Автор: Ефимова Татьяна Григорьевна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "КСШ"
Населённый пункт: город Ачинск Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: основы хореографии на занятиях отделения художественная гимнастика
Раздел: дополнительное образование
РАЗРАБОТКА УРОКА ХОРЕОГРАФИИ В ГИМНАЗИИ «ВОЛШЕБНЫЙ
МИР ВАЛЬСА»
Предмет: Хореография
Уровень образования: гимназический (8-9 класс)
Тема урока: Волшебный мир Вальса
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и
практических умений.
Хронометраж: 90 минут (2 академических часа).
Цель урока: Формирование у гимназистов целостного художественно-
исполнительского представления о вальсе как о культурном феномене
и танцевальной форме через интеграцию историко-теоретических
знаний и практических навыков.
Задачи урока:
1. Образовательные:
o
Сформировать систематизированное представление об
историческом генезисе вальса: от народных традиций до
бального стандарта.
o
Обеспечить усвоение ключевой терминологии:
музыкальный размер 3/4, трёхдольный ритм, «закрытая
позиция», «рамка», осевое вращение.
o
Освоить на практическом уровне базовые двигательные
элементы вальса: позиции ног, положение корпуса и рук,
основное шаговое движение («шаг вальса»).
o
Обучить простейшей танцевальной композиции на основе
изученных элементов.
2. Развивающие:
o
Развивать координацию движений, чувство ритма и
музыкальности.
o
Совершенствовать навыки пространственной ориентации и
партнёрского взаимодействия.
o
Стимулировать аналитическое мышление через
проведение параллелей между историческим контекстом и
танцевальной техникой.
o
Развивать мышечную память и кинетический интеллект.
3. Воспитательные:
o
Воспитывать эстетический вкус и уважение к культурному
наследию.
o
Формировать навыки дисциплины, взаимного уважения и
ответственности в парной работе.
o
Способствовать преодолению психофизических зажимов
через танцевально-игровую деятельность.
Методы обучения:
•
По источнику знаний: словесные (объяснение, беседа),
наглядные (демонстрация педагогом, видеофрагменты),
практические (репродуктивные и частично-поисковые
упражнения).
•
По характеру познавательной деятельности: объяснительно-
иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование и материалы:
•
Просторный, хорошо проветренный хореографический зал.
•
Стационарные зеркала.
•
Музыкальный центр или колонка с высоким качеством звука.
•
Подборка музыкальных произведений: демонстрационные (И.
Штраус «На прекрасном голубом Дунае», Ф. Шопен «Вальс №7
до-диез минор»), практические (метроном, упрощённые
фонограммы вальса с чётким ритмическим рисунком).
•
Мультимедийный проектор для краткого показа визуального ряда
(картины, иллюстрации костюмов).
Структура и содержание урока:
I. Организационно-мотивационный этап (10 минут)
Педагог встречает учащихся в зале. Построение в центре зала.
Приветствие.
•
Вводное слово педагога: «Здравствуйте, дорогие гимназисты.
Сегодня мы с вами откроем дверь в один из самых элегантных и
романтичных миров в истории танца – мир вальса. Этот танец,
который сегодня кажется незыблемой классикой, когда-то был
символом бунта и свободы. На протяжении урока мы не только
разучим его основные движения, но и поймем, почему на
протяжении двух столетий он продолжает волновать сердца.
Наша цель – не просто механически воспроизвести шаги, а
постичь его душу, ощутив единство музыки, истории и
движения».
•
Актуализация опорных знаний: Педагог задаёт наводящие
вопросы, чтобы выявить имеющиеся у учащихся представления:
«Какие ассоциации у вас вызывает слово «вальс»?», «Слышали
ли вы фамилию Штраус и что с ней связываете?», «В каких
литературных произведениях или фильмах вы встречали сцены
бала?». Краткие ответы учащихся позволяют установить связь
между новым материалом и их личным культурным багажом.
•
Формулировка темы и целей: Чёткое объявление темы
«Волшебный мир Вальса» и постановка целей, которые будут
достигнуты в ходе занятия.
II. Теоретико-аналитический блок (20 минут)
Данный блок проводится в форме лекции-беседы с использованием
визуального ряда. Учащиеся располагаются на полу в центре зала для
снижения физической нагрузки и лучшей концентрации.
•
Исторический генезис вальса. Педагог излагает материал,
опираясь на хронологический принцип.
o
Происхождение: Объясняется, что вальс не возник на
пустом месте. Его истоки лежат в австро-баварских и
чешских народных танцах, таких как лендлер.
