Напоминание

«Формирование компетентности учителей начальных классов в области духовно-нравственного воспитания младших школьников»


Автор: Буздина Надежда Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Малинская средняя общеобразовательная школа имени П.М. Овсянкина" городского округа Ступино Московской области
Населённый пункт: Московская область. д.Леонтьево
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Формирование компетентности учителей начальных классов в области духовно-нравственного воспитания младших школьников»
Раздел: начальное образование





Назад




«Формирование компетентности учителей начальных классов в области

духовно-нравственного воспитания младших школьников»

2025-2026 учебный год.

Развитие современного общества диктует особые условия организации

начального образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий

и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная

компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное

развитие педагогов.

Компетенция (от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую,

подхожу) - это личная способность педагога решать определенный класс

профессиональных задач.

Профессиональная компетентность современного педагога определяется

как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных

установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми,

возникающими

в

психолого

педагогическом

процессе

дошкольного

учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению,

совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и

специальных способностей.

В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной

компетентности является способность самостоятельно приобретать новые

знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.

Современная система образования выдвигает необходимость повышения

квалификации

и

профессионального

уровня

педагога,

т.

е.

его

профессиональной компетентности.

Профессиональная компетентность современного педагога представляет

собой совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных

установок, которые дают ему возможность справляться с определенной

программой

и

различными

ситуациями,

которые

могут

появиться

в

образовательном процессе. Решая эти ситуации, педагог совершенствует свои

общие и специальные способности, содействует практической реализации задач

собственного развития.

Таким

образом,

профессиональная

компетентность

-

комплекс

профессионально значимых как для отдельной личности, так и для общества

качеств, необходимых человеку для реализации себя в разных видах трудовой

деятельности.

В

настоящее

время

остро

стоит

вопрос

профессионального

самовоспитания специалистов. Современные требования, предъявляемые

к профессиональной

компетентности

педагога,

его

практической

подготовленности,

предполагают

не

только

владение

системой

профессиональных знаний, умений и навыков, но и богатый внутренний

потенциал,

обладание

достаточно

высоким

уровнем

как

общей,

так

и профессионально-нравственной

культурой,

наличие

профессионально-

нравственных потребностей и умение их реализовать.

В

соответствии

с ФГОС

новые

характеристики

воспитательного

процесса

обусловливают

и новые

требования

к педагогу,

к его

профессиональной подготовке, поэтому в профессиограмме ведущее место

занимает нравственная позиция педагога − система его интеллектуально-

волевых

и эмоционально-оценочных

отношений

к миру.

Без

этого

невозможен эффективный творческий труд педагога.

В современных условиях педагог должен становиться подлинным

профессионалом,

способным

решать

задачи

общего

развития

детей

педагогическими средствами, содержанием педагогической деятельности,

основанной на нравственных ценностях. Современный учитель работает

в ситуации

постоянного

выбора:

как

профессионально-нравственного,

предполагающего свободную реализацию собственных концептуальных

подходов и инновационных идей, так и профессионально-технологического,

обусловленного свободным владением всем спектром методических средств,

приемов, форм, позиций в процессе воспитания и обучения. Развитие

профессионально-нравственных потребностей учителя является одной из

центральных задач, поскольку данные потребности формируются в процессе

освоения педФормирование компетенций учителей начальных классов в

области духовно-нравственного воспитания младших школьников является

важной задачей современной системы образования. Рассмотрим ключевые

аспекты и направления развития профессиональных качеств педагогов

начальной школы.

Определение понятий

Духовно-нравственное

воспитание

включает

развитие

моральных

ценностей, этических норм поведения, уважения к традициям, культуре

своего народа и другим народам, формирование гуманного отношения к

окружающим людям, ответственности перед обществом и природой.

Компетенция учителя представляет собой совокупность теоретических

знаний, практических навыков и личностных качеств, необходимых педагогу

для успешного осуществления воспитательной деятельности среди учащихся

младшего школьного возраста.

Основные компоненты формирования компетенции

1. Теоретико-методологическая подготовка

Учителя

должны

обладать

глубокими

знаниями

психологии,

возрастной физиологии, педагогики, культурологии и социологии. Они

обязаны понимать особенности восприятия детьми окружающего мира,

возрастные потребности и возможности каждого ребенка.

Знания теории позволяют эффективно планировать образовательный

процесс, подбирать адекватные методы воздействия на сознание детей,

развивать творческое мышление учеников и создавать благоприятную

атмосферу для усвоения материала.

2. Практическое освоение методов и технологий

Педагогам

важно

владеть

разнообразием

методик

и

приемов

воспитания:

диалоговые

формы

взаимодействия,

игры-драматизации,

творческие

задания,

совместные

проекты,

участие

в

общественных

мероприятиях и экскурсиях.

