Автор: Каверина Людмила Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "ОЦ "Краснослободская СОШ №1"
Населённый пункт: г. Краснослободск
Наименование материала: Конспект коррекционно-развивающего занятия
Тема: "Дифференциация б-п"
Раздел: начальное образование
Конспект коррекционно-развивающего занятия. 2 класс.
Логопедическое заключение: нарушения чтения и письма, обусловленные фонематическим недоразвитием.
Учитель-логопед Каверина Л.В.
Тема занятия: Дифференциация б-п. Место занятия в теме 61, I этап обучения.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель и ожидаемый результат (для учителя-логопеда): организовать деятельность обучающихся на дифференциацию звуков [б] [б`] звуков [п]
[п`] в устной речи и букв Бб-Пп в письменной речи.
Цель и ожидаемый результат (для обучающихся): научиться различать звуки и буквы в ряду звуков, в слогах, в словах, в словосочетаниях, в
предложениях, тексте.
Предметные УУД
- выработать четкую дифференциацию звуков [Б - Б'] [П - П'] с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
- учить выделять (узнавать) звуки среди других звуков, на фоне слога, слова и предложения;
- совершенствовать навыки слогового и звукового анализа; учить определять наличие звука в слове; учить выделять звук из слова;
определять место звука в слове: начало, середина (после какого звука, перед каким звуком);
- учить соотносить звуки[Б - Б'] [П - П'] с буквами, вырабатывать орфографическую зоркость;
- активировать и расширять словарь;
- учить применять полученные знания в практической деятельности;
- закреплять умение детей действовать по словесной инструкции.
Метапредметные УУД
Познавательные УУД
- воспроизводить по памяти полученную ранее информацию;
- уметь выделять существенную информацию из источника.
Регулятивные УУД
- определять тему и цель учебной деятельности с помощью логопеда и самостоятельно;
- развивать способность осуществлять учебную работу в определённом темпе;
- развивать самостоятельность, самоконтроль, способность к переключению;
- корректировать свою деятельность в процессе обучения самостоятельно;
- планировать решение поставленной учебной задачи (с опорой на алгоритм);
- оценивать и корректировать свою деятельность.
Коммуникативные УУД
- участвовать в диалоге, беседе;
- отвечать на вопросы логопеда;
- слушать и понимать речь других людей;
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- уметь высказывать свои предположения, аргументируя ответ;
- совместно обсуждать проблемные вопросы;
- строить монологические высказывания;
- осуществлять совместную деятельность (сотрудничать с логопедом и товарищами).
Личностные УУД:
- проводить самооценку на основе успешности учебной деятельности (смыслообразование);
- формировать положительное отношение к процессу познания (самоопределение);
- применять правило делового сотрудничества (самоопределение);
Коррекционно-развивающие:
- развивать навыки фонематического анализа и синтеза;
- развивать умение выделять существенный признак, умение сравнивать, классифицировать, обобщать;
- формировать навыки учебной деятельности;
- развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику; формировать межполушарное взаимодействие;
- развивать речевое дыхание;
- развивать фонематический слух, фонематическое восприятие;
- совершенствовать графо-моторные навыки;
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление;
- развивать навыки ориентирования в тетради;
- совершенствовать умение направлять внимание на собственные ощущения;
- создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка;
- повышать уровень общего речевого развития.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную учебную мотивацию;
- воспитывать желание говорить правильно, четко, красиво;
- воспитывать толерантное отношение к ответам детей;
- формировать умение работать как самостоятельно, так и в коллективе;
- воспитывать культуру речевого общения;
- развивать умение слушать друг друга и оказывать друг другу помощь.
Оборудование: индивидуальные зеркала, карточки с заданиями, цветные карандаши.
Этапы урока.
Задачи этапов
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Формирование УУД
1.Мотивация к учебной
деятельности.
2.Актуализация знаний
учащихся.
Формировать
положительную
учебную
мотивацию
Развивать
доброжелательное
отношение друг к
другу
Ситуация успеха.
