Напоминание

«Роль живописи в формировании традиционных российских ценностей, национальной идентичности, патриотизма и нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста»


Авторы: Сапрыкина Елена Райнгольтовна, Сорокоумова Ольга Сергеевна
Должность: старший воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №20 "Аленушка"
Населённый пункт: село Патруши, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Роль живописи в формировании традиционных российских ценностей, национальной идентичности, патриотизма и нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сапрыкина Елена Райнгольтовна, старший воспитатель;

Сорокоумова Ольга Сергеевна, воспитатель.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №20 «Алёнушка»

«Роль живописи в формировании традиционных российских ценностей,

национальной идентичности, патриотизма и нравственных ориентиров у детей

дошкольного возраста»

Приобщение детей дошкольного возраста к культурно-историческому наследию

России

является

важной

задачей

современного

воспитания.

Интеграция

искусства

в

образовательный процесс позволяет создать условия для формирования у ребенка уважения

к

культурным

ценностям

своей

страны,

развивает

эстетическое

восприятие

мира

и

способствует

духовному

обогащению

личности.

Искусство

выступает

универсальным

средством познания окружающего мира, а также формирует эмоциональную отзывчивость,

расширяет ценностный кругозор детей с точки зрения не только личных ценностей ребенка,

но

и

«ценностей

народа».

В

условиях

современных

стратегических

направлений

воспитания и образования, ФГОС ДО и внедрения ФОП ДО эта тема приобретает особую

значимость. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировосприятия и

формируются первые модели поведения, представления ребенка о мире, отношения к

окружающему.

При

этом,

в

числе

основных

факторов,

влияющих

на

процесс

воспитания

дошкольников, можно назвать: смену ценностей, проникновение в сферу образования

рыночных механизмов, процессов глобализации и информатизации. Все это порождает

поверхностное восприятие традиционной народной культуры и позволяет сделать вывод об

актуальности данной темы.

Живопись

играет

огромную

роль

в

формировании

традиционных

российских

ценностей, национальной идентичности, патриотизма и нравственных ориентиров у детей

дошкольного

возраста,

и

может

использоваться

как

старт

для

диалога

о культурно-

историческом наследии России. Реализация проекта «Картинная галерея в детском саду»

позволяет в полной мере содействовать развитию у дошкольников целостного восприятия

произведений

искусства

и

глубокого

понимания

смыслов,

заложенных

в

них.

Дети,

знакомясь с произведениями искусства, начинают понимать и ценить достижения своих

предков, осознавать свою принадлежность к определенной культурной общности. Через

изучение

культурного

наследия

дети

усваивают

важные

морально-этические

нормы,

основы нравственных ценностей и представлений о Родине.

Для успешной интеграции искусства в воспитательно-образовательный процесс мы

используем

разнообразные

методы

и

подходы.

Педагогам

понравилась

возможность

совместного проведения занятий. Например, в рамках одного занятия учитель-логопед

проводит игры на активизацию и расширение словарного запаса, а педагог-психолог,

развивает

эмоциональный

интеллект

воспитанников.

Она

предлагает

проникнуться

настроением

живописного

произведения:

представлять

себя

в

том

месте,

которое

изображено на полотне художника, прочувствовать атмосферу пейзажа. Воспитатель берет

на

себя

практическую

часть

занятия.

Таким

образом,

включение

специалистов

в

инновационную

деятельность

способствует

развитию

эмоционального

интеллекта,

чувственного восприятия и обогащению активного словаря воспитанников.

Существуют разные

методы,

приемы,

способы,

ознакомления

дошкольников с

живописью. Мы используем знакомство с шедеврами живописи наряду с прослушиванием

классической музыки, метод «вхождения в картину», игры – эксперименты «На получение

новых цветов», «Нетрадиционные техники и инструменты рисования», упражнения по

составлению композиции.

Из приемов обыгрывания художественного образа педагоги активно используют

игровой прием «Загадка в картине», «На что похоже», «Составь композицию». Используя

прием «Угадай, что изображено?» предлагаем через художественное слово угадать, что

изображено

картине

или

часть

работы

закрываем

листом

бумаги

и

предлагаем

порассуждать о том, что же там может быть – догадаться. Приемы «Спрятанная вещь» и

«Волшебные

очки»

или

«Подзорная

труба»

дают

возможность

исследовать

картину,

рассмотреть детали.

На слайде вы видите занятие, на котором ребята рассмотрели картину Васнецова

«Богатыри», а затем разделившись на группы построили свои самые надежные крепости, о

которых с воодушевлением рассказывали друг другу и воспитателю. Такие методы и

приемы позволяют ребенку примерить на себя событие, совершить мысленное действие, в

результате которого возникает эффект личного присутствия и, как следствие, обогащение

чувственного опыта, осознание, критическая оценка самого события и личного отношения

к нему. Рассматривание, созерцание картин помогает детям лучше понимать и выражать

свои эмоции, развивая эмпатию и способность к сопереживанию.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования отмечается,

что

часть

программы,

формируемая

участниками

образовательного

процесса

должна

отражать

специфику

национально-культурных

условий,

в

которых

осуществляется

образовательный

процесс,

учитывать

возможности

развития

дошкольников

как

представителей региона и носителей местной культуры. В связи с этим при реализации

проекта «Картинная галерея в детском саду» мы стремимся учитывать региональный

компонент, организуя встречи с писателями и художниками Урала. В ДОУ проводилась

встреча с замечательным человеком, художником, режиссёром и писателем Леонидом

Васильевичем Заварзиным. В книгах Леонида Васильевича много рассказов о мудрости,

смелости, силе воли уральских людей и о нашем родном крае. Ребята с удовольствием

играли

на

встрече

в

рифмы,

задавали

много

вопросов

и

получили

интересные

содержательные ответы. Также у нас проводилась встреча с писательницей Надеждой

Валерьевной Салиховой, на которой воспитанники послушали произведение "Мыло вместо

гранаты",

а

затем

Надежда

Валерьевна

рассказала

о

том,

как

во

время

Великой

Отечественной

войны

кошки

спасали

город

Ленинград

после

блокады.

Завершилась

встреча мастер-классом по рисованию кошек.

В декабре прошла замечательная встреча с Кривоноговой Ольгой Семëновной,

художником, преподавателем Уральского колледжа бизнеса, управления и технологии

красоты", г. Екатеринбург.

Воспитанники внимательно слушали рассказ художницы о ее работах, о каждой она

сказала несколько слов. Ребята смогли увидеть семейные портреты, картины, посвященные

творчеству Пушкина и Гоголя, но больше всего им понравились пейзажи родного Уктуса,

а ещё работы, написанные к башкирскому фестивалю, на которых были изображены

лошади. Именно лошадки стали темой последующего за рассматриванием картин мастер-

класса.

Ценностно-смысловое

восприятие

искусства

развивается

у

дошкольников

благодаря тому, что в художественно-игровой деятельности они приобретают опыт своего

видения

мира

и

могут

выразить

свои

чувства

в

процессе

создания

собственного

изображения в условиях мастер-классов и творческих мастерских.

Рассматривание

картин,

знакомство

с

объектами

культурно-исторического

наследия Урала и России интегрируем с культурными событиями и праздниками.

Таким образом, использование картин художников в образовательном процессе является

эффективным

инструментом

повышения

качества

образования,

способствующим

всестороннему развитию детей, формированию у них любви к Родине, уважительного

отношения к культурным традициям и духовному богатству своего народа, содействующим

становлению

национального

самосознания,

идентичности

на

основе

традиционных

ценностей, формированию личностной гражданской позиции.



В раздел образования