Автор: Ефимова Татьяна Григорьевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: АМЖГ
Населённый пункт: Город Ачинск
Наименование материала: Мелодическая разработка урока
Тема: "Историко-бытовой танец как феномен культурного диалога эпох"
Раздел: дополнительное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ХОРЕОГРАФИИ НА ТЕМУ
«ИСТОРИКО-БЫТОВОЙ ТАНЕЦ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРНОГО
ДИАЛОГА ЭПОХ»
Класс: учащиеся детских школ искусств или хореографических студий
(2-3 год обучения, возраст 12-14 лет)
Время проведения: 90 минут (2 академических часа по 45 минут)
Тип урока: комбинированный урок изучения и первичного
закрепления новых знаний.
Форма организации: групповая.
I. Методолого-педагогическое обоснование
Введение дисциплины «историко-бытовой танец» в программу
хореографического образования является не данью традиции, а
осознанной педагогической необходимостью. Данный предмет
выступает связующим звеном между теорией и практикой, формируя у
учащихся целостное представление о танце как о социокультурном
явлении. Историко-бытовой танец, понимаемый как танцевальная
форма, отражающая этикет, манеры и стиль жизни определенной
эпохи, предоставляет уникальный материал для развития не только
телесной, но и исторической, художественной и эмоциональной
компетенций обучающегося. Настоящий урок направлен на
преодоление узкотехнического подхода к хореографии, демонстрируя
танец как «невербальный текст» культуры, для декодирования
которого требуются аналитические усилия. В качестве модельного
материала избран период XVII-XVIII веков, так как именно в это время
происходит кристаллизация европейского балета как
самостоятельного искусства, коренящегося в придворной бытовой
культуре.
Цель урока: Сформировать у учащихся целостное представление об
историко-бытовом танце XVII-XVIII веков как о синтезе этикета, музыки
и пластики, отражающем мировоззрение эпохи.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Раскрыть социальные функции историко-бытового танца в контексте
европейской придворной культуры XVII-XVIII вв.
2. Познакомить с базовыми элементами, композицией и характером
исполнения одного-двух танцев эпохи (на примере Менуэта и/или
Полонеза).
3. Сформировать представление о взаимосвязи костюма, этикета и
танцевальной лексики.
Развивающие:
1. Развивать интеллект через освоение специфической пластики,
основанной на канонах придворного этикета.
2. Развивать аналитическое мышление через проведение параллелей
между историческим контекстом и танцевальной формой.
3. Развивать музыкальность, чувство метроритма и ансамблевого
взаимодействия.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважение к культурному наследию и исторической
памяти.
2. Формировать эстетический вкус и понимание красоты в
регламентированности и строгости форм.
3. Воспитывать дисциплинированность, ответственность и навыки
партнерского взаимодействия.
Основные понятия: историко-бытовой танец, придворный этикет,
пластическая характеристика эпохи, композиция танца, канон, менуэт,
полонез.
Оборудование и материалы:
Пространство класса, освобожденное от лишних предметов, станки.
Музыкальный центр или колонка с качественным звучанием.
Подборка музыкальных фрагментов: менуэты В.А. Моцарта, Л.
Боккерини; полонез М. Огиньского «Прощание с Родиной».
Наглядные материалы: репродукции картин А. Ватто, Ж.Б. Шардена,
Н. Ланкре, изображающие сцены балов и придворной жизни; схемы
основных позиций ног и рук в историко-бытовом танце; изображения
костюмов эпохи (камзол, панье, фижмы, парик).
Видеофрагменты эталонного исполнения менуэта или полонеза
профессиональными коллективами (по возможности).
II. Ход урока
1. Организационный момент. Мотивационная беседа (10 минут)
(Учащиеся входят в класс. Педагог встречает их. Звучит
спокойная музыка эпохи Барокко).
