Напоминание

«Возможности использования интерактивных методов обучения младших школьников в группе продленного дня»"


Автор: Трамбай Людмила Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ"Гусельщиковская школа Новоазовского м.о. "
Населённый пункт: с.Гусельщиково,Донецкая Народная Республика
Наименование материала: курсовая работа
Тема: «Возможности использования интерактивных методов обучения младших школьников в группе продленного дня»"
Раздел: начальное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПЕРЕПОДГОТОВКИ, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И АНАЛИТИЧЕСКОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО И КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

«Возможности использования интерактивных методов обучения младших

школьников в группе продленного дня»

Выполнил слушатель группы 3.4.2

«Особенности организации

образовательного процесса в начальной

школе на уроке и в группе продленного

дня»

Трамбай Людмила Борисовна, учитель

начальных

классов

ГБОУ

«Гусельщиковская школа Новоазовского

м.о.»

Руководитель выпускной работы:

Негода

Елена

Александровна,

кандидат

исторических

наук,

доцент

кафедры

социально-гуманитарного

образования

Работа допущена

Донецк, 2025 г/

апрель/

Аннотация

В условиях действия нового образовательного стандарта, вопрос

2

повышения качества обучения приобретает первостепенное значение. Для

достижения высоких результатов, педагоги активно внедряют современные

образовательные ресурсы и экспериментируют с различными методиками.

При планировании уроков особое внимание уделяется выбору наиболее

эффективных форм, приемов и средств обучения.

Цель исследования— исследование отношения учителей к внедрению,

использованию интерактивных методов обучения младших школьников в

группе продленного дня.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

-

Раскрыть понятие интерактивные методы обучения.

-

Выявить значение интерактивных методов обучения в современной

начальной школе

-

Проанализировать основные аспекты подготовка и организация

использования интерактивных технологий.

-

Рассмотреть использование интерактивных технологий в процессе

обучения школьников.

-

Дать методические и практические аспекты по использованию

интерактивных технологий.

-

Охарактеризовать развитие познавательной активности младших

школьников в группе продленного дня через использование интерактивных

игр и заданий

В первом разделе раскрыто понятие интерактивных технологий,

исследованы возможности интерактивных технологий и из значение в

образовательной деятельности.

Во втором разделе проведен анализ использования интерактивных

технологий в группе продленного дня с младшими школьниками, рассмотрены

методические и практические аспекты по использованию интерактивных

технологий и проведена оценка эффективности использования интегративных

технологий

на

примерах

внедрения

интерактивных

игр

в

учебно-

воспитательный процесс в группе продленного дня.

3

В итоге был сделан вывод о том, что интерактивные методы обучения, в

основе которых лежит диалог, позволяют ученикам активно участвовать в

процессе познания, самостоятельно приобретать знания, нацелены на развитие

практических навыков, построены таким образом, чтобы учащиеся активно

участвовали

в

процессе

решения

задач,

самостоятельно

приобретая

необходимые

умения.

Интерактивные

методы

обучения

отличаются

гибкостью, эмоциональной вовлеченностью, наглядностью, информативностью

и

высокой

эффективностью

в

формировании

навыков,

важных

для

коммуникации и профессиональной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ

4

Аннотация....................................................................................................................2

СОДЕРЖАНИЕ...........................................................................................................4

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................5

ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ...........................................................................................................8

1.1

Понятие интерактивные методы обучения..................................................8

1.2

Интерактивные методы обучения и их значение в современной

начальной школе.....................................................................................................11

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ.........................15

2.1

Основные аспекты подготовка и организация использования

интерактивных технологий....................................................................................15

2.2

Использование интерактивных технологий в процессе обучения

школьников..............................................................................................................16

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО

ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ...............................21

ГЛАВА 4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ИНТЕГРАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.....................................................................27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................................32

5

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

исследования.

В

условиях

действия

нового

образовательного

стандарта,

вопрос

повышения

качества

обучения

приобретает первостепенное значение. Для достижения высоких результатов,

педагоги активно внедряют современные образовательные ресурсы и

экспериментируют с различными методиками. При планировании уроков

особое внимание уделяется выбору наиболее эффективных форм, приемов и

средств обучения.

Для достижения цели необходимо решить ряд задачи:

1.

Раскрыть понятие интерактивные методы обучения.

2.

Выявить

значение

интерактивных

методов

обучения

в

современной начальной школе

3.

Проанализировать основные аспекты подготовка и организация

использования интерактивных технологий.

4.

Рассмотреть

использование

интерактивных

технологий

в

процессе обучения школьников.

5.

Дать методические и практические аспекты по использованию

интерактивных технологий.

6.

Охарактеризовать развитие познавательной активности младших

школьников в группе продленного дня через использование

интерактивных игр и заданий

Объект исследования – интерактивные методы обучения.

Предмет исследования — использование интерактивных методов

обучения младших школьников в группе продленного дня

Теоретическая

и

практическая

значимость

исследования

заключается в том, что представленные в работе данные и рекомендации

могут

быть

использованы

педагогами

для

совершенствования

своей

6

профессиональной деятельности.

Гипотеза

исследования:

Исследование

исходит

из

предположения,

что использование

интерактивных

методов

учителями

начальной

школы

является эффективным способом формирования учебных умений у младших

школьников, что, в свою очередь, приведет к повышению их успеваемости.

Методы исследования: классификация, синтез, изучение и анализ

научной и учебной литературы, наблюдение, эксперимент, тестирование,

обобщение и систематизация.

Новизна исследования заключается в том, что в настоящее время идет

переход от модели обучения, при которой можно было обходиться без

интерактивных методов и все равно достигать результатов, к модели, где

использование интерактивных методов становится обязательным из-за

требований Федерального государственного образовательного стандарта.

