Автор: Колесникова Евгения Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ГДДЮТ
Населённый пункт: Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование профессионального самоопределения в условиях Театра Мод "GOtiKA"
Раздел: дополнительное образование
Колесникова Евгения Владимировна
педагог дополнительного образования
высшая квалификационная категория
руководитель Театра Мод «GOtiKA»
МАУ ДО ГДДЮТ
Формирование профессионального самоопределения
в условиях Театра Моды «GOtiKA»
Таланты создавать нельзя,
но создавать культуру,
то есть почву,
на которой растут и процветают таланты – можно!
Иногда наш труд оправдан...
Генрих Нейгауз
Дополнительное образование детей сегодня по праву рассматривается
как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося
в современном российском обществе.
В настоящее время началась реализация Национального проекта
«Молодежь и дети», который направлен на достижение национальных целей
развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до
2036 года. Обозначенные цели (Реализация потенциала каждого человека,
развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной
личности) согласуются с Концепцией развития дополнительного образования
детей до 2030 года.
Обновление системы образования в соответствии с обозначенными
задачами, ориентирами дополнительного образования, заданными в
Концепции (создание необходимых условий для личностного развития
учащихся, удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в
художественно-эстетическом, нравственном развитии, формирование и
развитие творческих способностей учащихся, обеспечение духовно-
нравственного становления) не представляется возможным без объединения
усилий учреждений общего и дополнительного образования, программы
которых должны быть направлены на повышение качественного уровня
профессионального самоопределения, а также готовить к выбору будущей
профессиональной деятельности.
В своё время распад системы отраслевой профориентации привёл к
обострению проблемы формирования профессионального самоопределения.
Профессиональное самоопределение, как процесс и результат
формирования личностью своего отношения к профессиональной
деятельности, как личностный выбор и способ его реализации через
собственные способности, интересы, ценности, не может быть полноценно
реализован в условиях ограниченной ресурсной базы образовательного
учреждения. Этот разрыв и обуславливает необходимость интеграции
основного и дополнительного образования.
Несмотря на то, что профессиональное самоопределение является не
одномоментным актом выбора профессии и продолжается на протяжении
всей профессиональной жизни, особое внимание стоит обратить на период,
когда формируются основные представления личности о будущей
профессиональной жизни.
В современных условиях решение задач профессионального
самоопределения наиболее полно может решаться в коллективах учреждений
дополнительного образования.
Театр Мод «GOtiKA» - это такая креативная образовательной среда, в
которой приоритетными направлениями являются: становление и развитие
социально мобильной личности ребенка, готовой к любым изменениям и
новшествам в современном обществе; на создание личностного
пространства, индивидуального для каждого обучающегося и гибко
реагирующего на его запросы, стремления и потребности; на формирование
его профессионального самоопределения.
При формировании профессионального самоопределения, как
устойчивого личностного качества, в творческом объединении Театр Мод мы
используем следующие основные базовые ресурсы:
Основная образовательная программа, которая направлена на
формирование социально компетентной личности и создание возможности
для профессионального самоопределения в процессе творческой
деятельности и самореализации в образовательной среде Театр Мод.
Дополнительная общеразвивающая программа «Театр Мод «GOtiKA»
позволяет обучающимся получить представление о различных
специальностях из «мира моды»: дизайнер, модельер, конструктор, портной,
стилист, визажист, имидж-дизайнер, имиджмейкер, бренд-дизайнер, контент-
креатор и др..
Программа расширяет представление обучающихся: о принципах
формирования стилей и направлений в одежде; этапах технологической
обработки изделий; о художественном проектировании и моделировании,
художественном оформлении одежды, создании и продвижении личного
(персонального) бренда, создании визуального и текстового контента,
связанного с модой.
