Напоминание

Формирование профессионального самоопределения в условиях Театра Мод "GOtiKA"


Автор: Колесникова Евгения Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ГДДЮТ
Населённый пункт: Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование профессионального самоопределения в условиях Театра Мод "GOtiKA"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Колесникова Евгения Владимировна

педагог дополнительного образования

высшая квалификационная категория

руководитель Театра Мод «GOtiKA»

МАУ ДО ГДДЮТ

Формирование профессионального самоопределения

в условиях Театра Моды «GOtiKA»

Таланты создавать нельзя,

но создавать культуру,

то есть почву,

на которой растут и процветают таланты – можно!

Иногда наш труд оправдан...

Генрих Нейгауз

Дополнительное образование детей сегодня по праву рассматривается

как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося

в современном российском обществе.

В настоящее время началась реализация Национального проекта

«Молодежь и дети», который направлен на достижение национальных целей

развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до

2036 года. Обозначенные цели (Реализация потенциала каждого человека,

развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной

личности) согласуются с Концепцией развития дополнительного образования

детей до 2030 года.

Обновление системы образования в соответствии с обозначенными

задачами, ориентирами дополнительного образования, заданными в

Концепции (создание необходимых условий для личностного развития

учащихся, удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в

художественно-эстетическом, нравственном развитии, формирование и

развитие творческих способностей учащихся, обеспечение духовно-

нравственного становления) не представляется возможным без объединения

усилий учреждений общего и дополнительного образования, программы

которых должны быть направлены на повышение качественного уровня

профессионального самоопределения, а также готовить к выбору будущей

профессиональной деятельности.

В своё время распад системы отраслевой профориентации привёл к

обострению проблемы формирования профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение, как процесс и результат

формирования личностью своего отношения к профессиональной

деятельности, как личностный выбор и способ его реализации через

собственные способности, интересы, ценности, не может быть полноценно

реализован в условиях ограниченной ресурсной базы образовательного

учреждения. Этот разрыв и обуславливает необходимость интеграции

основного и дополнительного образования.

Несмотря на то, что профессиональное самоопределение является не

одномоментным актом выбора профессии и продолжается на протяжении

всей профессиональной жизни, особое внимание стоит обратить на период,

когда формируются основные представления личности о будущей

профессиональной жизни.

В современных условиях решение задач профессионального

самоопределения наиболее полно может решаться в коллективах учреждений

дополнительного образования.

Театр Мод «GOtiKA» - это такая креативная образовательной среда, в

которой приоритетными направлениями являются: становление и развитие

социально мобильной личности ребенка, готовой к любым изменениям и

новшествам в современном обществе; на создание личностного

пространства, индивидуального для каждого обучающегося и гибко

реагирующего на его запросы, стремления и потребности; на формирование

его профессионального самоопределения.

При формировании профессионального самоопределения, как

устойчивого личностного качества, в творческом объединении Театр Мод мы

используем следующие основные базовые ресурсы:

Основная образовательная программа, которая направлена на

формирование социально компетентной личности и создание возможности

для профессионального самоопределения в процессе творческой

деятельности и самореализации в образовательной среде Театр Мод.

Дополнительная общеразвивающая программа «Театр Мод «GOtiKA»

позволяет обучающимся получить представление о различных

специальностях из «мира моды»: дизайнер, модельер, конструктор, портной,

стилист, визажист, имидж-дизайнер, имиджмейкер, бренд-дизайнер, контент-

креатор и др..

Программа расширяет представление обучающихся: о принципах

формирования стилей и направлений в одежде; этапах технологической

обработки изделий; о художественном проектировании и моделировании,

художественном оформлении одежды, создании и продвижении личного

(персонального) бренда, создании визуального и текстового контента,

связанного с модой.

