятельность

педагога

Прогнозируемая

деятельность

обучающихся

1.Организационный

Приветствие

педагога,

психологический

настрой

обучающихся на

предстоящее

занятие, мотивация к

совместной

творческой

деятельности.

Приветствие

обучающихся

театрального

объединения

«Кураж». Создание

комфортной

творческой

атмосферы. Показ

разминочных

упражнений на

снятие мышечных

зажимов.

«Дружные

аплодисменты»-

приветствуем друг

друга, затем каждый

аплодирует сам себе,

соседу справа- слева

и всем.

«Разминка на снятие

мышечных

зажимов»-

прохлопывание себя

по рукам, ногам,

туловищу, потом

тщательное

поглаживание.

Разминочные

упражнения

необходимы, чтобы

«разогреть» и

подготовить к работе

элементы системы

единого

психофизического

процесса, в результате

чего появляется

готовая к работе

актерская группа.

2. Основная часть.

2.1. Сообщение новых

знаний.

2.2. Слуховое

внимание.

Познакомить с

понятием

«Сценическое

внимание»

Раскрытие понятия

слухового внимания.

Задание: посмотреть

на соседа справа и

увидеть в нем что-

нибудь интересное и

привлекательное,

сказать комплимент.

Сосед становится

«объектом

внимания».

Именно о внимании

пойдет речь.

Обучающимся

предлагается

послушать звуки,

которые прозвучали

на улице, в

репетиционном

кабинете и в

коридоре. По

команде педагога

Обучающиеся

знакомятся с понятием

сценического

внимания.

Обучающиеся через

простые задания

знакомятся со

слуховым вниманием.

2.3 Зрительное

внимание.

Упражнения на

развитие слухового

внимания.

Раскрытие понятия

зрительного

внимания. Понятие

«объект внимания».

Упражнения на

развитие

зрительного

внимания.

обучающиеся

переключаются с

одного объекта на

другой – слушают то

улицу, то коридор,

то снова улицу и т.д.

По доносящимся

звукам, включив

воображение и

фантазию,

предлагается

воссоздать жизнь на

улице, в коридоре.

Рассказать свою

историю.

«Хлопки».

А) Хлопаем по кругу

соседу: сначала в

одну сторону, потом

в другую. По

команде «Хоп!» - в

обратную сторону.

Б) В одном ритме

передать хлопок

любому человеку.

Предлагается

выбрать любой

предмет в

репетиционном

кабинете и

рассмотреть его.

Предмет становится

«объектом

внимания».

А) Предлагается

внимательно

рассмотреть друг

друга, кто во что

одет. Далее одному

из обучающихся

предлагается выйти

из полукруга,

повернуться спиной

и рассказать, во что

одет один из

обучающихся.

Б) Предлагается

одному из

обучающихся

запомнить позы

сидящих, выйти из

полукруга и, по

Развитие слухового

внимания, быстроты

реакции.

Развитие зрительного

внимания.

2.4. Круги внимания.

Раскрытие понятия

Круги внимания.

Малый, средний и

большой.

Упражнение

раскрытие понятия

«Круги

сценического

внимания».

команде педагога

восстановить

измененные позы в

первоначальном

варианте.

В) «Обезьянки».

Предлагается

одному из

обучающихся стать

посетителем

зоопарка, а всем

остальным –

обезьянками,

которых посетитель

дразнит.

«Обезьянки»

повторяют действия

за посетителем.

Г) «Зеркало».

Группа

обучающихся

делится парами.

Один из пары

становится

«Зеркалом» и второй

– смотрящимся в

зеркало и

показывающим

движения, которые

повторяются.

Д) Выстроиться в

геометрическую

фигуру (круг,

треуголник, квадрат,

2 круга) всей

группой

обучающихся, не

издавая звуков.

Существует три

круга внимания:

малый, средний и

большой.

Малый круг – это

небольшой участок

вокруг человека,

ограниченный

движениями его рук

и ног. Если человек

сидит или стоит,

погружен в свои

мысли, или идет, не

обращая внимания

Развитие зрительного

внимания, навыков

взаимодействия в

творческом коллективе

Определение отличий

между кругами

2.5. Внешнее и

внутренне внимание.

Раскрытие понятия

внешнего и

внутреннего

внимания.

Упражнение на

развитие

внутреннего

внимания.

Раскрытие значения

важности

внутренней

концентрации

внимания.

на окружающее – он

в «малом кругу».

Средний круг-

участок побольше,

это может быть

часть комнаты или

небольшая комната.

Например, сцена.

Большой круг –

площадь аудитории

или зрительный зал.

«Кто как сидит».

Предлагается всем

распределиться в

репетиционном зале.

Выбрать любое

удобное место. Один

из обучающихся

определяет, кто в

каком круге

сценического

внимания находится.

Различие понятий

внешнего (объекты

вне человека) и

внутреннего

внимания (мысли,

чувства и т.д.).

Важность

внутреннего

внимания для

создания

сценического образа.

«Публичное

одиночество».

Опасность для

артиста – 3 объекта:

- зрители,

- сам артист,

- партнер (как актер,

а не как образ).

«Шляпа».

Предлагается

обучающимся по

назвать по одному

любому

предложению, из

которых

придумывается на

ходу и повторяется

шуточная история.

сценического

внимания.

Усвоение знания о

важности внутренней

концентрации

внимания для артиста.

3. Подведение итогов

Обсуждение

Предлагается

Совершенствование

занятия.

Рефлексия.

Взаимодействие друг с

другом с помощью

поддерки и

аплодисментов.

особенностей

понятия

сценического

внимания.

Подведение итогов

назвать особенности

сценического

внимания и отличия

от обычного

внимания.

полученных знаний о

сценическом

внимании.

Список используемой литературы:

1.

Актерский тренинг по системе Станиславского.- М.:2008;

2.

Гиппиус С.В. Актерский тренинг. – Спб.:2006;

3.

Станиславский К.С. Работа актера над собой.- М.:200 12



В раздел образования