Напоминание

«СКОРО В ШКОЛУ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА


Автор: Кравецкая Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Золушка"
Населённый пункт: ЯНАО г Ноябрьск
Наименование материала: СЦЕНАРИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ Н
Тема: «СКОРО В ШКОЛУ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА
Раздел: дошкольное образование





Назад




СЦЕНАРИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ НА ТЕМУ «СКОРО В

ШКОЛУ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА

6-7 ЛЕТ»

Ход собрания

I. Организационный этап (5 минут)

(Воспитатель встречает родителей, предлагает занять места. В

кабинете создана спокойная, деловая атмосфера. Возможен

демонстрационный материал: детские работы, диагностические

бланки (анонимные), список рекомендованной литературы).

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада

приветствовать вас на нашем заключительном родительском

собрании в стенах детского сада. Тема нашей сегодняшней встречи

чрезвычайно важна и волнующа для каждого из нас: «Скоро в школу».

Наша главная цель – не просто проинформировать вас о том, что

ждет ребенка в первом классе, а сформировать целостное понимание

понятия «готовность к школе», развести психологические и сугубо

академические аспекты этой готовности и наметить конкретные пути

продуктивной поддержки ребенка в этот ответственный период. Мы

рассмотрим готовность как многокомпонентную структуру, обсудим

типичные ошибки родительской подготовки и выработаем стратегию

адаптации к новым социальным условиям.

II. Вводная часть: Актуализация темы. От «хочу» к «могу» и

«надо» (10 минут)

Воспитатель: Часто, рассуждая о готовности к школе, мы

фокусируемся на технических навыках: умеет ли ребенок читать,

считать, писать. Безусловно, это важные умения, но они являются

следствием, а не причиной успешного старта. Современная

психология и педагогика рассматривают готовность к школе как

систему из трех взаимосвязанных и равнозначных компонентов.

Первый – мотивационный, или личностный. Это не просто желание

носить новый ранец и форму, а сформированная «внутренняя

позиция школьника». Ребенок должен хотеть идти в школу не за

внешними атрибутами, а за знаниями, за новой, социально значимой

деятельностью. Его привлекает сама роль ученика. Второй компонент

интеллектуальный, который подразумевает не столько сумму

знаний, сколько развитие познавательных процессов: мышления,

памяти, внимания, восприятия, воображения, а также связной речи. И

третий, фундаментальный компонент – волевой, или регуляторный.

Это способность ребенка управлять своим поведением и

познавательной деятельностью, подчинять сиюминутные желания

требованиям учителя и школьным правилам, то есть

сформированность произвольности.

Сегодня мы детально разберем каждый из этих компонентов, чтобы

вы могли не на словах, а на деле оценить сильные и слабые стороны

подготовки вашего ребенка и понять, на что направить усилия в

оставшееся время.

III. Основная часть

1. Мотивационная готовность: фундамент успешного обучения

(20 минут)

Воспитатель: Давайте проведем небольшой мысленный

эксперимент. Спросите своего ребенка: «Ты хочешь в школу?» Если

он отвечает: «Хочу, там весело, будут перемены, новые друзья,

красивый пенал» – это один уровень мотивации. Если же он говорит:

«Хочу, потому что там научат читать, писать, узнаю много нового о

мире» – это принципиально иной, учебный уровень мотивации.

К сожалению, у многих будущих первоклассников преобладает

именно внешняя мотивация – интерес к формальным сторонам

школьной жизни. Внутренняя, познавательная мотивация

формируется постепенно, и ее основа закладывается в дошкольном

детстве. Как ее формировать?

Во-первых, через искренний интерес родителей к познавательной

деятельности ребенка. Ваши реакции на его «почемучек»,

совместное чтение энциклопедий, обсуждение природных явлений,

посещение музеев и выставок – все это создает ту самую

познавательную среду, в которой растет интерес к знаниям как к

ценности.

Во-вторых, важно формировать позитивный и реалистичный образ

школы. Не следует идеализировать школу («В школе будет только

интересно!»), но и запугивать ее строгостью тоже категорически

нельзя («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»). Рассказывайте о

своих положительных школьных воспоминаниях, подчеркивайте

социальную значимость учебы («Станешь грамотным, сможешь

прочитать любую книгу»), акцентируйте внимание на возможности

узнать новое.

В-третьих, критически важно развивать «умение учиться» – то есть

получать удовольствие от самого процесса преодоления учебных

трудностей. Если ребенок сразу бросает сложную задачу, говоря «я не

могу», ваша задача – не решить ее за него, а организовать его

деятельность так, чтобы он сам пришел к решению, испытав радость

открытия. Хвалите не за сам факт решения, а за приложенные усилия,

за настойчивость.

