Автор: Сафарова Хануза Шагиевна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: Башкирский колледж архитектуры, строительства и коммунального жозяйства
Населённый пункт: г. Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: Рабочая программа профессионального модуля
Тема: "Выполнение каменных работ"
Раздел: среднее профессиональное
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 03
ВЫПОЛНЕНИЕ КАМЕННЫХ РАБОТ
2015г.
1
Рабочая
программа
профессионального
модуля
разработана
на
основе
Федерального государственного образовательного стандарта по профессии
08.01.07 Мастер общестроительных работ
Организация-разработчик:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Башкирский колледж архитектуры, строительства и коммунального хозяйства
Сафарова Хануза Шагиевна, преподаватель спецдисциплин
Минеев Валерий Иванович, мастер производственного обучения
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,
Рекомендована _______________________________________________________
Заключение № ____________ от «____»__________ 20___ г.
номер
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.
4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
7
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
8
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
22
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
26
3
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ВЫПОЛНЕНИЕ КАМЕННЫХ РАБОТ
1.1. Область применения программы
Программа
профессионального
модуля
является
частью
основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
профессии 08.01.07
Мастер
общестроительных
работ
в
части
освоения
основного вида профессиональной деятельности (ВПД): выполнение каменных
работ и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 3.1. Выполнять
подготовительные
работы
при
производстве
каменных
работ.
ПК 3.2. Производить общие каменные работы различной сложности.
ПК 3.3. Выполнять сложные архитектурные элементы из кирпича и камня.
ПК 3.4. Выполнять монтажные работы при возведении кирпичных зданий.
ПК 3.5. Производить
гидроизоляционные
работы
при
выполнении
каменной
кладки.
ПК 3.6. Контролировать качество каменных работ.
ПК 3.7. Выполнять ремонт каменных конструкций.
Программа
профессионального
модуля
может
быть
использована
при
профессиональной
подготовке,
переподготовке
и
повышения
квалификации
работников в области строительства при наличии основного общего, среднего
(полного) общего, профессионального образование и др.
Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С
целью
овладения
указанным
видом
профессиональной
деятельности
и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе
освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
выполнения
подготовительных
работ
при производстве
каменных
работ;
производства
общих
каменных
работ
различной
сложности;
выполнения
архитектурных элементов из кирпича и камня; выполнения монтажных работ
при возведении кирпичных зданий; производства гидроизоляционных работ
при выполнении
каменной
кладки;
контроля
качества
каменных
работ;
выполнения ремонта каменных конструкций;
уметь:
выбирать
инструменты,
приспособления
и
инвентарь
для
каменных
работ;
подбирать
требуемые
материалы
для
каменной
кладки;
приготавливать
растворную смесь для производства каменной кладки; организовывать рабочее
место; устанавливать леса и подмости; создавать безопасные условия труда
при выполнении
каменных
работ;
читать
чертежи
и
схемы
каменных
конструкций;
выполнять
разметку
каменных
конструкций;
производить
каменную
кладку
стен
и
столбов
из
кирпича,
камней
и
мелких
блоков
под штукатурку и с расшивкой швов по различным системам перевязки швов;
выполнять
армированную
кирпичную
кладку;
производить
кладку
стен
облегченных
конструкций;
выполнять
бутовую
и
бутобетонную
кладки;
выполнять
смешанные
кладки;
выкладывать
перегородки
из
различных
каменных
материалов;
выполнять
лицевую
кладку
и
облицовку
стен;
выкладывать
конструкции
из
стеклоблоков
и
стеклопрофилита;
соблюдать
безопасные
условия
труда
при выполнении
общих
каменных
работ;
производить кладку перемычек, арок, сводов и куполов; выполнять кладку
карнизов различной сложности; выполнять декоративную кладку; устраивать
при кладке стен деформационные швы; выкладывать колодцы, коллекторы и
трубы переменного сечения; выполнять кладку каменных конструкций мостов,
промышленных
и
гидротехнических
сооружений;
соблюдать
безопасные
условия труда; выполнять монтаж фундаментов и стен подвала; монтировать
ригели,
балки
и
перемычки;
монтировать
лестничные
марши,
ступени
и
площадки;
монтировать
крупнопанельные
перегородки,
оконные
и
дверные
блоки,
подоконники;
выполнять
монтаж
панелей
и
плит
перекрытий
и
покрытий; производить заделку стыков и заливку швов сборных конструкций;
соблюдать безопасные условия труда при монтаже; подготавливать материалы
для
устройства
