Автор: Храмова Ирина Игоревна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ МГРК
Населённый пункт: г. Миасс Челябинская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: В структурные дали (почти защита - почти в стихах)
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Миасский геологоразведочный колледж»
Методическая разработка
к учебному занятию
по МДК 01.01.06 Структурная геология
Тема: В структурные дали
(почти защита - почти в стихах)
Автор: преподаватель МГРК
Храмова И.И.
Номинация: Методическое обеспечение урока общепрофессиональной дисциплины,
междисциплинарного курса
МИАСС
2025
1
Содержание
Пояснительная записка............................................................................3стр.
План урока…………………………………............................................4стр.
Технологическая карта урока………………………………………......6стр.
План-сценарий игрового занятия……………………….......................9стр.
Список литературы…………………………………..............................36стр.
2
Пояснительная записка
Методическая разработка «В структурные дали (почти защита - почти в стихах)» создана
в стихотворном формате для проведения открытого игрового урока в группах третьего и
четвертого курса специальности 21.02.13 Геологическая съёмка, поиски и разведка
месторождений полезных ископаемых по профессиональному модулю ПМ.01 Ведение
технологических процессов поисково-разведочных работ МДК 01.01.06 Структурная
геология.
Структурная геология - междисциплинарный курс, в котором изучаются формы
залегания пластов горных пород, различные виды разрывных нарушений, интрузивные тела,
способы и принципы их изображения на геологических картах.
В результате изучения данного курсы студенты должны уметь свободно «читать»
геологические карты с различным залеганием слоев, владеть навыками построения
геологических разрезов по картам с горизонтальным, наклонным (моноклинальным) и
складчатым залеганием слоев.
Для закрепления знаний и навыков, полученных в ходе изучения курса, предусмотрен
курсовой проект, который пишется студентами самостоятельно по предоставленным
преподавателем картам и защищается.
Защита курсового проекта – дело серьезное, ответственное и волнительное. Для того,
чтобы прорепетировать, отработать все детали и снять напряжение, каждую серьезную
защиту (в частности, дипломного проекта) предваряет предзащита, фактически -
генеральная репетиция.
Целью открытого урока «В структурные дали (почти защита - почти в стихах)» - по
аналогии с защитой дипломных проектов - является закрепление теоретических знаний
курса, проверка навыков применения этих знаний в ходе выполнения практических заданий,
и, несомненно, ликвидация эмоциональной подавленности, «страха» перед защитой. Для
этого разработан сценарий проведения своеобразной, «шуточной» предзащиты курсового
проекта, поэтому в названии темы есть слова «почти защита».
Но «защищаться» будет не каждый конкретный студент (как это положено на настоящей
защите), а команды: 4 команды группы третьего курса (ГС-3), которым еще только
предстоит сдать курсовой (наше жюри определит, насколько они готовы это сделать) и 1
команда четвертого курса (ГС-4), которые сдали курсовой в прошлом году (в этом случае
мы проверим, какие знания структурной геологии у них остались).
Характеристика глав и задания командам будут даны в стихотворной форме, поэтому
вторая часть названия занятия звучит «почти в стихах».
Несмотря на вроде несерьезный стихотворный формат открытого урока, все задания
будут очень даже серьезными, хотя и разными по сложности. Поэтому предусмотрена разная
бальная оценка ответов. Также для каждого задания предусмотрен, в зависимости от
сложности и объемности, свой лимит времени, который указан на слайдах. Каждой команде
для удобства будут выданы бумажные дубликаты заданий и бланки ответов, которые потом
проверит компетентное жюри.
3
План урока
Междисциплинарный курс:
МДК 01.01.06 Структурная геология
Тема урока: В структурные дали
(почти защита - почти в стихах)
Группа ГС-3-1, ГС-4-1
Специальность 21.02.13 «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений
полезных ископаемых»
Цель: Закрепление теоретических знаний курса, проверка навыков применения этих знаний
в ходе выполнения практических заданий, выявление степени готовности студентов для
написания курсового проекта, ликвидация эмоциональной подавленности, «страха» перед
защитой.
Задачи:
Образовательная: организовать проверку знаний, умений и навыков студентов, полученных
в ходе изучения курса Структурная геология. Обеспечить в ходе занятия повторение,
закрепление и систематизацию знаний, необходимых для написания курсового проекта.
Создать условия для активизации практической деятельности и закрепления умений
работы с геологической картой через выполнение практических заданий.
Развивающая: способствовать развитию у студентов логического мышления,
самостоятельности, умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательная:
формировать познавательную активность студентов, упорство в
достижении цели, чувство ответственности, воспитывать уважение к членам команды,
взаимопонимание, терпимость и взаимовыручку.
