Автор: Крамаренко Ольга Владимировна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 32
Населённый пункт: станица Успенская
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Реализация интегрированного подхода в обучении на уроках географии и биологии
Раздел: среднее образование
«Реализация интегрированного подхода в обучении
на уроках географии и биологии»
Современное образование сталкивается с необходимостью подготовки
учащихся к жизни в сложном, быстро меняющемся мире, что требует новых
подходов к обучению. Одним из таких подходов является интегрированное
обучение, которое обеспечивает более глубокое, целостное понимание учебного
материала за счёт объединения различных предметных областей. Актуальность
данной темы обусловлена потребностью формирования у обучающихся
ключевых
компетенций
—
критического
мышления,
креативности,
коммуникативных
и
кооперативных
навыков
—
через
межпредметное
взаимодействие, отвечающее запросам современной образовательной среды.
Несмотря на возрастающий интерес к интеграции в образовании,
теоретические и практические аспекты её внедрения, в частности в контексте
естественнонаучных дисциплин, остаются недостаточно проработанными.
Работа направлена на восполнение этого пробела и обобщение эффективных
практик организации интегрированных уроков.
Интегрированный подход к обучению трансформирует образовательный
процесс,
создавая
предпосылки
для
улучшения
качества
обучения
и
формирования ключевых навыков учащихся.
Интеграция имеет хорошие
перспективы для успешного внедрения в образовательную систему.
Биология определяется как наука о жизни и живых организмах, включая
их строение, функции, рост, происхождение, эволюцию и распространение .
География, в свою очередь, изучает физические особенности Земли, атмосферу
и человеческую деятельность, включая распределение населения и ресурсов,
землепользование и промышленность . Между этими двумя дисциплинами
существуют неразрывные связи, особенно в таких областях, как экосистемы,
биоразнообразие, науки об окружающей среде и распространение видов.
Распространение
жизни
(биология)
фундаментально
связано
с
характеристиками поверхности Земли и окружающей среды (география), что
создаёт
естественную основу для интегрированного изучения. Биология
фокусируется на живых организмах, и их существование неразрывно связано с
окружающей
их
средой.
Эта
взаимная
связь
подчёркивает
ценность
интегрированного подхода к изучению биологии и географии, позволяя
учащимся увидеть эти динамические взаимодействия. Практические занятия,
такие как создание диорам или моделей экосистем, способствуют закреплению
понимания как биологических, так и географических компонентов.
Изучение биомов предоставляет прекрасную возможность для интеграции
географии, позволяя исследовать пространственное распределение различных
жизненных зон и определяющих их факторов окружающей среды.
Биомы
представляют собой географически определённые области, характеризующиеся
специфическими
климатическими
условиями
и
преобладающей
растительностью и животным миром. Изучение биомов естественным образом
включает
географические
концепции,
такие
как
местоположение,
климатические модели и региональные характеристики. Анализируя адаптации
организмов к этим специфическим географическим условиям, учащиеся могут
увидеть прямую связь между биологией и географией, что улучшает их
понимание обоих предметов.
Изучение
влияния
человеческой
деятельности
(вырубка
лесов,
загрязнение, урбанизация) на экосистемы и биоразнообразие с биологической и
географической точек зрения является важным элементом интегрированного
обучения. Географические данные и карты могут быть использованы для
визуализации масштабов и последствий человеческой деятельности для
окружающей среды. Анализ конкретных примеров экологических проблем
позволяет исследовать биологические последствия (утрата видов, разрушение
среды обитания) и географические факторы, способствующие возникновению и
являющиеся результатом этих Обсуждение устойчивых практик и решений с
биологической (сохранение, восстановление) и географической (планирование
землепользования, управление ресурсами) точек зрения также имеет большое
значение.
2
Рассмотрение
влияния
человека
на
окружающую
среду
через
интегрированную призму позволяет учащимся средней школы понять сложную
взаимосвязь между человеческими действиями, биологическими системами и
географическими ландшафтами. Тема влияния человека по своей сути является
междисциплинарной.
Она
включает
понимание
того,
как
человеческая
деятельность изменяет как биологические экосистемы, так и географическую
среду.
Используя
географические
инструменты
для
визуализации
этих
воздействий и биологические знания для понимания их последствий, учащиеся
средней школы могут развить более целостное представление об экологических
проблемах и необходимости устойчивых решений.
Интеграция географии помогает учащимся понять пространственное
распределение
экологических
проблем
и
географические
факторы,
определяющие их серьёзность в различных регионах .
Экологические проблемы распределены по планете неравномерно.
