Напоминание

«Игра в ансамбле как один из способов мотивации учащихся в процессе обучения в музыкальной школе по классу народных инструментов (баян, аккордеон)».


Автор: Федунова Мария Михайловна
Должность: преподаватель народных инструментов
Учебное заведение: МБУ ДО "Чугуевская ДМШ"
Населённый пункт: с.Чугуевка Приморского края
Наименование материала: Методическая работа
Тема: «Игра в ансамбле как один из способов мотивации учащихся в процессе обучения в музыкальной школе по классу народных инструментов (баян, аккордеон)».
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Чугуевская детская музыкальная школа»

Методическая работа:

«Игра в ансамбле как один из способов

мотивации учащихся

в процессе обучения в

музыкальной школе

по классу народных инструментов

(баян, аккордеон)».

Разработала преподаватель:

высшей квалификационной категории

Федунова Мария Михайловна

с. Чугуевка

2025 год

Содержание:

1.Введение……………………………………………………………………....3

2.Формирование ансамблевой пары в педагогическом процессе…........5

3. Работа над произведением………………………………………………....7

4. Публичное выступление…………………………………………………..10

5.Заключение………………………………………………………………….13

6. Список литературы………………………………………………………..15

1.Введение

О пользе ансамблевой игры для музыкального развития в своей книге

«Годы учения» писал композитор, исполнитель и музыковед Самуил Майкапар:

«Я очень любил аккомпанировать и играть в ансамбле. Это- особенное

удовольствие. А польза для музыкального развития от этого огромная. Когда

аккомпанируешь, необходимо очень внимательно слушать певца, скрипача или

виолончелиста, чтобы возможно тоньше играть свой аккомпанемент и не

загружать солиста, иначе вся музыка делается непонятной и бессмысленной. А

когда играешь в ансамбле, все время надо хорошо разбираться, в каких местах на

твою долю выпадает аккомпанемент и где наоборот, ты- главное лицо и должен

уметь свою партию выдвинуть на первый план. Особое удовольствие еще

испытываешь при аккомпанементе и при ансамблевой игре, когда удается

вполне согласованно в ритме играть со своими партнерами.

Согласованность в ритме и умение разбираться, что в музыке главное и

что должно этому главному подчиняться, - все это вместе и является причиной,

почему

аккомпанемент

и

ансамблевая

игра

так

развивают

общую

музыкальность.

Прибавьте к этому еще то, что ни аккомпанировать, ни играть в ансамбле

невозможно, если не слушать самым внимательным образом и самого себя, и

других исполнителей. Вот почему аккомпанемент и ансамблевая игра развивают

тонкость слуха.

Тема

ансамблевого

музицирования

достаточно

широко

освещается

в

методических пособиях,

разработках

педагогов-практиков.

В большинстве

случаях в этих работах раскрывается непосредственно технология работы с

учащимися в классе ансамбля. На мой взгляд, эту проблему можно рассмотреть с

другой

стороны-

со

стороны

эмоционального

взаимодействия

участников

ансамбля, способности раскрытия исполнительских качеств в коллективном

музицировании, способности мотивировать учащихся на работу.

Современного ребенка в наше время сложно чем-то удивить, круг его

интересов очень многогранен. Помимо музыкальной школы учащиеся посещают

различные кружки, спортивные секции, репетиторство и т.п. Поэтому задача

музыкальной школы или школы искусств не только заинтересовать и обучить игре

на инструменте, но еще и удержать. К тому же большинство учащихся

музыкальных школ и школ искусств обучаются музыке не для того, чтобы выбрать

профессию музыканта, а для общего развития. В данном случае задача

музыкальной школы- научить слушать и понимать музыку, расширить кругозор

своих воспитанников. Не стоит забывать и о возрастных особенностях детей.

Переходный возраст также вносит свои коррективы в учебный процесс. Так,

проучившись несколько лет в музыкальной школе, ребенок изъявляет желание

закончить обучение.

Целью данной работы является побуждение интереса к занятиям по

специальности через ансамблевое музицирование, воспитание исполнительских

качеств, уверенности в себе.

Мотивация- это внутренний импульс, побуждение к действию, которое

помогает доводить начатое до конца. Мотивация в обучении возникает на основе

интереса к предмету. Она увеличивает усилия и настойчивость в выполнении

задач,

способствует

проявлению

инициативы,

повышает

общую

производительность. Поэтому важно найти способы сохранения интереса к

овладению инструментом.

