Напоминание

основы хореографии на занятиях отделения художественная гимнастика


Автор: Ефимова Татьяна Григорьевна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "КСШ"
Населённый пункт: город Ачинск Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: основы хореографии на занятиях отделения художественная гимнастика
Раздел: дополнительное образование





Назад




РАЗРАБОТКА УРОКА ХОРЕОГРАФИИ В ГИМНАЗИИ «ВОЛШЕБНЫЙ

МИР ВАЛЬСА»

Предмет: Хореография

Уровень образования: гимназический (8-9 класс)

Тема урока: Волшебный мир Вальса

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и

практических умений.

Хронометраж: 90 минут (2 академических часа).

Цель урока: Формирование у гимназистов целостного художественно-

исполнительского представления о вальсе как о культурном феномене

и танцевальной форме через интеграцию историко-теоретических

знаний и практических навыков.

Задачи урока:

1. Образовательные:

o

Сформировать систематизированное представление об

историческом генезисе вальса: от народных традиций до

бального стандарта.

o

Обеспечить усвоение ключевой терминологии:

музыкальный размер 3/4, трёхдольный ритм, «закрытая

позиция», «рамка», осевое вращение.

o

Освоить на практическом уровне базовые двигательные

элементы вальса: позиции ног, положение корпуса и рук,

основное шаговое движение («шаг вальса»).

o

Обучить простейшей танцевальной композиции на основе

изученных элементов.

2. Развивающие:

o

Развивать координацию движений, чувство ритма и

музыкальности.

o

Совершенствовать навыки пространственной ориентации и

партнёрского взаимодействия.

o

Стимулировать аналитическое мышление через

проведение параллелей между историческим контекстом и

танцевальной техникой.

o

Развивать мышечную память и кинетический интеллект.

3. Воспитательные:

o

Воспитывать эстетический вкус и уважение к культурному

наследию.

o

Формировать навыки дисциплины, взаимного уважения и

ответственности в парной работе.

o

Способствовать преодолению психофизических зажимов

через танцевально-игровую деятельность.

Методы обучения:

По источнику знаний: словесные (объяснение, беседа),

наглядные (демонстрация педагогом, видеофрагменты),

практические (репродуктивные и частично-поисковые

упражнения).

По характеру познавательной деятельности: объяснительно-

иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование и материалы:

Просторный, хорошо проветренный хореографический зал.

Стационарные зеркала.

Музыкальный центр или колонка с высоким качеством звука.

Подборка музыкальных произведений: демонстрационные (И.

Штраус «На прекрасном голубом Дунае», Ф. Шопен «Вальс №7

до-диез минор»), практические (метроном, упрощённые

фонограммы вальса с чётким ритмическим рисунком).

Мультимедийный проектор для краткого показа визуального ряда

(картины, иллюстрации костюмов).

Структура и содержание урока:

I. Организационно-мотивационный этап (10 минут)

Педагог встречает учащихся в зале. Построение в центре зала.

Приветствие.

Вводное слово педагога: «Здравствуйте, дорогие гимназисты.

Сегодня мы с вами откроем дверь в один из самых элегантных и

романтичных миров в истории танца – мир вальса. Этот танец,

который сегодня кажется незыблемой классикой, когда-то был

символом бунта и свободы. На протяжении урока мы не только

разучим его основные движения, но и поймем, почему на

протяжении двух столетий он продолжает волновать сердца.

Наша цель – не просто механически воспроизвести шаги, а

постичь его душу, ощутив единство музыки, истории и

движения».

Актуализация опорных знаний: Педагог задаёт наводящие

вопросы, чтобы выявить имеющиеся у учащихся представления:

«Какие ассоциации у вас вызывает слово «вальс»?», «Слышали

ли вы фамилию Штраус и что с ней связываете?», «В каких

литературных произведениях или фильмах вы встречали сцены

бала?». Краткие ответы учащихся позволяют установить связь

между новым материалом и их личным культурным багажом.

Формулировка темы и целей: Чёткое объявление темы

«Волшебный мир Вальса» и постановка целей, которые будут

достигнуты в ходе занятия.

II. Теоретико-аналитический блок (20 минут)

Данный блок проводится в форме лекции-беседы с использованием

визуального ряда. Учащиеся располагаются на полу в центре зала для

снижения физической нагрузки и лучшей концентрации.

Исторический генезис вальса. Педагог излагает материал,

опираясь на хронологический принцип.

o

Происхождение: Объясняется, что вальс не возник на

пустом месте. Его истоки лежат в австро-баварских и

чешских народных танцах, таких как лендлер.

