Напоминание

"Дифференциация б-п"


Автор: Каверина Людмила Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "ОЦ "Краснослободская СОШ №1"
Населённый пункт: г. Краснослободск
Наименование материала: Конспект коррекционно-развивающего занятия
Тема: "Дифференциация б-п"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект коррекционно-развивающего занятия. 2 класс.

Логопедическое заключение: нарушения чтения и письма, обусловленные фонематическим недоразвитием.

Учитель-логопед Каверина Л.В.

Тема занятия: Дифференциация б-п. Место занятия в теме 61, I этап обучения.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель и ожидаемый результат (для учителя-логопеда): организовать деятельность обучающихся на дифференциацию звуков [б] [б`] звуков [п]

[п`] в устной речи и букв Бб-Пп в письменной речи.

Цель и ожидаемый результат (для обучающихся): научиться различать звуки и буквы в ряду звуков, в слогах, в словах, в словосочетаниях, в

предложениях, тексте.

Предметные УУД

- выработать четкую дифференциацию звуков [Б - Б'] [П - П'] с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;

- учить выделять (узнавать) звуки среди других звуков, на фоне слога, слова и предложения;

- совершенствовать навыки слогового и звукового анализа; учить определять наличие звука в слове; учить выделять звук из слова;

определять место звука в слове: начало, середина (после какого звука, перед каким звуком);

- учить соотносить звуки[Б - Б'] [П - П'] с буквами, вырабатывать орфографическую зоркость;

- активировать и расширять словарь;

- учить применять полученные знания в практической деятельности;

- закреплять умение детей действовать по словесной инструкции.

Метапредметные УУД

Познавательные УУД

- воспроизводить по памяти полученную ранее информацию;

- уметь выделять существенную информацию из источника.

Регулятивные УУД

- определять тему и цель учебной деятельности с помощью логопеда и самостоятельно;

- развивать способность осуществлять учебную работу в определённом темпе;

- развивать самостоятельность, самоконтроль, способность к переключению;

- корректировать свою деятельность в процессе обучения самостоятельно;

- планировать решение поставленной учебной задачи (с опорой на алгоритм);

- оценивать и корректировать свою деятельность.

Коммуникативные УУД

- участвовать в диалоге, беседе;

- отвечать на вопросы логопеда;

- слушать и понимать речь других людей;

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

- уметь высказывать свои предположения, аргументируя ответ;

- совместно обсуждать проблемные вопросы;

- строить монологические высказывания;

- осуществлять совместную деятельность (сотрудничать с логопедом и товарищами).

Личностные УУД:

- проводить самооценку на основе успешности учебной деятельности (смыслообразование);

- формировать положительное отношение к процессу познания (самоопределение);

- применять правило делового сотрудничества (самоопределение);

Коррекционно-развивающие:

- развивать навыки фонематического анализа и синтеза;

- развивать умение выделять существенный признак, умение сравнивать, классифицировать, обобщать;

- формировать навыки учебной деятельности;

- развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику; формировать межполушарное взаимодействие;

- развивать речевое дыхание;

- развивать фонематический слух, фонематическое восприятие;

- совершенствовать графо-моторные навыки;

- развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление;

- развивать навыки ориентирования в тетради;

- совершенствовать умение направлять внимание на собственные ощущения;

- создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка;

- повышать уровень общего речевого развития.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать положительную учебную мотивацию;

- воспитывать желание говорить правильно, четко, красиво;

- воспитывать толерантное отношение к ответам детей;

- формировать умение работать как самостоятельно, так и в коллективе;

- воспитывать культуру речевого общения;

- развивать умение слушать друг друга и оказывать друг другу помощь.

Оборудование: индивидуальные зеркала, карточки с заданиями, цветные карандаши.

Этапы урока.

Задачи этапов

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1.Мотивация к учебной

деятельности.

2.Актуализация знаний

учащихся.

Формировать

положительную

учебную

мотивацию

Развивать

доброжелательное

отношение друг к

другу

Ситуация успеха.