2. Интеллектуальная готовность: чтение и счёт (30 минут)

Воспитатель: Интеллектуальная готовность – это не узкий набор

навыков, а целый спектр развитых психических функций, которые

обеспечат успешное усвоение любой программы.

а) Развитие речи. Мы говорим не только о чистоте

звукопроизношения (хотя и это важно), а о гораздо более глубоких

вещах.

Словарный запас: Ребенок должен уметь использовать обобщающие

понятия (одежда, транспорт, животные), понимать и использовать

антонимы (день-ночь, большой-маленький).

Грамматический строй: Умение строить не только простые, но и

сложные предложения, правильно согласовывать слова в роде, числе,

падеже.

Связная речь: Способность пересказать небольшой текст, составить

рассказ по серии картинок, описать предмет или событие, логично и

последовательно ответить на вопрос. Это основа для формирования

письменной речи в будущем.

Практический совет: Чаще обсуждайте прочитанные книги,

задавайте вопросы не только «что произошло?», но и «почему герой

так поступил?», «как ты думаешь, что будет дальше?». Это развивает

критическое мышление и умение строить развернутое высказывание.

б) Развитие логического мышления. Ребенок должен уметь:

Находить сходства и различия между предметами.

Объединять предметы в группы по существенному признаку

(например, не по цвету, а по назначению: инструменты, посуда).

Выделять лишний предмет в ряду и аргументировать свой выбор.

Устанавливать простые причинно-следственные связи («Если на

улице лужи, значит, прошел дождь»).

Решать простые логические задачи и головоломки.

в) Развитие памяти и внимания.

Внимание: К 7 годам у ребенка должно быть сформировано

произвольное внимание – способность в течение 15-20 минут

сосредоточенно выполнять не очень интересное задание, следуя

инструкции. Тренировать это можно с помощью графических

диктантов, заданий «найди отличия», «лабиринты».

Память: Развивайте не только механическую, но и смысловую

память. Предложите запомнить не бессвязные слова, а пару слов,

связанных по смыслу (зима-снег), или небольшой стишок, смысл

которого предварительно обсудили.

г) Пространственные представления. Это основа для усвоения

математики и письма. Ребенок должен уверенно ориентироваться в

схеме собственного тела (право-лево), в пространстве (над-под,

спереди-сзади), на листе бумаги (верхний правый угол, центр листа).

Слабые пространственные представления – частая причина

зеркального написания букв и цифр, трудностей в решении задач.

3. Волевая готовность (произвольность): главный ключ к

адаптации (25 минут)

Воспитатель: Это, пожалуй, самый сложный и критически важный

компонент. Школьная жизнь – это система правил и требований.

Умение «надо» побеждает «хочу» – суть произвольности.

Ребенок с несформированной произвольностью:

Не может усидеть на уроке, постоянно отвлекается.

Выкрикивает с места, не дожидаясь вопроса учителя.

Не следует инструкции, даже если понял ее.

Бросает начатое задание при первой же трудности.

Его деятельность хаотична и нецеленаправленна.

Как развивать произвольность?

Через игру с правилами. Настольные игры (ходилки, лото, домино),

подвижные игры («Съедобное-несъедобное», «Море волнуется раз»)

требуют удерживать правило и подчинять ему свои действия.

Через конструктивную и продуктивную деятельность. Лего-

конструирование по схеме, рисование по образцу, аппликация по

заданию – все это учит работать по инструкции до получения

конечного результата.

Через систему простых поручений и обязанностей. Постоянные,

ежедневные обязанности (полить цветок, накрыть на стол, убрать

игрушки) воспитывают ответственность и привычку доводить дело до

конца.

Через планирование. Проговаривайте с ребенком план его действий:

«Сначала мы оденемся, потом пойдем в парк, а затем купим хлеб».

Это структурирует его деятельность.

Ваша задача – постепенно передавать ребенку ответственность за его

собственные действия. Не напоминать ему десятки раз, а дать

возможность столкнуться с последствиями его забывчивости или

неорганизованности (в разумных пределах, конечно).

4. Социально-коммуникативная готовность: умение быть частью

коллектива (20 минут)

Воспитатель: Школа – это первое по-настоящему социальное

учреждение в жизни ребенка. Ему предстоит выстраивать отношения

с 25-30 новыми людьми – одноклассниками и учителем.