Исходя из сказанного можно определить задачи, которые помогут в

достижении цели:

- Проанализировать и обобщить опыт своей работы в классе ансамбля,

определить межличностные отношения;

-

определить способы мотивации учащихся на процесс обучения игре на

народных инструментах;

- выстроить этапы работы с ансамблем;

-привить навыки совместной игры и применять их на практике.

2.Формирование ансамблевой пары в педагогическом процессе

Занятия

ансамблем

начинаются

с

составления

дуэта.

Первым

помощником

и

партнером

в

совместной

игре,

как

правило,

является

преподаватель. Начальный период в обучении очень ответственный. Важно не

только сохранить любовь к музыке, но и развить интерес к музыкальным

занятиям.

Это зависит от многих условий, среди которых немаловажную роль

играет личность педагога и его контакт с учеником. Ведь в течение какого- то

времени учитель для малыша становится самым большим авторитетом,

олицетворением идеального музыканта и человека.

Ученик верит учителю и через него еще больше любит музыку. Если

учитель, показывая простую песенку, сам поддается ее обаянию и умеет

воодушевиться

ее

настроением,

ему

легче

передать

это

настроение

и

воодушевление ученику. Такое совместное переживание музыки- наиважнейший

контакт, который часто бывает решающим для успехов ученика и в более

старшем возрасте.

Протянув эти невидимые нити и пробудив в ученике ответные струны,

педагог создает условия для развития ярких музыкальных впечатлений, то есть

для работы над художественным образом. И что особенно важно, этот

музыкальный контакт учителя и ученика обычно способствует появлению

инициативы у последнего, то есть желания самому сыграть, и не просто сыграть,

а исполнить, попытаться, пусть неумело, по-своему, донести настроение и смысл

музыки- все то, что его воодушевило в этой пьесе.

Это пробуждение инициативы, активного стремления к исполнению

является первым успехом в педагогической работе и главным критерием

правильного подхода к ученику.

Начинать игру вдвоем можно с первых уроков, когда ребенок только

знакомится с клавиатурой и осваивает первые приемы звукоизвлечения.

Исполнение даже самого простейшего рисунка ставит серьезные задачи перед

учеником. Играя послуху знакомые песенки-попевки под сопровождение

педагога, ученик слышит красоту и разнообразие тембровых красок такого

необыкновенного инструмента - баян или аккордеон. Аккомпанемент педагога в

данном случае для юного исполнителя выступает в качестве «подпорки». Играя

вместе с педагогом, ученик находится в определенных метроритмических

рамках. Если партия педагога представляет ровную пульсацию, она заменяет

ученику счет.

Первые навыки игры в ансамбле с педагогом помогают ребенку ощутить

себя участником полноценного музицирования, воспитывают интерес к музыке

как к языку чувств.

Когда учащиеся достаточно подготовлены, имеют ряд закрепленных

игровых навыков, можно соединять их в ансамблевые пары. Одной из

важнейших задач является подбор участников ансамбля.

Партнерами должны выбираться, по возможности, дети одного возраста и

одинакового уровня подготовки. Надо учитывать и межличностные отношения

участников будущего ансамбля. Педагог в данном случае должен чутко

отнестись к индивидуальным особенностям своих учеников и грамотно

объединить их в пары для совместной творческой деятельности.

Часто возникающая проблема на этом этапе-

несовпадение смен в школе

и трудность составления расписания для совместных занятий. Зачастую, уже

сформированная пара распадается в следующем учебном году по той же

причине.

На

практике

не

всегда

получается

объединить

учащихся

с

одинаковыми данными. В одном и том же классе ребята бывают разного уровня

технического развития. Однако, и это можно рассмотреть, как благодатный

фактор для «роста» более слабого ученика.

Таким образом, создание дуэта является делом ответственным, требует от

педагога чуткости и профессионализма.

3. Работа над произведением

В своей практике новые произведения я стараюсь выбирать в присутствии

обоих участников ансамбля. На этом этапе главным принципом является

наглядность. Во время демонстрации нового произведения, по возможности

объединяю обе партии и показываю всю фактуру произведения. Далее

рассматриваем особенности партий, роль каждой из них в общем звучании.