гидроизоляции;
устраивать
горизонтальную
гидроизоляцию
из различных
материалов;
устраивать
вертикальную
гидроизоляцию
из различных материалов; проверять качество материалов для каменной кладки;
контролировать соблюдение системы перевязки швов, размеров и заполнение
швов; контролировать вертикальность и горизонтальность кладки; проверять
соответствие
каменной
конструкции
чертежам
проекта;
выполнять
подсчет
объемов
работ
каменной
кладки
и
потребность
материалов;
выполнять
геодезический
контроль
кладки
и
монтажа;
выполнять
разборку
кладки;
заменять
разрушенные
участки
кладки;
пробивать
и
заделывать
отверстия,
борозды,
гнезда
и
проемы;
выполнять
заделку
концов
балок
и
трещин;
производить ремонт облицовки; соблюдать безопасные условия труда;
знать:
нормокомплект
каменщика;
виды,
назначение
и
свойства
материалов
для каменной
кладки;
правила
подбора
состава
растворных
смесей
для
каменной кладки и способы их приготовления; правила организации рабочего
места
каменщика;
виды
лесов
и
подмостей,
правила
их
установки
и
эксплуатации; правила техники безопасности при выполнении каменных работ;
правила чтения чертежей и схем каменных конструкций; правила разметки
каменных конструкций; общие правила кладки; системы перевязки кладки;
порядные схемы кладки различных конструкций, способы кладки; технологию
армированной
кирпичной
кладки;
технологию
кладки
стен
облегченных
конструкций;
технологию
бутовой
и
бутобетонной
кладки;
технологию
смешанной кладки; технологию кладки перегородки из различных каменных
материалов; технологию лицевой кладки и облицовки стен; технологию кладки
из
стеклоблоков
и
стеклопрофилита;
правила
техники
безопасности
при
выполнении общих каменных работ; виды опалубки для кладки перемычек,
арок, сводов, куполов и технологию изготовления и установки; технологию
кладки перемычек различных видов; технологию кладки арок сводов и куполов;
порядные схемы и технологию кладки карнизов различной сложности; виды
декоративных
кладок
и
технологию
их
выполнения;
конструкции
деформационных
швов
и
технологию
их
устройства;
технологию
кладки
колодцев,
коллекторов
и
труб;
особенности
кладки
каменных
конструкций
мостов,
промышленных
и
гидротехнических
сооружений;
правила
техники
безопасности;
требования
к
подготовке
оснований
под фундаменты;
технологию разбивки фундамента; технологию монтажа фундаментных блоков
и стен подвала; требования к заделке швов; виды монтажных соединений;
технологию монтажа лестничных маршей, ступеней и площадок; технологию
монтажа
крупнопанельных
перегородок,
оконных
и
дверных
блоков,
подоконников; технологию монтажа панелей и плит перекрытий и покрытия;
правила техники безопасности; назначение и виды гидроизоляции; виды и
свойства
материалов
для гидроизоляционных
работ;
технологию
устройства
горизонтальной
и
вертикальной
гидроизоляции
из
различных
материалов;
требования к качеству материалов при выполнении каменных работ; размеры
допускаемых
отклонений;
порядок
подсчета
объемов
каменных
работ
и
потребности
материалов;
порядок
подсчета
трудозатрат
стоимости
выполненных работ; основы геодезии; ручной и механизированный инструмент
для разборки
кладки,
пробивки
отверстий;
способы
разборки
кладки;
технологию разборки каменных конструкций; способы разметки, пробивки и
заделки
отверстий,
борозд,
гнезд;
технологию
заделки
балок
и
трещин
различной
ширины;
технологию
усиления
и
подводки
фундаментов;
технологию ремонта облицовки.
1.3.
Рекомендуемое
количество
часов
на
освоение
программы
профессионального модуля:
всего – 444 часа, в том числе: максимальной учебной нагрузки обучающегося –
140 часов, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося
–
92
часа;
самостоятельной
работы
обучающегося
–
48
часов,
учебной
и
производственных практик –304 часа.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом
освоения
программы
профессионального
модуля
является
овладение обучающимися видом профессиональной деятельности выполнение
каменных
работ,
в
том
числе
профессиональными
(ПК)
и
общими
(ОК)
компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 3.1.
Выполнять
подготовительные
работы
при
производстве
каменных работ.
ПК 3.2
Производить общие каменные работы различной сложности.
ПК 3.3
Выполнять
сложные
архитектурные
элементы
из
кирпича
и
камня.
ПК 3.4
Выполнять
монтажные
работы
при
возведении
кирпичных
зданий.
ПК 3.5.
Производить
гидроизоляционные
работы
при
выполнении
каменной кладки.
ПК 3.6.
Контролировать качество каменных работ.
ПК 3.7.
Выполнять ремонт каменных конструкций.
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии.
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и
способов ее достижения, определенных руководителем
ОК 3
Анализировать
рабочую
ситуацию,
осуществлять
текущий
и
итоговый
контроль,
оценку
и
коррекцию
собственной
деятельности,
нести
ответственность
за
результаты
своей
работы.