Структура работы: работа состоит из введения, где обосновывается

значимость изучаемой темы, двух глав в которых проводится возможности

использования интерактивных методов обучения младших школьников в

группе

продленного

дня,

заключения,

в

котором

подводятся

итоги

проделанной работы; списка использованных источников и приложения.

7

ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

1.1 Понятие интерактивные методы обучения

Концепция интерактивных методов обучения, получившая распространение в

1960-е годы, базируется на теоретических и практических разработках в

области

активного

обучения,

представленных

в

трудах

классиков

педагогической мысли, включая Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г.

Песталоцци и К.Д. Ушинского.

История педагогики предстает как поле битвы идей, где ключевым

вопросом является роль ученика в образовании. С одной стороны,

существовал подход, при котором ученику отводилась роль пассивного

объекта, подвергающегося воздействию учителя, единственного активного

участника процесса. С другой стороны, развивалась концепция, признающая

за учениками активную роль и равные права в обучении, где они, под

руководством педагога, активно осваивают знания и опыт.

1

Согласно

исследованиям

педагогов

Рабиновича,

Сальникова

и

Тарасова, интерактивное обучение – это эффективный способ организации

учебного процесса, позволяющий учащимся активно приобретать знания,

развивать

практические

навыки

и

умения.

Благодаря

использованию

стимулирующих

методов

и

средств,

учитывающих

индивидуальные

особенности

и

мотивацию каждого ученика, обучение становится более

интересным и результативным. При этом преподаватель играет важную роль,

направляя

познавательную

деятельность,

помогая

ориентироваться

в

информации и предоставляя необходимую методическую поддержку.

В

интерактивном

обучении,

в

отличие

от

традиционного,

преподаватель должен не просто передать знания, но и создать условия, в

которых ученики

8

1

Лаптева, Людмила Красивая улыбка. Образовательная программа для младших

школьников / Людмила Лаптева , Эдит Кузьмина. - М.: Чистые пруды,2016. – 28 c.

9

будут активно исследовать материал, чувствовать себя успешными и

заинтересованными.

Это

предъявляет

более

высокие

требования

к

подготовке и мастерству преподавателя.

Е.В. Зарукина рассматривает интерактивные методы обучения как

специфический

инструментарий,

применяемый

в

социально-

психологическом

обучении.

Эти

методы

опираются

на

социально-

психологические эффекты и феномены.

2

Важно подчеркнуть, что активность

присуща

не

самим

методам,

а процессу обучения в целом. Активное

обучение подразумевает отказ от простого воспроизведения информации.

Вместо этого, учащиеся становятся активными участниками, самостоятельно

формируя

и

преобразовывая

свой

опыт

и

развивая

необходимые

компетенции.

Таким

образом,

обучение

становится

произвольной

и

внутренне мотивированной деятельностью.

И.В. Шумова рассматривает интерактивное обучение как отказ от

традиционных,

формализованных

методов

в

пользу

тех,

которые

способствуют развитию познавательной мотивации и интереса к учебе. Она

подчеркивает, что интерактивное обучение создает условия для творческого

подхода к образованию, используя проблемные, исследовательские и

поисковые методы [31, с. 57].

Обобщая

представленные

точки

зрения,

можно

заключить,

что

интерактивные методы обучения характеризуются значительной степенью

вовлеченности обучающихся в учебную деятельность, активизируя их

познавательные и творческие ресурсы при решении поставленных задач.

В отличие от традиционных, объяснительных методов обучения,

активные методы характеризуются следующими ключевыми особенностями:

-

Интенсификация когнитивной деятельности: Активные методы

целенаправленно создают условия, стимулирующие мыслительные процессы

обучающихся, вне зависимости от их изначальной мотивации.

10

2

Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников : учебное пособие / М.

В. Матюхина. – Москва : Юрайт, 2014. – 14 с.

11

-

Пролонгированная

и

устойчивая

мыслительная

активность:

Обеспечивается за счет увеличения времени интерактивного взаимодействия

и/или

создания

условий

для

глубокой,

спонтанной

работы

мысли,

позволяющей сохранять когнитивный фокус даже при кратковременных

перерывах.

-

Формирование компетенций в области принятия управленческих

решений:

Активные

методы

способствуют

развитию

навыков

самостоятельной

и

творческой

выработки

решений

в

условиях

имитационного моделирования, подкрепленных высокой мотивацией и

эмоциональной вовлеченностью.

-

Интерактивная

коммуникация

и

рефлексивное

развитие:

Взаимодействие

между

обучающимися

и

преподавателями

носит

интерактивный характер, способствуя взаимному развитию и самоанализу

обеих сторон.

3

Активные

методы

обучения,

в

отличие

от

традиционного

объяснительного

подхода,

предъявляют

повышенные

требования

к

квалификации как преподавателей, так и студентов. Однако, несмотря на это,

внедрение активных методов ведет к существенному росту образовательного

уровня обеих сторон, стимулируя интеллектуальное развитие педагогов. Суть

интерактивного обучения заключается в создании проблемных ситуаций,

которые

побуждают

учащихся

к

самостоятельной

деятельности,

направленной на поиск решений.

4

Учащиеся активно формируют свои профессиональные знания и

умения, проявляют инициативу и развивают творческие способности в

3

Курочкина, И.Н. Методика обучения и воспитания младших школьников. Этикет.

Учебное пособие для прикладного бакалавриата / И.Н. Курочкина. - М.: Юрайт, 2015. – 54

c.

4

Прихожан, Н. В. Познавательная активность / Н. В. Прихожан // Школьный

психолог. – 2015. – № 43. – 10 с.

12

специально созданной педагогической среде, где используются современные

интерактивные методы обучения.

1.2 Интерактивные методы обучения и их значение в современной

начальной школе

Начальное

образование

является

фундаментом

всего

школьного

обучения, поскольку именно в этот период происходит становление личности

ребенка. Формируются базовые коммуникативные компетенции, навыки

работы с информацией, самооценка и мотивация к учебной деятельности.