Важно не отпугнуть сложностью фактуры, техническими трудностями или

однообразием аккомпанемента. Если заранее известно, кому из учеников

достанется та или иная партия, важно убедительно об этом сказать, не допустить

конфликта между участниками за более выгодную партию. Если партии

равнозначны, предоставляю самим ребятам определиться в выборе той или иной

партии.

Очень важно наличие у каждого участника ансамбля нотного экземпляра

обеих партий, так как это позволяет видеть всю фактуру произведения, а не

только свою партию. Иногда ученики по собственной инициативе в домашних

занятиях разбирают партию партнера, что тоже говорит о развитии интереса,

любознательности в работе с ансамблевым материалом.

После знакомства с новым произведением несколько уроков уделяется

для индивидуальной работы с каждым учеником. На этом этапе подбирается

удобная аппликатура, прорабатываются ритмические особенности произведения,

закрепляются точные штрихи и динамические оттенки. Этот период работы

непродолжителен.

Встречаться вместе участники ансамбля должны как можно раньше.

Совместная работа является насыщенной, эмоциональной, требует повышенного

внимания всех участников ансамбля.

Определив характер и стиль произведения, важно отметить границы частей

или разделов буквенными обозначениями или цифрами для удобства работы с

текстом. Хорошо, если учащиеся будут делать это каждый в своих нотах

одновременно.

Совместная

работа

над

произведением,

безусловно,

должна

быть

направлена на точное выполнение всех технических элементов:

- синхронное звучание всех партий;

- единство темпа и ритма;

- баланс между партиями;

- единство динамики;

- согласованность штрихов.

Синхронность- является главным требованием совместной игры. Особой

точности требует одновременное взятие и одновременное снятие звука. Это

достигается тщательной отработкой специальных жестов: легкими движениями

кисти или кивком головы, одновременным взятием дыхания.

При ансамблевой игре партнеры должны определить темп. Сначала темп

задает педагог, учитывая возможности каждого учащегося. Если у учащихся есть

тенденция к ускорению, это может привести к сильному изменению темпа и

«загнанности» произведения. Если темповая неустойчивость у одного из

партнеров, второй оказывается верным помощником. Условия совместных

занятий благоприятно действуют на индивидуальные погрешности исполнения.

В классной работе педагог может выступать в качестве дирижера.

Важным условием является точность выполнения ритмического рисунка.

Ведущим в ансамбле обычно становится тот из участников, в партии которого

находятся наименьшие длительности. Ансамблисты должны стремиться к

совпадению опорных долей без вспомогательных акцентов.

Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер

музыки, ее содержание. Важно точно представлять динамический план всего

произведения, определить кульминацию. Не всегда один и тот же динамический

оттенок исполняется равнозначно. Ведущая партия, как правило, будет более

интенсивней, чем партия сопровождения. Тот или иной нюанс исполняется в

разных голосах в зависимости от смысловой нагрузки.

В ансамблевой игре важны не только синхронность и ровность движения,

но и тождественность звукоизвлечения. Штрихи несут большую смысловую

нагрузку и выбираются исходя из стиля произведения, характера, содержания.

Вся совместная работа в ансамбле- это привитие навыка музыкального

диалога. Исполнители учатся слушать друг друга, плавно передавать реплики

друг другу, стремиться к балансу и согласованности.

Безусловно, как любая работа над произведениями по специальности,

работа

над

ансамблем

должна

носить

регулярный

характер.

А

также

ансамблисты,

по

возможности,

должны

дополнительно

встречаться

для

закрепления совместных навыков.

4.Публичное выступление

Результатом работы над ансамблем является публичное выступление и

получение удовольствия от этой работы.

Исполнение с эстрады- это произнесение речи. По сравнению с домашней

игрой привносит элемент «обращения к публике». Концерт- результат твоей

работы, а не цель. Пока ты работаешь дома, тебе должно хотеться поделиться

тем, что ты делаешь. Концертное исполнение должно пронизывать каждую

фразу твоей работы- это конечная точка линии, а не оторванное событие твоей

жизни.

Публичному выступлению предшествует череда репетиций, в которых

раскрываются

такие

личностные

качества

как

воля,

сосредоточенность

внимания, самостоятельность и критичность мышления, умение трудиться.