Социально зрелый ребенок:

Умеет вступать в контакт, поддерживать диалог.

Понимает и принимает позицию другого человека.

Способен к сотрудничеству: может работать в паре, в мини-группе,

распределять роли.

Владеет элементарными навыками разрешения конфликтов (не

кулаками, а словами).

Понимает и принимает иерархическую позицию «учитель-ученик»,

уважает авторитет взрослого.

Развивайте эти навыки, поощряя общение со сверстниками во дворе,

в гостях, в кружках. Обсуждайте конфликтные ситуации, которые

происходят в его жизни, помогайте найти конструктивный выход.

Учите его формулировать свои просьбы и возражения словами, а не

криком или плачем.

5. Физиологическая готовность: здоровье как ресурс для учебы

(15 минут)

Воспитатель: Нельзя забывать и о том, что школьные нагрузки

предъявляют высокие требования к организму ребенка.

Развитие мелкой моторики: Умение правильно держать ручку,

карандаш, ножницы, завязывать шнурки. Это напрямую связано с

речевыми центрами и подготовкой руки к письму. Лепка, конструкторы,

пазлы, мозаика, работа с крупами и бусинами – лучшие помощники.

Координация движений и общая моторика: Уверенная походка, бег,

умение прыгать, ловить мяч. Это важно для общей выносливости и

успехов на физкультуре.

Работоспособность и режим дня. За оставшиеся месяцы крайне

важно сформировать стабильный режим, близкий к школьному:

ранний подъем, дневной отдых, своевременный отход ко сну. Это

поможет избежать стресса в сентябре.

IV. Анализ типичных родительских ошибок при подготовке к

школе (15 минут)

Воспитатель: Давайте кратко обозначим те действия, которые, к

сожалению, не помогают, а мешают ребенку.

1. Интеллектуализация подготовки. Когда все усилия направлены

только на чтение и счет в ущерб игре, общению и развитию

произвольности.

2. Создание атмосферы тревожности и чрезмерных

требований. Фразы «Вот пойдешь в школу, там тебя быстро научат!»

или «Такие задачи решать, а ты двух слов связать не можешь!»

формируют у ребенка стойкий страх перед школой.

3. Подмена деятельности. Родитель, сидя рядом с ребенком, делает

задание за него, лишь бы было красиво и правильно. Этим он лишает

ребенка главного – опыта преодоления трудности и права на ошибку.

4. Негативные высказывания в адрес школы и учителей. Даже если

у вас есть свои школьные травмы, не проецируйте их на ребенка. Он

должен идти в школу с чистым, позитивным листом.

V. Практические рекомендации на летний период (10 минут)

Воспитатель: Итак, что же мы можем сделать за эти три летних

месяца?

1. Тренируем руку. Не прописи, а рисование, раскрашивание, лепка,

шнуровки, конструкторы.

2. Читаем каждый день. Обсуждаем прочитанное, развиваем связную

речь.

3. Играем в настольные игры с правилами. Это лучший тренажер для

произвольности.

4. Формируем режим. Постепенно сдвигаем время подъема и отхода ко

сну.

5. Развиваем самостоятельность. Поручаем ребенку самому собирать

свои вещи для похода на пляж, в гости. Учите его самостоятельно

одеваться, следить за своими вещами.

6. Укрепляем здоровье. Максимально используйте лето для прогулок,

физической активности, закаливания.

7. Формируем позитивный настрой. Говорите о школе как о новом,

интересном этапе, на котором его ждут открытия и новые друзья.

VI. Ответы на вопросы. Заключительное слово (10 минут)

Воспитатель: Уважаемые родители! Я понимаю, сколько тревог и

вопросов у вас сейчас возникает. Давайте их обсудим. Пожалуйста,

задавайте ваши вопросы.

(Воспитатель отвечает на вопросы родителей, уточняя

отдельные моменты выступления).

Воспитатель (заключительное слово): Подводя итог, хочу еще раз

подчеркнуть: наша общая задача – не создать «ходячую

энциклопедию», а воспитать психологически зрелую, сильную,

уверенную в своих силах личность, которая готова к новым вызовам.

Ваша поддержка, терпение и разумная любовь – главный ресурс для

вашего ребенка в этот период. Не бойтесь школы, доверяйте своему

ребенку и учителям. Помните, что первый класс – это марафон, а не

спринт, и главное – сохранить интерес к познанию на долгие годы.

Благодарю вас за внимание и плодотворную работу. Удачи вам и

вашим будущим первоклассникам!



В раздел образования