Артикуляционная

гимнастика

-Здравствуйте. Я рада вас

видеть. Садитесь удобно,

спинку не забываем держать

прямо.

- Посмотрите друг на друга.

Улыбнитесь. Пожелайте

друг другу успеха.Я желаю

вам удачи и успеха на

протяжении всего занятия.

Начинаем наше занятие.

-Ручки растираем и

разогреваем,

И лицо теплом своим мы

умываем.

Щечки разминаем, чтобы

надувались,

Губки разминаем, чтобы

улыбались,

Язычок покусаем мы слегка,

Чтобы речь наша красивой и

правильной была!

Я желаю тебе, …., удачи

(успеха)!

Выполняют

артикуляционную

гимнастику

Личностные

(мотивация к учебной

деятельности)

Коммуникативные

(слушать собеседника)

Регулятивные

(умение выбирать

3.Введение в тему.

.-У меня для вас «секретное

послание». Отгадайте

«засекреченное» слово.

Верно , молодцы.

Рассекретили слово.

-Как вы понимаете значение

слова Победа?(1.Успех в

соревнованиях.

2.Победа-успех в битве, в

войне, закончившийся

полным поражением

противника.)

Скажите, пожалуйста, какой

великий праздник мы

отмечаем 9 мая? (День

Победы)

-Что вы знаете про этот

праздник?

_Правильно, 9 мая мы

празднуем День Победы .

Ребята, в этом году мы

отметим 80 летие Победы в

Великой Отечественной

войне 1941-1945годов.

Скажите хором слово

Победа.

ПОБЕДА

Ответы детей

действие с

поставленной задачей,

выполнять учебное

действие)

Предметные

(умение обозначать

звук буквой)

Регулятивные

(умение выбирать

действие с

поставленной задачей,

выполнять учебное

Работа в группах.

-Назовите первый звук в

слове. (П).

_У звука П есть мягкий

вариант? П

-Назовите 3 звук в слове Б

Как звучит твердый вариант

звука б?

1.Возьмите зеркала

(индивидуальные зеркала)

Губки мы смыкаем, звук П

без голоса называем.

-Что делают губы?

(Смыкаются и

размыкаются) с тихим

пыхом

-Язык работает? (Нет)

-Воздушная струя?

(Короткая)

-Приложите тыльную

сторону ладони к горлышку.

Голосовые связки

работают? (Нет , не

работают).

Губки снова мы смыкаем,

звук Б с голосом называем.

-Что делают губы?

Ответы детей.

действие)

Познавательные

(поиск и извлечение

информации,

обобщение)

Познавательные

(самостоятельно

выполнять задание)

Регулятивные

(удерживание учебной

задачи)

Соотнесение звуков

с буквами

Определить тему

урока, поставить

цель, учебные

задачи,

смоделировать

план занятия

Формирование

умений составлять

план занятия.

(Смыкаются и размыкаются

-Язык?(Не работает)

Струя воздуха? (Короткая)

-Проверим, работают ли

голосовые связки.( Да,

работают)

-Разные ли звуки [Б] и[ П]

по артикуляции? (Похожи)

-Чем они отличаются? (Звук

[П] глухой, звук[ Б]

звонкий)

-Дайте характеристику

звуку[ П].

Назовите мягкий вариант

звука [П]

-Охарактеризуйте звук[ ].

(Согласный, звонкий,

твердый) Назовите мягкий

вариант звука

-Звуки [П - П'] на письме

обозначаются буквой ?

-Звуки[Б - Б'] на письме

обозначаются буквой?

Похожи

Звук [П] глухой, звук[ Б]

звонкий

Согласный, глухой ,

твердый

Пп

Предметные

(умение обозначать

звук буквой)

Регулятивные

(умение выбирать

действие с

поставленной задачей,

выполнять учебное

действие)

Регулятивные

(определение темы,

4.Целеполагание.

Кто догадался и сможет

назвать тему нашего

занятия?

-Какую цель мы перед собой

поставим? (научиться

различать б-п)

-Какие задачи вы

предлагаете решить, чтобы

реализовать эту цель?

(научиться различать

1 в слогах

2 в словах

3в предложении

4 в тексте.