Для воспитания волевых качеств необходима заинтересованность в

деятельности. Поэтому участники ансамбля должны получать радость от

совместного творчества, ощущать свой вклад в работу.

Внимание- следующий важный фактор обучения игре на инструменте.

Внимание- это направленность и сосредоточенность сознания на чем-либо:

предмете, действии, мысли, явлении. Особенностью внимания является то, что

оно не существует само по себе, вне действий. Музыкант внимателен, когда не

просто слышит, но слушает, не просто смотрит, а видит.

Работа над

произведением требует от исполнителей большой концентрации внимания, так

как каждый несет ответственность за свою партию.

Самостоятельность

мышления

развивается

путем

оценивания

своей

работы, нахождения способов устранения ошибок. Часто участники ансамбля

без помощи педагога дают друг другу советы в решении той или иной проблемы.

Желание достичь хорошего результата способствует регулярности в

домашних занятиях, выполнению поставленных задач. В этом отношении

срабатывает дух соперничества, важным становится не быть хуже партнера.

Творческим итогом любого коллектива является концертное выступление.

Это один из самых волнительных моментов, справиться с которым вдвоем

гораздо легче. Психологический комфорт, являющийся здоровьесберегающей

технологией, очень важен для выступающих.

Решающую роль в преодолении или уменьшении волнения играет

адаптация к концертной ситуации. Важно предварительно ознакомиться с

обстановкой концерта или конкурса. Для этого нужны репетиции. Со стороны

педагога важно показать уверенность в учениках, в успешности выступления.

Если акцентировать внимание на чувстве долга, ответственности, технических

проблемах, можно получить обратный эффект- страх только увеличится.

Концертное исполнение воспитывает в учащихся артистические качества.

Яркость исполнения зависит от эмоциональности участников, их способности

внутреннему

раскрепощению.

В

данном

случае

работа

с

ансамблевым

репертуаром позволяет решать эту проблему.

В основе яркости обязательно лежит вслушивание в музыку, понимание

исполняемого и ясное представление своей цели. Игра учащегося может быть

яркой только при наличии у него собственных исполнительских намерений,

необходимого владения инструментом и исполнительской воли, позволяющей

довести эти намерения до слушателя.

Ансамблевая

форма

исполнения

способствует

эмоциональному

раскрепощению, помогает приобрести в то же время исполнительские навыки. В

своей педагогической работе я стараюсь как можно больше давать возможность

участвовать в различных выступлениях. Если в школьных мероприятиях не все

учащиеся могут проявить себя, мы устраиваем классные часы, концерты для

родителей к разным праздникам, ходим в детские сады с концертами. Дети с

большим

желанием

относятся

к

таким

мероприятиям,

за

которые

не

будут

ставить оценку, чувствуют себя свободней. Более крепкие ансамблевые пары,

наоборот, изъявляют желание поучаствовать в различных конкурсах.

Благодарными

слушателями

являются

родители.

Полное

звучание

ансамбля

они

могут

услышать

только

на

концерте,

так

как

дома

ребенок

репетирует один. Положительные эмоции родителей являются большой

наградой за труд педагога и детей.

Удачные

публичные

выступления,

творческая

радость

являются

хорошим стимулом в работе. Если учащиеся чаще выступают на зачетах,

концертах волнение не исчезнет, но приобретают иную форму, способствует

большей яркости исполнению. Меняется психологический настрой учащихся,

отношение к выступлению. Игра на эстраде будет положительно влиять на

развитие всех исполнительских качеств и навыков учащихся.

