Автор: Буздина Надежда Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Малинская средняя общеобразовательная школа имени П.М. Овсянкина" городского округа Ступино Московской области
Населённый пункт: Московская область. д.Леонтьево
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Формирование компетентности учителей начальных классов в области духовно-нравственного воспитания младших школьников»
Раздел: начальное образование
«Формирование компетентности учителей начальных классов в области
духовно-нравственного воспитания младших школьников»
2025-2026 учебный год.
Развитие современного общества диктует особые условия организации
начального образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий
и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная
компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное
развитие педагогов.
Компетенция (от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую,
подхожу) - это личная способность педагога решать определенный класс
профессиональных задач.
Профессиональная компетентность современного педагога определяется
как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных
установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми,
возникающими
в
психолого
–
педагогическом
процессе
дошкольного
учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению,
совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и
специальных способностей.
В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной
компетентности является способность самостоятельно приобретать новые
знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
Современная система образования выдвигает необходимость повышения
квалификации
и
профессионального
уровня
педагога,
т.
е.
его
профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность современного педагога представляет
собой совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных
установок, которые дают ему возможность справляться с определенной
программой
и
различными
ситуациями,
которые
могут
появиться
в
образовательном процессе. Решая эти ситуации, педагог совершенствует свои
общие и специальные способности, содействует практической реализации задач
собственного развития.
Таким
образом,
профессиональная
компетентность
-
комплекс
профессионально значимых как для отдельной личности, так и для общества
качеств, необходимых человеку для реализации себя в разных видах трудовой
деятельности.
В
настоящее
время
остро
стоит
вопрос
профессионального
самовоспитания специалистов. Современные требования, предъявляемые
к профессиональной
компетентности
педагога,
его
практической
подготовленности,
предполагают
не
только
владение
системой
профессиональных знаний, умений и навыков, но и богатый внутренний
потенциал,
обладание
достаточно
высоким
уровнем
как
общей,
так
и профессионально-нравственной
культурой,
наличие
профессионально-
нравственных потребностей и умение их реализовать.
В
соответствии
с ФГОС
новые
характеристики
воспитательного
процесса
обусловливают
и новые
требования
к педагогу,
к его
профессиональной подготовке, поэтому в профессиограмме ведущее место
занимает нравственная позиция педагога − система его интеллектуально-
волевых
и эмоционально-оценочных
отношений
к миру.
Без
этого
невозможен эффективный творческий труд педагога.
В современных условиях педагог должен становиться подлинным
профессионалом,
способным
решать
задачи
общего
развития
детей
педагогическими средствами, содержанием педагогической деятельности,
основанной на нравственных ценностях. Современный учитель работает
в ситуации
постоянного
выбора:
как
профессионально-нравственного,
предполагающего свободную реализацию собственных концептуальных
подходов и инновационных идей, так и профессионально-технологического,
обусловленного свободным владением всем спектром методических средств,
приемов, форм, позиций в процессе воспитания и обучения. Развитие
профессионально-нравственных потребностей учителя является одной из
центральных задач, поскольку данные потребности формируются в процессе
освоения педФормирование компетенций учителей начальных классов в
области духовно-нравственного воспитания младших школьников является
важной задачей современной системы образования. Рассмотрим ключевые
аспекты и направления развития профессиональных качеств педагогов
начальной школы.
Определение понятий
Духовно-нравственное
воспитание
включает
развитие
моральных
ценностей, этических норм поведения, уважения к традициям, культуре
своего народа и другим народам, формирование гуманного отношения к
окружающим людям, ответственности перед обществом и природой.
Компетенция учителя представляет собой совокупность теоретических
знаний, практических навыков и личностных качеств, необходимых педагогу
для успешного осуществления воспитательной деятельности среди учащихся
младшего школьного возраста.
Основные компоненты формирования компетенции
1. Теоретико-методологическая подготовка
Учителя
должны
обладать
глубокими
знаниями
психологии,
возрастной физиологии, педагогики, культурологии и социологии. Они
обязаны понимать особенности восприятия детьми окружающего мира,
возрастные потребности и возможности каждого ребенка.
Знания теории позволяют эффективно планировать образовательный
процесс, подбирать адекватные методы воздействия на сознание детей,
развивать творческое мышление учеников и создавать благоприятную
атмосферу для усвоения материала.
2. Практическое освоение методов и технологий
Педагогам
важно
владеть
разнообразием
методик
и
приемов
воспитания:
диалоговые
формы
взаимодействия,
игры-драматизации,
творческие
задания,
совместные
проекты,
участие
в
общественных
мероприятиях и экскурсиях.
