Автор: Салищева Валерия Всеволодовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ФГБОУ «ВДЦ «Смена»
Населённый пункт: муниципальный округ город-курорт Анапа, село Сукко
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Мастер-класс по компетенции «Ремесленная керамика» «Скульптура»
Раздел: дополнительное образование
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «СМЕНА»
Автор:
Салищева В.В.
Учебно-методическое пособие мастер-класс по компетенции
«Ремесленная керамика»
«Скульптура»
45 мин.
Анапа - 2025 г.
Содержание
Предисловие……………………………………………………………3
Подготовительный этап………………………………….………...…..4
Ход мастер-класса …....…………………………………………….….6
Список используемых источников и литературы………………..….10
Материально-техническое обеспечение……………………………...11
2
Предисловие
В наше время производство керамических изделий широко
развивается, именно поэтому необходимо систематично подходить к
изучению
данного
ремесла.
С
древних
времен
керамика
используется повсеместно, где бы не оказался
человек, она
используется в различных отраслях: строительной, легкой, пищевой,
в медицине и других.
Термин «керамика» происходит от греческого слова «керамос»,
что означает глина. Керамика - это изделия из глины, которые
прошли высотемпературный обжиг в специальной муфельной печи.
В
результате
термической
обработки
керамика
приобретает
огнеупорность, химическую стойкость и ряд других свойств,
определяющих широкое использование её в самых различных
отраслях народного хозяйства. Среди всех известных материалов по
совокупности физико-химических, механических и художественно-
эстетических свойств керамика не имеет себе равных. Керамическая
масса в первоначальном состоянии очень похожа на пластилин. Но
главным и существенным её отличием является способность
застывать и затвердевать.
Мастер-класс позволит развить моторику рук, визуальную
культуру,
познакомит
с
основным
способом
росписи
и
декорирования керамических изделий, развивая образное мышление,
внимание, память, умение обрабатывать и применять информацию,
культуру общения в группе.
3
Подготовительный этап
Первостепенное
значение
отводится
изучению
требований
организации рабочего места и безопасности труда.
Занятие проводится для обучающихся 11-17 лет, не обладающих
специальными знаниями в области ремесленной керамики.
Продолжительность занятия равна одному академическому
часу (45 мин.), количество обучающихся: 10-12 человек.
Цель занятия: Сформировать у обучающихся знания и умения в
области керамики, создать условия для развития творческих
способностей обучающихся.
Задачи занятия:
Образовательная:
- формирование представления о керамике и её особенностях;
- формирование интереса к различным видам и техникам
керамики;
- получение базовых знаний по технологии керамики;
- получение базовых знаний по художественному оформлению
керамики;
- формирование навыков по обеспечению техники безопасности
и культуры труда, порядка на рабочем месте.
Развивающая:
- обеспечение гармоничного развития личности;
- развитие творческих способностей и фантазии обучающихся;
- обеспечение возникновения и поддержания мотивации и
интереса к познавательной деятельности у обучающихся;
-
развитие
воображения,
зрительной
памяти,
творческого
мышления, умения продумать итоговый результат.
Воспитательная:
- формирование и развитие чувства художественного вкуса и
самовыражения;
- формирование навыка последовательного ведения работы;
4
- формирование представления об особенностях керамики, как
одного из видов декоративно-прикладного искусства;
- развитие навыков культурного поведения в группе.
Ожидаемые результаты:
Знать:
- правила оформления и декорирования изделий из керамики;
- технологию нанесения красителя на изделие;
- правила техники безопасности и культуры труда, порядка на
рабочем месте.
Уметь:
- ориентироваться в схемах и выполнять задание, используя
порядок действий;
- разрабатывать эскизы рисунка и цветового решения;
- организовывать своё рабочее место, соблюдать правила
техники безопасности, правила культуры труда, порядок на рабочем
месте, работать с инструментами и красителями.
Владеть:
- навыками росписи простых изделий из керамики;
- основами навыков работы в команде.