Педагогу

начальной

школы

необходимо

учитывать

психологические

особенности младших школьников, а именно: предпочтение игровой формы

обучения,

недостаточную

развитость

коммуникативных

навыков

и

отсутствие навыков самообразования.

5

Понимание специфики личности младшего школьника требует от

учителя

творческого

подхода

к

обучению.

Уроки

должны

быть

увлекательными

и

включать

игровые

элементы,

а

для

развития

коммуникации необходимо создавать возможности для диалога между

учениками. При этом важно учитывать, что младшим школьникам легче

работать в парах, чем в больших группах.

Необходимо постепенно знакомить детей с методами самостоятельного

получения знаний, но помнить, что они еще нуждаются в помощи и

направляющих

вопросах

со

стороны

учителя.

Поэтому

интерактивные

приемы следует адаптировать, разрабатывая собственные упражнения,

которые

соответствуют

программе

и

учитывают

индивидуальные

особенности каждого ученика.

5

Руденко

И.

В.

Современные

образовательные

технологии

в

работе

с

дошкольниками // Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 2013. —

№ 2 (24). – 46 с.

13

Для развития навыков сотрудничества у младших школьников я

начинаю

с

работы

в

статичных

парах,

особенно

это

важно

для

первоклассников.

Это

позволяет

им

освоить

базовые

принципы

взаимодействия. После того, как дети научатся эффективно работать в

постоянных парах, я перехожу к более сложной форме – работе в парах

сменного состава. Игровые формы сотрудничества, если они помогают

достичь целей урока, я использую на протяжении всего обучения в начальной

школе. Далее я представлю примеры интерактивных упражнений, которые я

использую в своей практике для развития этих навыков.

Чтобы интерактивные технологии действительно помогали учиться, а

не просто развлекали, я тщательно планирую каждый урок:

Предварительная подготовка: Заранее даю ученикам задания на

чтение

и

обдумывание

материала,

чтобы

они

приходили

на

урок

подготовленными.

Целенаправленный

выбор:

Подбираю

интерактивные

упражнения,

которые

помогают

понять

ключевые

моменты

темы

и

способствуют ее глубокому усвоению.

Осознанное выполнение: Во время работы с интерактивными

заданиями даю достаточно времени на размышление, чтобы ученики

подходили к ним вдумчиво, а не просто выполняли механически.

Умеренность:

На

одном

уроке

использую

одно-два

интерактивных упражнения, чтобы не перегружать учеников и сохранить

фокус на цели обучения.

Интерактивные формы и методы обучения в начальной школе

позволяют представить учебный материал в доступной, интересной и

образной форме, что значительно улучшает усвоение знаний и стимулирует

познавательный

интерес.

Это

способствует

формированию

коммуникативной,

личностной,

социальной

и

интеллектуальной

компетенций.

Применение

интерактивных

методов

открывает

новые

возможности

для

учителя,

особенно в

налаживании

межличностного

14

взаимодействия через диалог в процессе

15

обучения. Поскольку между учениками в группе неизбежно возникают

взаимоотношения, умелая организация взаимодействия на основе учебного

материала

становится

мощным

фактором

повышения

эффективности

учебной деятельности.

6

Интерактивное обучение многогранно: оно не только способствует

развитию коммуникативных навыков и налаживанию межличностных связей

между учениками, но и предоставляет необходимую информацию для

успешной совместной работы. Кроме того, оно формирует общеучебные

навыки,

такие

как

анализ

и

целеполагание,

тем

самым

выполняя

образовательную

функцию.

Наконец,

интерактивное

обучение

играет

важную роль в

воспитании,

обучая

работе в

команде и уважению к

различным точкам зрения.

Существуют различные подходы к организации учебного процесса,

которые можно условно разделить на три основные категории: пассивное

обучение, где учащийся воспринимает информацию в основном через

слушание

и

наблюдение;

активное

обучение,

предполагающее

самостоятельную работу и выполнение творческих заданий; и интерактивное

обучение, основанное на активном взаимодействии между участниками.

Интерактивный подход характеризуется вовлечением всех участников в

процесс познания и стимулированием их к осмыслению собственного опыта

и знаний.

Основные

методические

принципы

интерактивного

обучения

включают в себя:

- Аккуратный выбор профессиональной лексики, учебных терминов и

условных понятий;

-

Всеобъемлющий

анализ

реальных

практических

примеров

в

управлении и профессиональной сфере, где участники принимают на себя

6

Баранов,

Сергей

Петрович

Методика

обучения

и

воспитания

младших

школьников. Учебник для студентов учреждений высшего образования / Баранов Сергей

Петрович. - М.: Академия (Academia), 2015. – 40 c.

16

различные роли (например, взаимодействие менеджеров по работе с

персоналом и линейных руководителей);

-

Обеспечение постоянного визуального контакта между всеми

участниками обучения;

- Выполнение одной из обучающихся роль лидера на каждом занятии,

который инициирует и направляет обсуждение учебной темы (хороший

преподаватель выступает в роли помощника);

-

Активное применение технических учебных средств, таких как

таблицы,

презентации,

видеофильмы

и

клипы,

которые

помогают

проиллюстрировать учебный материал;

- Непрерывная поддержка преподавателем активного взаимодействия

внутри группы, снижение напряженности в отношениях между участниками

и предотвращение конфликтных ситуаций.

- Вмешательство преподавателя в дискуссию в случае неожиданного

появления сложностей или для разъяснения новых аспектов учебной

программы;

- Активное применение индивидуальных занятий (домашние задания с

диагностическим

или

творческим

уклоном)

и

использование

индивидуальных способностей в групповых сессиях;

-

Создание

пространственной

среды

«игрового

поля»,

способствующей раскрепощению обучающегося (например, обсуждение в

командах или межгрупповая дискуссия);

-

Ролевые игры («оппонент», «пессимист», «реалист», «адвокат

дьявола», «компетентный судья» и др.) с учетом индивидуальных творческих

и интеллектуальных наклонностей учащихся (например, в ситуации, когда

нужно стимулировать конструктивный конфликт);

-

Взаимодействие на основе строгого соблюдения установленных

преподавателем

норм,

правил

и

системы

поощрений

(наказаний)

за

достижения.