Сложившаяся устойчивая система работы творческого объединения

содействует личностному и профессиональному самоопределению

обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе, через

приобретение ряда допрофессиональных навыков, востребованных сегодня

на рынке труда, а также к приобщению обучающихся к созданию своего

авторского продукта, как отдельных костюмных ансамблей и коллекций

одежды, так и произведений декоративно-прикладного творчества (авторской

интерьерной текстильной куклы, предметов декора, авторских принтов

ткани, фотопроизведений и пр.).

Личностное включение обучающегося в различные формы

деятельности (предусмотренные образовательной программой) на основе

индивидуальных образовательных траекторий.

Главной особенностью в работе Театра Мод «GOtiKA» c 2015 года и по

настоящее время является то, что Театр Мод - действительный член Супер -

лиги Ассоциации детских творческих объединений «Золотая игла», которая

курировалась почетным президентом Ассоциации, народным художником,

модельером В.М. Зайцевым. Ассоциация продолжает работу в настоящее

время в согласии с его определяющими основными принципами –

социальная активность, общие творческие интересы коллективов и

сохранение культурных ценностей России и мира посредством активной

творческой деятельности.

Проектная деятельность в образовательном процессе Театра

основывается на том, что орг. комитетом во главе с президентом

Ассоциации утверждается общая тема года, работа над которой ведется

коллективами весь учебный год. Итогом является презентация творческих

проектов и защита исследовательских работ на Национальном конкурсе

«Золотая Игла» для молодых дизайнеров, детских и молодежных театров

моды и студий костюма.

В связи с обозначенной темой и разработанным положениями

Национального конкурса процесс обучения выстроен так, что в начале

учебного года обучающиеся совместно с педагогом внутри главной темы

выбирают темы для творческих, социальных проектов, научно-

исследовательских работ. Освоение содержания программы Театра Мод

происходит с привязкой к обозначенной теме года, и постепенно, как в

процессе аудиторных занятий, так и самостоятельно, ведется работа над

проектами (индивидуальными и групповыми).

Результаты проектов в дальнейшем представляются как на

рейтинговых конкурсах Ассоциации, так и на различных площадках

(платформах), фестивалях, выставках (городского, федерального и

международного уровня) в течение не только одного года, но и на

протяжении нескольких лет. Актуальность презентаций коллекций, моно

костюмов, декоративно-прикладных изделий, аксессуаров и других

авторских продуктов творческой деятельности обучающихся определяется

разнообразием содержания и направлениями деятельности организаторов

мероприятий, а также и самим коллективом.

Эмоциональное проигрывание различных ролей при работе над

театрализованными представлениями позволяет создать ситуацию успеха,

которая определяет развитие творческой и познавательной мотивации детей

к дальнейшему занятию выбранным видом деятельности. Это приводит не

только к становлению самоценности, но и формирует ценностные

ориентации, в том числе профессиональное самоопределение.

В процессе всего периода обучения ребенок учится осознавать и четко

ставить перед собой цель. Четко поставленная цель мотивирует для

дальнейшей творческой деятельности, в которой он начинают видеть смысл,

а значит - выбирать пути и средства её решения. Задача меня, как педагога,

который сопровождает ребенка в его творческом процессе, - обучить его

способам деятельности, которые предусмотрены программой, пройти с ним

до конечного результата, в том числе через самооценку и рефлексию по всей

цепочке освоения способов деятельности.

Через освоение способов деятельности по основным направлениям

программы, в тесной взаимосвязи с педагогом происходит процесс создания

конечного продукта – авторской коллекции одежды. В сотворчестве

педагога и обучающихся происходит и подготовка к презентации проектов

на различных уровнях.

Эмоциональное проигрывание различных ролей при работе над

театрализованными представлениями позволяет создать ситуацию успеха,

которая определяет развитие творческой и познавательной мотивации детей

к дальнейшему занятию выбранным видом деятельности. Это приводит не

только к становлению самоценности, но и формирует ценностные

ориентации, в том числе профессиональное самоопределение.

Конструктивное взаимодействие педагога и обучающегося на

основе сотрудничества, сотворчества и партнёрства, актуализирующем

собственную инициативу ребенка в профессиональном самоопределении.