ОК 4
Осуществлять
поиск
информации,
необходимой
для
эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6
Работать
в
команде,
эффективно
общаться
с
коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 7
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных
компетенций
Наименования разделов
профессионального модуля
*
Всего
часов
(макс.
учебная
нагрузка
и
практики
)
Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса (курсов)
Практика
Обязательная аудиторная
учебная нагрузка
обучающегося
Самостоятель-
ная работа
обучающегося
часов
Учебная,
часов
Производстве
нная,
часов
(если
предусмотр
ена
рассредото
ченная
практика)
Всего,
часов
в т.ч.
лабораторные
работы и
практические
занятия,
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
ПК 3.1
Раздел ПМ 03.1.
Изучение свойств материалов для
каменной кладки
10
4
2
6
Раздел ПМ 03.2
Изучение чертежей и схем каменных
конструкций
4
2
2
2
Раздел ПМ 03.3
Изучение основ технологии
общестроительных работ
6
4
2
2
Раздел ПМ 03.4
Организация рабочего места
каменщика
4
2
2
Раздел ПМ 03.5
Изучение правил техники
безопасности при выполнении
общих каменных работ
5
1
2
2
ПК 3.2
Раздел ПМ 03.6
Производство общих каменных
работ различной сложности
66
36
4
6
24
*
*
Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или
нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и
производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых
компетенций, умений и знаний.
ПК 3.3
Раздел ПМ 03.7
Выполнение сложных
архитектурных элементов из
кирпича и камня
24
4
2
8
12
ПК 3.4
Раздел ПМ 03.8
Выполнение монтажных работ при
возведении кирпичных зданий
38
18
4
8
13
ПК 3.5
Раздел ПМ 03.9
Производство гидроизоляционных
работ при выполнении каменной
кладки
10
4
2
4
2
ПК 3.6
Раздел ПМ 03.10
Контроль качества каменных работ.
7
3
2
2
1
ПК 3.7
Раздел ПМ 03.11
Выполнение ремонта каменных
конструкций
16
8
4
6
2
Экзамен
6
6
Производственная практика, часов
(по профилю специальности)
248
248
Всего
444
92
24
48
56
248
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов
профессионального модуля (ПМ),
междисциплинарных курсов
(МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Раздел ПМ 03.1
Изучение свойств
материалов для каменной
кладки.
10
МДК.03.01.
Технология каменных работ
Тема 1.1.
Материалы и изделия из
камня.
Содержание
1
1.
Искусственные и природные каменные материалы; требования к качеству
каменных материалов.
2
Тема 1.2.
Строительные растворы и
бетоны.
Содержание
1.
Строительные растворы; Бетонные смеси; сборные бетонные и
железобетонные изделия.
1
Лабораторные работы.
2
1.
Подбор состава раствора и приготовление растворной смеси.
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 03.1
1.
Производство керамического кирпича пластического формования и полусухого прессования (подготовить
реферат).
2.
Производство портландцемента (выполнить конспект).
3.
Современные гидроизоляционные и герметизирующие материалы (подготовить реферат).
4.
Производство сборного железобетона (выполнить конспект).
Примерная тематика домашних заданий
1.
Природные каменные материалы
2.
Свойства природных материалов
3.
Классификация строительных растворов
6
Раздел ПМ 03.2
Изучение чертежей и схем
каменных конструкций.
4
МДК.03.01.
Технология каменных работ
Тема 2.1.
Чертежи и схемы каменных
конструкций.
Содержание
1.
Чертежи и схемы каменных конструкций.
2
2
Лабораторные работы
2
1.
Ознакомление с чертежами и схемами каменных конструкций.
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 03.2
1.
Начертить фрагмент плана жилого дома.
2.
Начертить разрез здания по лестнице.
Примерная тематика домашних заданий
1.
Рабочие чертежи
2.
Планы зданий
3.
Разрезы
2
Раздел ПМ 03.3
Изучение основ технологии
общестроительных работ.
6
МДК.03.01.
Технология каменных работ
Тема 3.1.
Виды общестроительных
работ
Содержание
1
1.
Строительные работы и процессы. Инструкционные карты и карты трудовых
процессов.
2.
Основные сведения по организации труда рабочих и квалификация рабочих.
1
Практические занятия
2
1.
Изготовление карты трудовых процессов.
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 03.3
Основные сведения о квалификации рабочих (выполнить конспект).
Примерная тематика домашних заданий
1.
Виды строительных работ
2.
Сущность строительных процессов
2
Раздел ПМ 03.4
Организация рабочего места
каменщика.
4
МДК.03.01.
Технология каменных работ
Тема 4.1.
Рабочее место и
Содержание
1
1.
Организация рабочего места; нормокомплект каменщика
2
нормокомплект камещика.
Тема 4.2
Подача материалов на
рабочее место.
Содержание
1
1.
Подача и раскладка кирпича; подача и расстилание раствора на стене.