Педагог: Здравствуйте. Прежде чем мы начнем нашу обычную
разминку, я хочу задать вам вопрос. Представьте, что вы не в
хореографическом классе, а в зеркальном зале Версальского дворца.
Звучит музыка, вокруг – знать в роскошных нарядах. Каждый ваш
жест, каждый шаг находится под пристальным вниманием. Танец
здесь – это не просто движение. Как вы думаете, что он означал для
человека XVII-XVIII столетия?
(Учащиеся высказывают предположения: развлечение, общение,
демонстрация богатства и т.д.).
Педагог: Вы абсолютно правы. Но это еще и своего рода «язык», на
котором говорил аристократ. Это язык статуса, воспитания,
принадлежности к определенному кругу. Танец был строго
регламентирован, как и вся жизнь при дворе. Он был визитной
карточкой человека. Сегодня мы с вами попробуем стать
«переводчиками» этого языка. Мы не просто разучим движения, мы
попытаемся понять логику и душу танца, который назывался «королем
танцев» и был обязательным атрибутом любой аристократической
ассамблеи. Это менуэт. Но чтобы его понять, нам нужно «надеть» на
себя костюм той эпохи – и не только платье, но и манеры, и осанку.
2. Подготовительная часть. Специализированный экзерсис (25
минут)
Задача экзерсиса – не просто разогреть мышцы, а подготовить тело к
специфической пластике историко-бытового танца, которая
кардинально отличается от классического или современного.
У станка:
o
Demi-plié и Grand-plié в I, II, V позициях. Акцент на мягкости,
плавности и сохранении абсолютно прямой спины. Позвоночник – как
«стальной стержень в бархатных перчатках» движений.
o
Battement tendu. Исполняется с особым изяществом, носок
направляется строго вперед, в сторону, назад, без малейшего
перекоса. Работа над четкостью и отточенностью линии.
o
Relevé на полупальцы. Медленные, контролируемые подъемы и
опускания. Важно ощущение «вытягивания» всего тела вверх,
горделивой осанки.
o
Port de bras (ношение рук). Особая, наиболее важная часть
экзерсиса. Изучаются базовые позиции рук, характерные для эпохи:
округлые, мягкие линии, кисти продолжат линию руки, пальцы
собраны. Движения плавные, текучие, без резких углов. Педагог
обращает внимание на то, что жест был сдержан и краток.
На середине зала:
o
Поклоны и реверансы. Детальная отработка мужского и женского
поклонов. Мужской поклон – небольшой наклон корпуса с отведением
одной ноги назад, часто с приложением руки к сердцу и снятием
шляпы (имитация). Женский реверанс (книксен) – плавное опускание
вниз со скрещенными ногами, спина прямая, взгляд опущен. Поклон –
это визитная карточка, первое невербальное сообщение о себе.
o
Основные шаги менуэта. Шаг характеризуется плавным, скользящим
движением с вытянутым подъемом. Отрабатывается шаг вперед,
назад и в сторону. Основная сложность – сохранить верх корпуса
неподвижным и «парящим», вся работа – в ногах.
3. Основная часть. Изучение нового материала (45 минут)
3.1. Теоретический блок. Лекция-диалог (15 минут)
(Педагог использует наглядные материалы – репродукции,
схемы, изображения костюмов).
Педагог: Итак, вернемся в наш Версаль. Менуэт (от
французского menu – маленький, шажок) – это танец-диалог. Диалог
не только между кавалером и дамой, но и диалог со всем обществом.
Его трехдольный размер (3/4) – это не просто музыкальный размер,
это отражение идеи гармонии и порядка. Обратите внимание на
костюмы. (Показывает изображения). Женские платья на каркасах
(панье), высокие прически, корсеты. Мужские камзолы, чулки, парики.
Как вы думаете, как костюм диктовал пластику?
(Учащиеся приходят к выводу о том, что движения не могли быть
широкими и размашистыми, они были миниатюрны, изящны,
камерны).