17

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ

МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ

ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

2.1 Основные аспекты подготовка и организация использования

интерактивных технологий

Эффективное внедрение интерактивных технологий в учебный процесс

требует тщательного планирования, которое включает в себя три основных

этапа. На первом этапе происходит выбор темы и подбор участников, с

учетом их возраста, интересов, профессиональной ориентации, доступного

времени и мотивации. Второй этап посвящен созданию благоприятной среды

для обучения: формулируется четкая цель, готовятся раздаточные материалы,

обеспечивается техническое оснащение, распределяются роли, определяется

структура занятия с ключевыми вопросами и релевантными примерами.

Наконец,

на

третьем

этапе

уточняются

проблемы,

которые

будут

рассмотрены, определяются перспективы применения полученных знаний и

разрабатывается практическая часть занятия.

7

Внедрение

интерактивных

методов

обучения

предполагает

последовательность действий, включающую:

1. Этап мотивации и целеполагания: Преподаватель представляет тему

занятия, акцентируя её важность и связь с реальными задачами, а также

разъясняет регламент и структуру предстоящей работы.

2.

Этап активного взаимодействия: Учащиеся распределяются по

группам, получают конкретную учебную задачу или проблемный вопрос, и

организуется интерактивное взаимодействие для поиска решения.

7

Таланова М. А. Особенности организации образовательной деятельности

дошкольников с использованием технологии интерактивного обучения «корзина идей» /

М. А. Таланова // Вестник Гуманитарного института ТГУ. — 2014. — № 1 (15). – 35 с.

18

3.

Этап анализа и оценки: Проводится рефлексия, в ходе которой

анализируется содержание занятия, достигнутые результаты и общее

эмоциональное состояние участников.

Разнообразие интерактивных методов обучения включает в себя:

парную работу, групповые дискуссии, генерацию идей (мозговой штурм),

метод "аквариума" (наблюдение за дискуссией), анализ решений с помощью

"дерева решений", ролевые игры, дебаты, метод "броуновского движения"

(активное перемещение и общение) и другие подходы.

8

Успешное применение интерактивных технологий в обучении требует:

Формирования

позитивной

и

поддерживающей

среды,

где

учащиеся чувствуют себя комфортно для совместной работы.

Оптимизации

учебного

пространства

для

облегчения

взаимодействия между участниками.

Использования

информационных

технологий

и

визуальных

материалов для наглядности и вовлечения.

Организации совместной деятельности, направленной на

создание общего результата.

2.2 Использование интерактивных технологий в процессе

обучения школьников

Внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в

образование происходит стремительно, что требует от педагогов, особенно

воспитателей, постоянного повышения своей ИКТ-компетентности. Это

позволит

им

адаптировать

воспитательный

процесс

к

современным

условиям, учитывая

интересы

и

потребности

детей

и

подростков,

живущих в

19

8

Курочкина, И. Н. Методика обучения и воспитания младших школьников. Этикет.

Учебное пособие / И.Н. Курочкина. - М.: Юрайт, 2016. - 42 c.

20

информационном обществе. Для эффективного использования ИКТ важно

понимать, как они могут быть интегрированы в систему воспитания.

Ключевая

задача

воспитателя

группы

продленного

дня

способствовать гармоничному развитию личности каждого ребенка. В

современном образовательном процессе, для эффективной реализации этой

задачи, необходимо активное внедрение информационно-коммуникационных

технологий (ИКТ). Использование ИКТ в работе воспитателя позволяет

повысить интерес к занятиям, стимулировать познавательную активность и

концентрацию внимания учащихся. Учитывая высокий интерес детей к

информационным технологиям, применение ИКТ в группе продленного дня

стало

необходимым

условием

для

повышения

продуктивности

самоподготовки и проведения дополнительных занятий.

9

Для достижения высоких результатов в обучении необходимо уделять

внимание качеству учебного материала, методам его представления, а также

анализу

и

применению

полученных

результатов.

Использование

современных информационных технологий открывает широкие возможности

для:

Формирования

исследовательских

компетенций

и

развития

творческого мышления.

Повышения заинтересованности в учебе.

Облегчения процесса обучения и усвоения знаний.

Развития

когнитивных

способностей,

таких

как

логическое

мышление, память и воображение.

Активизации учащихся на уроках.

Подготовки к жизни в информационном обществе.

Информационные

технологии

предоставляют

педагогам

мощный

инструментарий для повышения эффективности воспитательной работы. Они

позволяют создавать более современные, разнообразные и привлекательные

9

Курочкина И.Н.,Методика обучения и воспитания младших школьников. Этикет

21

2- е изд., испр. и доп. Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Ирина Николаевна

Курочкина. - М.: Юрайт, 2016. – 17 c.

22

мероприятия, а также использовать различные источники информации и

педагогические подходы. ИТ упрощают процесс диагностики и мониторинга,

позволяют более точно оценивать результаты и корректировать программу

воспитания. В конечном итоге, использование ИТ повышает качество

педагогического труда и способствует достижению лучших результатов в

воспитании детей.

10

На своих занятиях с детьми в группе продленного дня я использую

различные программы, такие как MS WORD, MS POWER POINT и MS

Publisher. Эти инструменты помогают на разных этапах учебного процесса,

создавая наглядные материалы и таблицы. Для разработки дидактических

материалов применяется текстовый редактор Word, который подходит как

для слабоуспевающих, так и для сильных учащихся. Программа MS POWER

POINT предоставляет обширные возможности для наглядного представления

информации и, на наш взгляд, является необходимым инструментом в работе

воспитателя. С её помощью мы создаем презентации для занятий и

внеурочных мероприятий или находим готовые варианты в интернете.