Формирование общих компетенций (ОК):
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
Формирование профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.3. Оформлять результаты предварительных исследований.
4
Тип урока: урок обобщения, систематизации и проверки знаний, умений и навыков.
Количество часов на тему – 2
Форма учебной деятельности: групповая
Методы обучения: метод учебного сотрудничества
Методы преподавания: стимулирующий, побуждающий.
Приемы преподавания: повторение, закрепление и систематизация ранее полученных
знаний в ходе проведения игровой викторины,
позволяющей через работу в команде,
определить уровень знаний и умений студентов,
степень их готовности к написанию
курсового проекта.
Методы контроля: проверка полученных знаний через работу в команде.
Материально-техническое и дидактическое оснащение:
- мультимедийная система, компьютер;
- презентация по теме « В структурные дали (почти защита - почти в стихах)»;
- карточки с заданиями, повторяющими задания в презентации;
- бланки ответов.
5
6
Технологическая карта урока
« В структурные дали
(почти защита - почти в стихах)»
Этапы внешней
структуры урока
Этапы внутренней
(дидактической )
структуры
учебного занятия
Время
Задачи этапа
Деятельность
педагога
Деятельность
учащихся
1.Вводная часть
1.1 Организационный
момент
5 мин.
Организация приятной
внешней обстановки и
психологического настроя
студентов для работы на
уроке.
- Приветствует
учащихся
- Отмечает
отсутствующих
- Организует внимание
-Приветствуют педагога
-Староста называет
фамилии отсутствующих
-Демонстрируют
готовность к уроку,
настраиваются на
продуктивную работу во
время урока.
7
1.2 Целевая установка
1.3 Этап
представления команд
1.4 Этап объяснения
структуры занятия
1 мин.
5 мин.
2 мин.
Организация
целенаправленной
деятельности студентов,
подготовка их к проверке
знаний и умений по
пройденному курсу.
Группировка студентов в
команды, знакомство с
командами.
Знакомство студентов со
структурой занятия,
правилами проведения
викторины, системой
оценивания. Выбор
компетентного жюри.
Сообщает тему и цели урока,
аргументирует их
актуальность.
Объявляет количество
команд, называет капитанов.
Объясняет структуру
занятия: занятие строится на
основе глав курсового
проекта по Структурной
геологии - вначале
приводится характеристика
каждой главы в стихах,
далее - задания по этой
главе, которые озвучиваются
от имени студентов.
Выдает командам и жюри
бумажные варианты
заданий, дублирующих
задания в презентации (для
удобства восприятия) и
бланки ответов.
Члены жюри дополнительно
получают «ключи» к
ответам.
Воспринимают тему
урока и осознают цеди
его проведения.
Капитаны представляют
свои команды,
озвучивают их девиз.
Концентрируют
внимание и
настраиваются на
участие в викторине.
8
2. Основная часть
2.1 Этап повторения,
закрепления,
систематизации и
проверки знаний и
умений по курсу
Структурная геология
через выполнение
заданий викторины.
68
мин.
.
Обеспечение закрепления,
углубления и осмысления
ранее пройденного
материала. Выявление
степени готовности
студентов к написанию
курсового проекта..
Ведет занятие, координирует
работу команд, следит за
соблюдением регламента.
Работают в команде,
отвечают на вопросы
викторины.
.
Формирование у студентов
умения анализировать,
делать выводы, применять
полученные знания.
3.
Заключительная
часть
3.0 Рефлексия
10
мин.
Подведение итогов
викторины. Оценивание
знаний и умений
студентов.
- Компетентное жюри
подсчитывает баллы и
объявляет результаты.
- Преподаватель подводит
итоги, оценивает общий
уровень знаний команд по
предмету, выделяет
наиболее активных
студентов.
- Аргументирует
выставленные оценки,
делает замечания по уроку.
- Дает напутствие
студентам.
Делают самоанализ
степени своей
подготовленности к
курсовой деятельности,
9
План-сценарий игрового занятия
по теме «В структурные дали (почти защита - почти в стихах)»
Структура занятия:
1.
Организационный этап.
2.
Этап постановки целей .
3.
Этап представления команд.
4.
Этап представления структуры занятия.
5.
Этап повторения, закрепления, систематизации и проверки знаний и
умений по курсу Структурная геология через выполнение заданий
викторины.
6.
Этап подведения итогов. Анализ итогов работы.
Ход занятия:
1. Организационный этап.
Преподаватель приветствует студентов.
Отмечает отсутствующих на
занятии, задает позитивный психологический настрой.
2. Этап постановки целей занятия.