Материально-техническое оснащение занятия:
Оборудование:
ПК,
демонстрационный
экран
(телевизор),
инструменты для лепки из глины, сушильный шкаф.
Расходные материалы: белая керамическая масса.
Методические рекомендации:
1. Обозначить обучающимся план занятия, цель и основные
задачи, которые предстоит выполнить, тем самым настроить их на
совместную работу.
2. Продемонстрировать главные приёмы работы с материалом и
оборудованием.
3. Объяснить и наглядно показать типичные ошибки при лепке
из глины.
4.
Контролировать
самостоятельное
выполнение
задания
обучающимися, вовремя фиксировать ошибки обучающихся и
помогать им исправлять их.
5
5. Для осуществления обратной связи с обучающимися в конце
занятия провести обсуждение проблем, с которыми столкнулись
обучающиеся, в форме диалога.
6. Приучать обучающихся к уборке своих рабочих мест.
7. Поблагодарить обучающихся за проделанную работу.
Методика проведения занятия
I. Организационный этап (5 мин.)
II. Изучение нового материала (10 мин.)
III. Практическая работа (25 мин.)
IV. Рефлексия (5 мин.)
Ход мастер-класса
I. Организационный этап
Приветствие.
Основное в этой части - это организовать рабочую обстановку с
самого начала занятия и создать рабочую дисциплину.
Постановка цели и задач мастер-класса.
Вводный инструктаж по технике безопасности, правилам
пожарной безопасности, а также инструктаж на рабочем месте
С целью разъяснения обучающимся их задачи по соблюдению
дисциплины во время проведения занятий, ознакомления их с
характером работы в учебно-тренировочной павильоне, общими
условиями безопасности труда проводится инструктаж по технике
безопасности, правилам пожарной безопасности и инструктаж на
рабочем месте.
Правила по охране труда и технике безопасности в павильоне во
время работы:
Обучающиеся должны располагать личные вещи, включая
рюкзаки и сумки в специально отведённых для подобных целей
местах, чтобы они не стали причиной травм и не препятствовали
эвакуации в случае аварийной ситуации.
6
Обучающиеся обязаны содержать рабочее место в чистоте и
применять каждый инструмент по его прямому назначению.
Обо всех потенциально опасных ситуациях, неисправностях,
травмах и плохом самочувствии обучающиеся обязаны немедленно
сообщать педагогу.
Требования техники безопасности перед началом работы
Перед началом работы обучающийся обязан:
- надеть фартук и убрать волосы;
- при слабом зрении надеть очки;
- проверить исправность инструмента и (или) оборудования, при
обнаружении неисправности, необходимо поставить в известность
преподавателя и заменить инструмент и (или) оборудование
исправным.
Требования техники безопасности во время работы
Во время работы обучающийся обязан:
- соблюдать порядок и дисциплину;
- быть внимательным и осторожным;
- при работе с острыми, режущими и колющими инструментами
соблюдать инструкции по технике безопасности.
Во время работы обучающемуся запрещается:
-
загромождать
рабочую
поверхность
и
поверхность
оборудования;
- прикасаться к открытым токоведущим частям оборудования, а
также к оголенным и плохо изолированным проводам;
- передвигать самостоятельно оборудование и тяжёлую мебель;
- садиться и облокачиваться на столы и оборудование.
Инструменты,
ручное
оборудование
и
другие
предметы
передавать только из рук в руки, бросать инструменты, ручное
оборудование и другие предметы запрещается.
При обнаружении наличия электрического напряжения на
корпусах оборудования и т.п. необходимо прекратить работу и
немедленно сообщить об этом преподавателю.
Правила завершения работы
По завершению работы обучающийся обязан:
7
- отключить оборудование;
- привести в порядок своё рабочее место;
- сдать подготовленный к последующей работе инструмент и
фартук;
- сдать рабочее место;
- в случае работы с керамической массой или материалами для
декора вымыть руки с мылом.