Использование этих материалов делает уроки более эмоциональными и

игровыми, что способствует лучшему усвоению информации. Быстрые

изменения в информационных технологиях заметно влияют на развитие

современного ребенка.

11

Поток новой информации, реклама, компьютерные

технологии на телевидении, а также популяризация игровых приставок и

электронных игрушек значительно воздействуют на воспитание ребенка и

его восприятие окружающего мира. Это также влияет на изменения в его

любимой практике, таких как игры, а также на предпочтения в героях и

увлечениях.

10

Маслячкина Р. В. Использование интерактивной приставки mimio при обучении

чтению старших дошкольников / Р. В. Маслячкина, О. А. Артурская, И. В. Долгополова //

Вестник Гуманитарного института ТГУ. — 2014. — № 1 (15). – 35 с.

11

Цуганова, А. А. Развитие познавательного интереса у школьников через игры / А.

23

А. Цуганова // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2014. – №

7. – 80 с.

24

Компьютерные технологии, используемые во внеурочное время,

открывают новые горизонты для развития познавательной активности

школьников

и

пробуждают

их

интерес

к

учебе.

Благодаря

проектору,

учебный материал оживает на большом экране, становясь более понятным и

запоминающимся. Интернет, как кладезь знаний, играет ключевую роль в

подготовке к занятиям, предоставляя уникальную возможность найти редкие

и

ценные

визуальные

материалы,

такие

как

картины,

портреты

и

изображения редких

растений

и

животных,

превращая

их

в

яркие

и

эффективные наглядные пособия.

12

Информационно-коммуникационные

технологии

(ИКТ)

активно

используются в воспитательном процессе, принимая различные формы.

Однако, традиционный "клубный час" по-прежнему остается одним из

ключевых инструментов. Тематика клубных часов охватывает широкий

спектр направлений, включая:

Развитие бережного отношения к окружающей среде и осознания

ее ценности для всего человечества.

Знакомство и уважение к многообразию культур разных народов.

Воспитание этических норм и правил поведения в обществе.

Формирование

представлений

о

здоровых

и

гармоничных

семейных отношениях.

Развитие трудолюбия и ответственного отношения к труду.

Пропаганда и формирование навыков здорового образа жизни.

Для повышения эффективности воспитательной работы с младшими

школьниками по всем направлениям, воспитателю ГПД рекомендуется

использовать

информационные

технологии.

ИКТ

во

внеурочной

деятельности позволяют активизировать воспитательный процесс, сделать

его более интересным и разнообразным для детей. В частности, применение

ИКТ на клубных

часах

способствует

развитию

познавательного

интереса,

25

12

Белянкова, Н.М. Интегрированный подход в обучении младших школьников.

Пособие для учителя / Н.М. Белянкова. - М.: Просвещение,2017. – 22 c.

26

формированию навыков работы с информацией и проведения исследований,

повышению

информационной

культуры,

эффективному

управлению

вниманием учащихся и усилению эмоционального воздействия.

На клубных часах дети осваивают практические навыки работы с

современными

информационными

технологиями.

Мы

используем

презентации, плакаты, учимся искать и обрабатывать информацию в

интернете, а также работать с электронными ресурсами медиатеки. Такой

формат проведения клубных часов вызывает большой интерес у ребят, они

активно участвуют в подготовке и проведении занятий.

Современный

воспитатель

должен

владеть

современными

образовательными технологиями. Активное применение информационно-

коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитании не только повышает

квалификацию педагога и позволяет более эффективно управлять процессом,

но

и

стимулирует

интерес

детей,

активизирует

их

познавательные

способности и способствует развитию личности.

13

В заключение, использование ИКТ в группе продленного дня позволяет

сделать воспитательный процесс более эффективным, вовлекая детей в

активную образовательную деятельность, развивая их самостоятельность,

творческие способности и критическое мышление. В условиях модернизации

образования воспитатель не может игнорировать возможности, которые

предоставляют современные технологии.

13

Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы

преемственности между дошкольным и школьным образованием : учебное пособие / Н. И.

Гуткина. – Екатеринбург : Изд-во Урал. Ун-та, 2015. – 27 с.

27

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО

ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ключевым

направлением

работы

школьной

образовательной

организации является развитие технологической компетентности педагогов,

применяющих интерактивные технологии в образовательном процессе.

Технологическая компетентность педагога ДОО должна включать в

себя:

Обязательное знание и соблюдение санитарных правил и норм

(СанПиН) при работе с техническими средствами. Педагоги должны строго

следовать требованиям безопасности при использовании интерактивного

оборудования. В частности, необходимо учитывать следующие параметры:

При использовании телевизора рекомендуется выбирать модели с

диагональю экрана 59-69 см и устанавливать их на высоте 1-1,3 метра. Дети

должны располагаться на расстоянии 2-3 метров (минимум) и 5-5,5 метров

(максимум) от экрана.

Занятия с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует

проводить не чаще одного раза в день и не более трех раз в неделю, выбирая

дни с наиболее высокой работоспособностью (вторник, среда, четверг).

После занятий с интерактивными технологиями необходимо

проводить гимнастику для глаз.

Непрерывная работа с компьютером на занятиях не должна

превышать 10 минут для детей 5 лет и 15 минут для детей 6-7 лет.

Возможности применения интерактивной доски в детском саду

практически безграничны и зависят только от творческого подхода педагога.

Она может использоваться для демонстрации презентаций, проведения

28

интерактивных обучающих игр и программ, а также для создания проектов в

различных графических и программных средах.

14

Несмотря на появление новых видов интерактивного оборудования,

интерактивная доска остается одним из самых полезных и доступных

инструментов.