Географические факторы, такие как плотность населения, промышленная
активность и модели землепользования, играют значительную роль в том, где и
насколько серьёзно
проявляются эти проблемы. Включая географические
перспективы, учащиеся могут лучше понять пространственные измерения
экологических проблем и важность локализованных решений.
Введение концепции биогеографии– науки о распространении видов и
экосистем в географическом пространстве и геологическом времени – является
важным
аспектом
интегрированного
обучения.
Исследование
влияния
географических барьеров (горы, океаны, пустыни) на распространение и
эволюцию видов (биология) позволяет учащимся увидеть прямую связь между
этими дисциплинами. Анализ того, как климатические зоны (география)
соотносятся
с
распространением
различных
растительных
и
животных
сообществ (биология), также имеет большое значение. Использование карт для
анализа ареалов видов и понимания закономерностей биоразнообразия в
различных географических регионах дополняет этот раздел.
3
Понимание закономерностей распространения видов требует применения
как биологических знаний (адаптации видов, эволюционная история), так и
географических знаний (климат, топография, исторические связи суши).
Объяснение того, почему определённые
виды встречаются в конкретных
регионах, включает понимание их биологических особенностей и того, как они
адаптировались к условиям окружающей среды этих регионов. Это также
требует знания географических факторов, которые сформировали эти среды и
повлияли на распространение видов с течением времени. Это взаимодействие
биологии и географии подчёркивает необходимость интегрированного подхода
к изучению распространения видов.
В условиях реализации Федерального государственного образовательного
стандарта (ФГОС) интегрированные уроки приобретают особую актуальность.
ФГОС ориентирован не только на освоение предметных знаний и умений, но и
на
развитие
метапредметных
(познавательных,
регулятивных,
коммуникативных) и личностных качеств учащихся. Интегрированные уроки
создают благоприятные условия для достижения этих образовательных
результатов, поскольку требуют от школьников применения знаний из разных
областей,
способствуют
развитию
умения
работать
с
информацией,
анализировать,
сравнивать,
обобщать,
а
также
формируют
ценностное
отношение к природе и осознание своей роли в её сохранении.
В 5 классе был проведён урок по теме «Путешествие по материкам»
Интеграция: География (материки, географические объекты) и биология
(флора, фауна, адаптация).
Цели урока
1. Образовательные:
-Обобщить
и
закрепить
знания
учащихся
о
материках
Земли,
разнообразии их природы через исследовательскую и проектную деятельность.
-Совершенствовать полученные знания, их расширение и развитие по
разделу «Общие черты и особенности природы материков».
4
-Создать общее представление о своеобразии, неповторимости планеты
Земля.
-Дать возможность учащимся систематизировать знания о своеобразии
различных материков Земли.
2. Развивающие:
-Продолжить формирование умения работать с картами и опорными
схемами.
-Развитие умения логически мыслить и лаконично излагать свои
суждения.
-Развить навыки самостоятельного поиска необходимой информации и
творческих способностей при выполнении нестандартных заданий.
3. Воспитательные:
-Воспитание чувства интереса к открытиям на уроке, коммуникативности
на уроке, самоконтроля и дисциплины.
-Привлечение
учащихся
к
активной
познавательной
деятельности,
воспитание любознательности, интереса к природе, трудолюбие, умения работы
в группе, чувства взаимопомощи.
Планируемые результаты обучения
Таблица 1- Планируемые результаты обучения для 5 класса («Путешествие по
материкам»), (составлена автором).
ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ (УУД)
ЛИЧНОСТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Знание
материков
и
их
природных условий
Познавательные: работа
с
информацией,
определение
понятий, подготовка сообщений,
самостоятельный поиск
Способность
к
целеполаганию
5
Продолжение таблицы 1
Умение находить материки
на карте
Регулятивные: определение цели,
планирование,
организация
деятельности,
представление
результатов, применение знаний,
оценка результатов
Осознание роли человека в
изучении природы
Представление о рельефе,
климате,
флоре
и
фауне
материков
Коммуникативные: слушание,
ответы
на
вопросы,
работа
в
группах, обсуждение
Понимание
приспособленности
организмов к среде
Умение выделять, описывать
и
объяснять
признаки
географических объектов
Познавательный интерес к
естественным наукам
Материалы и ресурсы
-Физическая карта мира и карты материков.
-Атласы по географии.
-Раздаточный материал с названиями географических объектов, растений
и животных.
-Пазл с изображением материков.
-Мультимедийный проектор и экран (для демонстрации видеороликов или
презентаций).
Ход урока:
1. Организационный момент
-Приветствие
учащихся,
проверка
готовности
к
уроку,
создание
позитивной атмосферы.
-Объявление о работе в группах (4 группы).
