Напоминание

В структурные дали (почти защита - почти в стихах)


Автор: Храмова Ирина Игоревна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ МГРК
Населённый пункт: г. Миасс Челябинская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: В структурные дали (почти защита - почти в стихах)
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Миасский геологоразведочный колледж»

Методическая разработка

к учебному занятию

по МДК 01.01.06 Структурная геология

Тема: В структурные дали

(почти защита - почти в стихах)

Автор: преподаватель МГРК

Храмова И.И.

Номинация: Методическое обеспечение урока общепрофессиональной дисциплины,

междисциплинарного курса

МИАСС

2025

1

Содержание

Пояснительная записка............................................................................3стр.

План урока…………………………………............................................4стр.

Технологическая карта урока………………………………………......6стр.

План-сценарий игрового занятия……………………….......................9стр.

Список литературы…………………………………..............................36стр.

2

Пояснительная записка

Методическая разработка «В структурные дали (почти защита - почти в стихах)» создана

в стихотворном формате для проведения открытого игрового урока в группах третьего и

четвертого курса специальности 21.02.13 Геологическая съёмка, поиски и разведка

месторождений полезных ископаемых по профессиональному модулю ПМ.01 Ведение

технологических процессов поисково-разведочных работ МДК 01.01.06 Структурная

геология.

Структурная геология - междисциплинарный курс, в котором изучаются формы

залегания пластов горных пород, различные виды разрывных нарушений, интрузивные тела,

способы и принципы их изображения на геологических картах.

В результате изучения данного курсы студенты должны уметь свободно «читать»

геологические карты с различным залеганием слоев, владеть навыками построения

геологических разрезов по картам с горизонтальным, наклонным (моноклинальным) и

складчатым залеганием слоев.

Для закрепления знаний и навыков, полученных в ходе изучения курса, предусмотрен

курсовой проект, который пишется студентами самостоятельно по предоставленным

преподавателем картам и защищается.

Защита курсового проекта – дело серьезное, ответственное и волнительное. Для того,

чтобы прорепетировать, отработать все детали и снять напряжение, каждую серьезную

защиту (в частности, дипломного проекта) предваряет предзащита, фактически -

генеральная репетиция.

Целью открытого урока «В структурные дали (почти защита - почти в стихах)» - по

аналогии с защитой дипломных проектов - является закрепление теоретических знаний

курса, проверка навыков применения этих знаний в ходе выполнения практических заданий,

и, несомненно, ликвидация эмоциональной подавленности, «страха» перед защитой. Для

этого разработан сценарий проведения своеобразной, «шуточной» предзащиты курсового

проекта, поэтому в названии темы есть слова «почти защита».

Но «защищаться» будет не каждый конкретный студент (как это положено на настоящей

защите), а команды: 4 команды группы третьего курса (ГС-3), которым еще только

предстоит сдать курсовой (наше жюри определит, насколько они готовы это сделать) и 1

команда четвертого курса (ГС-4), которые сдали курсовой в прошлом году (в этом случае

мы проверим, какие знания структурной геологии у них остались).

Характеристика глав и задания командам будут даны в стихотворной форме, поэтому

вторая часть названия занятия звучит «почти в стихах».

Несмотря на вроде несерьезный стихотворный формат открытого урока, все задания

будут очень даже серьезными, хотя и разными по сложности. Поэтому предусмотрена разная

бальная оценка ответов. Также для каждого задания предусмотрен, в зависимости от

сложности и объемности, свой лимит времени, который указан на слайдах. Каждой команде

для удобства будут выданы бумажные дубликаты заданий и бланки ответов, которые потом

проверит компетентное жюри.

3

План урока

Междисциплинарный курс:

МДК 01.01.06 Структурная геология

Тема урока: В структурные дали

(почти защита - почти в стихах)

Группа ГС-3-1, ГС-4-1

Специальность 21.02.13 «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений

полезных ископаемых»

Цель: Закрепление теоретических знаний курса, проверка навыков применения этих знаний

в ходе выполнения практических заданий, выявление степени готовности студентов для

написания курсового проекта, ликвидация эмоциональной подавленности, «страха» перед

защитой.

Задачи:

Образовательная: организовать проверку знаний, умений и навыков студентов, полученных

в ходе изучения курса Структурная геология. Обеспечить в ходе занятия повторение,

закрепление и систематизацию знаний, необходимых для написания курсового проекта.

Создать условия для активизации практической деятельности и закрепления умений

работы с геологической картой через выполнение практических заданий.

Развивающая: способствовать развитию у студентов логического мышления,

самостоятельности, умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательная:

формировать познавательную активность студентов, упорство в

достижении цели, чувство ответственности, воспитывать уважение к членам команды,

взаимопонимание, терпимость и взаимовыручку.

