Автор: Шатохина Татьяна Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАУДО ЦРТДЮ
Населённый пункт: г.Новотроицк, Оренбургская область
Наименование материала: статья
Тема: "Диагностика одаренности. Психологические особенности одаренного ребенка".
Раздел: среднее профессиональное
Выступление на методическом объединении отдела декоративно-
прикладного искусства
«Диагностика одаренности. Психологические особенности
одаренного ребенка».
Притча «Лавка возможностей».
«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит
в
торговую
лавку.
Он
долго
бродит
среди
разнообразных
экзотических
фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды,
даже близко непохожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его
своими
невероятными
красками,
другие
манят
ароматом,
третьи
-
изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов.
- Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку.
Хозяин
лавки
подал
прекраснейший
экзотический
фрукт,
но,
едва
коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев
удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал:
- Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».
Эта притча очень кстати к нашей сегодняшней теме.
«Одаренность
человека
-
это
маленький
росточек,
едва
проклюнувшийся
из
земли
и
требующий
к
себе
огромного
внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое,
чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский
Проблема
одаренности
в
настоящее
время
становится
все
более
актуальной.
Это,
прежде
всего,
связано с
потребностью
общества
в
неординарной творческой личности.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых
детей
составляет
одну
их
главных
проблем совершенствования
системы
образования.
Предлагаем вам отметить «+» качества, которые Вам нравятся
в обучающихся, а знаком «-» то, что не нравится.
1.
Дисциплинированный.
2.
Неровно успевающий.
3.
Организованный.
4.
Выбивающийся из общего темпа.
5.
Эрудированный.
6.
Странный в поведении, непонятный.
7.
Умеющий поддержать общее дело.
8.
Выскакивающий на занятиях с нелепыми замечаниями.
9.
Стабильно успевающий.
10.
Занятый своими делами (индивидуалист).
11.
Быстро, «на лету» схватывающий.
12.
Не умеющий общаться, конфликтный.
13.
Общающийся легко, приятный в общении.
14.
Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
15.
Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
16.
Не
всегда
желающий
подчиняться
большинству
или
официальному руководителю.
Каких «+» у Вас больше?
Если чётных «+» больше, то Вы – нестандартный педагог, умеющий
обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.
Надеюсь, для многих не будет потрясением то, что именно четные
качества чаще всего характеризуют одаренных детей.
Диагностика одаренности
Выявление
одаренно сти
–
сложнейшая
з а д ач а . Признаки
одаренности охватывают
два
аспекта
поведения
одаренного
ребенка:
инструментальный («могу») и мотивационный («хочу»).
Инструментальный
аспект
поведения одаренного
ребенка
может
быть описан следующими признаками:
– наличие специфических стратегий деятельности (быстрое освоение
деятельности
и
высокая
успешность
ее
выполнения;
использование
и
изобретение новых способов деятельности в заданной ситуации; выдвижение
новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом);
– сформированность индивидуального стиля деятельности;
– своеобразный
тип
обучаемости. Он
может
проявляться
как
в
высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения,
но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и
умений.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть
описан следующими признаками:
- повышенная
избирательная
чувствительность к
определенным
сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим
устройствам,
растениям
и
т.д.)
либо
определенным
формам
собственной
активности
(физической,
познавательной,
художественно-выразительной
и
т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия;
- повышенная
познавательная
потребность, которая
проявляется
в
любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить
за пределы исходных требований деятельности;
- ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам
деятельности,
чрезвычайно
высокая
увлеченность
каким-либо
предметом,
погруженность в то или иное дело;
- предпочтение
парадоксальной,
противоречивой
и
неопределенной
информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов;
- высокая
требовательность
к
результатам
собственного
труда,
склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении,
стремление к совершенству.
В
настоящее
время
принято,
в
большинстве
случаев,
выделять
следующие виды одарённости: художественную, общую интеллектуальную,
академическую, творческую, музыкальную и социальную.
По
критерию «степень
сформированности
одаренности» можно
дифференцировать:
- актуальную одаренность;
- потенциальную одаренность.
Актуальная
одаренность —
это
психологическая
характеристика
ребенка
с
такими
наличными
(уже
достигнутыми)
показателями
психического
развития,
которые
проявляются
в
более
высоком
уровне
выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с
возрастной и социальной нормами.
Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика
ребенка,
который
имеет
лишь
определенные
психические
возможности
(потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но
не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их
функциональной
недостаточности.
Развитие
этого
потенциала
может
сдерживаться
рядом
неблагоприятных
причин
(трудными
семейными
обстоятельствами,
недостаточной
мотивацией,
низким
уровнем
саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).
П о
к р и т е р и ю «особенности
возрастного
развития» можно
дифференцировать
— раннюю одаренность;
— позднюю одаренность.
Выявление
одаренных
детей
—
продолжительный
процесс.
Эффективная
идентификация
одаренности
посредством
какой-либо
одноразовой процедуры тестирования невозможна. Ко многим признакам
одаренности
традиционные
тестовые
процедуры
не
чувствительны.
Не
существует методик для массового выявления одаренных детей.
Поэтому идентификация ребенка как одаренного осуществляется, в
первую очередь, через наблюдение, анализ продуктов деятельности,
сбор
сведений от родителей и педагогов ребенка.
Психометрические тесты нужно применять не для и не до принятия
решения о мере одаренности ребенка, а после процедуры его идентификации
как одаренного в целях уяснения сильных и слабых его психологических
качеств и организации необходимой ему индивидуализированной психолого-
педагогической помощи.
Психометрические
тесты
могут
быть
использованы
для
описания
индивидуального
своеобразия
психической
деятельности
конкретного
одаренного ребенка с точки зрения выраженности отдельных способностей,
склонностей, эмоциональных состояний, личностных качеств и т.д.
Психометрические
тесты
могут
использоваться
для
отслеживания
динамики конкретных показателей психического развития одаренных детей.
Ниже
представлен
набор
методик,
позволяющих
выявить
определенные способности у ребенка, на основе которых можно построить
профиль
одаренности
и
спланировать
дальнейшую
развивающую
или
коррекционную работу.
Комплект диагностических методик
1. Интеллектуальная одаренность
-
Тест
прогрессивных
матриц
Дж.
Равенна.
Тест
прогрессивные
матрицы
Равена
(ПМР)
предназначен
для
диагностики
уровня
и н т е л л е к т у а л ь н о г о
р а з в и т и я
и
о ц е н и в а е т
с п о с о б н о с т ь
к
систематизированной,
планомерной,
методичной
интеллектуальной
д е я т е л ь н о с т и
( л о г и ч н о с т ь
м ы ш л е н и я ) .
- Методика
«Карта одаренности» Хаана и Каффа позволит определить
родителям вид одаренности ребенка 5-10 лет.
- Методика «Опредление понятий» (развитие речи, мышления).
-
Тест
Айзенка
для
оценки
уровня
общего
интеллектуального
развития.
2 Когнитивные психические процессы
- Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти
(А.Р. Лурия).
-
Методика
"Корректурная
проба"
(Тест
Бурдона)
позволяет
диагностировать
концентрацию
внимания,
устойчивость
внимания,
переключаемость внимания.
3.Творческий потенциал
- Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса) 6-
17 лет.
- Опросник для определения творческих наклонностей у школьников.
- Диагностика творческого мышления вербальный тест «Необычное
использование» (К.А. Хеллер) 10-18 лет.
4.Личность
- Методика «Диагностика уровня эмоционального стресса».
- Самооценка психических состояний (по Айзенку).
- Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей
личности (опросник Айзенка,12-17 лет).
- Тест «Акцентуации характера».
- Тест «Исследование самооценки» (Дембо-Рубинштейна).
- Методика «Несуществующее животное».
5. Социальная одаренность
- Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать?» (В. Маклени).
- Методика изучения коммуникативных и организаторских умений.
6. Методики для педагогов и родителей
- Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой).
- Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову).
Психолого-педагогическая
диагностика,
используемая
с
целью
выявления одаренных детей, должна отвечать целому ряду требований:
1) комплексный
характер
оценивания
разных
сторон
поведения
и
деятельности
ребенка,
что
позволит
использовать
различные
источники
информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
2) длительность
процесса
идентификации
(развернутое
во
времени
наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
3) экспертная
оценка
продукта
деятельности
детей
(рисунков,
стихотворений, технических моделей и пр.);
4) многократность и многоэтапность обследования с использованием
множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с
предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка
и пр.