Артикуляционная
гимнастика
-Здравствуйте. Я рада вас
видеть. Садитесь удобно,
спинку не забываем держать
прямо.
- Посмотрите друг на друга.
Улыбнитесь. Пожелайте
друг другу успеха.Я желаю
вам удачи и успеха на
протяжении всего занятия.
Начинаем наше занятие.
-Ручки растираем и
разогреваем,
И лицо теплом своим мы
умываем.
Щечки разминаем, чтобы
надувались,
Губки разминаем, чтобы
улыбались,
Язычок покусаем мы слегка,
Чтобы речь наша красивой и
правильной была!
Я желаю тебе, …., удачи
(успеха)!
Выполняют
артикуляционную
гимнастику
Личностные
(мотивация к учебной
деятельности)
Коммуникативные
(слушать собеседника)
Регулятивные
(умение выбирать
3.Введение в тему.
.-У меня для вас «секретное
послание». Отгадайте
«засекреченное» слово.
Верно , молодцы.
Рассекретили слово.
-Как вы понимаете значение
слова Победа?(1.Успех в
соревнованиях.
2.Победа-успех в битве, в
войне, закончившийся
полным поражением
противника.)
Скажите, пожалуйста, какой
великий праздник мы
отмечаем 9 мая? (День
Победы)
-Что вы знаете про этот
праздник?
_Правильно, 9 мая мы
празднуем День Победы .
Ребята, в этом году мы
отметим 80 летие Победы в
Великой Отечественной
войне 1941-1945годов.
Скажите хором слово
Победа.
ПОБЕДА
Ответы детей
действие с
поставленной задачей,
выполнять учебное
действие)
Предметные
(умение обозначать
звук буквой)
Регулятивные
(умение выбирать
действие с
поставленной задачей,
выполнять учебное
Работа в группах.
-Назовите первый звук в
слове. (П).
_У звука П есть мягкий
вариант? П
-Назовите 3 звук в слове Б
Как звучит твердый вариант
звука б?
1.Возьмите зеркала
(индивидуальные зеркала)
Губки мы смыкаем, звук П
без голоса называем.
-Что делают губы?
(Смыкаются и
размыкаются) с тихим
пыхом
-Язык работает? (Нет)
-Воздушная струя?
(Короткая)
-Приложите тыльную
сторону ладони к горлышку.
Голосовые связки
работают? (Нет , не
работают).
Губки снова мы смыкаем,
звук Б с голосом называем.
-Что делают губы?
Ответы детей.
действие)
Познавательные
(поиск и извлечение
информации,
обобщение)
Познавательные
(самостоятельно
выполнять задание)
Регулятивные
(удерживание учебной
задачи)
Соотнесение звуков
с буквами
Определить тему
урока, поставить
цель, учебные
задачи,
смоделировать
план занятия
Формирование
умений составлять
план занятия.
(Смыкаются и размыкаются
-Язык?(Не работает)
Струя воздуха? (Короткая)
-Проверим, работают ли
голосовые связки.( Да,
работают)
-Разные ли звуки [Б] и[ П]
по артикуляции? (Похожи)
-Чем они отличаются? (Звук
[П] глухой, звук[ Б]
звонкий)
-Дайте характеристику
звуку[ П].
Назовите мягкий вариант
звука [П]
-Охарактеризуйте звук[ ].
(Согласный, звонкий,
твердый) Назовите мягкий
вариант звука
-Звуки [П - П'] на письме
обозначаются буквой ?
-Звуки[Б - Б'] на письме
обозначаются буквой?
Похожи
Звук [П] глухой, звук[ Б]
звонкий
Согласный, глухой ,
твердый
Пп
Предметные
(умение обозначать
звук буквой)
Регулятивные
(умение выбирать
действие с
поставленной задачей,
выполнять учебное
действие)
Регулятивные
(определение темы,
4.Целеполагание.
Кто догадался и сможет
назвать тему нашего
занятия?
-Какую цель мы перед собой
поставим? (научиться
различать б-п)
-Какие задачи вы
предлагаете решить, чтобы
реализовать эту цель?
