Напоминание

"Серебряный век: общая характеристика и основные представители"


Автор: Носова Ольга Васильевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Камышловский техникум промышленности и транспорта"
Населённый пункт: г. Камышлов, Свердловская область
Наименование материала: План-конспект урока литературы (СПО, 1 курс)
Тема: "Серебряный век: общая характеристика и основные представители"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Конспект урока литературы по теме:

«Серебряный век: общая характеристика и основные представители»

Подготовила:

Преподаватель литературы:

Носова О.В.

Тема урока «Серебряный век: общая характеристика и основные

представители»

Цель: сформировать общие представления о Серебряном веке в литературе

Задачи:

Обучающие: формирование представлений у обучающихся о Серебряном

веке и литературных направлениях, а также его представителях.

Развивающие: развитие познавательных, исследовательских и творческих

способностей обучающихся.

Воспитательные: воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного

Методы: частично-поисковый, проблемного изучения

Тип урока: вводный, урок формирования новых знаний

Методические приемы: словесный, наглядный, практический, поисковый

Оборудование:

ИКТ (презентация),

Портреты поэтов,

Задания

Ватман и фломастеры

Ход урока

1.

Организационный момент

2.

Вступительное слово преподавателя.

-Постановка цели и задач урока.

Исходя из темы урока

Цель урока: узнать происхождение и смысл понятия «Серебряный век».

Серебряный

век

как

культурно-историческая

эпоха.

Предпосылки

возникновения. Классификация литературных направлений: от реализма к

модернизму. Основные модернистские направления.

Ход урока

Слово преподавателя

1.

Происхождение и смысл определения

Мы сегодня будем с вами говорить о Серебряном веке и его

представителях и почему он так называется.

Прощу обратить ваше внимание на доску, здесь несколько портретов

поэтов. Как вы считаете к какому направлению принадлежит каждый из

этих поэтов? (Чтобы ответить на этот вопрос давайте приступим к изучению

нового материала, а в конце урока вернемся к заданному мною вам вопросу).

Даты русского Серебряного века известны нам достаточно точно, хотя

о границах его спорят до сих пор. 1890 (1894) с первой датой все понятно, так

как в это время вышло несколько сборников русских символистов, где из 11

авторов 9 был сам В.Я. Брюсов под разными псевдонимами, остальные его

друзья. А вот со второй датой, которая обозначает конец русского

Серебряного века нужно разобраться. На вопрос: «Когда закончился

Серебряный век?» эрудированный и интеллигентный человек ответит: «25

октября 1917 года». Многие назовут 1921-й – отмеченный гибелью А. Блока

и Н, Гумилева. Но к поэтам «серебряного века» относят А. Ахматову, О.

Мандельштама, Б. Пастернака, М. Цветаеву, которые создавали свои стихи и

после 1920-х, а также после 1930-го годов. Поэтому большинство экспертов

считают 1929 год. Почему именно 1929 год? Какие есть догадки? Это конец

НЭПА, это прекращение независимого книгопечатания в России, но главное

это появление в России последней литературной группы ОБЭРИУ (Хармс,

Введенский, Заболоцкий).

Почему Серебряный век называется серебряным, какие у вас есть

предположения/ догадки?

(По аналогии с золотым веком)

Золотой век с какого периода начинается?

(Это рассвет литературы после 1812 года, творчество А.С. Пушкина,

М.Ю. Лермонтова, после появления «Беседы любителя русского слова» и

«Арзамаса»)

Какие коннотации, какие смыслы и ассоциации имеет слово

«серебро»? Давайте с вами поговорим о серебре, что такое серебро?

(Если золото- это как солнце, то серебро – ночь, луна и все ночные

вещи. Солнцем русской поэзии считается – А.С. Пушкин, то луна русской

поэзии – А. Блок).

Что еще связано с серебром? Кто боится серебра? (Кого можно

убить серебряной пулей и осиновым колом в сердце?)

(Вампир, оборотень. Но как вы понимаете вампир боится серебра не

просто так, серебро – это символ чистоты и святости. Серебряный век не

потому, что он уже не золотой, а потому что в нем есть этот крест святости и

порока).

А теперь сложный вопрос. Что общего между святостью и пороком

(настоящим злом), это же пограничные вещи?

Две

стороны

одной

медали

человеческой

природы,

это

два

предельных

состояния,

потому

что

святость

всегда

героическая

саморастрата

и

порок

требует

самоуничтожение.

Поэтому

русский

Серебряный век – это саморастрата и самоуничтожение в процессе

творчества, совершенно новый подход к литературе. Литература становится

формой жизни, границы между жизнью и творчеством стираются.

Запись в тетради: Систему духовной жизни, которая

сформировалась в конце XIX– начале XXв., часто обозначают термином

«Серебряный век».

Хронологические рамки Серебряного века 1894-1929

2.

Серебряный век как культурно-историческая эпоха

Ребята, мы сейчас с Вами посмотрим видео. Ваша задача слушать

внимательно, а затем ответить на вопросы:

1.

Какие важнейшие исторические события начала ХХ века были указаны в

видеоролике?

2.

Кто отличился в науке по биологии и физиологии?

3.

Какие рождаются и развиваются новые науки?

4.

Какие развивались два литературных направления?

5.

На какие виды творческой деятельности влияет Серебряный век7

3.