10
Озвучивается цель занятия: обобщение и систематизация знаний по курсу
Структурная геология, выявление степени готовности студентов к защите
курсового проекта, снятие напряжения и волнения перед защитой. Цель
занятия достигается через проведение игрового урока в форме викторины.
3.
Этап представления команд.
Капитаны представляют свои команды, озвучивают девиз.
11
4.
Этап представления структуры занятия
Преподаватель знакомит студентов со структурой занятия: предзащита
будет происходит по главам курсового проекта - Геоморфология,
12
Стратиграфия, Построение геологических разрезов, Магматизм, Тектоника
и - заключительная обобщающая глава, в которой студент делает выводы -
глава История геологического развития.
Вначале приводится характеристика каждой главы в стихотворной форме,
затем от имени одного или нескольких студентов даются задания по этой
главе, на выполнение которых отводится определенное время, указанное на
слайде.
5.
Этап повторения, закрепления, систематизации и проверки знаний по
курсу Структурная геология через выполнение заданий викторины.
1 Характеристика гл. Геоморфология
13
Ниже даны два задания по этой главе:
14
Вопрос повышенной сложности для капитанов команд:
15
2. Характеристика главы Стратиграфия.
16
Накопление пластов горных пород происходит последовательно - от более
древних к более молодым.
Но часто бывает так, что молодой слой (или пачки слоев) ложатся
несогласно на более древние слой. Это может выражаться в разных азимутах
падения и углах падения этих слоев.
Часто одни слои залегают горизонтально, другие наклонно, третьи – смяты
в складки. Тогда формируются различные виды несогласного залегания, а
проще – несогласия. Они хорошо видны на геологических картах и разрезах.
А иногда в разрезе напрочь отсутствуют слои определенного возраста и
тогда говорят о стратиграфических несогласиях.
Какова же причина образования стратиграфических несогласий?
Попробуем разобраться…
17
Вопросы по главе Стратиграфия.
Так как в данной главе мы затронули тему несогласий, то и вопрос будет
заключаться в определении несогласий:
18
3. Характеристика главы Построение геологических разрезов - взгляд со
стороны преподавателя и со стороны студента:
19
Для выполнения задания по главе «Построение геологического разреза»
команды получают фрагменты геологических карт, по которым по
выбранному направлению должны будут построить разрез с соблюдением
всех правил построения разреза и оформления работы.
20
4. Характеристика главы Магматизм:
21
Первый вопрос по главе Магматизм:
Второй вопрос по главе Магматизм:
22
5. Характеристика главы Тектоника:
Первый вопрос по главе Тектоника:
23
Второй вопрос по главе Тектоника:
24
Определите, какое залегание пород представлено на каждом фрагменте
карты:
25
Третий вопрос по главе Тектоника - указать количество структурных этажей
на фрагментах геологических карт:
26
Важной частью раздела Тектоника является изучение разрывных
нарушений. Ниже приводится виды разрывных нарушений и алгоритм их
выявления.
Ниже - три задания по определению разрывных нарушений, которые надо
выполнить, используя приведенный выше алгоритм.
Задание 1:
27
Задание 2:
Задание 3:
28
6. Глава История геологического развития
Глава История геологического развития - заключительная -
всеобъемлющая.
Она пишется на основе анализа всех предыдущих глав, в ней воссоздаются
все условия развития данной территории в различные геологические эпохи:
было ли здесь древнее море или вздымались горы, какой был климат, какие
животные и растения здесь обитали.
Для написания этой главы используются палеонтологические находки,
задействуется фациальный анализ и др. методы. Она вызывает наибольшие
трудности при написании курсового проекта, поэтому характеристике этой
главы уделено больше внимания, чем другим главам.
29
30
31
32
Обратимся к помощи студентов, они помогут нам в написании главы,
прояснят наиболее трудные моменты, «разложат все по полочкам»:
33
34
35
Вопрос по главе История геологического развития:
Заключительный Блиц - вопрос для капитанов команд:
36
6.
Этап подведения итогов. Анализ итогов работы.
На этом этапе компетентное жюри подсчитывает баллы и объявляет
результаты.
37
Преподаватель всех благодарит за работу, дает напутствие студентам:
Литература:
1.
Тевелев А.В. Структурная геология и геологическое картирование. Курс
лекций Издательство ГЕРС, Тверь, 2011 г., 377 стр.
2.
Корсаков А.К.Структурная геология Издание:КДУ, Москва, 2009 г., 328
стр.
3.
Лабораторные работы по структурной геологии под редакцией
А.К.Корсакова Издательство МГРИ-РГГРУ, Москва, 2016г., 215стр.