2
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 03.4
1.Транспортировка кирпича и раствора на строительный объект (выполнить конспект).
Примерная тематика домашних заданий
1.
Требования к лесам и подмостям
2.
Струнные леса
2
2
Раздел ПМ 03.5
Изучение правил техники
безопасности при выполнении
каменных работ.
6
МДК.03.01.
Технология каменных работ
Тема 5.1
Общие правила техники
безопасности при выполнении
каменных работ.
Содержание
1
1.
Техника безопасности при выполнении каменных работ.
1
2
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 03.5
1.Правила техники безопасности при производстве каменных работ на строительстве (подготовить реферат).
Примерная тематика домашних заданий
1.
Техника безопасности при выполнении работ нулевого цикла
2
2
Учебная практика
Виды работ.
Выбор инструмента, приспособлений и инвентаря.
Организация рабочего места.
Безопасные условия труда.
2
2
Раздел ПМ 03.6
Производство общих
каменных работ различной
сложности.
66
МДК.03.01.
Технология каменных работ
Тема 6.1
Общие правила кладки.
Содержание
1.
Правила разрезки и элементы кладки .
4
2
2.
Системы перевязки швов кладки.
3
3.
Способы кирпичной кладки
4
4.
Последовательность кладки
4
Тема 6.2
Армированная кирпичная
кладка.
1.
Технология армированной кирпичной кладки.
2
2
Тема 6.3
Кладка стен облегченных
конструкций.
1.
Технология кладки стен облегченных конструкций. Кирпично-бетонная
кладка.
2
2
2.
Колодцевая кладка стен.
1
2
Тема 6.4
Бутовая и бутобетонная
кладка.
1.
Перевязка швов и способы бутовой кладки.
1
2
2.
Технология бутовой и бутобетонной кладки.
1
2
3.
Организация труда при кладке бутовых фундаментов и стен.
1
2
4.
Правила техники безопасности.
1
2
Тема 6.5
Смешанные кладки.
1.
Технология смешанной кладки.
1
2
Тема 6.6
Кладка перегородок.
1.
Технология кладки перегородок из кирпича.
1
2
2.
Технология кладки перегородок из гипсовых плит и других камней
правильной формы.
1
2
Тема 6.7
Лицевая кладка и облицовка
стен.
1.
Способы отделки. Лицевая кладка из кирпича и камней.
1
2
2.
Кладка стен с одновременной облицовкой.
1
2
3.
Требования к качеству облицовки.
1
2
Тема 6.8
Кладка из стеклоблоков и
стеклопрофилита
1.
Технология кладки из стеклоблоков и стеклопрофилита.
1
2
Тема 6.9
Правила техники безопасности
при выполнении общих
каменных работ.
1.
Правила техники безопасности
1
2
Лабораторные работы
2
1.
Подсчет объемов работ и потребности материалов для каменной кладки.
Практические занятия
2
1.
Изготовление инструкционно-технологических карт по теме: «Кирпично-
бетонная кладка».
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 03.6
Облицовка ранее выложенных стен (подготовить реферат).
Примерная тематика домашних заданий
1.
Требования к кладке
2.
Укладка кирпича «вприжим»
3.
Укладка кирпича «вприсык»
4.
Кладка бутовых фундаментов
5.
Анкерно-бетонная кладка
6
Учебная практика
Виды работ
Кладка по однорядной (цепной) системе перевязки швов под штукатурку и с расшивкой швов.
Кладка по многорядной системе перевязки швов под штукатурку и с расшивкой швов.
Кладка по трехрядной системе перевязки швов под штукатурку и с расшивкой швов.
24
Раздел ПМ 03.7
Выполнение сложных
архитектурных элементов из
кирпича и камня.
24
МДК.03.01.
Технология каменных работ
Тема 7.1.
Кладка перемычек арок и
сводов.
Содержание
1.
Технология кладки перемычек, арок, сводов и куполов
1
2
Тема 7.2
Декоративная кладка
1.
Виды декоративных кладок и технология их выполнения.
1
2
Практические занятия
1.
Изготовление инструкционно-технологических карт по теме: «Кладка сводов
и куполов»
2
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 03.7
1.
Кладка колодцев, коллекторов, труб (подготовить реферат).
2.
Особенности кладки каменных конструкций мостов, промышленных и гидротехнических сооружений
(подготовить реферат).
3.
Кладка карнизов различной сложности (выполнить конспект).
Примерная тематика домашних заданий
1.
Кладка лучковых перемычек
2.
Кладка кирпичных колодцев
3.
Готическая кладка
8
2
Учебная практика
Виды работ
1.
Кладка перемычек различных видов.
2.
Кладка карнизов различной сложности.
3.
Кладка стен средней сложности из кирпича с одновременной облицовкой лицевым кирпичом.
12
2
Раздел ПМ 03.8
Выполнение монтажных работ
при возведении кирпичных
зданий.