Особое
внимание
уделяется
формированию
умения
оценивать
поведение ученика объективно, поддерживать положительное отношение
детей друг к другу, организовывать позитивное взаимодействие в классе.
3. Развитие профессиональной рефлексии
Постоянная
самооценка
своей
деятельности
помогает
учителю
осознавать собственные успехи и недостатки, совершенствовать работу над
ошибками, повышать качество педагогического труда. Регулярная практика
самоанализа способствует профессиональному росту и повышению уровня
компетентности.
4. Работа с родителями
Активное сотрудничество с семьей позволяет формировать целостную
систему воспитания ребёнка. Педагоги должны уметь информировать
родителей о результатах учебной деятельности, привлекать их к участию в
школьных
событиях,
разъяснять
принципы
воспитания,
согласовывая
подходы и стратегии обеих сторон.
5. Формирование личной культуры педагога
Для эффективного влияния на воспитанников учитель сам должен
демонстрировать
высокие
морально-этические
качества,
честность,
справедливость,
уважение
к
детям
и
коллегам,
ответственность
за
порученное дело.
Пути реализации программы подготовки учителей начального звена
-
Повышение
квалификации:
курсы
повышения
квалификации,
семинары, мастер-классы, вебинары и конференции.
-
Самообразование:
самостоятельное
изучение
литературы,
периодических изданий, просмотр фильмов и телепередач образовательного
характера.
- Участие в конкурсах и проектах: выполнение творческих заданий,
участие в грантах и инициативах образовательных учреждений.
- Обмен опытом: обмен методическими разработками, уроками,
приемами работы между коллегами.
Таким образом, формирование компетенций учителей начальных
классов в сфере духовно-нравственного воспитания младших школьников
требует комплексного подхода, включающего повышение теоретической
подготовленности,
приобретение
практических
навыков,
развитие
способности к рефлексии и взаимодействию с семьями обучающихся. Это
позволит обеспечить качественное образование и успешное становление
подрастающего поколения.
Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая
профессия, является нравственная позиция учителя. Именно в ней педагог
выражает себя как субъект педагогической деятельности. Нравственная
позиция педагога — это отношение к детям, коллегам, мотивы выбора
педагогической профессии и мотивы педагогической деятельности, выбор
целей и средств педагогической деятельности.
Развитие нравственных потребностей учителей является одной из
центральных задач, поскольку данные потребности формируются в процессе
освоения
педагогической
деятельности
и влияют
на
исполнение
профессиональных
функций
педагога.
Успешное
исполнение
профессиональных
функций
предполагает
большие
требования
к компетентности и квалифицированности специалистов.
Компетентность — обладание знаниями, опытом и умением, которые
необходимы для профессионального исполнения должностных полномочий.
Специалист —
профессионал
должен
руководствоваться
принципами
инновационности (творческий поиск, способность к риску, стремление
к рационализаторству и введению нового и т. п.) и прагматизма (работа на
результат, рациональное использование рабочего времени и т. п.).
Сущность
профессионализма
не
является
лишь
суммой
профессиональных
знаний
и навыков.
Подлинный
профессионализм
включает в себя нравственную доминанту: понимание специалистом своего
профессионального долга, моральной ответственности, серьезное отношение
к вопросам
профессиональной
чести.
Профессиональная
деятельность
педагога крайне многообразна, она регламентирована кодексами, правилами,
нормами. Но при всем их разнообразии существуют общие нравственные
принципы,
которые
составляют
наряду
с компетентностью,
квалифицированностью и деловой активностью сущность профессионализма.
По
мнению В. В. Марковой
развитая
система
профессионально-
нравственных
потребностей
во
многом
определяет
уровень
сформированности профессионально-нравственной позиции педагога.
Любое
общество
заинтересовано
в
сохранении
и
передаче
накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само
существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы
воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом
особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного
общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка
детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития
России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска
наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.
Среди
важнейших
инновационных
проектов
в
сфере
общего
образования особое место занимают нововведения, связанные с духовно-
нравственным воспитанием детей.
Особое значение для растущего человека имеет воспитательная
семейная среда, в которой ценности гармонизируются на основе создания
семейных
традиций.
Не
менее
значима
для
духовно-нравственного
становления личности социокультурная среда детского сада, где должна быть
сосредоточена
гражданская,
духовная
и
культурная
жизнь
человека.
Духовная устремленность и нравственная устойчивость педагога — ведущие
характеристики его профессиональной компетентности.
Готовность учителей к духовно-нравственному воспитанию и развитию
детей рассматривается как важнейшая составляющая их профессиональной
компетентности, характеристика личности, которая интегрирует в себе
мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты.