Авторы: Сапрыкина Елена Райнгольтовна, Сорокоумова Ольга Сергеевна
Должность: старший воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №20 "Аленушка"
Населённый пункт: село Патруши, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Роль живописи в формировании традиционных российских ценностей, национальной идентичности, патриотизма и нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Сапрыкина Елена Райнгольтовна, старший воспитатель;
Сорокоумова Ольга Сергеевна, воспитатель.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №20 «Алёнушка»
«Роль живописи в формировании традиционных российских ценностей,
национальной идентичности, патриотизма и нравственных ориентиров у детей
дошкольного возраста»
Приобщение детей дошкольного возраста к культурно-историческому наследию
России
является
важной
задачей
современного
воспитания.
Интеграция
искусства
в
образовательный процесс позволяет создать условия для формирования у ребенка уважения
к
культурным
ценностям
своей
страны,
развивает
эстетическое
восприятие
мира
и
способствует
духовному
обогащению
личности.
Искусство
выступает
универсальным
средством познания окружающего мира, а также формирует эмоциональную отзывчивость,
расширяет ценностный кругозор детей с точки зрения не только личных ценностей ребенка,
но
и
«ценностей
народа».
В
условиях
современных
стратегических
направлений
воспитания и образования, ФГОС ДО и внедрения ФОП ДО эта тема приобретает особую
значимость. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировосприятия и
формируются первые модели поведения, представления ребенка о мире, отношения к
окружающему.
При
этом,
в
числе
основных
факторов,
влияющих
на
процесс
воспитания
дошкольников, можно назвать: смену ценностей, проникновение в сферу образования
рыночных механизмов, процессов глобализации и информатизации. Все это порождает
поверхностное восприятие традиционной народной культуры и позволяет сделать вывод об
актуальности данной темы.
Живопись
играет
огромную
роль
в
формировании
традиционных
российских
ценностей, национальной идентичности, патриотизма и нравственных ориентиров у детей
дошкольного
возраста,
и
может
использоваться
как
старт
для
диалога
о культурно-
историческом наследии России. Реализация проекта «Картинная галерея в детском саду»
позволяет в полной мере содействовать развитию у дошкольников целостного восприятия
произведений
искусства
и
глубокого
понимания
смыслов,
заложенных
в
них.
Дети,
знакомясь с произведениями искусства, начинают понимать и ценить достижения своих
предков, осознавать свою принадлежность к определенной культурной общности. Через
изучение
культурного
наследия
дети
усваивают
важные
морально-этические
нормы,
основы нравственных ценностей и представлений о Родине.
Для успешной интеграции искусства в воспитательно-образовательный процесс мы
используем
разнообразные
методы
и
подходы.
Педагогам
понравилась
возможность
совместного проведения занятий. Например, в рамках одного занятия учитель-логопед
проводит игры на активизацию и расширение словарного запаса, а педагог-психолог,
развивает
эмоциональный
интеллект
воспитанников.
Она
предлагает
проникнуться
настроением
живописного
произведения:
представлять
себя
в
том
месте,
которое
изображено на полотне художника, прочувствовать атмосферу пейзажа. Воспитатель берет
на
себя
практическую
часть
занятия.
Таким
образом,
включение
специалистов
в
инновационную
деятельность
способствует
развитию
эмоционального
интеллекта,
чувственного восприятия и обогащению активного словаря воспитанников.
Существуют разные
методы,
приемы,
способы,
ознакомления
дошкольников с
живописью. Мы используем знакомство с шедеврами живописи наряду с прослушиванием
классической музыки, метод «вхождения в картину», игры – эксперименты «На получение
новых цветов», «Нетрадиционные техники и инструменты рисования», упражнения по
составлению композиции.
Из приемов обыгрывания художественного образа педагоги активно используют
игровой прием «Загадка в картине», «На что похоже», «Составь композицию». Используя
прием «Угадай, что изображено?» предлагаем через художественное слово угадать, что
изображено
картине
или
часть
работы
закрываем
листом
бумаги
и
предлагаем
порассуждать о том, что же там может быть – догадаться. Приемы «Спрятанная вещь» и
«Волшебные
очки»
или
«Подзорная
труба»
дают
возможность
исследовать
картину,
рассмотреть детали.
На слайде вы видите занятие, на котором ребята рассмотрели картину Васнецова
«Богатыри», а затем разделившись на группы построили свои самые надежные крепости, о
которых с воодушевлением рассказывали друг другу и воспитателю. Такие методы и
приемы позволяют ребенку примерить на себя событие, совершить мысленное действие, в
результате которого возникает эффект личного присутствия и, как следствие, обогащение
чувственного опыта, осознание, критическая оценка самого события и личного отношения
к нему. Рассматривание, созерцание картин помогает детям лучше понимать и выражать
свои эмоции, развивая эмпатию и способность к сопереживанию.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования отмечается,
что
часть
программы,
формируемая
участниками
образовательного
процесса
должна
отражать
специфику
национально-культурных
условий,
в
которых
осуществляется
образовательный
процесс,
учитывать
возможности
развития
дошкольников
как
представителей региона и носителей местной культуры. В связи с этим при реализации
проекта «Картинная галерея в детском саду» мы стремимся учитывать региональный
компонент, организуя встречи с писателями и художниками Урала. В ДОУ проводилась
встреча с замечательным человеком, художником, режиссёром и писателем Леонидом
Васильевичем Заварзиным. В книгах Леонида Васильевича много рассказов о мудрости,
смелости, силе воли уральских людей и о нашем родном крае. Ребята с удовольствием
играли
на
встрече
в
рифмы,
задавали
много
вопросов
и
получили
интересные
содержательные ответы. Также у нас проводилась встреча с писательницей Надеждой
Валерьевной Салиховой, на которой воспитанники послушали произведение "Мыло вместо
гранаты",
а
затем
Надежда
Валерьевна
рассказала
о
том,
как
во
время
Великой
Отечественной
войны
кошки
спасали
город
Ленинград
после
блокады.
Завершилась
встреча мастер-классом по рисованию кошек.
В декабре прошла замечательная встреча с Кривоноговой Ольгой Семëновной,
художником, преподавателем Уральского колледжа бизнеса, управления и технологии
красоты", г. Екатеринбург.
Воспитанники внимательно слушали рассказ художницы о ее работах, о каждой она
сказала несколько слов. Ребята смогли увидеть семейные портреты, картины, посвященные
творчеству Пушкина и Гоголя, но больше всего им понравились пейзажи родного Уктуса,
а ещё работы, написанные к башкирскому фестивалю, на которых были изображены
лошади. Именно лошадки стали темой последующего за рассматриванием картин мастер-
класса.
Ценностно-смысловое
восприятие
искусства
развивается
у
дошкольников
благодаря тому, что в художественно-игровой деятельности они приобретают опыт своего
видения
мира
и
могут
выразить
свои
чувства
в
процессе
создания
собственного
изображения в условиях мастер-классов и творческих мастерских.
Рассматривание
картин,
знакомство
с
объектами
культурно-исторического
наследия Урала и России интегрируем с культурными событиями и праздниками.
Таким образом, использование картин художников в образовательном процессе является
эффективным
инструментом
повышения
качества
образования,
способствующим
всестороннему развитию детей, формированию у них любви к Родине, уважительного
отношения к культурным традициям и духовному богатству своего народа, содействующим
становлению
национального
самосознания,
идентичности
на
основе
традиционных
ценностей, формированию личностной гражданской позиции.