Автор: Кравецкая Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Золушка"
Населённый пункт: ЯНАО г Ноябрьск
Наименование материала: СЦЕНАРИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ Н
Тема: «СКОРО В ШКОЛУ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА
Раздел: дошкольное образование
СЦЕНАРИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ НА ТЕМУ «СКОРО В
ШКОЛУ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА
6-7 ЛЕТ»
Ход собрания
I. Организационный этап (5 минут)
(Воспитатель встречает родителей, предлагает занять места. В
кабинете создана спокойная, деловая атмосфера. Возможен
демонстрационный материал: детские работы, диагностические
бланки (анонимные), список рекомендованной литературы).
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада
приветствовать вас на нашем заключительном родительском
собрании в стенах детского сада. Тема нашей сегодняшней встречи
чрезвычайно важна и волнующа для каждого из нас: «Скоро в школу».
Наша главная цель – не просто проинформировать вас о том, что
ждет ребенка в первом классе, а сформировать целостное понимание
понятия «готовность к школе», развести психологические и сугубо
академические аспекты этой готовности и наметить конкретные пути
продуктивной поддержки ребенка в этот ответственный период. Мы
рассмотрим готовность как многокомпонентную структуру, обсудим
типичные ошибки родительской подготовки и выработаем стратегию
адаптации к новым социальным условиям.
II. Вводная часть: Актуализация темы. От «хочу» к «могу» и
«надо» (10 минут)
Воспитатель: Часто, рассуждая о готовности к школе, мы
фокусируемся на технических навыках: умеет ли ребенок читать,
считать, писать. Безусловно, это важные умения, но они являются
следствием, а не причиной успешного старта. Современная
психология и педагогика рассматривают готовность к школе как
систему из трех взаимосвязанных и равнозначных компонентов.
Первый – мотивационный, или личностный. Это не просто желание
носить новый ранец и форму, а сформированная «внутренняя
позиция школьника». Ребенок должен хотеть идти в школу не за
внешними атрибутами, а за знаниями, за новой, социально значимой
деятельностью. Его привлекает сама роль ученика. Второй компонент
– интеллектуальный, который подразумевает не столько сумму
знаний, сколько развитие познавательных процессов: мышления,
памяти, внимания, восприятия, воображения, а также связной речи. И
третий, фундаментальный компонент – волевой, или регуляторный.
Это способность ребенка управлять своим поведением и
познавательной деятельностью, подчинять сиюминутные желания
требованиям учителя и школьным правилам, то есть
сформированность произвольности.
Сегодня мы детально разберем каждый из этих компонентов, чтобы
вы могли не на словах, а на деле оценить сильные и слабые стороны
подготовки вашего ребенка и понять, на что направить усилия в
оставшееся время.
III. Основная часть
1. Мотивационная готовность: фундамент успешного обучения
(20 минут)
Воспитатель: Давайте проведем небольшой мысленный
эксперимент. Спросите своего ребенка: «Ты хочешь в школу?» Если
он отвечает: «Хочу, там весело, будут перемены, новые друзья,
красивый пенал» – это один уровень мотивации. Если же он говорит:
«Хочу, потому что там научат читать, писать, узнаю много нового о
мире» – это принципиально иной, учебный уровень мотивации.
К сожалению, у многих будущих первоклассников преобладает
именно внешняя мотивация – интерес к формальным сторонам
школьной жизни. Внутренняя, познавательная мотивация
формируется постепенно, и ее основа закладывается в дошкольном
детстве. Как ее формировать?
Во-первых, через искренний интерес родителей к познавательной
деятельности ребенка. Ваши реакции на его «почемучек»,
совместное чтение энциклопедий, обсуждение природных явлений,
посещение музеев и выставок – все это создает ту самую
познавательную среду, в которой растет интерес к знаниям как к
ценности.
Во-вторых, важно формировать позитивный и реалистичный образ
школы. Не следует идеализировать школу («В школе будет только
интересно!»), но и запугивать ее строгостью тоже категорически
нельзя («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»). Рассказывайте о
своих положительных школьных воспоминаниях, подчеркивайте
социальную значимость учебы («Станешь грамотным, сможешь
прочитать любую книгу»), акцентируйте внимание на возможности
узнать новое.
В-третьих, критически важно развивать «умение учиться» – то есть
получать удовольствие от самого процесса преодоления учебных
трудностей. Если ребенок сразу бросает сложную задачу, говоря «я не
могу», ваша задача – не решить ее за него, а организовать его
деятельность так, чтобы он сам пришел к решению, испытав радость
открытия. Хвалите не за сам факт решения, а за приложенные усилия,
за настойчивость.