5.Заключение

Воспитанием

навыков

ансамблевого

музицирования

необходимо

заниматься на протяжении всего времени обучения в музыкальной школе или

школе искусств. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении

исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой

исполнительский стиль с индивидуальностью исполнения партнера. Ансамбль -

это

коллективная

форма

игры,

в

процессе

которой

музыканты

исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание

произведения. Исполнение в ансамбле предусматривает не только умение

играть вместе, здесь важно другое - чувствовать и творить вместе. Основные

правила ансамбля: «Один за всех, все за одного», «Успех или неудача одного

есть успех или неудача всех». Работа в ансамбле несомненно, сопряжена с

определенными трудностями: не так легко научиться ощущать себя частью

целого. В тоже время игра в ансамбле воспитывает у исполнителя ряд ценных

профессиональных качеств - она дисциплинирует в отношении ритма, дает

ощущение

нужного

темпа,

способствует

развитию

мелодического,

полифонического, гармонического слуха, вырабатывает уверенность, помогает

добиться стабильности в исполнении. Так известно, когда в сольной игре

ученик выступает неуверенно, заикаясь, поиграв в ансамбле - он уже увереннее

начинает играть. Ансамбль, рождая дух соревнования, позволяет также

активнее

развивать

творческие

способности

и

технические

навыки

обучающихся. Немаловажным здесь оказывается и то, что более сильный

партнёр может оказывать сильное художественное воздействие на менее

подвинутого,

существенно

стимулировать

развитие

его

музыкальных

и

технических навыков. Более слабые учащиеся начинают подтягиваться до

уровня более сильных, от продолжительного общения друг с другом каждый

становится лучше как человек, как личность, поскольку воспитываются такие

качества,

как

взаимопонимание,

взаимоуважение,

ответственность

перед

коллективом.

Ансамблисты

имеют

возможность

обменяться

опытом,

накопленными знаниями, что делает процесс их художественного обогащения

особенно интенсивным.

Из сказанного можно сделать вывод - роль ансамблевой игры при

обучении игре на народных инструментах очень велика, к тому же очень

нравится детям, приносит им огромное удовольствие. Инструменталист,

никогда не игравший в ансамбле, многого лишает себя, ибо польза от этого рода

занятий очевидна. Именно ансамбли способны в особой степени развивать

художественное мышление, вкус и общую эрудицию будущих музыкантов.

Игра в ансамбле позволяет инструменталисту ощутить подлинную радость

личностного и музыкально-творческого общения.

6. Список литературы

1.

А.Готлиб

«Основы

ансамблевой

техники»

Москва

1971

г.

2. М. Имханицкий А. Мищенко «Дуэт баянистов. Вопросы теории и практики»

вып.1 Москва 2001 г.

3. Имханицкий А. Мищенко «Дуэт баянистов. Вопросы теории и практики»

вып. 3 Москва 2001 г.

4.Л. Рабен «Вопросы квартетного исполнительства» Москва, 1976 г.

5.Н.Ризоль «Очерки о работе в ансамбле» Москва, 1986 г.

6.В. Розанов «Русские народные инструментальные ансамбли» Москва, 1972 г.

7.В.

Ушенин

«Школа

ансамблевого

музицирования

баянистов

(аккордеонистов)» Ростов-на -Дону, 2011 г.

Приложение 1

Рекомендуемые нотные сборники:

А.А. Пономарев «Веселые друзья» Пьесы для ансамблей

баянистов и аккордеонистов учебное пособие II-V

классы

детской музыкальной школы Издательство «Композитор, Санкт-

Петербург» 2016 г.

В.Ушенин

«Школа ансамблевого музицирования баянистов

(аккордеонистов)»

«Феникс» Ростов-на -Дону 2011 г.

В.Ушенин «Играем с оркестром» «Феникс» Ростов-на -Дону

2012 г.

Е. Лёвин «Играем вместе» «Феникс» Ростов-на -Дону 2011 г.

В. Бортянков Обработки и сочинения для ансамбля баяна

(аккордеона)

Ю. Лихачёв Пьесы для ансамблей аккордеонов

В. Елецкий «Избранные дуэты» Пьесы и обработки для двух

баянов или аккордеонов Министерство культуры Свердловской

области 2006 г.

А.

Павленко

Этюды-картинки

Для

баяна

(аккордеона)

Владивосток 2005г.

Русский сувенир

выпуск 12

сборник ансамблей баянов

Москва 1975г.

Композиции для дуэта аккордеонов выпуск 1 Сост. В.Ушаков

С.-П 1998

Композиции для дуэта аккордеонов выпуск 5 Сост. В. Ушаков

С.-П 1998

Джоплин Регтаймы в переложении для ансамбля аккордеонов

сост. М. Лихачёв С.-П 1999

Пьесы для ансамблей аккордеонов вып. 1 сост. С. Лихачёв С -П

1999

Ансамбли баянов в Музыкальной школе Выпуск 7

М. 1989

Хрестоматия для ансамблей баянистов 2-5 классы ДМШ

сост. А. Крылоусов М.1999



В раздел образования