.

Откройте тетради. Запишите

число.

1. Произнесите звуки Б П

по опорным значкам.

Работаем самостоятельно. Я

Бб

Звуки [б] [б`]. Буква Бб.

Звуки [п] [п`]. Буква Пп.

Научиться различать:

1. В слогах;

2.В словах.

3.В предложении.

4.В тексте.

постановка цели и задач

урока)

Личностные

(готовность и

способность к

саморазвитию)

Регулятивные

(умение ставить новые

учебные задачи в

сотрудничестве с

учителем,

планирование

действий)

Личностные

(готовность и

5. Открытие нового знания

6.Первичное закрепление.

Работа в тетрадях

Узнавание звуков

по сигнальным

значкам

Выделение

(узнавание) звуков

в серии слогов.

Физминутка

Выделение

показываю карточку, а вы

тихонько произносите звук

и записываете

соответствующую букву.

Б П Б П П Б П

-Проверим. _ Какие звуки

различали? Буквы?

2. -Поработаем в парах.

(работа в парах).

Прочитайте слоги.

Подумайте, на какие группы

можно разделить слоги?

Докажите.

-Прочитайте слоги первой

группы. Назовите первый

звук в слогах.

Прочитайте слоги второй

группы. назовите первый

звук в слогах.

3.-Сравните пару слов по

звучанию и по слыслу.

БАШНЯ- ПАШНЯ

Делят слоги на группы.

Проверка

Выполняют движения для

отдыха

Дифференцируют звуки

способность к

саморазвитию)

Коммуникативные

(формулировать

собственное умение)

(узнавание) звуков

и букв в словах..

Развивать звуко-

буквенный анализ

и синтез.

4.-Перед вами военная

атрибутика, т.е то, что

необходимо военным.

Вам нужно выбрать

картинки, в названии

которых есть звук П или

звук П. (Пистолет,

пулемет, патроны).

- Назовите картинки, в

названии которых есть

звуки Б Б. (Бинокль, берет,

корабль).

-Запишите слово бинокль в

тетрадь. Назовите гласные

И О .Обведите буквы и о

красным карандашом.

Поделите слово на слоги.

Дифференцируют

Пашня- вспаханное поле,

ежегодно обрабатываемое

и используемое под посев

сельскохозяйственных

культур.

А).Башня- высокое

архитектурное

сооружение.

Б) Башня-в технике

высокая вертикально

стоящая часть какого-либо

устройства, механизма.

Например:башня танка.

Читают

Познавательные

(самостоятельно

выполнять задание)

Познавательные

(самостоятельно

выполнять задание)

Регулятивные

(удерживание учебной

Развивать слоговой

анализ слов.

Сколько слогов в слове?

(Два) Какой вывод

сделаем?

(Сколько в слове гласных,

столько и слогов).

-Назовите первый звук в

слове бинокль.

Охарактеризуйте.

-Назовите все звуки по

порядку.

-Сколько звуков в слове? 6

-Сколько букв? 7

- Что вы заметили?

-Какой вывод сделаем?

5. Я называю слово, а вы

зашифруйте его, обозначьте

схемой. Над

соответствующим слогом

запишите букву, как вы

думаете, какую букву нужно

записать? (Б-П)

Берет, победа, подвиг.

Как вы понимаете значение

Записывают.

Определять место звука в

слове. Определять

количество слогов.

Повторяют правило.

(Сколько в слове гласных,

столько и слогов).

Мягкий знак не

обозначает звука, он

показывает мягкость

стоящего перед ним

согласного).

задачи)

Познавательные

(сравнение, анализ,

умение делать вывод)

Познавательные

(поиск информации для

решения задачи,

применение и

представление

информации)

Регулятивные

.

Дифференциация

звуков и букв в

словосочетаниях.

слова подвиг

-

6. Назовите синоним слова

солдат. Как вы думаете,

каким должен быть боец,

готовый совершить подвиг?

(Смелый, храбрый,

отважный).

-Правильно. Смелый,

храбрый, отважный.