38
МДК 03.02.
Технология монтажных работ при
возведении кирпичных зданий.
Тема 8.1.
Монтаж сборных фундаментов
и стен подвала.
Содержание
1.
Подготовка оснований под фундаменты.
1
2
2.
Технология разбивки фундаментов.
1
2
3.
Технология монтажа фундаментных блоков и стен подвала.
2
2
4.
Требования к заделке швов. Виды монтажных соединений.
2
2
Тема 8.2.
Монтаж строительных
конструкций в кирпичном
здании.
Содержание
2
1.
Технология монтажа лестничных маршей и площадок.
2
2
2.
Технология монтажа крупнопанельных перегородок
2
2
3.
Технология монтажа панелей и плит перекрытия и покрытия.
2
2
4.
Правила техники безопасности.
2
2
Лабораторные работы
1.
Устройство и принцип действия нивелира и теодолита.
2
2
2.
Устройство и принцип действия лазерного уровня.
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 03.8
1.
Основные виды такелажного и монтажного оборудования и приспособлений (выполнить конспект).
2.
Способы строповки и крепления конструкций (выполнить конспект).
3.
Способы монтажа сборных железобетонных элементов конструкций кирпичного здания (выполнить
конспект).
4.
Способы защиты металла от коррозии (подготовить реферат).
Примерная тематика домашних заданий
1.
Технология монтажа перемычек
2.
Технология монтажа прогонов
3.
Монтаж гипсолитовых перегородок
8
Учебная практика.
13
Виды работ:
1.
Разбивка осей, подготовка основания, монтаж сборных элементов фундаментов.
2.
Монтаж крупнопанельных перегородок.
Раздел ПМ 03.9
Производство
гидроизоляционных работ при
выполнении каменной кладки.
10
МДК 03.02.
Технология монтажных работ
при возведении кирпичных
зданий.
Тема 9.1
Устройство гидроизоляции.
Содержание
1.
Назначение и виды гидроизоляции. Виды и свойства материалов для
гидроизоляционных работ.
1
2
2.
Технология устройства гидроизоляции из различных материалов,
приготовление мастик
1
2
3.
Техника безопасности при производстве гидроизоляционных работ
2
2
Лабораторные работы
1.
Устройство и принцип действия распылителя для окрасочной гидроизоляции
2
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 03.9
1.
Контроль качества гидроизоляционных работ (выполнить конспект).
2.
Устройство горизонтальной гидроизоляции современными материалами (подготовить реферат).
Примерная тематика домашних заданий
1.
Устройство окрасочной гидроизоляции
2.
Устройство оклеечной гидроизоляции
3.
Приготовление битумных мастик
4
Учебная практика
Виды работ:
Устройство горизонтальной и вертикальной гидроизоляции рулонными материалами.
2
Раздел ПМ 03.10
Контроль качества каменных
работ.
7
МДК 03.02.
Технология монтажных работ
при возведении кирпичных
зданий.
Тема 10.1
Требования к качеству кладки
и способы проверки.
Содержание
1.
Требования к качеству. Размеры допускаемых отклонений.
1
2
Лабораторные работы
1.
Подсчет трудозатрат стоимости выполненных каменных работ.
2
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 03.10
1.
Изучение основных требований к качеству кирпичной кладки (подготовить конспект).
Примерная тематика домашних заданий
1.
Проверка геодезической разбивки фундаментов
2.
Нивелирование
2
Учебная практика
Виды работ:
Контроль качества кладки при помощи контрольно-измерительных приборов.
1
Раздел ПМ 03.11
Выполнение ремонта каменных
конструкций.
16
МДК 03.02.
Технология монтажных работ при
возведении кирпичных зданий.
Тема 11.1
Ремонт каменных
конструкций.
Содержание
1
Технология разборки каменных конструкций.
1
2
2
Пробивка и заделка отверстий, борозд и гнезд.
1
2
3
Технология усиления и подводки фундаментов.
1
2
4
Технология ремонта облицовки.
1
2
Практические занятия
1
Изготовление инструкционно-технологической карты по теме: « Ремонт
поверхности кирпичных стен».
2
2
2
Изготовление инструкционно-технологической карты по теме: «Пробивка
дверного проема»
Экзамен
6
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 03.11
1.
Устройство и принцип действия отбойного молотка (подготовить реферат).
2.
Ремонт поверхности кирпичных стен с соблюдением правил перевязки швов со старой кладкой (выполнить конспект).
6
Примерная тематика домашних заданий
1.
Пробивка отверстий пневматическим инструментом
2.
Причины разрушения кладки
3.
Способы контроля за состоянием кладки
Учебная практика.
Виды работ
Ручной и механизированный инструмент для разборки кладки.
2
Примерная тематика письменных экзаменационных работ.
1.
Кладка стен жилого здания толщиной 2 кирпича.
2.
Кладка столбов сечение 2х2 кирпича.
3.
Кладка внутренних стен жилого здания толщиной 1,5 кирпича.
4.
Кладка стен зданий с одновременной облицовкой фасадными плитами.
5.
Кладка наружных стен зданий толщиной 2,5 кирпича.
6.
Кладка кирпично-бетонных стен.
7.
Бутобетонная кладка фундаментов.
8.
Кладка перегородок толщиной 0,5 кирпича.
9.
Кладка рядовых перемычек.
10. Кладка облегченных стен.
11. Монтаж блоков стен подвала.
12. Монтаж плит перекрытия в кирпичном здании.
13. Монтаж лестничных маршей и площадок.
14. Монтаж ленточных фундаментов в жилом здании.
15. Монтаж балконных плит.
Производственная практика
Кладка стен и столбов из кирпича в пустошовку и с расшивкой швов по различным системам перевязки швов.
Армирование кирпичной кладки.
Кладки стен облегченных конструкций.
Выполнение бутовой и бутобетонной кладки.
Выполнение смешанных кладок.
Кладка перегородок из различных каменных материалов.
Выполнение лицевой кладки
Кладка стен с одновременной облицовкой
Облицовка ранее выложенных стен.
Кладка конструкций из стеклоблоков и стеклопрофилита.
180
Кладка карнизов различной сложности.
Кладка стен средней сложности из кирпича с одновременной облицовкой лицевым кирпичом.
Кладка перемычек, арок, сводов и куполов.
Декоративная кладка.
Устройство деформационных швов.
26
Монтаж ленточных фундаментов.
Монтаж блоков стен подвала.
Монтажа лестничных маршей и площадок.
Монтаж крупнопанельных перегородок, оконных, дверных блоков, подоконников.
Монтажа панелей и плит перекрытия и покрытия.
36
Устройство горизонтальной и вертикальной гидроизоляции из различных материалов.
2
Разборка кладки различными способами.
Разметка, пробивка и заделка отверстий, борозд и гнезд.
Заделка балок и трещин различной ширины.
Усиление и подводка фундаментов.
Ремонт облицовки.
4
Всего
444
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие:
-учебных
кабинетов
«Основы
строительного
черчения»,
«Основы
материаловедения», «Технологии общестроительных работ», «Безопасности
жизнедеятельности и охраны труда»;
-мастерских «Для каменных и печных работ»;
-лабораторий «Информационных технологий», «Материаловедения».
-спортивного
комплекса:
спортивный
зал,
открытый
стадион
широкого
профиля с элементами полосы препятствий, стрелковый тир;
-библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет;
-актового зала.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета
«Основы строительного черчения»:
комплект чертежных принадлежностей;
наглядные пособия: макеты, модели, плакаты;
комплект технологической документации;
комплект учебно-методической документации;
«Технологии общестроительных работ»:
комплект инструментов и приспособлений;
комплект технологической документации;
комплект учебно-методической документации;
наглядные пособия: плакаты, макеты, модели
«Основы материаловедения»:
комплект образцов строительных материалов;
комплект учебно-методической документации;
наглядные пособия;
приборы для лабораторных работ
«Безопасности жизнедеятельности и охраны труда»:
комплект «Легкий защитный костюм Л-1»;
противогазы;
моноблок;
видеокассеты с тематикой: гражданская защита населения, начальная
военная подготовка;
комплект стендов по начальной военной подготовке;
комплект стендов по ОБЖ;
комплект стендов по пожарной безопасности;
комплект стендов по антитеррору.
Технические средства обучения:
20
информационные технологии в профессиональной деятельности:
компьютеры,
принтер,
сканер,
модем
(спутниковая
система),
проектор,
плоттер, программное обеспечение общего и профессионального назначения,
комплект учебно-методической документации.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
«Для каменных и печных работ»:
рабочие места по количеству обучающихся;
комплекты
инструментов
и
приспособлений
для
производства
каменных работ;
комплекты контрольно-измерительных инструментов;
строительные материалы для производства каменных работ
комплект технологической документации;
комплект учебно-методической документации;
наглядные пособия: плакаты, макеты, модели
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
«Материаловедения»
комплект инструментов и приспособлений для производства каменных
работ;
комплект
приборов
и
приспособлений
для
определения
свойств
материалов;
комплект геодезических инструментов;
комплект технологической документации;
комплект учебно-методической документации;
наглядные пособия: плакаты, макеты, модели.
«Информационных технологий»
компьютеры,
принтер,
сканер,
модем
(спутниковая
система),
проектор,
плоттер, программное обеспечение общего и профессионального назначения,
комплект учебно-методической документации.