Сложившаяся устойчивая система работы творческого объединения
содействует личностному и профессиональному самоопределению
обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе, через
приобретение ряда допрофессиональных навыков, востребованных сегодня
на рынке труда, а также к приобщению обучающихся к созданию своего
авторского продукта, как отдельных костюмных ансамблей и коллекций
одежды, так и произведений декоративно-прикладного творчества (авторской
интерьерной текстильной куклы, предметов декора, авторских принтов
ткани, фотопроизведений и пр.).
Личностное включение обучающегося в различные формы
деятельности (предусмотренные образовательной программой) на основе
индивидуальных образовательных траекторий.
Главной особенностью в работе Театра Мод «GOtiKA» c 2015 года и по
настоящее время является то, что Театр Мод - действительный член Супер -
лиги Ассоциации детских творческих объединений «Золотая игла», которая
курировалась почетным президентом Ассоциации, народным художником,
модельером В.М. Зайцевым. Ассоциация продолжает работу в настоящее
время в согласии с его определяющими основными принципами –
социальная активность, общие творческие интересы коллективов и
сохранение культурных ценностей России и мира посредством активной
творческой деятельности.
Проектная деятельность в образовательном процессе Театра
основывается на том, что орг. комитетом во главе с президентом
Ассоциации утверждается общая тема года, работа над которой ведется
коллективами весь учебный год. Итогом является презентация творческих
проектов и защита исследовательских работ на Национальном конкурсе
«Золотая Игла» для молодых дизайнеров, детских и молодежных театров
моды и студий костюма.
В связи с обозначенной темой и разработанным положениями
Национального конкурса процесс обучения выстроен так, что в начале
учебного года обучающиеся совместно с педагогом внутри главной темы
выбирают темы для творческих, социальных проектов, научно-
исследовательских работ. Освоение содержания программы Театра Мод
происходит с привязкой к обозначенной теме года, и постепенно, как в
процессе аудиторных занятий, так и самостоятельно, ведется работа над
проектами (индивидуальными и групповыми).
Результаты проектов в дальнейшем представляются как на
рейтинговых конкурсах Ассоциации, так и на различных площадках
(платформах), фестивалях, выставках (городского, федерального и
международного уровня) в течение не только одного года, но и на
протяжении нескольких лет. Актуальность презентаций коллекций, моно
костюмов, декоративно-прикладных изделий, аксессуаров и других
авторских продуктов творческой деятельности обучающихся определяется
разнообразием содержания и направлениями деятельности организаторов
мероприятий, а также и самим коллективом.
Эмоциональное проигрывание различных ролей при работе над
театрализованными представлениями позволяет создать ситуацию успеха,
которая определяет развитие творческой и познавательной мотивации детей
к дальнейшему занятию выбранным видом деятельности. Это приводит не
только к становлению самоценности, но и формирует ценностные
ориентации, в том числе профессиональное самоопределение.
В процессе всего периода обучения ребенок учится осознавать и четко
ставить перед собой цель. Четко поставленная цель мотивирует для
дальнейшей творческой деятельности, в которой он начинают видеть смысл,
а значит - выбирать пути и средства её решения. Задача меня, как педагога,
который сопровождает ребенка в его творческом процессе, - обучить его
способам деятельности, которые предусмотрены программой, пройти с ним
до конечного результата, в том числе через самооценку и рефлексию по всей
цепочке освоения способов деятельности.
Через освоение способов деятельности по основным направлениям
программы, в тесной взаимосвязи с педагогом происходит процесс создания
конечного продукта – авторской коллекции одежды. В сотворчестве
педагога и обучающихся происходит и подготовка к презентации проектов
на различных уровнях.
Эмоциональное проигрывание различных ролей при работе над
театрализованными представлениями позволяет создать ситуацию успеха,
которая определяет развитие творческой и познавательной мотивации детей
к дальнейшему занятию выбранным видом деятельности. Это приводит не
только к становлению самоценности, но и формирует ценностные
ориентации, в том числе профессиональное самоопределение.
Конструктивное взаимодействие педагога и обучающегося на
основе сотрудничества, сотворчества и партнёрства, актуализирующем
собственную инициативу ребенка в профессиональном самоопределении.