Педагог: Именно. Танец состоял из множества мелких, закругленных
движений – pas menu. Композиция менуэта – это строгая смена фигур,
чаще всего букв S и Z. Это был танец-шествие, танец-церемония.
Исполнение его требовало не только технического мастерства, но и
актерского искусства: взгляды, легкая улыбка, наклон головы – все это
было частью хореографии. Давайте посмотрим, как это выглядело в
исполнении профессионалов. (Просмотр видеофрагмента). Что вы
заметили? Какие чувства передают танцоры?
(Обсуждение: сдержанность, галантность, игривость, но в
строгих рамках приличий).
3.2. Практический блок. Разучивание основных фигур менуэта (30
минут)
Педагог делит группу на пары (кавалер – дама). Изучение происходит
по методу «от простого к сложному».
Фигура 1: Выход и поклоны. Пары выходят на середину зала друг за
другом. Исполняют одновременный поклон даме и кавалеру.
Отрабатывается синхронность и достоинство манер.
Фигура 2: «Встреча» и «обход». Кавалер подходит к даме,
предлагает руку. Они делают круг по залу изящным шагом менуэта.
Акцент на том, что кавалер ведет, дама следует за ним, слегка
отставая. Положение рук: дама чуть касается кончиками пальцев руки
кавалера.
Фигура 3: Основное движение «зигзаг». Разучивается основная
траектория движения пар – продвижение по диагонали зала с мелкими
шагами менуэта. Спины прямые, взгляды направлены друг на друга.
Фигура 4: Расставание и финальный поклон. Кавалер провожает
даму на исходную позицию, они отпускают руки и исполняют
финальный, более глубокий поклон.
Педагог постоянно акцентирует внимание не на технической
сложности, а на стиле: «Представьте, что вы не просто делаете шаг, а
оказываете знак внимания», «Ваш взгляд должен быть томным, но не
наглым», «Держите дистанцию – это танец уважения и флирта на
расстоянии».
Музыкальное сопровождение используется постоянно, начиная с
медленного темпа для разучивания и постепенного ускорения до
аутентичного.
4. Закрепление материала. Рефлексия (10 минут)
Педагог: Давайте вернемся к началу нашего урока. Мы назвали
менуэт «языком» эпохи. Что же мы «прочитали» на этом языке
сегодня? Какие ценности, какие правила жизни он нам рассказал?
(Учащиеся, опираясь на практический опыт, формулируют
выводы: ценность порядка, регламента, внешнего контроля над
эмоциями, важность статуса, галантность между полами,
культура жеста и взгляда).
Педагог: Совершенно верно. Осваивая пластику менуэта, вы
осваивали не просто набор движений, а целую систему культурных
кодов. Это и есть главная цель изучения историко-бытового танца –
понять, что тело в истории никогда не было свободно от правил, и эти
правила были отражением духа времени. Домашним заданием будет
найти в кино или мультипликации сцену, где используется менуэт или
подобный ему танец, и проанализировать, насколько точно переданы
его дух и форма.
III. Методические рекомендации и критерии оценки
Дифференцированный подход: Для слабо подготовленных
физически учащихся можно упростить экзерсис, сосредоточившись на
осанке и поклонах. Для продвинутых – усложнить композицию,
добавив более замысловатые фигуры или предложив им
самостоятельно составить небольшую вариацию в каноне менуэта.
Критерии оценки: Оценивается не столько техническая чистота (хотя
она важна), сколько:
o
Понимание и передача стиля эпохи (осанка, манеры).
o
Умение взаимодействовать в паре, чувство ансамбля.
o
Соответствие движений музыкальному размеру и характеру.
o
Эмоциональная наполненность исполнения в рамках заданного
канона.
Профилактика ошибок: Основные ошибки – сутулость, «зажатые»
руки, бедная мимика, нарушение дистанции в паре. Необходимо
постоянно корректировать их через образные сравнения
(«представьте, что на голове у вас книга», «ваши руки держат
невидимый шарф»).