Психологические особенности одаренного ребенка.
Одаренный
ребенок —
это
ребенок,
который
выделяется
яркими,
очевидными,
иногда
выдающимися
достижениями
в
том
или
ином
виде
деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что
уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это
всегда
результат
сложного
взаимодействия
наследственности
и
социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка.
Многие
ученые
предлагают
отказаться
от
понятия
«одаренный
ребенок»,
поскольку,
как
это
ни
парадоксально,
в
этом
словосочетании
заложен огромный потенциал социальной агрессии (если есть одаренные, то
есть и неодаренные, или бездарные, дети).
Вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие
«ребенок с признаками одаренности».
Дело в том, что одаренность нельзя сводить к одному показателю и
тем более к IQ (или уровню интеллекта). Ее невозможно измерить и на
основании этого построить прогноз даже на один месяц. Самый надежный
признак одаренности – это реальные достижения детей, которыми ребенок
вполне может гордиться: сделал доклад, провел исследование, сыграл роль в
спектакле, написал стихотворение, обыграл в шахматы всех одноклассников
и т.д. Эти достижения (пусть маленькие и в самых разных сферах!) можно
назвать одним из важных признаков одаренности. Но даже и эти достижения
– всего лишь признак возможной одаренности! Также следует учитывать
непростую
динамику
проявлений
одаренности
в
детском
возрасте.
Представьте
себе
одну
из
самых
распространенных
ситуаций.
Педагог
говорит родителям ребенка, что их ребенок – одаренный, а через год их сын
или
дочка
перестает
заниматься
делом,
в
котором
была
отмечена
одаренность.
Угасание
одаренности
–
самое
обычное
явление
в
детском
возрасте. Что должны делать родители: заставлять ребенка заниматься делом,
в
котором
он
когда-то
проявил
признаки
одаренности,
а
его
назвали
одаренным? Что почувствует ребенок, который никакого дара в этой области
у себя уже не замечает? Что изменится в детских отношениях, когда его «дар»
пропадет?
Существует
эффект
инверсии
одаренности:
не
каждый
одаренный
ребенок
превращается
в
одаренного
взрослого
и
не
каждый
одаренный
взрослый
проявлял
в
детстве
признаки
одаренности.
Педагогам
нужно
постоянно помнить об этом. Методик для массового выявления одаренных
детей в психологии на данный момент не существует.
Признаки одаренности могут обнаружиться у любого ребенка, все
зависит от множества факторов, включая фактор случая. Одаренные взрослые
отмечают, что в детстве часто меняли свои увлечения. Для них типичны такие
истории: «В детстве любил и танцы, и рисование, но занятия танцами были
скучными, неинтересными, а педагог по рисованию очень необычно вел
занятия, я увлекся, и художественное творчество
стало делом всей моей
жизни».
Одарённые
дети
с
гармоничным
и
негармоничным
типами
развития
При
градации
одаренности
следует
иметь
в
виду,
что
ее
следует
дифференцировать (естественно, в реальной жизни нет такой четкой грани)
на одаренность с гармоничным и дисгармоничным типами развития.
Одаренность
с
гармоничным
типом
развития можно
назвать
«счастливым»
вариантом
жизни
ребенка.
Такие
дети
отличаются
соответствующей
своему
возрасту
физической
зрелостью.
Их
высокие,
объективно
значимые
достижения
в
определенной
предметной
области
органично сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного
развития.
Как
правило,
именно
эти
одаренные
дети,
став
взрослыми,
добиваются экстраординарных успехов в выбранной ими профессиональной
деятельности.
Другое дело — одаренные дети с дисгармоничным типом развития. Различия
заключаются не только в очень высоком уровне отдельных способностей и
достижений. Процесс становления одаренности таких детей почти всегда
сопровождается
сложным
набором
разного
рода
психологических,
психосоматических и даже психопатологических проблем, в силу чего они
могут быть зачислены в «группу риска».
Особенности
личности
одаренных
детей
с
гармоничным
типом
развития
Стремление
к
творческой
деятельности
считается
отличительной
характеристикой
таких
одаренных
детей.
Они
высказывают
собственные
идеи и отстаивают их. В силу того, что они не ограничиваются в своей
деятельности теми требованиями, которые содержит задание, они открывают
новые
способы
решения
проблем.