(научиться различать
1 в слогах
2 в словах
3в предложении
4 в тексте.
.
Откройте тетради. Запишите
число.
1. Произнесите звуки Б П
по опорным значкам.
Работаем самостоятельно. Я
Бб
Звуки [б] [б`]. Буква Бб.
Звуки [п] [п`]. Буква Пп.
Научиться различать:
1. В слогах;
2.В словах.
3.В предложении.
4.В тексте.
постановка цели и задач
урока)
Личностные
(готовность и
способность к
саморазвитию)
Регулятивные
(умение ставить новые
учебные задачи в
сотрудничестве с
учителем,
планирование
действий)
Личностные
(готовность и
5. Открытие нового знания
6.Первичное закрепление.
Работа в тетрадях
Узнавание звуков
по сигнальным
значкам
Выделение
(узнавание) звуков
в серии слогов.
Физминутка
Выделение
показываю карточку, а вы
тихонько произносите звук
и записываете
соответствующую букву.
Б П Б П П Б П
-Проверим. _ Какие звуки
различали? Буквы?
2. -Поработаем в парах.
(работа в парах).
Прочитайте слоги.
Подумайте, на какие группы
можно разделить слоги?
Докажите.
-Прочитайте слоги первой
группы. Назовите первый
звук в слогах.
Прочитайте слоги второй
группы. назовите первый
звук в слогах.
3.-Сравните пару слов по
звучанию и по слыслу.
БАШНЯ- ПАШНЯ
Делят слоги на группы.
Проверка
Выполняют движения для
отдыха
Дифференцируют звуки
способность к
саморазвитию)
Коммуникативные
(формулировать
собственное умение)
(узнавание) звуков
и букв в словах..
Развивать звуко-
буквенный анализ
и синтез.
4.-Перед вами военная
атрибутика, т.е то, что
необходимо военным.
Вам нужно выбрать
картинки, в названии
которых есть звук П или
звук П. (Пистолет,
пулемет, патроны).
- Назовите картинки, в
названии которых есть
звуки Б Б. (Бинокль, берет,
корабль).
-Запишите слово бинокль в
тетрадь. Назовите гласные
И О .Обведите буквы и о
красным карандашом.
Поделите слово на слоги.
Дифференцируют
Пашня- вспаханное поле,
ежегодно обрабатываемое
и используемое под посев
сельскохозяйственных
культур.
А).Башня- высокое
архитектурное
сооружение.
Б) Башня-в технике
высокая вертикально
стоящая часть какого-либо
устройства, механизма.
Например:башня танка.
Читают
Познавательные
(самостоятельно
выполнять задание)
Познавательные
(самостоятельно
выполнять задание)
Регулятивные
(удерживание учебной
Развивать слоговой
анализ слов.
Сколько слогов в слове?
(Два) Какой вывод
сделаем?
(Сколько в слове гласных,
столько и слогов).
-Назовите первый звук в
слове бинокль.
Охарактеризуйте.
-Назовите все звуки по
порядку.
-Сколько звуков в слове? 6
-Сколько букв? 7
- Что вы заметили?
-Какой вывод сделаем?
5. Я называю слово, а вы
зашифруйте его, обозначьте
схемой. Над
соответствующим слогом
запишите букву, как вы
думаете, какую букву нужно
записать? (Б-П)
Берет, победа, подвиг.
Как вы понимаете значение
Записывают.
Определять место звука в
слове. Определять
количество слогов.
Повторяют правило.
(Сколько в слове гласных,
столько и слогов).
Мягкий знак не
обозначает звука, он
показывает мягкость
стоящего перед ним
согласного).
задачи)
Познавательные
(сравнение, анализ,
умение делать вывод)
Познавательные
(поиск информации для
решения задачи,
применение и
представление
информации)
Регулятивные
.
Дифференциация
звуков и букв в
словосочетаниях.
слова подвиг
-
6. Назовите синоним слова
солдат. Как вы думаете,
каким должен быть боец,
готовый совершить подвиг?
(Смелый, храбрый,
отважный).
-Правильно. Смелый,
храбрый, отважный.