2. Интеллектуальная готовность: чтение и счёт (30 минут)
Воспитатель: Интеллектуальная готовность – это не узкий набор
навыков, а целый спектр развитых психических функций, которые
обеспечат успешное усвоение любой программы.
а) Развитие речи. Мы говорим не только о чистоте
звукопроизношения (хотя и это важно), а о гораздо более глубоких
вещах.
Словарный запас: Ребенок должен уметь использовать обобщающие
понятия (одежда, транспорт, животные), понимать и использовать
антонимы (день-ночь, большой-маленький).
Грамматический строй: Умение строить не только простые, но и
сложные предложения, правильно согласовывать слова в роде, числе,
падеже.
Связная речь: Способность пересказать небольшой текст, составить
рассказ по серии картинок, описать предмет или событие, логично и
последовательно ответить на вопрос. Это основа для формирования
письменной речи в будущем.
Практический совет: Чаще обсуждайте прочитанные книги,
задавайте вопросы не только «что произошло?», но и «почему герой
так поступил?», «как ты думаешь, что будет дальше?». Это развивает
критическое мышление и умение строить развернутое высказывание.
б) Развитие логического мышления. Ребенок должен уметь:
Находить сходства и различия между предметами.
Объединять предметы в группы по существенному признаку
(например, не по цвету, а по назначению: инструменты, посуда).
Выделять лишний предмет в ряду и аргументировать свой выбор.
Устанавливать простые причинно-следственные связи («Если на
улице лужи, значит, прошел дождь»).
Решать простые логические задачи и головоломки.
в) Развитие памяти и внимания.
Внимание: К 7 годам у ребенка должно быть сформировано
произвольное внимание – способность в течение 15-20 минут
сосредоточенно выполнять не очень интересное задание, следуя
инструкции. Тренировать это можно с помощью графических
диктантов, заданий «найди отличия», «лабиринты».
Память: Развивайте не только механическую, но и смысловую
память. Предложите запомнить не бессвязные слова, а пару слов,
связанных по смыслу (зима-снег), или небольшой стишок, смысл
которого предварительно обсудили.
г) Пространственные представления. Это основа для усвоения
математики и письма. Ребенок должен уверенно ориентироваться в
схеме собственного тела (право-лево), в пространстве (над-под,
спереди-сзади), на листе бумаги (верхний правый угол, центр листа).
Слабые пространственные представления – частая причина
зеркального написания букв и цифр, трудностей в решении задач.
3. Волевая готовность (произвольность): главный ключ к
адаптации (25 минут)
Воспитатель: Это, пожалуй, самый сложный и критически важный
компонент. Школьная жизнь – это система правил и требований.
Умение «надо» побеждает «хочу» – суть произвольности.
Ребенок с несформированной произвольностью:
Не может усидеть на уроке, постоянно отвлекается.
Выкрикивает с места, не дожидаясь вопроса учителя.
Не следует инструкции, даже если понял ее.
Бросает начатое задание при первой же трудности.
Его деятельность хаотична и нецеленаправленна.
Как развивать произвольность?
Через игру с правилами. Настольные игры (ходилки, лото, домино),
подвижные игры («Съедобное-несъедобное», «Море волнуется раз»)
требуют удерживать правило и подчинять ему свои действия.
Через конструктивную и продуктивную деятельность. Лего-
конструирование по схеме, рисование по образцу, аппликация по
заданию – все это учит работать по инструкции до получения
конечного результата.
Через систему простых поручений и обязанностей. Постоянные,
ежедневные обязанности (полить цветок, накрыть на стол, убрать
игрушки) воспитывают ответственность и привычку доводить дело до
конца.
Через планирование. Проговаривайте с ребенком план его действий:
«Сначала мы оденемся, потом пойдем в парк, а затем купим хлеб».
Это структурирует его деятельность.
Ваша задача – постепенно передавать ребенку ответственность за его
собственные действия. Не напоминать ему десятки раз, а дать
возможность столкнуться с последствиями его забывчивости или
неорганизованности (в разумных пределах, конечно).
4. Социально-коммуникативная готовность: умение быть частью
коллектива (20 минут)
Воспитатель: Школа – это первое по-настоящему социальное
учреждение в жизни ребенка. Ему предстоит выстраивать отношения
с 25-30 новыми людьми – одноклассниками и учителем.