Предпосылки возникновения

Модерн – переводится как современный (новое время). Нормальное

состояние человека модерна – чувство вины, почему? Отчего?

Это происходит из-за разрыва традиций, это принципиально новое

время,

когда

теплые

и

уютные

традиционные

ценности

(семейные,

религиозные,

патриотические)

нормального

человека

существенно

подвинулись, произошла огромная мировозренческая революция.

Три главных революции, которые произошли в 19 веке и подготовили

катастрофы в ХХ веке:

1)

биологическая революция, какое учение? (Дарвинизм).

Дарвинизм - теория эволюции, основанная на трудах Чарльза Дарвина, в

узком понимании – направление эволюционной мысли, приверженцы

которого согласны с основными идеями Дарвина в вопросе эволюции,

согласно которым главным фактором эволюции является естественный

отбор.

2)

экономическая революция, какая? (Марксизм).

Карл Маркс (1818-1883) немецкий экономист, философ, основатель

марксизма – экономического направления, которое выражало интересы

рабочего класса. Марксизм является своеобразным вариантом развития

классической экономической школы.

3)

гигантское философское учение, какое? (Ницше)

Философия Фридриха Ницше затрагивает множество тем, включая

мораль, религию, культуру, власть, личность и другие. В центре его

философии находится идея о том, что люди должны развивать свою

индивидуальность и превосходить традиционные моральные и культурные

ограничения. Он также считал, что люди должны стремиться к власти и

господству, а также создавать свой собственный моральный код, основанный

на личных ценностях и желаниях.

Запись в тетради:

Серебряный век - это период расцвета духовной

культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного

искусства.

После этих 3-х революций уютный дом человечества рухнул. Человек

остался на голой земле и начинается естественно строительство новых

философий, которые позволяют ему выжить, сделать уютным пространство.

Начало ХХ века связано с предчувствием катастрофы.

4.

Классификация литературных направлений: от реализма к

модернизму.

Словарная работа

Реализм – (от латинского «вещественный») – литературное направление,

особенностями

которого

является

изображение

жизни

в

образах,

соответствующих сути явлений самой жизни.

Основные признаки реализма:

объективное и правдивое отображение окружающего мира;

соблюдение принципов народности, историзма, психологизма;

внимание к деталям;

изображение простых людей и влияние исторических событийна на их

быт, психологию, взаимоотношения.

Модернизм – создание поэтической культуры, содействующий духовному

возрождению человечества, преображение мира.

Основные черты модернизма:

Автор не воспринимается как носитель абсолютной истины, истина

относительна;

Свобода творчества становится ключевым принципом, содержание и

форма произведений становится полем для экспериментов;

Искусство

воспринимается

как

сила,

способная

изменить,

преобразовать мир;

В

центре

внимания

писателей

и

поэтов

находится

человек,

обособленный от общества. Его временная сущность, внутренний мир

интересуют модернистов больше, чем его общественная жизнь,

социальная обусловленность характера.

5.

Основные модернистские течения

Работа со схемой

Запись в тетради: Три главных революции, которые произошли в 19

веке и подготовили катастрофы в ХХ веке:

1) биологическая революция – Дарвинизм;

2) экономическая революция – Марксизм;

3) гигантское философское учение – Ницше.

Запись в тетради: Модернизм – создание поэтической культуры,

содействующей духовному возрождению человечества, преображение

мира.

РЕАЛИЗМ МОДЕРНИЗМ

СИМВОЛИЗМ АКМЕИЗМ ФУТУРИЗМ

Данную схему обучающиеся заносят в тетрадь

6.

Работа с учебником (по рядам)

1 ряд

2 ряд

3 ряд

Символизм

1.

Временные рамки

2.

Представители

Акмеизм

1.

Временные рамки

2.

Представители

Футуризм

1.

Временные рамки

2.

Представители

Источник

для

информации:

Агеносов

В.В.

Литература

(русская литература ХХ века).

11 кл. В 2 ч. Ч. 1: учеб. для

общеобразоват.

учреждений

/

В.В. Агеносов и лр.; под ред. В. В.

Агеносова.

18

–е

изд.,

стереотип. – М.: Дрофа, 2013. –

491, [5} с.: ил.

Стр.20

Источник

для

информации:

Агеносов

В.В.

Литература

(русская литература ХХ века).

11 кл. В 2 ч. Ч. 1: учеб. для

общеобразоват.

учреждений

/

В.В. Агеносов и лр.; под ред. В. В.

Агеносова.

18

–е

изд.,

стереотип. – М.: Дрофа, 2013. –

491, [5} с.: ил.

Стр.30

Источник

для

информации:

Агеносов

В.В.

Литература

(русская литература ХХ века).

11 кл. В 2 ч. Ч. 1: учеб. для

общеобразоват.

учреждений

/

В.В. Агеносов и лр.; под ред. В. В.

Агеносова.

18

–е

изд.,

стереотип. – М.: Дрофа, 2013. –

491, [5} с.: ил.

Стр.36

Проверка выполненного задания.

7.

Выполнение творческого задания.

Даны портреты представителей серебряного века, а также ватман. Задача

каждого ряда сделать коллаж.

Ответ на поставленный вопрос мною в начале урока.

8.

Подведение итогов

9.

Рефлексия



В раздел образования