Подчёркиваются ключевые отличия: лендлер был более

медленным, с прыжковыми движениями и частой сменой

позиций в паре. Делается акцент на том, что именно из

этих танцев вальс унаследовал главный признак –

кружение в закрытой позиции.

o

Культурная революция: Подробно анализируется

причина «скандальности» вальса в конце XVIII – начале XIX

века. В противовес церемонным и групповым танцам

предшествующей эпохи (например, менуэту), где контакт

между партнёрами был минимальным, вальс предполагал

тесное приближение пары. Это воспринималось как вызов

общественной морали. Цитируется характерное

высказывание той эпохи: «Вальс – это непристойный танец,

развращающий молодое поколение».

o

Триумф и канонизация: Описывается путь вальса от

залов венских придворных балов до всемирного признания.

Роль композиторских семейств Штраусов (Иоганна-отца и

Иоганна-сына) в превращении вальса в самостоятельный

музыкальный жанр. Подчёркивается, что именно в

творчестве Штрауса-сына вальс приобрёл свой

классический блеск, стремительность и виртуозность.

Упоминается его проникновение в Россию и отражение в

русской литературе (например, сцена бала в «Войне и и

мире» Л.Н. Толстого).

Структурный анализ танца.

o

Музыкальная основа: Даётся точное определение: вальс

– танец, основанный на музыкальном размере 3/4. Это

означает, что в каждом такте три доли, где первая доля

является сильной, акцентной, а вторая и третья – слабыми.

Для наглядности педагог проигрывает фрагмент музыки и

отхлопывает ритм, предлагая учащимся повторить.

o

Пространственный рисунок: Основной принцип движения

в вальсе – осевое вращение пары по кругу (по линии танца)

с одновременным поступательным перемещением.

Объясняется, что это вращение не хаотично, а подчинено

строгой схеме, где каждый шаг ведет к плавному развороту

корпуса.

III. Практический блок (55 минут)

Этот блок является центральным и строится по принципу «от простого

– к сложному», с постоянной сменой деятельности для поддержания

работоспособности.

Подготовительная часть. Разминка (15 минут).

Цель разминки – не только разогреть мышцы, но и настроить

тело на пластику вальса. Все упражнения выполняются под

метроном, постепенно ускоряющийся до темпа вальса.

1. Изоляция и координация: Упражнения для головы, плеч,

грудной клетки. Акцент на плавность и непрерывность.

2. Работа в центре зала: Комплекс упражнений для развития

выворотности и укрепления стоп (relevé, plié в I, II, V

позициях). Важно обратить внимание на осанку: прямая

спина, опущенные плечи, вытянутая шея.

3. Ритмические упражнения: Ходьба по залу с акцентом на

первую долю такта. Затем – упражнения на перенос

тяжести корпуса с ноги на ногу в ритме «раз-два-три»,

имитируя базовое качательное движение вальса.

Изучение базовых элементов вальса (40 минут).

Обучение ведется по принципу парного взаимодействия, но

начинается с индивидуальной отработки элементов.

1. Позиция в паре («Рамка»).

Теоретическое обоснование: Объясняется, что

«рамка» – это не статичная поза, а единая

кинетическая система, обеспечивающая ведение

партнёра и устойчивость пары при вращении.

Партнёры стоят друг напротив друга, смещенные

немного влево относительно друг друга (это

позволяет видеть пространство перед собой).

Практическое исполнение: Партнёр кладёт правую

руку на лопатку партнёрши, его локоть поднят до

уровня плеча, образуя четкую линию. Левая рука

партнёрши лежит на правом плече партнёра.

Соединённые левая рука партнёра и правая рука

партнёрши вытянуты в сторону, локоть партнёра

также зафиксирован. «Рамка» должна быть упругой,

но не жесткой. Педагог проверяет каждую пару,

корректируя положение.

2. Основное шаговое движение («Квадрат» или «Шаг

вальса»).

Перед изучением в паре движение осваивается

индивидуально по линии танца (по кругу).

Движение для партнёра (условно «с правой

ноги»):

Такт 1:

Шаг правой ногой вперёд (сильная доля

«РАЗ»).

Шаг левой ногой в сторону-вперёд,

начинается поворот корпуса вправо (доля

«ДВА»).

Приставить правую ногу к левой, завершая

поворот на 90 градусов (доля «ТРИ»).

Такт 2:

Шаг левой ногой назад (сильная доля

«РАЗ»).

Шаг правой ногой в сторону-назад,

продолжение поворота (доля «ДВА»).