Потенциал педагога – это кадровый ресурс. Личность педагога
становится одним из факторов успешной совместной творческой
деятельности. / Как пример, можно привести исследования последних лет. В
25 странах мира фирма Маккензи под руководством Майкла Барбары
проводила исследования по влиянию профессиональных качеств педагога на
качество образования. И пришли к доказательству того, что «…Качество
образования не может быть выше качества мастерства педагога…»/
Профессиональное самоопределение в условиях Театра Моды – это
двусторонний процесс: с одной стороны, форма самореализации и
самоорганизации ребенка, с другой – результат педагогического воздействия
в организации его творческой деятельности. Задача педагога – помочь в
«раскрытии» ребенка, организовать среду развития его творческого
потенциала, его способностей.
Следует особо подчеркнуть, что создание детского коллектива, где
каждый ребенок занимает благоприятную позицию сотрудничества,
сотворчества – одна из главных задач педагога для развития коллектива
высокого уровня, где и происходит в совместной творческой деятельности
формирование профессионального самоопределения к соответствующим
видам профессии.
Приходя в коллектив «для души», ребенок проявляет лишь интерес. В
совместной деятельности начинает вырастать привязанность – формируется
ценность на уровне увлечения, у некоторых, переходя в любовь, а иногда и в
зависимость, что приводит к профессиональному самоопределению к той или
иной профессии, связанных с освоенными направлениями деятельности в
Театре Моды.
При этом необходимо помнить, что движение в развитии коллектива
идет через приобретение личностного смысла собственного творчества
обучающегося в Театре Моды. Оно проходит через триединство:
Такое триединство и образует ценность профессионального
самоопределения.
Еще одна из особенностей Театра Мод GOtiKA, его ценность – это
разновозрастный коллектив. Развитие коллектива происходит через
взаимопроникновение жизненных интересов, жизненного самоопределения
от старших участников к младшим, что помогает создать благоприятный
психологический климат, атмосферу взаимопонимания, эмпатии. При
взаимопомощи, взаимообучении каждый начинает осознавать свою роль,
постепенно понимая, что только так можно прийти к высоким достижениям и
результатам.
Процесс освоения способов деятельности для младших участников
коллектива происходит значительно быстрее и эффективней при совместной
деятельности не только с педагогом, но и с более опытными обучающимися.
При взаимопомощи, взаимообучении старшими младших участников
коллектива в процессе сотворчества, каждый участник коллектива начинает
осознавать свою роль, постепенно понимая, что исключив себя из процесса
совместной деятельности по реализации поставленных целей, он может
«лишить» не только себя, но и коллектив высоких достижений и результатов
в своей конечной цели творческой деятельности. Коллектив начинает жить
самостоятельной жизнью, что позволяет педагогу ставить для себя и
коллектива более высокую планку в достижении успешных результатов в
сотворчестве над созданием продукта - авторских коллекций одежды и их
презентации не только на уровне города в различных социально значимых
проектах, но и на всероссийских и международных конкурсах, выставках,
фестивалях.
Таким образом, мы рассматриваем успех – как применение знаний на
практике, то есть овладение способами деятельности, а это и делает ребёнка
успешным.
Можно с уверенностью сказать, что Театр Моды «GOtiKA», как
креативная образовательная среда, обеспечивает условия для творческого
развитие личности ребенка и способствует формированию его
профессионального самоопределения, помогая сделать выбор к своей
будущей профессиональной деятельности.
Приобретённые ряд допрофессиональных навыков позволяют
выпускникам Театра мод адаптироваться в современном динамическом
обществе. Более трети выпускников продолжили обучение и реализовали
себя в дальнейшем в социуме в различных направлениях, как в дизайне
одежды, так и других творческих специальностях, порой по прошествии уже
нескольких лет, возвращаясь «по зову сердца» к заложенному в Театре
стремлению к творческой самореализации.
Я глубоко убеждена, что дети ничего не приобретут нового, если не
будут включены в процесс собственной самостоятельной деятельности!