Администрация

не

всегда

готова

инвестировать

в

дорогостоящее

оборудование,

если

не

уверена

в

его

эффективном

использовании.

Большинство современных интерактивных досок, предназначенных для

школьников, используют емкостную или инфракрасную технологию, что

позволяет детям управлять ими пальцами, без необходимости использования

специальных маркеров. Легкое касание достаточно для взаимодействия, что

удобно

для

маленьких

детей.

Кроме

того,

доски

поддерживают

одновременные касания, позволяя нескольким детям работать вместе и

организовывать групповые занятия.

Однако, интерактивные доски различаются по функциональности

программного обеспечения, уровню технической поддержки и наличию

готовых образовательных ресурсов. Именно наличие готовых ресурсов

облегчает начало работы с доской. Воспитатели могут использовать как

собственные разработки, так и универсальные интерактивные ресурсы,

предназначенные для других аналогичных устройств. Количество доступных

разработок зависит от популярности доски и активности педагогов, но часто

они разрознены и не объединены общей концепцией.

Готовые компьютерные программы, в свою очередь, не всегда

позволяют

редактировать

материал,

даже

если

он

не

соответствует

требованиям педагога, и использовать удачные задания в качестве шаблонов.

Для педагогов, только начинающих осваивать интерактивную доску, самым

простым способом является использование ее в качестве обычного экрана, на

14

Каракозова

Н.

Ю.

К

вопросу

о

сущности

понятия

«технологическая

компетентность педагога дошкольного образования» / Н. Ю. Каракозова // Вектор науки

Тольяттинского государственного университета. — 2013. — № 4. – 34 с.

29

который

проецируется

изображение

с

компьютера.

В

этом

режиме

изображение с компьютера передается на доску через проектор, а управление

компьютером осуществляется с помощью специальных маркеров, входящих

в комплект поставки.

Таким

образом,

самым

простым

способом

использования

интерактивной доски для воспитателя является демонстрация готовых

презентаций. Интерактивные технологии, используемые в сочетании с

традиционными методами и педагогическими инновациями, значительно

повышают эффективность обучения школьников. Они позволяют отказаться

от устаревшего объяснительно-иллюстративного подхода, где ребенок

является пассивным слушателем, и перейти к продуктивно - деятельностному

обучению, где он активно участвует в процессе познания. Это способствует

более осознанному усвоению знаний, делает обучение более интересным и

продуктивным, а также развивает важные качества, такие как интуиция и

образное мышление.

15

Важным показателем опыта педагога в использовании интерактивных

технологий является применение интерактивных дидактических игр. Эти

игры, обладая значительным образовательным потенциалом, позволяют

эффективно обучать, развивать и воспитывать школьников. Результативность

использования

интерактивных

дидактических

игр

проявляется

в

приобретении

детьми

новых

знаний

и

умений

(обучающие

игры),

закреплении

и

проверке

ранее

усвоенного

материала

(контролирующие

игры), а также в обобщении полученного опыта. Успешное применение этих

игр приносит детям удовлетворение от решения задач и предоставляет

педагогу информацию об уровне их развития.

Обобщающие игры, интегрирующие знания из разных областей,

развивают межпредметные связи и учат применять знания на практике.

Создание интерактивных дидактических игр для школьников и младших

15

Крушельницкая, О.И. Все вместе. Программа обучения младших школьников

взаимодействию и сотрудничеству / О.И. Крушельницкая. - М.: Сфера, 2016. – 71 c.

30

школьников – это сложный, поэтапный процесс. Начинающие пользователи

интерактивной

доски

могут

начать

с

использования

ее

в

качестве

проекционного экрана. Главное в интерактивной игре со школьниками –

создание

условий

для

приобретения

опыта

социального

поведения.

Интерактивная

игра

это

совместная

познавательная

деятельность

социальной

направленности,

где

дети

не

только

учатся

новому,

но

и

развивают самопознание и эмпатию.

Компьютерные математические программы и дидактические задания

для

школьников

разработаны

таким

образом,

чтобы

ребенок

мог

самостоятельно контролировать свои успехи. Программа сразу же дает

обратную связь, сообщая о правильности ответа. Для поддержания интереса

и мотивации используются приемы внешнего поощрения: правильное

решение сопровождается позитивными сигналами (например, музыкой), а

неправильное - сигналами, указывающими на ошибку.

Современные интерактивные и мультимедийные инструменты делают

процесс обучения для детей младшего возраста более увлекательным и

мотивирующим. Они призваны пробудить в воспитанниках жажду новых

знаний и навыков. Интерактивная доска, в частности, значительно расширяет

возможности представления учебного материала, усиливая интерес ребенка к

учебе.

Использование мультимедийных технологий, таких как цвет, графика,

звук и видео, позволяет создавать реалистичные модели различных ситуаций

и сред. Включение игровых элементов в мультимедийные программы

активизирует познавательную деятельность детей и способствует лучшему

усвоению материала.

Интерактивные инструменты, такие как интерактивные доски и

компьютеры, являются эффективными помощниками в диагностике развития

детей.

Они

позволяют

оценить

внимание,

память,

мышление,

речь,

личностные качества и навыки учебной деятельности. Формирование

информационной культуры

31

Приобщение к информационной культуре – это не только освоение

компьютерной грамотности, но и развитие этического, эстетического и

интеллектуального восприятия информации. Дети легко осваивают работу с

электронными устройствами, однако важно, чтобы они не стали зависимыми

от них, а ценили живое общение и эмоциональную связь с другими людьми.

Использование интерактивных технологий в детском саду помогает детям

ориентироваться в информационном потоке, осваивать практические навыки

работы с информацией и развивать умения обмениваться информацией с

помощью современных технических средств. Интерактивные занятия в

детском саду помогают детям чувствовать себя более комфортно и менее

напряженно. Благодаря возможности смены деятельности и переключения

внимания, дети лучше усваивают материал.