Обучающиеся проходят инструктаж на визуальных материалах,
представленных
на
стенде
«Уголок
пожарной
безопасности»,
содержащий информацию о первичных средствах пожаротушения,
действиях при возникновении пожара, а также знакомятся с планом
эвакуации в случае возникновения пожара.
Обучающиеся знакомятся с оборудованием.
II. Изучение нового материала
Занятия керамикой это одно из древнейших ремесел в мире.
Самая древняя керамическая находка датируется 24 тыс. до н.э.
Горы разрушаются путем выветривания и образуется глина, под
толщей земли и песка. Из этого считается, что Глина — это
мелкозернистая, осадочная горная порода. А керамика — это
изделия
из
глины,
которые
прошли
обжиг
при
больших
температурах. В природе встречаются белые, красные, черные и
зеленые цвета глиняной массы. Так же глины подразделяются на
низкотемпературные и высокотемпературные. Бывают «тощие» - это
массы, которые сохнут во время работы и требуют постоянного
увлажнения и «жирные» - это массы, которые во время работы не
подсыхают, их используют чаще всего за гончарным кругом.
Существует 5 технологических стадий создания керамики:
Формование изделия (вручную, на гончарном круге, гипсовые
формы).
Сушка и обжиг в муфельной печи
Роспись
специальными
красками
для
керамики(ангобы,
глазурь)
Покрытие прозрачной глазурью.
Политой обжиг, после которого изделие готово.
8
III. Практическая работа
Этап 1
Подготовка рабочего места
Доска
Ветошь
Инструмент «Струна»
Шликер (жидкая глина)
Стеки для заглаживания
Стек «Петля»
Чаша с водой
Губка
Ком глины
9
Этап 2
Обучающиеся берут небольшой ком глины, надавливая пальцами,
придают ему будущую форму скульптуры.
Этап 3
Обучающиеся заглаживают все неровности влажной губкой.
10
Этап 4
Обучающиеся берут инструмент «Струна» и разрезают заготовки
строго по центру, предварительно хорошо натянув струну.
11
Этап 5
Обучающиеся берут инструмент «Петля» и плавными движениями
вычерпывают глину из каждой половинки, предварительно наметив
отступ от края 5 мм. Стараются не давить и не зачерпывать петлёй
сразу много глины.
Этап 6
Все комочки глины, в процессе работы, нужно перемять и убрать во
влажную ткань. Иначе глина пересохнет и усложнится сам процесс
лепки.
Этап 7
12
Пальцем затирают все шероховатости внутри каждой заготовки.
Если есть места с тонкими стенками или прорыв, то можно добавить
заплатку из глины и растереть.
Этап 8
Наносят стеком насечки на все места соединения, не обязательно
ровно и симметрично. Они нужны для лучшего соединения деталей.
13
Этап 9
Затем наносят кистью Шликер (жидкая глина).
Этап 10
Соединяют половинки изделия, аккуратно, не надавливая. Затирают
пальцем шов по всей длине.
Этап 11
14
Наносят заплатки на шов, по всей длине, тщательно растирая
пальцем все неровности. Затем затирают всё влажной губкой.
Этап 12
Используя скульптурный нож, делают круглые отверстия на обеих
заготовках, чтобы когда соединят обе заготовки, получилась общая
полость внутри.
15
Этап 13
Перед тем как соединить заготовки, процарапывают и наносят на
стыки шликер.
Этап 14
Место соединения затирают пальцем и наносят заплатки, можно в
виде жгута. Обычно это место испытывает большую нагрузку и
вероятность трещин от этого увеличивается. Чтобы этого избежать,
накладывают побольше заплаток и хорошо затирают шов.
16
Этап 15
Делают остальные части скульптуры. Если это плоские детальки, то
раскатывают пласт из глины и вырезают из него все элементы.
Этап 16
Все элементы обязательно приделывают на шликер, предварительно
сделав насечки на местах соединения. После этого, не забывают
сделать
заплатки по всей длине шва и затереть всё губкой.
