Напоминание

"Роль концертмейстера в классе фольклорного ансамбля ДМШ как основа патриотического воспитания учащихся"


Автор: Гилязов Ирек Вакилевич
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ № 24"
Населённый пункт: г. Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль концертмейстера в классе фольклорного ансамбля ДМШ как основа патриотического воспитания учащихся"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Роль концертмейстера в классе фольклорного ансамбля ДМШ как

основа патриотического воспитания учащихся

Концертмейстерство в условиях Детской музыкальной школы (ДМШ)

это

уникальный

вид

музыкально-педагогической

деятельности,

выходящий далеко за рамки простого аккомпанемента. Когда эта работа

ведется в фольклорном ансамбле, она приобретает особое, гражданско-

патриотическое звучание. В современном образовательном пространстве, где

вопросу духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи

уделяется первостепенное значение, обращение к исконным народным

традициям становится мощным инструментом формирования национального

самосознания. Концертмейстер в этой системе выступает не только как

музыкант и педагог, но и как проводник культурного кода нации, хранитель

исторической памяти, воплощенной в мелодиях, ритмах и поэзии народной

песни. Его работа напрямую способствует воспитанию у подрастающего

поколения чувства гордости, любви к Родине и глубокой связи с ее

многовековым культурным наследием.

Фольклор, по своей сути, является художественной летописью народа,

в которой запечатлены его история, традиции, духовно-нравственные идеалы

и представления о мире. Система работы фольклорного ансамбля в ДМШ,

основанная на изучении и исполнении аутентичного материала, объективно

является одной из наиболее эффективных форм культурно-патриотического

просвещения.

Через народную песню ребенок познает:

- историю своей страны: Исторические песни, баллады, солдатские и казачьи

песни повествуют о реальных событиях, героях и судьбоносных моментах,

делая историю живой и эмоционально близкой.

- географию и этнографию родного края: Изучение региональных традиций

(песни русского Севера, казачьи напевы Дона, среднерусские календарные

обряды) формирует чувство «малой Родины», понимание ее уникальности и

места в общей культуре народа.

-

систему

национальных

ценностей:

В

фольклоре

отражены

такие

непреходящие ценности, как любовь к родной земле, уважение к старшим,

семья, трудолюбие, взаимовыручка и жертвенность во имя общего блага.

- красоту и богатство родного языка: Работа над народной поэтикой,

диалектами и певческой манерой обогащает словарный запас детей и

прививает любовь к русскому слову.

Таким образом, фольклорный ансамбль становится не просто кружком пения,

а настоящей творческой лабораторией по воспитанию патриотов.

Ключевая роль в формировании патриотического сознания участников

ансамбля принадлежит концертмейстеру, который совместно с педагогом-

хормейстером

выстраивает

репертуарную

политику.

Именно

концертмейстер, обладая глубокими знаниями в области музыкальной

литературы и народной культуры, может предложить и художественно

воплотить произведения, несущие мощный воспитательный заряд.

Патриотическая палитра репертуара может включать:

1. Песни героико-исторического цикла: Это песни о защитниках

Отечества, о ратных подвигах, о великих полководцах. Исполняя их, дети не

просто развивают вокальные навыки, а эмоционально переживают гордость

за свою страну и ее героев. Концертмейстер здесь должен найти такие

тембровые и динамические краски в аккомпанементе, которые подчеркнут

эпический размах, трагизм или торжественность повествования.

2. Песни о Родине и родной природе: Лирические протяжные песни,

воспевающие бескрайние просторы полей, красоту лесов и рек, формируют

глубоко личностное, прочувствованное отношение к отчему дому. Задача

концертмейстера – создать звуковой пейзаж, передающий всю ширь и

лиризм русской природы.

3. Календарно-обрядовые песни: Изучение цикла народного календаря

(колядки, масленичные, веснянки, жнивные песни) связывает детей с

многовековым укладом жизни их предков, воспитывает уважение к

традициям и понимание национальной идентичности. Концертмейстер в этом

случае становится «режиссером» обряда, используя ударные инструменты и

специфические ритмы для создания атмосферы праздника или ритуала.