Интерактивное обучение – это увлекательный и творческий подход,

который

позволяет

каждому

ребенку

раскрыть

свои

способности.

Использование интерактивных технологий помогает детям узнать больше об

окружающем мире, научиться общаться и взаимодействовать с другими.

Обучающие игры и развивающие мультфильмы, такие как "Улица Сезам" и

"Азбука-малышка", делают обучение грамоте интересным и формируют

любовь к чтению. Для лучшего понимания, мультфильмы рекомендуется

смотреть после прочтения соответствующих книг.

Методические рекомендации для школьных учреждений по внедрению

интерактивных технологий в обучение младших школьников в группе

продленного дня:

1.

Повышать уровень технологической грамотности у учителей,

использующих интерактивные технологии: а) ознакомиться с санитарными

нормами при работе с оборудованием, б) овладеть навыками работы с

интерактивной

доской,

в)

перейти

от

традиционного

объяснительного

подхода к более активным и практическим методам обучения.

2.

Использовать индивидуальный опыт преподавателей в области

интерактивных технологий:

32

а) внедрять интерактивные дидактические игры,

б) применять мультимедийные учебные материалы,

в) интегрировать математические программы и учебные задания.

3.

Креативно адаптировать существующие интерактивные технологии

под нужды учащихся.

4.

Создавать

условия,

способствующие

успеху

и

демонстрации

жизненного опыта детей при использовании интерактивных технологий:

а) способствовать осознанному стремлению детей к новым знаниям,

б) регулярно оценивать их развитие и подчеркивать достижения,

в) вовлекать их в информационную культуру,

г) разрабатывать задания для самостоятельной работы.

5.

Интерактивные

технологии

должны

быть

инструментом

для

саморазвития как педагогов, так и учеников.

33

ГЛАВА 4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ИНТЕГРАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ФГОС НОО переосмысливает цели начального образования, делая

акцент на формировании у учеников умения учиться. Это означает, что

помимо освоения предметных знаний, важно развитие универсальных

учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных),

которые позволяют ученику самостоятельно добывать и применять знания.

Таким образом, ФГОС НОО определяет, что начальная школа должна

заложить фундамент для успешного обучения на протяжении всей жизни.

Внедрение информационных технологий в начальное образование – это

важный шаг к созданию более эффективной и персонализированной системы

обучения, учитывающей индивидуальные потребности каждого ребенка. Это

позволяет учителям использовать разнообразные методы и гибко управлять

учебным процессом, что особенно актуально в современном мире. В связи с

этим, способность педагога эффективно использовать информационные

технологии

для

решения

профессиональных

задач

является

важным

показателем его профессионализма и вносит вклад в развитие общества.

Внедрение интерактивных технологий, в частности интерактивных

досок,

в

образовательный

процесс

начальной

школы

оказывает

положительное влияние на мотивацию и усвоение знаний. Учитывая

особенности адаптации младших школьников к новым условиям обучения,

использование интерактивных методов, таких как дидактические игры и

задания, основанные на принципах наглядности, доступности и научности,

представляется эффективным средством формирования познавательной

активности, особенно в рамках группы продленного дня.

Интерактивная игра представляет собой форму активного обучения,

основанную на принципе интервенции, то есть активного вмешательства

участников в игровой процесс. Взаимодействие осуществляется как между

самими игроками, так и с использованием технических средств, таких как

34

компьютеры,

планшеты

или

интерактивные

доски,

что

позволяет

формировать динамичную и адаптивную обучающую среду.

Интерактивные игры и задания выполняют ряд важных задач:

Обучение: Они способствуют развитию учебных навыков и

закреплению знаний. Игры-тренажеры, которые я разрабатываю, позволяют

ученикам применять полученные знания на практике, что обеспечивает более

глубокое и прочное усвоение материала.

Воспитание: Игры моделируют жизненные ситуации, позволяя

тренировать

и

корректировать

поведение.

Особенно

полезны

групповые

игры, в которых дети учатся работать в команде, поддерживать друг друга и

формировать позитивную атмосферу для развития каждого участника.

Коммуникация: Игры помогают наладить эмоциональные связи,

удовлетворить потребность в общении и научиться аргументированно

отстаивать свою точку зрения.

Развитие: Использование интерактивных заданий способствует

развитию когнитивных функций, таких как память, внимание и мышление.

Релаксация: Игры помогают снять стресс и эмоциональное

напряжение, возникающее в процессе интенсивной учебы.

Цель интерактивных игр и заданий - вовлечь учеников в активный

процесс обучения, развить их мышление и пробудить интерес к новому.

Важно, чтобы ученики не просто слушали, а активно участвовали в процессе.

Самый простой способ создать интерактив - использовать презентации, ведь

это умеет почти каждый учитель.

Хотя интерактивные игры могут быть очень разнообразными, их

проведение обычно следует единой схеме:

1.

Подготовка: Педагог заранее разрабатывает набор заданий и

упражнений, подходящих для конкретной группы детей. Иногда требуется

предварительное занятие для подготовки.

2.

Введение в игру: Детям объясняют суть проблемы, которую нужно

решить, и цель, которую необходимо достичь. Важно, чтобы проблема и цель

35

были понятны и значимы для детей, а правила игры и инструкции - четкими

и ясными.

3.

Игровой процесс: Дети активно взаимодействуют друг с другом,

стремясь к общей цели. Педагог наблюдает за процессом и оказывает

поддержку, корректируя действия детей при необходимости.

4.

Анализ и подведение итогов: После завершения игры, немного

отдохнув,

участники

анализируют

результаты.

Обсуждаются

как

эмоциональные

переживания

(чувства,

которые испытали

дети),

так

и

содержательные аспекты игры (что понравилось, что было сложно, как

развивались события, какие действия предпринимались и к чему они

привели).

Интерактивные технологии в группе продленного дня – это мощный

инструмент для повышения эффективности обучения и мотивации учеников.