Подчёркиваются ключевые отличия: лендлер был более
медленным, с прыжковыми движениями и частой сменой
позиций в паре. Делается акцент на том, что именно из
этих танцев вальс унаследовал главный признак –
кружение в закрытой позиции.
o
Культурная революция: Подробно анализируется
причина «скандальности» вальса в конце XVIII – начале XIX
века. В противовес церемонным и групповым танцам
предшествующей эпохи (например, менуэту), где контакт
между партнёрами был минимальным, вальс предполагал
тесное приближение пары. Это воспринималось как вызов
общественной морали. Цитируется характерное
высказывание той эпохи: «Вальс – это непристойный танец,
развращающий молодое поколение».
o
Триумф и канонизация: Описывается путь вальса от
залов венских придворных балов до всемирного признания.
Роль композиторских семейств Штраусов (Иоганна-отца и
Иоганна-сына) в превращении вальса в самостоятельный
музыкальный жанр. Подчёркивается, что именно в
творчестве Штрауса-сына вальс приобрёл свой
классический блеск, стремительность и виртуозность.
Упоминается его проникновение в Россию и отражение в
русской литературе (например, сцена бала в «Войне и и
мире» Л.Н. Толстого).
•
Структурный анализ танца.
o
Музыкальная основа: Даётся точное определение: вальс
– танец, основанный на музыкальном размере 3/4. Это
означает, что в каждом такте три доли, где первая доля
является сильной, акцентной, а вторая и третья – слабыми.
Для наглядности педагог проигрывает фрагмент музыки и
отхлопывает ритм, предлагая учащимся повторить.
o
Пространственный рисунок: Основной принцип движения
в вальсе – осевое вращение пары по кругу (по линии танца)
с одновременным поступательным перемещением.
Объясняется, что это вращение не хаотично, а подчинено
строгой схеме, где каждый шаг ведет к плавному развороту
корпуса.
III. Практический блок (55 минут)
Этот блок является центральным и строится по принципу «от простого
– к сложному», с постоянной сменой деятельности для поддержания
работоспособности.
•
Подготовительная часть. Разминка (15 минут).
Цель разминки – не только разогреть мышцы, но и настроить
тело на пластику вальса. Все упражнения выполняются под
метроном, постепенно ускоряющийся до темпа вальса.
1. Изоляция и координация: Упражнения для головы, плеч,
грудной клетки. Акцент на плавность и непрерывность.
2. Работа в центре зала: Комплекс упражнений для развития
выворотности и укрепления стоп (relevé, plié в I, II, V
позициях). Важно обратить внимание на осанку: прямая
спина, опущенные плечи, вытянутая шея.
3. Ритмические упражнения: Ходьба по залу с акцентом на
первую долю такта. Затем – упражнения на перенос
тяжести корпуса с ноги на ногу в ритме «раз-два-три»,
имитируя базовое качательное движение вальса.
•
Изучение базовых элементов вальса (40 минут).
Обучение ведется по принципу парного взаимодействия, но
начинается с индивидуальной отработки элементов.
1. Позиция в паре («Рамка»).
▪
Теоретическое обоснование: Объясняется, что
«рамка» – это не статичная поза, а единая
кинетическая система, обеспечивающая ведение
партнёра и устойчивость пары при вращении.
Партнёры стоят друг напротив друга, смещенные
немного влево относительно друг друга (это
позволяет видеть пространство перед собой).
▪
Практическое исполнение: Партнёр кладёт правую
руку на лопатку партнёрши, его локоть поднят до
уровня плеча, образуя четкую линию. Левая рука
партнёрши лежит на правом плече партнёра.
Соединённые левая рука партнёра и правая рука
партнёрши вытянуты в сторону, локоть партнёра
также зафиксирован. «Рамка» должна быть упругой,
но не жесткой. Педагог проверяет каждую пару,
корректируя положение.
2. Основное шаговое движение («Квадрат» или «Шаг
вальса»).
Перед изучением в паре движение осваивается
индивидуально по линии танца (по кругу).
▪
Движение для партнёра (условно «с правой
ноги»):
▪
Такт 1:
▪
Шаг правой ногой вперёд (сильная доля
«РАЗ»).
▪
Шаг левой ногой в сторону-вперёд,
начинается поворот корпуса вправо (доля
«ДВА»).
▪
Приставить правую ногу к левой, завершая
поворот на 90 градусов (доля «ТРИ»).
▪
Такт 2:
▪
Шаг левой ногой назад (сильная доля
«РАЗ»).
▪
Шаг правой ногой в сторону-назад,
продолжение поворота (доля «ДВА»).