Ре а л и з а ц и я
п р о г р а м м ы
м од ул я
п р ед п ол а г а е т
о б я з а т е л ь н у ю
производственную практику.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
комплекты
инструментов
и
приспособлений
для
производства
каменных работ;
комплект спецодежды и средств защиты (каски, монтажные пояса);
комплекты контрольно-измерительных инструментов;
строительные материалы для производства каменных работ;
комплект учебно-методической документации;
наглядные пособия: плакаты, макеты, модели.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1.
Куликов
О.Н.,
Ролин
Е.И.
«Охрана
труда
в
строительстве».
ОИЦ
«Академия» 2010
21
2.
Лукин А.А. «Технология каменных работ». ОИЦ «Академия» 2010
3.
Попов
К.Н.
«Материаловедение
для
каменщиков
и
монтажников
конструкций». Высшая школа 2011
4.
Сугробов Н.П.
«Общестроительные работы». ОИЦ «Академия» 2012
5.
Чичерин
И.И.,
Чичерин
Н.И.
«Общестроительные
работы».
ОИЦ
«Академия» 2011
Дополнительные источники:
1.
Куприянова Г.В. «Каменщик». ОИЦ «Академия» 2012
2.
Ганенко А.П., Лапсарь М.И. «Оформление текстовых и графических
материалов
при
подготовке
дипломных
проектов,
курсовых
и
письменных
экзаменационных
работ
(требования
ЕСКД)».
ОИЦ
«Академия» 2011
3.
Борилова Л.Н. «Организация и технология строительных каменных
работ».ПО «Академкнига/ Учебник 2012
4.
Журнал "Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века
5.
Журнал «Стройклуб» Информационно-технический
6.
Журнал «Стройка».
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Учебная практика (производственное обучение) проводится рассредоточено
при освоении профессиональных компетенций в рамках профессионального
модуля, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессионального
модуля.
Производственная
практика
проводится
концентрированно
по
окончании изучения профессионального модуля. Производственная практика
проводится в организациях, направление деятельности которых соответствует
профилю подготовки обучающихся. Аттестация по итогам производственной
практики
проводится
с
учетом
(или
на
основании)
результатов,
подтвержденных
документами
соответствующих
организаций.
Основная
профессиональная
программа
обеспечивается
учебно-методической
документацией
по
всем
дисциплинам,
междисциплинарным
курсам
и
профессиональным модулям ОПОП. Внеаудиторная работа сопровождается
методическим обеспечением. Каждому обучающемуся обеспечивается доступ
к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню
дисциплин
(модулей)
ОПОП.
Во
время
самостоятельной
подготовки
обучающиеся
обеспечиваются
доступом
к
сети
Интернет.
Каждый
обучающийся обеспечивается не менее чем одним учебным печатным и/или
электронным
изданием
по
каждой
дисциплине
общепрофессионального
цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием
по
каждому
междисциплинарному
курсу
(включая
электронные
базы
периодических изданий). Библиотечный фонд укомплектован печатным и/или
электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы
22
п о
д и с ц и п л и н а м
в с е х
ц и к л о в ;
о ф и ц и а л ь н ы м и ,
с п р а в о ч н о -
библиографическими
и
периодическими
изданиями.
Освоению
данного
модуля предшествует изучение следующих дисциплин: материаловедение,
строительное
черчение,
основы
технологии
общестроительных
работ,
безопасность жизнедеятельности.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация
основной
профессиональной
образовательной
программы
по
профессии
начального
профессионального
образования
должна
обеспечиваться
педагогическими
кадрами,
имеющими
среднее
профессиональное
или
высшее
профессиональное
образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера
производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии
рабочего
выше,
чем
предусмотрено
образовательным
стандартом
для
выпускников. Опыт
деятельности
в
организациях
соответствующей
профессиональной
сферы
является
обязательным
для
преподавателей,
отвечающих
за
освоение
обучающимся
профессионального
цикла,
эти
преподаватели и мастера производственного обучения
должны проходить
стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
23
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты
(освоенные
профессиональные
компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы
контроля и оценки
Выполнять
подготовительные
работы при
производстве
каменных работ.
правильная организация рабочего
места каменщика;
обоснованный выбор инструментов,
приспособлений и средств
подмащивания;
соблюдение основных правил
безопасности труда, электро- и
пожаробезопасности
Визуальное
наблюдение за
подготовительной
работой при
производстве
каменных работ.
Производить
общие каменные
работы различной
сложности.
Соблюдены требования СНиП:
правильность перевязки швов, их
толщина и заполнение;
горизонтальность рядов и
вертикальность углов кладки;
правильность устройства
деформационных швов;
правильность устройства дымовых и
вентиляционных каналов в стене;
качество поверхностей фасадных
неоштукатуриваемых стен из кирпича
(соблюдение цвета, требуемой
перевязки, рисунка и расшивки швов);
геометрические размеры кладки;
наличие и правильность установки и
заделки арматуры;
Текущий контроль
в форме:
- контрольных
работ по темам
МДК.