Они
нередко
отказываются
от
традиционных методов решения, если их способы более рациональны и
красивы.
Эти
дети,
как
правило,
проявляют
повышенную
самостоятельность
в
процессе
обучения
и
потому
в
меньшей
степени
нуждаются
в
помощи
взрослых. Излишнее вмешательство педагогов и чрезмерная опека родителей
могут
оказать
негативное
влияние
на
ход
обучения
одаренных
детей,
затормозить
развитие
процессов
саморегуляции,
привести
к
потере
самостоятельности и мотивации к освоению нового.
Учитывая
эти
особенности
одаренных
детей
и
подростков,
при
организации
учебного
процесса
необходимо
предусмотреть
возможности
повышения самостоятельности, инициативности и ответственности самого
учащегося. Одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие
разделы
учебной
программы
они
хотели
бы
изучать
ускоренно
и/или
углубленно, планировать процесс своего обучения. Следует предоставить им
эти возможности.
Одаренный ребенок может не только не проявлять интереса к другим
областям
знания,
но
и
игнорировать
«ненужные»,
с
его
точки
зрения,
школьные предметы, вступая из-за этого в конфликт с учителями.
Для
значительной
части
одаренных
детей
характерен
так
называемый перфекционизм, то
есть
стремление
добиться
совершенства
в
выполнении
деятельности.
Иногда
ребенок
часами
переделывает
уже
законченную работу (сочинение, рисунок, модель), добиваясь совершенства.
В
будущем
эта
характеристика
превращается
в
залог
высокого
уровня
профессиональных достижений.
Одаренный ребенок стремится к новым познавательным ситуациям,
они его не только не пугают, а, напротив, вызывают у него чувство радости.
Даже если в этой новой ситуации возникают трудности, одаренный ребенок
не утрачивает к ней интереса. Способный ученик с высокой мотивацией
достижений
любую
новую
ситуацию
воспринимает
как
угрозу
своей
самооценке,
своему
высокому
статусу.
Одаренный
ребенок
получает
удовольствие от самого процесса познания, тогда как просто способного
значительно больше волнует результат. Одаренный ребенок достаточно легко
признается в своем непонимании, просто говорит, что он чего-то не знает.
Высокая самооценка есть отличительная характеристика одаренного
ребенка. Педагогам очень важно соблюдать баланс между положительными
и отрицательными оценочными суждениями о детях.
Одна
из
основных
характеристик
одаренных
детей
и
подростков
— независимость (автономность):
отсутствие
склонности
действовать,
думать и поступать сообразно мнению большинства. В какой бы области
деятельности
ни
проявлялась
их
одаренность,
они
ориентируются
не
на
общее
мнение,
а
на
лично
добытое
знание.
Хотя
эта
личностная
характеристика помогает им в деятельности, тем не менее, именно она делает
их
неудобными
для
окружающих.
Одаренные
дети
ведут
себя
менее
предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к
конфликтам.
Педагогу
следует
всегда
учитывать
эту
психологическую
особенность, понимая ее природу.
В
ц е л о м ,
в и д и м о ,
м о ж н о
г о в о р и т ь
о б определенной
неконформности ярко одаренных, творческих детей.
Взаимоотношения со сверстниками и педагогами
В
целом
эта
группа
одаренных
детей
характеризуется
высокой
адаптацией к обучению и коллективу. Сверстники относятся к одаренным
детям чаще с большим уважением. Благодаря более высокой обучаемости и
творческому
отношению
к
процессу
обучения,
хорошим
социальным
и
бытовым навыкам, физической силе, многие одаренные дети пользуются
высокой
популярностью
в
коллективе
сверстников.
Часто
такие
дети
становятся лидерами, «звездами» класса.
Развитие личности этих детей редко вызывает значительную тревогу у
педагогов и их родителей. Иногда у них выражены, как уже отмечалось выше,
амбиции и критичность по отношению к педагогам и сверстникам Однако
при
спокойном
и
уважительном
отношении
к
такому
обучающемуся
конфликтов можно избежать.
Особенности личности одаренных детей с дисгармоничным типом
развития. Неравномерность психического развития
Сюда относят детей исключительно одаренных в какой-либо одной
области. У них отмечается ярко выраженная неравномерность психического
развития (диссинхрония), которая прямо влияет на личность в период ее
становления и является источником многих проблем необычного ребенка.