17
18
Этап 17
Во всех скульптурах и игрушках нужно сделать шилом отверстие,
через которое будет выходить воздух во время обжига в печи. Если
забыть его сделать, то изделие лопнет при обжиге. Отверстия могут
быть в ушах, ноздрях и в основании. Это уже на усмотрение автора
изделия.
Изделие готово и можно переходить к следующим этапам создания
керамики: сушка, бисквитный обжиг, покрытие глазурью и политой
заключительный обжиг.
19
IV. Рефлексия
По итогу мастер-класса проводится демонстрация работ в виде
выставки. У обучающихся есть возможность задать вопросы,
обсудить ошибки и сложности, возникшие в ходе работы, совместно
с педагогом дополнительного образования участники мастер-класса
делают акцент на наиболее важных моментах, которые были
освещены в ходе мастер-класса.
Обучающиеся приводят рабочее место в порядок, прощаются с
педагогом.
20
Литература и интернет ресурсы
1.
Соловьев Е.В., Соловьева Т.Е. Живая глина. Методическое
пособие по работе с глиной/ Е. В. Соловьев, Т. Е. Соловьева. -
Издательские решения, 2022-162с.
2.
Ткаченко А.В. Художественная керамика : учебное пособие для
вузов / А. В.Ткаченко, Л.А.Ткаченко. - 2-е изд. - Москва :
Издательство Юрайт, 2024 - 243с.
21
Приложение
Расходные материалы
Расчёт на 1 обучающегося
1
Масса керамическая (обожженые заготовки)
гр
70
2
Акриловая краска
мл
35
Материально-техническое обеспечение мастер-класса:
п/п
Оборудование
Ед.
Кол-во
1
Печь для обжига керамики Top 100 + C440,
Nabertherm
шт
1
2
Сушильный шкаф TR 240 + B410, Nabertherm
+доп.сетка для шкафа
шт
1
3
Раскатчик Nidec (Shimpo) мини д/глиняных пластов
SRM-1624
шт
1
4
Отстойник для глины ROHDE AB 100, Германия
шт
1
5
Стол отминочный с мраморной столешницей 40 мм
шт
1
6
Столик в печную (650х400х960 мм)
шт
1
7
Замывочный столик (600х450х910 мм)
шт
1
8
Подкатная тумбочка (650х400х420 мм)
шт
1
9
Подиум д/хранения глины двухъярусный
(1100х500х600 мм)
шт
1
10
Стеллаж для сушки керамических изделий DR-1
Frema
шт
2
11 Турнетка металлическая Nidec (Shimpo) BW-18L
шт
8
12 Турнетка металлическая Nidec (Shimpo) BW-25H
шт
1
13 Набор пластиковых емкостей для занятий керамикой набор
1
14
Стойка для обжига 43/25*25 мм MULTIREX 1400°C,
Steuler KCH
шт
6
15
Стойка для обжига 43/25*50 мм MULTIREX 1400°C,
Steuler KCH
шт
6
16 Стойка для обжига 43/25*75 мм MULTIREX 1400°C,
шт
6
22
Steuler KCH
17
Стойка для обжига 43/25*100 мм MULTIREX
1400°C, Steuler KCH
шт
6
18
Полка для обжига в печах 410*12 мм CORDIREX,
Steuler KCH
шт
4
19 Кирпичик 15,5/29/39 мм
шт
3
20 Каолин (для лещадок)
кг
2
21 Стол для занятий
шт
2
Инструменты
1
Спонж поролоновый SH1
шт
8
2
Спонж поролоновый SH2
шт
8
3
Губка жёлтая круглая ИК-010 P65
шт
8
4
Нож обоюдоострый C5019
шт
8
5
Нож с длинным лезвием P40
шт
8
6
Набор кистей для росписи из
волоса чернобурой лисы (5 шт.)
набор
10
7
Кисть Флейц 50 натуральный козий мех мм P20#2
шт
20
8
Палитра пластиковая
шт
15
9
Фартук рабочий Текс Норд
шт
15
10 Карандаши простые+ ластик
шт
15
11 Бумага писчая А4
уп
1
12 Ткань х/б 30х30 см
шт
10
23