Формирование общих компетенций (ОК):

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,

проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для

эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного

развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного

развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной

деятельности.

Формирование профессиональных компетенций (ПК):

ПК 2.3. Оформлять результаты предварительных исследований.

4

Тип урока: урок обобщения, систематизации и проверки знаний, умений и навыков.

Количество часов на тему – 2

Форма учебной деятельности: групповая

Методы обучения: метод учебного сотрудничества

Методы преподавания: стимулирующий, побуждающий.

Приемы преподавания: повторение, закрепление и систематизация ранее полученных

знаний в ходе проведения игровой викторины,

позволяющей через работу в команде,

определить уровень знаний и умений студентов,

степень их готовности к написанию

курсового проекта.

Методы контроля: проверка полученных знаний через работу в команде.

Материально-техническое и дидактическое оснащение:

- мультимедийная система, компьютер;

- презентация по теме « В структурные дали (почти защита - почти в стихах)»;

- карточки с заданиями, повторяющими задания в презентации;

- бланки ответов.

5

6

Технологическая карта урока

« В структурные дали

(почти защита - почти в стихах)»

Этапы внешней

структуры урока

Этапы внутренней

(дидактической )

структуры

учебного занятия

Время

Задачи этапа

Деятельность

педагога

Деятельность

учащихся

1.Вводная часть

1.1 Организационный

момент

5 мин.

Организация приятной

внешней обстановки и

психологического настроя

студентов для работы на

уроке.

- Приветствует

учащихся

- Отмечает

отсутствующих

- Организует внимание

-Приветствуют педагога

-Староста называет

фамилии отсутствующих

-Демонстрируют

готовность к уроку,

настраиваются на

продуктивную работу во

время урока.

7

1.2 Целевая установка

1.3 Этап

представления команд

1.4 Этап объяснения

структуры занятия

1 мин.

5 мин.

2 мин.

Организация

целенаправленной

деятельности студентов,

подготовка их к проверке

знаний и умений по

пройденному курсу.

Группировка студентов в

команды, знакомство с

командами.

Знакомство студентов со

структурой занятия,

правилами проведения

викторины, системой

оценивания. Выбор

компетентного жюри.

Сообщает тему и цели урока,

аргументирует их

актуальность.

Объявляет количество

команд, называет капитанов.

Объясняет структуру

занятия: занятие строится на

основе глав курсового

проекта по Структурной

геологии - вначале

приводится характеристика

каждой главы в стихах,

далее - задания по этой

главе, которые озвучиваются

от имени студентов.

Выдает командам и жюри

бумажные варианты

заданий, дублирующих

задания в презентации (для

удобства восприятия) и

бланки ответов.

Члены жюри дополнительно

получают «ключи» к

ответам.

Воспринимают тему

урока и осознают цеди

его проведения.

Капитаны представляют

свои команды,

озвучивают их девиз.

Концентрируют

внимание и

настраиваются на

участие в викторине.

8

2. Основная часть

2.1 Этап повторения,

закрепления,

систематизации и

проверки знаний и

умений по курсу

Структурная геология

через выполнение

заданий викторины.

68

мин.

.

Обеспечение закрепления,

углубления и осмысления

ранее пройденного

материала. Выявление

степени готовности

студентов к написанию

курсового проекта..

Ведет занятие, координирует

работу команд, следит за

соблюдением регламента.

Работают в команде,

отвечают на вопросы

викторины.

.

Формирование у студентов

умения анализировать,

делать выводы, применять

полученные знания.

3.

Заключительная

часть

3.0 Рефлексия

10

мин.

Подведение итогов

викторины. Оценивание

знаний и умений

студентов.

- Компетентное жюри

подсчитывает баллы и

объявляет результаты.

- Преподаватель подводит

итоги, оценивает общий

уровень знаний команд по

предмету, выделяет

наиболее активных

студентов.

- Аргументирует

выставленные оценки,

делает замечания по уроку.

- Дает напутствие

студентам.

Делают самоанализ

степени своей

подготовленности к

курсовой деятельности,

9

План-сценарий игрового занятия

по теме «В структурные дали (почти защита - почти в стихах

Структура занятия:

1.

Организационный этап.

2.

Этап постановки целей .

3.

Этап представления команд.

4.

Этап представления структуры занятия.

5.

Этап повторения, закрепления, систематизации и проверки знаний и

умений по курсу Структурная геология через выполнение заданий

викторины.

6.

Этап подведения итогов. Анализ итогов работы.

Ход занятия:

1. Организационный этап.

Преподаватель приветствует студентов.

Отмечает отсутствующих на

занятии, задает позитивный психологический настрой.