▪
Приставить левую ногу к правой, завершая
поворот еще на 90 градусов (итого 180 за
два такта) (доля «ТРИ»).
▪
Движение для партнёрши: Изучается как зеркальное
отражение: начинается с шага левой ногой назад.
▪
Методический приём: Педагог дробит обучение.
Сначала пары отрабатывают только первые три шага
(вперёд-в сторону-приставить), затем только вторые
три (назад-в сторону-приставить), и лишь потом
соединяют их в единую фигуру. Счёт ведётся вслух
сначала педагогом, затем самими учащимися. Музыка
на этом этапе не используется, только метроном.
3. Вращение в паре.
После того как «квадрат» освоен, объясняется, что он
является основой для непрерывного вращения. Для этого
каждый «квадрат» должен приводить к повороту на 180
градусов. Два «квадрата» – полный оборот на 360
градусов. Педагог демонстрирует это на примере одной-
двух успевающих пар. Остальные продолжают
отрабатывать базовое движение.
4. Соединение с музыкой.
Когда механическое исполнение шага становится
уверенным, пары пробуют станцевать под упрощённую
фонограмму вальса с чётким акцентом на первую долю.
Педагог акцентирует внимание на том, что движение
должно быть не механическим, а плавным, волнообразным,
с мягким сгибанием коленей на каждой доле («низ-верх-
верх»). Важно слиться с музыкой, а не просто отшагивать
ритм.
IV. Рефлексивно-оценочный этап (5 минут)
•
Закрепление материала: Педагог задаёт вопросы,
направленные на осмысление пройденного: «В чём состояло
принципиальное новаторство вальса по сравнению с танцами
эпохи классицизма?», «Как музыкальный размер 3/4 влияет на
характер движения?», «Каковы основные функции «рамки» в
паре?».
•
Анализ и самоанализ деятельности: Педагог даёт краткую
качественную оценку работе класса в целом, отмечая успехи в
освоении материала и выделяя типичные ошибки для их
исправления на следующем уроке. Учащимся предлагается
мысленно оценить собственный прогресс: что получилось сразу,
над чем стоит поработать.
•
Домашнее задание (творческого характера):
1. Теоретическая часть: Найти и прослушать одно из
произведений И. Штрауса-сына (например, «Сказки
Венского леса»), письменно зафиксировать свои
впечатления, ответив на вопрос: «Какие образы рождает у
вас эта музыка?».
2. Практическая часть: Мысленно или в небольшом
пространстве повторять схему шагов «квадрата», обращая
внимание на плавность переноса веса.
Организованное окончание урока. Построение. Благодарность за
работу. Уход из зала.
Методические рекомендации и дифференцированный подход:
•
Для учащихся с низким уровнем физической
подготовки: Сделать акцент на отработке элементов без
музыки, использовать упрощённые варианты (движение без
поворота). Разрешить выполнение движений, держась за станок
для сохранения равновесия.
•
Для учащихся с высоким уровнем музыкально-
двигательных способностей: Усложнить задание, предложив
отработать движение «перемена» (естественное и обратное
вращение) или добавить простейший элемент – «висок»
(поднятие соединённых рук для вращения партнёрши).
•
При работе в парах: Важно создать психологически
комфортную атмосферу. В случае затруднений с партнёрским
взаимодействием можно временно разбить пару и работать над
синхронностью в группе (все учащиеся выполняют шаги
партнёра, затем все – шаги партнёрши).
•
Коррекция ошибок: Педагог должен использовать позитивный
язык коррекции. Вместо «Вы делаете неверно» – «Давайте
попробуем усилить импульс на первую долю, это придаст
движению большую выразительность». Типичные ошибки:
сломанная «рамка» (опущенный локоть партнёра), зажатые
кисти рук, «деревянные» колени, отсутствие акцента на сильную
долю такта.
Ожидаемые результаты:
По итогам урока гимназисты:
•
Будут знать: историю происхождения и этапы становления
вальса, его музыкальный размер и базовую терминологию.
•
Будут уметь: принимать правильное положение в паре
(«рамка»), выполнять основное шаговое движение вальса
(«квадрат») в паре с элементарным вращением, согласовывать
свои движения с музыкой размера 3/4.
•
Получат опыт: анализа танца как синтетического искусства,
парного взаимодействия, рефлексии собственной танцевальной
деятельности.
Данная разработка урока построена на принципах научности и
системности, обеспечивая не только приобретение конкретных
двигательных навыков, но и формирование у гимназистов целостного
культурологического понимания изучаемого танцевального
направления.