Тестирование
Экспертное
наблюдение и
оценка на
практических и
лабораторных
занятиях
Экспертное
наблюдение за
действиями на
учебной и
производственной
практике
Выполнять
сложные
архитектурные
элементы из
кирпича и камня.
качество
фасадных
поверхностей,
облицованных
к е р а м и ч е с к и м и ,
бетонными и другими видами камней
и
плит
соответствует
требованиям
СНиП
Выполнять
монтажные работы
при возведении
кирпичных зданий.
соблюдение требований к подготовке
оснований под фундаменты;
соблюдение технологии разбивки
фундамента;
соблюдение технологии монтажа
фундаментных блоков и стен подвала;
соблюдение требований к заделке
24
швов;
наличие и правильность установки
закладных деталей-связей и анкеров;
правильность подготовки монтажного
горизонта под установку панелей;
правильность укладки плит
перекрытий, крепления стеновых
панелей и плит перекрытий между
собой;
Конкурсы
профессиональног
о мастерства;
олимпиады
Проверочные
работы по
производственной
практике
профессиональног
о модуля.
Комплексный
экзамен по
профессиональном
у модулю.
Защита
письменной
экзаменационной
работы.
Производить
гидроизоляцион-
ные
работы
при
выполнении
каменной кладки.
соблюдение технологии устройства
горизонтальной и вертикальной
гидроизоляции из различных
материалов;
Контролировать
качество каменных
работ.
соблюдение требований к качеству
материалов для каменной кладки;
соблюдение системы перевязки швов,
размеров и заполнение швов;
соблюдение вертикальности и
горизонтальности кладки;
соответствие каменной конструкции
чертежам проекта;
геодезический контроль кладки и
монтажа;
соблюдение размеров допускаемых
отклонений;
Выполнять ремонт
каменных
конструкций.
соблюдение технологии разборки
каменных конструкций;
соблюдение технологии заделки балок
и трещин различной ширины;
соблюдение технологии усиления и
подводки фундаментов;
соблюдение технологии ремонта
облицовки
25
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять
проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных
компетенций,
но
и
развитие
общих
компетенций
и
обеспечивающих
их
умений.
Результаты
(освоенные общие
компетенции)
Основные показатели
оценки результата
Формы и методы
контроля и оценки
Понимать сущность и
социальную значимость
своей будущей профессии.
Демонстрация интереса к
будущей профессии через:
-повышение качества обучения
по ПМ;
-участие в предметных
олимпиадах;
-участие в профессиональных
олимпиадах;
-портфолио обучающегося
Интерпретация
результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающегося в
процессе освоения
образовательной
программы
Организовывать
собственную
деятельность, исходя из
цели и способов ее
достижения,
определенных
руководителем
-выбор и применение методов
и способов решения
профессиональных задач в
области строительства;
-оценка эффективности и
качества выполнения;
Мониторинг и
рейтинг выполнения
работ на учебной и
производственной
практике.
Анализировать рабочую
ситуацию, осуществлять
текущий и итоговый
контроль, оценку и
коррекцию собственной
деятельности, нести
ответственность за
результаты своей работы.
-решение стандартных и
нестандартных
профессиональных задач
-самоанализ и коррекция
результатов собственной
работы
Мониторинг развития
личностно-
профессиональных
качеств
обучающегося;
Практические работы
на моделирование и
решение
нестандартных
ситуаций
Осуществлять поиск
информации, необходимой
для эффективного
выполнения
профессиональных задач.
- эффективный поиск
необходимой информации;
- использование различных
источников, включая
электронные
- организация
самостоятельных занятий при
изучении профессионального
модуля
Подготовка
рефератов, докладов,
использование
электронных
источников.
Использовать
информационно-
коммуникационные
технологии в
-оформление результатов
самостоятельной работы с
использованием ИКТ;
- работа в сети Интернет,
Наблюдение за
навыками работы в
глобальных,
корпоративных и
26
профессиональной
деятельности.
локальных
информационных
сетях
Работать в команде,
эффективно общаться с
коллегами, руководством,
клиентами.
- взаимодействие с
обучающимися,
преподавателями и мастерами
в ходе обучения и практики;
- умение работать в группе;
- наличие лидерских качеств;
-участие
в
спортивных
и
культурно-массовых
мероприятиях
Наблюдение
за
ролью
обучающихся в группе;
Деловые игры -
моделирование
социальных и
профессиональных
ситуаций;
Исполнять воинскую
обязанность, в том числе с
применением полученных
профессиональных знаний
(для юношей).
- соблюдение техники
безопасности;
- соблюдение корпоративной
этики (выполнение правил
внутреннего распорядка);
-ориентация на воинскую
службу с учётом
профессиональных знаний
-тестирование по ТБ;
- своевременность
постановки на
воинский учёт;
- проведение воинских
сборов
27