Социально зрелый ребенок:
Умеет вступать в контакт, поддерживать диалог.
Понимает и принимает позицию другого человека.
Способен к сотрудничеству: может работать в паре, в мини-группе,
распределять роли.
Владеет элементарными навыками разрешения конфликтов (не
кулаками, а словами).
Понимает и принимает иерархическую позицию «учитель-ученик»,
уважает авторитет взрослого.
Развивайте эти навыки, поощряя общение со сверстниками во дворе,
в гостях, в кружках. Обсуждайте конфликтные ситуации, которые
происходят в его жизни, помогайте найти конструктивный выход.
Учите его формулировать свои просьбы и возражения словами, а не
криком или плачем.
5. Физиологическая готовность: здоровье как ресурс для учебы
(15 минут)
Воспитатель: Нельзя забывать и о том, что школьные нагрузки
предъявляют высокие требования к организму ребенка.
Развитие мелкой моторики: Умение правильно держать ручку,
карандаш, ножницы, завязывать шнурки. Это напрямую связано с
речевыми центрами и подготовкой руки к письму. Лепка, конструкторы,
пазлы, мозаика, работа с крупами и бусинами – лучшие помощники.
Координация движений и общая моторика: Уверенная походка, бег,
умение прыгать, ловить мяч. Это важно для общей выносливости и
успехов на физкультуре.
Работоспособность и режим дня. За оставшиеся месяцы крайне
важно сформировать стабильный режим, близкий к школьному:
ранний подъем, дневной отдых, своевременный отход ко сну. Это
поможет избежать стресса в сентябре.
IV. Анализ типичных родительских ошибок при подготовке к
школе (15 минут)
Воспитатель: Давайте кратко обозначим те действия, которые, к
сожалению, не помогают, а мешают ребенку.
1. Интеллектуализация подготовки. Когда все усилия направлены
только на чтение и счет в ущерб игре, общению и развитию
произвольности.
2. Создание атмосферы тревожности и чрезмерных
требований. Фразы «Вот пойдешь в школу, там тебя быстро научат!»
или «Такие задачи решать, а ты двух слов связать не можешь!»
формируют у ребенка стойкий страх перед школой.
3. Подмена деятельности. Родитель, сидя рядом с ребенком, делает
задание за него, лишь бы было красиво и правильно. Этим он лишает
ребенка главного – опыта преодоления трудности и права на ошибку.
4. Негативные высказывания в адрес школы и учителей. Даже если
у вас есть свои школьные травмы, не проецируйте их на ребенка. Он
должен идти в школу с чистым, позитивным листом.
V. Практические рекомендации на летний период (10 минут)
Воспитатель: Итак, что же мы можем сделать за эти три летних
месяца?
1. Тренируем руку. Не прописи, а рисование, раскрашивание, лепка,
шнуровки, конструкторы.
2. Читаем каждый день. Обсуждаем прочитанное, развиваем связную
речь.
3. Играем в настольные игры с правилами. Это лучший тренажер для
произвольности.
4. Формируем режим. Постепенно сдвигаем время подъема и отхода ко
сну.
5. Развиваем самостоятельность. Поручаем ребенку самому собирать
свои вещи для похода на пляж, в гости. Учите его самостоятельно
одеваться, следить за своими вещами.
6. Укрепляем здоровье. Максимально используйте лето для прогулок,
физической активности, закаливания.
7. Формируем позитивный настрой. Говорите о школе как о новом,
интересном этапе, на котором его ждут открытия и новые друзья.
VI. Ответы на вопросы. Заключительное слово (10 минут)
Воспитатель: Уважаемые родители! Я понимаю, сколько тревог и
вопросов у вас сейчас возникает. Давайте их обсудим. Пожалуйста,
задавайте ваши вопросы.
(Воспитатель отвечает на вопросы родителей, уточняя
отдельные моменты выступления).
Воспитатель (заключительное слово): Подводя итог, хочу еще раз
подчеркнуть: наша общая задача – не создать «ходячую
энциклопедию», а воспитать психологически зрелую, сильную,
уверенную в своих силах личность, которая готова к новым вызовам.
Ваша поддержка, терпение и разумная любовь – главный ресурс для
вашего ребенка в этот период. Не бойтесь школы, доверяйте своему
ребенку и учителям. Помните, что первый класс – это марафон, а не
спринт, и главное – сохранить интерес к познанию на долгие годы.
Благодарю вас за внимание и плодотворную работу. Удачи вам и
вашим будущим первоклассникам!