Назовите слово, в котором
звук Б находится в середине
слова.
Храбрый боец.
-Боец, которого нельзя
победить какой?
-Запишите словосочетание
непобедимый боец.
Подчеркните буквы б и п
карандашами разного цвета
Боец (какой?)
непобедимый.
Наша армия (какая)
Отважный поступок.
Подвиг-доблестное,
важное для многих людей
действие, совершенное в
трудных условиях с
риском для жизни. (Дети
приводят примеры)
Боец.
Смелый, храбрый,
отважный.
Храбрый
НЕПОБЕДИМЫЙ
(умение работать по
алгоритму)
Познавательные
(сравнение, анализ,
умение делать вывод)
Познавательные
(поиск и выделение
необходимой
информации)
Физминутка
Дифференциация в
предложении, в
тексте.
непобедимая.
Наши войска (какие?)
непобедимые.
Мы станем все военными,
(шагают на месте)
Большими, здоровенными..
(руки вверх, опустить)
Будем в армии служить,
Будем Родину любить.
(движения повторяются)
Школу, дом свой охранять
(наклон вперед, смотрим в
бинокль)
Будем мир мы защищать!
(шагают на месте).
.-Ребята, давайте прочитаем.
Никто, и, не забыт, не
забыто, ничто.
-Что прочитали? (слова)
Составьте предложение из
данных слов.
Непобедимая
непобедимые.
Выполняют упражнения.
Ответы детей.
Познавательные
(сравнение,
анализ,умение делать
вывод)
Регулятивные
(удерживание цели)
7. Работа в парах.
Никто не забыт и ничто не
забыто. (Никто не забыт и
ничто не забыто.)
Сопряженное чтение
предложения
-Эти слова говорят, когда
вспоминают погибших
героев в борьбе за Родину.
8.- У вас на партах лежит
рассказ. Читать будем по
цепочке.
9 мая –День Победы.
21 июня (двадцать первого)
1941 (одна тысяча девятьсот
сорок первого ) года
фашисты напали на нашу
Родину. Враги убивали
людей. Они сжигали наши
города, села, поля и леса.
Наша армия и все люди
храбро защищали от
фашистов нашу Родину. В
тылу взрослые и дети много
работали. Отправляли на
фронт продукты и снаряды.
Очень много людей
погибло.
слова
Самостоятельно работают.
Никто не забыт и ничто не
забыто.
Читают.
Познавательные
(вывод)
Познавательные
(анализ, сравнение,
вывод)
9 (девятого) мая1945 (одна
тысяча девятьсот сорок
пятого) года народ победил
фашистов.
Теперь каждый год в этот
день люди празднуют,
поздравляют ветеранов,
возлагают цветы на могилы
и к памятникам погибших в
годы войны.
- Как называется рассказ?
(Рассказ называется «9 мая-
День Победы»)
Кто напал на нашу Родину?
-Что делали враги?
-Что делали взрослые и
дети?
-Когда победили фашистов?
В предыдущем задании мы
составили предложение.
Прочитайте его .
-Подумайте, где лучше
использовать это
предложение в нашем
рассказе.
-Давайте прочитаем 8, 9 и
Ответы детей.
8. Рефлексия учебной
деятельности.
10 предложения.
-С какими звуками мы
работали?
-Охарактеризуйте звук
-Кто напомнит цель урока.
-Чему научились?
-Пригодится ли нам это
знание?
Девятого мая в честь
праздника Победы во всех
городах гремят залпы
салюта.
-Давайте изобразим свой
праздничный салют.
-Прикрепите свою звездочку
согласно своему
настроению.
(красный цвет- не доволен,
Никто не забыт и ничто не
забыто.
9 (девятого) мая1945 (одна
тысяча девятьсот сорок
пятого) года народ
победил фашистов.
Теперь каждый год в этот
день люди празднуют,
поздравляют ветеранов,
возлагают цветы на
могилы и к памятникам
погибших в годы войны.
Ответы детей.
мог сделать гораздо больше,
желтый-мог бы работать
лучше,
зеленый –сделал все
возможное для успеха)