2. Этап постановки целей занятия.

10

Озвучивается цель занятия: обобщение и систематизация знаний по курсу

Структурная геология, выявление степени готовности студентов к защите

курсового проекта, снятие напряжения и волнения перед защитой. Цель

занятия достигается через проведение игрового урока в форме викторины.

3.

Этап представления команд.

Капитаны представляют свои команды, озвучивают девиз.

11

4.

Этап представления структуры занятия

Преподаватель знакомит студентов со структурой занятия: предзащита

будет происходит по главам курсового проекта - Геоморфология,

12

Стратиграфия, Построение геологических разрезов, Магматизм, Тектоника

и - заключительная обобщающая глава, в которой студент делает выводы -

глава История геологического развития.

Вначале приводится характеристика каждой главы в стихотворной форме,

затем от имени одного или нескольких студентов даются задания по этой

главе, на выполнение которых отводится определенное время, указанное на

слайде.

5.

Этап повторения, закрепления, систематизации и проверки знаний по

курсу Структурная геология через выполнение заданий викторины.

1 Характеристика гл. Геоморфология

13

Ниже даны два задания по этой главе:

14

Вопрос повышенной сложности для капитанов команд:

15

2. Характеристика главы Стратиграфия.

16

Накопление пластов горных пород происходит последовательно - от более

древних к более молодым.

Но часто бывает так, что молодой слой (или пачки слоев) ложатся

несогласно на более древние слой. Это может выражаться в разных азимутах

падения и углах падения этих слоев.

Часто одни слои залегают горизонтально, другие наклонно, третьи – смяты

в складки. Тогда формируются различные виды несогласного залегания, а

проще – несогласия. Они хорошо видны на геологических картах и разрезах.

А иногда в разрезе напрочь отсутствуют слои определенного возраста и

тогда говорят о стратиграфических несогласиях.

Какова же причина образования стратиграфических несогласий?

Попробуем разобраться…

17

Вопросы по главе Стратиграфия.

Так как в данной главе мы затронули тему несогласий, то и вопрос будет

заключаться в определении несогласий:

18

3. Характеристика главы Построение геологических разрезов - взгляд со

стороны преподавателя и со стороны студента:

19

Для выполнения задания по главе «Построение геологического разреза»

команды получают фрагменты геологических карт, по которым по

выбранному направлению должны будут построить разрез с соблюдением

всех правил построения разреза и оформления работы.

20

4. Характеристика главы Магматизм:

21

Первый вопрос по главе Магматизм:

Второй вопрос по главе Магматизм:

22

5. Характеристика главы Тектоника:

Первый вопрос по главе Тектоника:

23

Второй вопрос по главе Тектоника:

24

Определите, какое залегание пород представлено на каждом фрагменте

карты:

25

Третий вопрос по главе Тектоника - указать количество структурных этажей

на фрагментах геологических карт:

26

Важной частью раздела Тектоника является изучение разрывных

нарушений. Ниже приводится виды разрывных нарушений и алгоритм их

выявления.

Ниже - три задания по определению разрывных нарушений, которые надо

выполнить, используя приведенный выше алгоритм.

Задание 1:

27

Задание 2:

Задание 3:

28

6. Глава История геологического развития

Глава История геологического развития - заключительная -

всеобъемлющая.

Она пишется на основе анализа всех предыдущих глав, в ней воссоздаются

все условия развития данной территории в различные геологические эпохи:

было ли здесь древнее море или вздымались горы, какой был климат, какие

животные и растения здесь обитали.

Для написания этой главы используются палеонтологические находки,

задействуется фациальный анализ и др. методы. Она вызывает наибольшие

трудности при написании курсового проекта, поэтому характеристике этой

главы уделено больше внимания, чем другим главам.

29

30

31

32

Обратимся к помощи студентов, они помогут нам в написании главы,

прояснят наиболее трудные моменты, «разложат все по полочкам»:

33

34

35

Вопрос по главе История геологического развития:

Заключительный Блиц - вопрос для капитанов команд:

36

6.

Этап подведения итогов. Анализ итогов работы.

На этом этапе компетентное жюри подсчитывает баллы и объявляет

результаты.

37

Преподаватель всех благодарит за работу, дает напутствие студентам:

Литература:

1.

Тевелев А.В. Структурная геология и геологическое картирование. Курс

лекций Издательство ГЕРС, Тверь, 2011 г., 377 стр.

2.

Корсаков А.К.Структурная геология Издание:КДУ, Москва, 2009 г., 328

стр.

3.

Лабораторные работы по структурной геологии под редакцией

А.К.Корсакова Издательство МГРИ-РГГРУ, Москва, 2016г., 215стр.



В раздел образования