4. Солдатские и казачьи песни: Этот пласт культуры является эталоном

мужского

духа,

товарищества,

воли

и

отваги.

Работа

над

такими

произведениями особенно важна для формирования мужского характера и

гражданской позиции.

Таким образом, концертмейстер выступает в роли идеолога, чей

художественный выбор напрямую влияет на формирование ценностных

ориентаций учащихся.

Патриотическое воспитание в классе фольклорного ансамбля не

должно быть декларативным. Оно органично вплетается в канву каждого

урока через методически выверенную работу концертмейстера.

Ключевые методические приемы:

- Исторический комментарий. Перед разучиванием новой песни

концертмейстер

или

педагог

дает

краткую

историческую

или

этнографическую справку: в какой местности бытовала песня, с каким

событием или обрядом она связана, что означают устаревшие слова. Это

превращает разучивание из технического процесса в познавательный диалог

с историей.

- Работа с распевками патриотической направленности. Для распевания

можно использовать не только нейтральные упражнения, но и короткие

попевки и цитаты из известных народных песен, патриотических романсов.

Например, интонации знаменитой «Славься» М. Глинки или мелодические

обороты из героических былин.

- Создание «звукового образа Родины». На репетициях концертмейстер

должен

стремиться

к

созданию

целостного

художественного

образа.

Аккомпанемент к песне о широком поле должен быть плавным и объемным;

к солдатскому маршу – четким и ритмически упругим; к лирической песне –

проникновенным и темброво насыщенным. Через музыку дети учатся

чувствовать эмоциональный строй своей культуры.

-

Подготовка

тематических

концертов.

Участие

в

концертах,

посвященных

Дню

Победы,

Дню

народного

единства,

другим

государственным

праздникам,

является

кульминацией

патриотической

работы. Концертмейстер, как один из руководителей коллектива, отвечает за

высокий

художественный

уровень

и

эмоциональную

отдачу

таких

выступлений, которые становятся настоящим актом гражданственности.

Для успешной реализации патриотической миссии концертмейстер

должен обладать рядом специфических качеств:

- Глубокие знания в области отечественной музыкальной культуры и

истории. Без понимания исторического контекста и этнографических основ

фольклора его работа будет поверхностной.

- Искренняя личная гражданская позиция и любовь к родной культуре.

Нельзя воспитать патриотизм в других, не испытывая его самому. Энтузиазм

и убежденность концертмейстера передаются детям.

- Высокий художественный вкус и чувство меры. Патриотическое

воспитание не должно превращаться в ура-патриотизм или формальное

«прохождение» темы. Задача – пробудить искренние, глубокие чувства, а не

внешние проявления.

- Мастерство импровизации и владение народной манерой исполнения.

Умение

сыграть

не

«по

нотам»,

а

«по-русски»,

с

правильными

интонационными подъездами и ритмической свободой, делает звучание

подлинным и убедительным.

- Педагогический такт и умение быть наставником. Концертмейстер

для детей – авторитетный старший товарищ, чьи слова и эмоции оказывают

прямое влияние на их мировоззрение.

Роль концертмейстера в классе фольклорного ансамбля ДМШ в

контексте

патриотического

воспитания

невозможно

переоценить.

Он

является центральной фигурой, которая превращает изучение народной

песни из сугубо эстетического занятия в мощный инструмент формирования

национальной

идентичности

и

гражданственности.

Через

тщательно

подобранный

репертуар,

через

создание

высокохудожественных

музыкальных образов, через личный пример и глубокое погружение в

традицию концертмейстер воспитывает в детях не просто музыкантов, а

граждан своей страны, знающих и любящих ее культурное наследие. В этом

заключается его высокая миссия, выходящая далеко за пределы учебного

класса и вносящая неоценимый вклад в духовное возрождение и укрепление

национального самосознания будущих поколений.



В раздел образования