Приставить левую ногу к правой, завершая

поворот еще на 90 градусов (итого 180 за

два такта) (доля «ТРИ»).

Движение для партнёрши: Изучается как зеркальное

отражение: начинается с шага левой ногой назад.

Методический приём: Педагог дробит обучение.

Сначала пары отрабатывают только первые три шага

(вперёд-в сторону-приставить), затем только вторые

три (назад-в сторону-приставить), и лишь потом

соединяют их в единую фигуру. Счёт ведётся вслух

сначала педагогом, затем самими учащимися. Музыка

на этом этапе не используется, только метроном.

3. Вращение в паре.

После того как «квадрат» освоен, объясняется, что он

является основой для непрерывного вращения. Для этого

каждый «квадрат» должен приводить к повороту на 180

градусов. Два «квадрата» – полный оборот на 360

градусов. Педагог демонстрирует это на примере одной-

двух успевающих пар. Остальные продолжают

отрабатывать базовое движение.

4. Соединение с музыкой.

Когда механическое исполнение шага становится

уверенным, пары пробуют станцевать под упрощённую

фонограмму вальса с чётким акцентом на первую долю.

Педагог акцентирует внимание на том, что движение

должно быть не механическим, а плавным, волнообразным,

с мягким сгибанием коленей на каждой доле («низ-верх-

верх»). Важно слиться с музыкой, а не просто отшагивать

ритм.

IV. Рефлексивно-оценочный этап (5 минут)

Закрепление материала: Педагог задаёт вопросы,

направленные на осмысление пройденного: «В чём состояло

принципиальное новаторство вальса по сравнению с танцами

эпохи классицизма?», «Как музыкальный размер 3/4 влияет на

характер движения?», «Каковы основные функции «рамки» в

паре?».

Анализ и самоанализ деятельности: Педагог даёт краткую

качественную оценку работе класса в целом, отмечая успехи в

освоении материала и выделяя типичные ошибки для их

исправления на следующем уроке. Учащимся предлагается

мысленно оценить собственный прогресс: что получилось сразу,

над чем стоит поработать.

Домашнее задание (творческого характера):

1. Теоретическая часть: Найти и прослушать одно из

произведений И. Штрауса-сына (например, «Сказки

Венского леса»), письменно зафиксировать свои

впечатления, ответив на вопрос: «Какие образы рождает у

вас эта музыка?».

2. Практическая часть: Мысленно или в небольшом

пространстве повторять схему шагов «квадрата», обращая

внимание на плавность переноса веса.

Организованное окончание урока. Построение. Благодарность за

работу. Уход из зала.

Методические рекомендации и дифференцированный подход:

Для учащихся с низким уровнем физической

подготовки: Сделать акцент на отработке элементов без

музыки, использовать упрощённые варианты (движение без

поворота). Разрешить выполнение движений, держась за станок

для сохранения равновесия.

Для учащихся с высоким уровнем музыкально-

двигательных способностей: Усложнить задание, предложив

отработать движение «перемена» (естественное и обратное

вращение) или добавить простейший элемент – «висок»

(поднятие соединённых рук для вращения партнёрши).

При работе в парах: Важно создать психологически

комфортную атмосферу. В случае затруднений с партнёрским

взаимодействием можно временно разбить пару и работать над

синхронностью в группе (все учащиеся выполняют шаги

партнёра, затем все – шаги партнёрши).

Коррекция ошибок: Педагог должен использовать позитивный

язык коррекции. Вместо «Вы делаете неверно» – «Давайте

попробуем усилить импульс на первую долю, это придаст

движению большую выразительность». Типичные ошибки:

сломанная «рамка» (опущенный локоть партнёра), зажатые

кисти рук, «деревянные» колени, отсутствие акцента на сильную

долю такта.

Ожидаемые результаты:

По итогам урока гимназисты:

Будут знать: историю происхождения и этапы становления

вальса, его музыкальный размер и базовую терминологию.

Будут уметь: принимать правильное положение в паре

(«рамка»), выполнять основное шаговое движение вальса

(«квадрат») в паре с элементарным вращением, согласовывать

свои движения с музыкой размера 3/4.

Получат опыт: анализа танца как синтетического искусства,

парного взаимодействия, рефлексии собственной танцевальной

деятельности.

Данная разработка урока построена на принципах научности и

системности, обеспечивая не только приобретение конкретных

двигательных навыков, но и формирование у гимназистов целостного

культурологического понимания изучаемого танцевального

направления.



В раздел образования