Они превращают занятия в увлекательное и яркое событие, благодаря чему

дети с большим интересом вовлекаются в процесс. Визуализация материала с

помощью интерактивных средств значительно облегчает его понимание и

усвоение. Возможность индивидуального подхода, с заданиями разного

уровня и темпом обучения, позволяет каждому ребенку чувствовать себя

комфортно и успешно. Это, в свою очередь, положительно сказывается на

самооценке и формирует устойчивую мотивацию к учебе. Более того,

наблюдается улучшение психологического климата в группе, где дети

становятся более доброжелательными и готовыми помогать друг другу.

36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В отличие от традиционных методов, где акцент делается на передаче

готовых знаний от преподавателя к ученику, интерактивное обучение

предполагает активное вовлечение учащихся в процесс познания. Это

достигается за счет использования специальных методов, стимулирующих

мыслительную и практическую деятельность студентов. Таким образом,

интерактивное обучение – это способ организации учебного процесса,

направленный на активизацию познавательной и творческой активности

учащихся, а также на решение задач воспитания и обучения.

Интерактивные методы обучения, в основе которых лежит диалог,

позволяют

ученикам

активно

участвовать

в

процессе

познания

и

самостоятельно приобретать знания. Благодаря взаимодействию с учителем и

одноклассниками, ученики развивают коммуникативные навыки, учатся

решать проблемы сообща и улучшают свою речь. Такой подход стимулирует

личный

интерес

к

учебе,

мотивирует

к

поиску

решений

и

позволяет

применять полученные знания в реальных ситуациях.

Интерактивные

методы

обучения,

нацеленные

на

развитие

практических навыков, построены таким образом, чтобы учащиеся активно

участвовали

в

процессе

решения

задач,

самостоятельно

приобретая

необходимые умения. Эти методы отличаются гибкостью, эмоциональной

вовлеченностью,

наглядностью,

информативностью

и

высокой

эффективностью в формировании навыков, важных для коммуникации и

профессиональной деятельности.

Существует два основных типа интерактивных методов обучения:

неимитационные и имитационные. Имитационные методы далее делятся на

игровые и неигровые. К неимитационным методам относятся, например,

лекции, семинары и беседы. В результате анализа интерактивных методов

обучения были определены следующие конкретные примеры: лекция,

37

дискуссия, мозговой штурм, Мастак-технологии, беседа, семинар и деловая

игра.

Благодаря интерактивным методам обучения, учащиеся не только

получают знания, но и учатся их применять, формируя необходимые умения

и навыки. Это значительно повышает их готовность к профессиональной

деятельности и создает надежный фундамент для продолжения обучения.

38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.

Баранов, С. П. Методика обучения и воспитания младших

школьников. Учебник для студентов учреждений высшего образования /

Баранов Сергей Петрович. - М.: Академия (Academia), 2015. – 840 c.

2.

Белянкова, Н.М. Интегрированный подход в обучении младших

школьников. Пособие для учителя / Н.М. Белянкова. - М.: Просвещение,

2017. – 202 c.

3.

Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе в контексте

проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием :

учебное пособие / Н. И. Гуткина. – Екатеринбург : Изд-во Урал. Ун-та, 2015.

– 207 с.

4.

Каракозова

Н.

Ю.

К

вопросу

о

сущности

понятия

«технологическая компетентность педагога дошкольного образования» / Н.

Ю.

Каракозова

//

Вектор

науки

Тольяттинского

государственного

университета. — 2013. — № 4. – 234 с.

5.

Крушельницкая, О.И. Все вместе. Программа обучения младших

школьников взаимодействию и сотрудничеству / О.И. Крушельницкая. - М.:

Сфера, 2016. – 751 c.

6.

Курочкина, И.Н. Методика обучения и воспитания младших

школьников. Этикет 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для прикладного

бакалавриата / Ирина Николаевна Курочкина. - М.: Юрайт, 2016. – 107 c.

7.

Курочкина, И. Н. Методика обучения и воспитания младших

школьников. Этикет. Учебное пособие / И.Н. Курочкина. - М.: Юрайт, 2016. -

242 c.

8.

Курочкина, И.Н. Методика обучения и воспитания младших

школьников. Этикет. Учебное пособие для прикладного бакалавриата / И.Н.

Курочкина. - М.: Юрайт, 2015. – 354 c.

39

9.

Лаптева, Людмила Красивая улыбка. Образовательная программа

для младших школьников / Людмила Лаптева , Эдит Кузьмина. - М.: Чистые

пруды,2016. – 928 c.

10.

Маслячкина Р. В. Использование интерактивной приставки mimio

при обучении чтению старших дошкольников / Р. В. Маслячкина, О. А.

Артурская, И. В. Долгополова // Вестник Гуманитарного института ТГУ. —

2014. — № 1 (15). – 345 с.

11.

Матюхина,

М.

В.

Мотивация

учения

младших

школьников

:

учебное пособие / М. В. Матюхина. – Москва : Юрайт, 2014. – 144 с.

12.

Прихожан, Н. В. Познавательная активность / Н. В. Прихожан //

Школьный психолог. – 2015. – № 43. – 310 с.

13.

Руденко

И.

В.

Современные

образовательные

технологии

в

работе с дошкольниками // Вектор науки Тольяттинского государственного

университета, 2013. — № 2 (24). – 426 с.

14.

Таланова М. А. Особенности организации образовательной

деятельности дошкольников с использованием технологии интерактивного

обучения «корзина идей» / М. А. Таланова // Вестник Гуманитарного

института ТГУ. — 2014. — № 1 (15). – 325 с.

15.

Цуганова,

А.

А.

Развитие

познавательного

интереса

у

школьников через игры / А. А. Цуганова // Наука и практика воспитания и

дополнительного образования. – 2014. – № 7. – 286 с.



В раздел образования