Особое

внимание

уделяется

формированию

умения

оценивать

поведение ученика объективно, поддерживать положительное отношение

детей друг к другу, организовывать позитивное взаимодействие в классе.

3. Развитие профессиональной рефлексии

Постоянная

самооценка

своей

деятельности

помогает

учителю

осознавать собственные успехи и недостатки, совершенствовать работу над

ошибками, повышать качество педагогического труда. Регулярная практика

самоанализа способствует профессиональному росту и повышению уровня

компетентности.

4. Работа с родителями

Активное сотрудничество с семьей позволяет формировать целостную

систему воспитания ребёнка. Педагоги должны уметь информировать

родителей о результатах учебной деятельности, привлекать их к участию в

школьных

событиях,

разъяснять

принципы

воспитания,

согласовывая

подходы и стратегии обеих сторон.

5. Формирование личной культуры педагога

Для эффективного влияния на воспитанников учитель сам должен

демонстрировать

высокие

морально-этические

качества,

честность,

справедливость,

уважение

к

детям

и

коллегам,

ответственность

за

порученное дело.

Пути реализации программы подготовки учителей начального звена

-

Повышение

квалификации:

курсы

повышения

квалификации,

семинары, мастер-классы, вебинары и конференции.

-

Самообразование:

самостоятельное

изучение

литературы,

периодических изданий, просмотр фильмов и телепередач образовательного

характера.

- Участие в конкурсах и проектах: выполнение творческих заданий,

участие в грантах и инициативах образовательных учреждений.

- Обмен опытом: обмен методическими разработками, уроками,

приемами работы между коллегами.

Таким образом, формирование компетенций учителей начальных

классов в сфере духовно-нравственного воспитания младших школьников

требует комплексного подхода, включающего повышение теоретической

подготовленности,

приобретение

практических

навыков,

развитие

способности к рефлексии и взаимодействию с семьями обучающихся. Это

позволит обеспечить качественное образование и успешное становление

подрастающего поколения.

Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая

профессия, является нравственная позиция учителя. Именно в ней педагог

выражает себя как субъект педагогической деятельности. Нравственная

позиция педагога — это отношение к детям, коллегам, мотивы выбора

педагогической профессии и мотивы педагогической деятельности, выбор

целей и средств педагогической деятельности.

Развитие нравственных потребностей учителей является одной из

центральных задач, поскольку данные потребности формируются в процессе

освоения

педагогической

деятельности

и влияют

на

исполнение

профессиональных

функций

педагога.

Успешное

исполнение

профессиональных

функций

предполагает

большие

требования

к компетентности и квалифицированности специалистов.

Компетентность — обладание знаниями, опытом и умением, которые

необходимы для профессионального исполнения должностных полномочий.

Специалист —

профессионал

должен

руководствоваться

принципами

инновационности (творческий поиск, способность к риску, стремление

к рационализаторству и введению нового и т. п.) и прагматизма (работа на

результат, рациональное использование рабочего времени и т. п.).

Сущность

профессионализма

не

является

лишь

суммой

профессиональных

знаний

и навыков.

Подлинный

профессионализм

включает в себя нравственную доминанту: понимание специалистом своего

профессионального долга, моральной ответственности, серьезное отношение

к вопросам

профессиональной

чести.

Профессиональная

деятельность

педагога крайне многообразна, она регламентирована кодексами, правилами,

нормами. Но при всем их разнообразии существуют общие нравственные

принципы,

которые

составляют

наряду

с компетентностью,

квалифицированностью и деловой активностью сущность профессионализма.

По

мнению В. В. Марковой

развитая

система

профессионально-

нравственных

потребностей

во

многом

определяет

уровень

сформированности профессионально-нравственной позиции педагога.

Любое

общество

заинтересовано

в

сохранении

и

передаче

накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само

существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы

воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом

особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного

общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка

детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития

России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска

наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.

Среди

важнейших

инновационных

проектов

в

сфере

общего

образования особое место занимают нововведения, связанные с духовно-

нравственным воспитанием детей.

Особое значение для растущего человека имеет воспитательная

семейная среда, в которой ценности гармонизируются на основе создания

семейных

традиций.

Не

менее

значима

для

духовно-нравственного

становления личности социокультурная среда детского сада, где должна быть

сосредоточена

гражданская,

духовная

и

культурная

жизнь

человека.

Духовная устремленность и нравственная устойчивость педагога — ведущие

характеристики его профессиональной компетентности.

Готовность учителей к духовно-нравственному воспитанию и развитию

детей рассматривается как важнейшая составляющая их профессиональной

компетентности, характеристика личности, которая интегрирует в себе

мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты.



В раздел образования