Потенциал педагога – это кадровый ресурс. Личность педагога

становится одним из факторов успешной совместной творческой

деятельности. / Как пример, можно привести исследования последних лет. В

25 странах мира фирма Маккензи под руководством Майкла Барбары

проводила исследования по влиянию профессиональных качеств педагога на

качество образования. И пришли к доказательству того, что «…Качество

образования не может быть выше качества мастерства педагога…»/

Профессиональное самоопределение в условиях Театра Моды – это

двусторонний процесс: с одной стороны, форма самореализации и

самоорганизации ребенка, с другой – результат педагогического воздействия

в организации его творческой деятельности. Задача педагога – помочь в

«раскрытии» ребенка, организовать среду развития его творческого

потенциала, его способностей.

Следует особо подчеркнуть, что создание детского коллектива, где

каждый ребенок занимает благоприятную позицию сотрудничества,

сотворчества – одна из главных задач педагога для развития коллектива

высокого уровня, где и происходит в совместной творческой деятельности

формирование профессионального самоопределения к соответствующим

видам профессии.

Приходя в коллектив «для души», ребенок проявляет лишь интерес. В

совместной деятельности начинает вырастать привязанность – формируется

ценность на уровне увлечения, у некоторых, переходя в любовь, а иногда и в

зависимость, что приводит к профессиональному самоопределению к той или

иной профессии, связанных с освоенными направлениями деятельности в

Театре Моды.

При этом необходимо помнить, что движение в развитии коллектива

идет через приобретение личностного смысла собственного творчества

обучающегося в Театре Моды. Оно проходит через триединство:

Такое триединство и образует ценность профессионального

самоопределения.

Еще одна из особенностей Театра Мод GOtiKA, его ценность – это

разновозрастный коллектив. Развитие коллектива происходит через

взаимопроникновение жизненных интересов, жизненного самоопределения

от старших участников к младшим, что помогает создать благоприятный

психологический климат, атмосферу взаимопонимания, эмпатии. При

взаимопомощи, взаимообучении каждый начинает осознавать свою роль,

постепенно понимая, что только так можно прийти к высоким достижениям и

результатам.

Процесс освоения способов деятельности для младших участников

коллектива происходит значительно быстрее и эффективней при совместной

деятельности не только с педагогом, но и с более опытными обучающимися.

При взаимопомощи, взаимообучении старшими младших участников

коллектива в процессе сотворчества, каждый участник коллектива начинает

осознавать свою роль, постепенно понимая, что исключив себя из процесса

совместной деятельности по реализации поставленных целей, он может

«лишить» не только себя, но и коллектив высоких достижений и результатов

в своей конечной цели творческой деятельности. Коллектив начинает жить

самостоятельной жизнью, что позволяет педагогу ставить для себя и

коллектива более высокую планку в достижении успешных результатов в

сотворчестве над созданием продукта - авторских коллекций одежды и их

презентации не только на уровне города в различных социально значимых

проектах, но и на всероссийских и международных конкурсах, выставках,

фестивалях.

Таким образом, мы рассматриваем успех – как применение знаний на

практике, то есть овладение способами деятельности, а это и делает ребёнка

успешным.

Можно с уверенностью сказать, что Театр Моды «GOtiKA», как

креативная образовательная среда, обеспечивает условия для творческого

развитие личности ребенка и способствует формированию его

профессионального самоопределения, помогая сделать выбор к своей

будущей профессиональной деятельности.

Приобретённые ряд допрофессиональных навыков позволяют

выпускникам Театра мод адаптироваться в современном динамическом

обществе. Более трети выпускников продолжили обучение и реализовали

себя в дальнейшем в социуме в различных направлениях, как в дизайне

одежды, так и других творческих специальностях, порой по прошествии уже

нескольких лет, возвращаясь «по зову сердца» к заложенному в Театре

стремлению к творческой самореализации.

Я глубоко убеждена, что дети ничего не приобретут нового, если не

будут включены в процесс собственной самостоятельной деятельности!



В раздел образования