Для
таких
детей
достаточно
типичным
является
значительное
опережение
в
умственном
или
художественно-эстетическом
развитии.
Понятно, что все другие психические сферы — эмоциональная, социальная и
физическая — не всегда поспевают за таким бурным ростом.
Стремление добиться совершенства (перфекционизм) характерен и
для
этой
категории
одаренных
детей.
Но
в
этом
случае
повышенная
требовательность
может
превращаться
в
мучительную
и
болезненную
неудовлетворенность
собой
и
результатами
своего
труда,
что
негативно
влияет на творческий процесс и на жизнь самого творца. Эти дети очень
критически
оценивают
свои
достижения,
отсюда
ощущение
собственной
неадекватности, низкая самооценка.
Ученые
советуют
приучать
одарённого
ребёнка
«нормально»
реагировать на неудачи, способствовать тому, чтобы он не только принимал
участие в занятиях, в которых не преуспевает, но даже получал удовольствие
от
этого.
Считается,
что
таким
образом
удаётся
ослабить
болезненную
реакцию незаурядных детей на неудачу. Важно объяснять, что любая неудача
– это, прежде всего, полученный опыт, а не трагедия. А наличие постоянных
успехов сам ребенок должен воспринимать как свидетельство недостаточной
трудности деятельности, которая ему предлагается и за которую он берется.
Важно уважать и обсуждать любую даже, на первый взгляд, бредовую идею,
предложенную
ребенком.
По
выражению
Нильса
Бора,
именно
"сумасшедшие" идеи сделали современную физику.
Повышенная
реактивность в
некоторых
случаях
проявляется
в
склонности к бурным аффектам. Эти дети могут производить впечатление
истеричных,
когда
в
сложных
ситуациях
проявляют
явно
инфантильную
ре акцию,
например
критиче ско е
замечание
вызывает
у
н и х
незамедлительные слезы, а любой неуспех приводит к отчаянию. В других
случаях
их
эмоциональность
носит
скрытый
характер,
проявляясь
в
излишней застенчивости в общении.
Педагогам необходимо оказывать детям эмоциональную поддержку
путём поощрения их деятельности,
внимательного и доброжелательного
отношения к их мнению и проблемам.
Весьма трудной с точки зрения помощи этим детям является проблема
волевых
навыков
- саморегуляции. Для особо одаренных детей ситуация
развития часто складывается так, что они занимаются только деятельностью,
достаточно интересной и легкой для них, составляющей суть их одаренности.
Скучная
и
неинтересная
программа
может
приводить
к
нарушениям
в
поведении одаренных детей. Одаренные дети часто бывают подвижными,
поэтому
их
нужно
привлекать
к
участию
в
различных
конкурсах
и
мероприятиях (спортивных, творческих).
Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
Нередко особое познавательное развитие идет в каком-то смысле за
счет других сфер. Так, до определенного времени общение со сверстниками в
сфере личностных интересов занимает у многих одаренных гораздо меньше
места, чем у других детей того же возраста. Именно потому такие дети
крайне редко становятся лидерами.
В
силу неравномерности развития, у
детей часто отсутствуют
достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения
и
возникают
проблемы
в
общении.
Это
может
проявляться
в
излишней
конфликтности или замкнутости. Часто одаренные дети общаются только с
младшими детьми или взрослыми.
Нужно
поощрять
общение
одарённого
ребёнка
со
сверстниками,
привлекать их к досуговой деятельности. Это позволит развить необходимую
гибкость
в
общении,
терпимость
и
интерес
к
чужому
мнению,
навыки
совместной
работы,
а
также
избежать
искажённого
представления
о
собственной исключительности. Нахождение в детском коллективе поможет
ребенку понять, что не нужно всегда быть лучше всех. Иногда можно просто
отдохнуть и побыть самим собой.
Помните, что развитие детской одаренности определяется не только
природными задатками и семейным воспитанием, но и чутким, грамотным
педагогическим руководством.
Взаимодействие
педагога
с
одаренным
ребенком
должно
быть
направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи,
поддержки, быть недирективным.
Не ожидайте особой благодарности от одаренного ребенка за то, что
вы затратили на него гораздо больше времени и труда, чем на других; скорее
всего, он посчитает это за норму и даже может не заметить этого.