Назовите слово, в котором

звук Б находится в середине

слова.

Храбрый боец.

-Боец, которого нельзя

победить какой?

-Запишите словосочетание

непобедимый боец.

Подчеркните буквы б и п

карандашами разного цвета

Боец (какой?)

непобедимый.

Наша армия (какая)

Отважный поступок.

Подвиг-доблестное,

важное для многих людей

действие, совершенное в

трудных условиях с

риском для жизни. (Дети

приводят примеры)

Боец.

Смелый, храбрый,

отважный.

Храбрый

НЕПОБЕДИМЫЙ

(умение работать по

алгоритму)

Познавательные

(сравнение, анализ,

умение делать вывод)

Познавательные

(поиск и выделение

необходимой

информации)

Физминутка

Дифференциация в

предложении, в

тексте.

непобедимая.

Наши войска (какие?)

непобедимые.

Мы станем все военными,

(шагают на месте)

Большими, здоровенными..

(руки вверх, опустить)

Будем в армии служить,

Будем Родину любить.

(движения повторяются)

Школу, дом свой охранять

(наклон вперед, смотрим в

бинокль)

Будем мир мы защищать!

(шагают на месте).

.-Ребята, давайте прочитаем.

Никто, и, не забыт, не

забыто, ничто.

-Что прочитали? (слова)

Составьте предложение из

данных слов.

Непобедимая

непобедимые.

Выполняют упражнения.

Ответы детей.

Познавательные

(сравнение,

анализ,умение делать

вывод)

Регулятивные

(удерживание цели)

7. Работа в парах.

Никто не забыт и ничто не

забыто. (Никто не забыт и

ничто не забыто.)

Сопряженное чтение

предложения

-Эти слова говорят, когда

вспоминают погибших

героев в борьбе за Родину.

8.- У вас на партах лежит

рассказ. Читать будем по

цепочке.

9 мая –День Победы.

21 июня (двадцать первого)

1941 (одна тысяча девятьсот

сорок первого ) года

фашисты напали на нашу

Родину. Враги убивали

людей. Они сжигали наши

города, села, поля и леса.

Наша армия и все люди

храбро защищали от

фашистов нашу Родину. В

тылу взрослые и дети много

работали. Отправляли на

фронт продукты и снаряды.

Очень много людей

погибло.

слова

Самостоятельно работают.

Никто не забыт и ничто не

забыто.

Читают.

Познавательные

(вывод)

Познавательные

(анализ, сравнение,

вывод)

9 (девятого) мая1945 (одна

тысяча девятьсот сорок

пятого) года народ победил

фашистов.

Теперь каждый год в этот

день люди празднуют,

поздравляют ветеранов,

возлагают цветы на могилы

и к памятникам погибших в

годы войны.

- Как называется рассказ?

(Рассказ называется «9 мая-

День Победы»)

Кто напал на нашу Родину?

-Что делали враги?

-Что делали взрослые и

дети?

-Когда победили фашистов?

В предыдущем задании мы

составили предложение.

Прочитайте его .

-Подумайте, где лучше

использовать это

предложение в нашем

рассказе.

-Давайте прочитаем 8, 9 и

Ответы детей.

8. Рефлексия учебной

деятельности.

10 предложения.

-С какими звуками мы

работали?

-Охарактеризуйте звук

-Кто напомнит цель урока.

-Чему научились?

-Пригодится ли нам это

знание?

Девятого мая в честь

праздника Победы во всех

городах гремят залпы

салюта.

-Давайте изобразим свой

праздничный салют.

-Прикрепите свою звездочку

согласно своему

настроению.

(красный цвет- не доволен,

Никто не забыт и ничто не

забыто.

9 (девятого) мая1945 (одна

тысяча девятьсот сорок

пятого) года народ

победил фашистов.

Теперь каждый год в этот

день люди празднуют,

поздравляют ветеранов,

возлагают цветы на

могилы и к памятникам

погибших в годы войны.

Ответы детей.

мог сделать гораздо больше,

желтый-мог бы работать

лучше,

зеленый –сделал все

возможное для успеха)



В раздел образования