2. Актуализация знаний
-Обсуждение видеоролика о материках, показанного перед уроком.
-Повторение определения материка и названий известных материков.
-Разделение географических объектов на объекты неживой природы, а
растений и животных – на объекты живой природы.
3. Мотивация
6
-Вовлечение учащихся в тему путешествий и предложение совершить
путешествие по материкам.
-Объявление темы урока «Путешествие по материкам» и запись ее на
доске.
4. Целеполагание
-Подведение учащихся к формулированию цели урока: закрепление
знаний
о
географических
и
биологических
особенностях
материков
и
применение этих знаний на практике.
-Проверка готовности учащихся к «путешествию» (наличие необходимых
материалов) и повторение правил работы в группах.
5. Обобщение и систематизация знаний («Этапы путешествия»)
Этап 1: Получение «билета»: Каждая группа получает конверт с пазлом
материка, который необходимо собрать и назвать. Собранный материк станет
объектом изучения группы на уроке.
Этап 2: Рельеф материка: Каждая группа получает список географических
объектов (горы, равнины, пустыни) и выбирает те, которые расположены на их
материке. Примеры объектов: Альпы, Гималаи, Килиманджаро, Кордильеры,
Анды, Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, пустыня
Сахара, Великие равнины, Амазонская низменность.
Этап 3: Реки и озера: Задание с криптограммой (детали необходимо
разработать) для определения названий рек и озер материков.
Этап 4: «Потерянное растение» (Найди лишнее): Каждая группа получает
конверт с названиями четырёх растений и соответствующими изображениями.
Необходимо определить растение, не произрастающее на их материке,
сопоставить оставшиеся изображения с названиями и приклеить их к отчётному
листу. Примеры заданий для групп: Европа – ландыш, рис, ромашка, берёза;
Азия – рис, просо, баобаб, бамбук; Африка – баобаб, акация, алоэ, секвойя;
Северная Америка – юкка, клён сахарный, бамбук, секвойя; Южная Америка –
алоэ, кукуруза, гевея, виктория-регия.
7
Этап 5: Узнай животное по описанию: Каждая группа получает описание
животного, характерного для их материка, и должна его отгадать. Затем из
предложенных изображений выбрать других животных, обитающих на этом
материке, и приклеить их к отчётному листу. Примеры описаний: Европа –
рысь; Азия – панда; Африка – страус; Северная Америка – енот; Южная
Америка – ягуар.
6. Оценивание
Каждая группа получает оценочный лист, в котором командир совместно
с членами группы оценивает работу каждого участника и команды в целом.
Оценки будут объявлены на следующих уроках географии и биологии.
7. Домашнее задание
Исследование
географических
и
биологических
особенностей
Антарктиды и Австралии, подготовка презентации или сообщения об одном из
этих материков.
Оценивание
-Наблюдение за работой в группах.
-Проверка собранных пазлов и выполненных заданий на сопоставление.
-Участие в обсуждениях и ответы на вопросы.
Рефлексия и завершение урока
-Обсуждение в классе основных выводов урока под руководством
учителя.
-Самостоятельная рефлексия учащихся об уровне своего понимания и
вовлеченности в урок.
В 6 классе проведён интегрированный урок на тему«Биосфера: границы
жизни»
Интеграция: География (оболочки Земли, распространение жизни) и
Биология (живые организмы, экосистемы, влияние человека).
Цели урока
1. Образовательные:
-Сформировать представление о биосфере как оболочке жизни.
8
-Определить границы биосферы и ее состав. Урок ставит целью
определить значение биосферы.
-Показать взаимосвязь живых организмов и окружающей среды. Раскрыть
взаимосвязи в биосфере.
-Рассмотреть влияние человека на биосферу. Показать значение биосферы
для человека и ее изменение человеком.
2. Развивающие:
-Развивать умение работать с различными источниками информации.
-Развивать познавательный интерес к изучению биологии и географии.
-Развивать навыки анализа, сравнения и обобщения. Развивать умение
анализировать
и
делать
обобщения
на
основе
различных
источников
информации (текстовой и графической).
3. Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к природе. Воспитание экологической
компетентности учащихся.
-Формировать экологическую культуру учащихся.
Планируемые результаты обучения
Таблица 2- Планируемые результаты обучения для 6 класса («Биосфера:
границы жизни»), (составлена автором)
ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ (УУД)
ЛИЧНОСТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Знание
определения
биосферы,
ее
границ
и
состава
Познавательные: определение
понятий, установление причинно-
следственных
связей,
работа
с
информацией
Формирование
ответственного отношения к
окружающей среде
9
Продолжение таблицы 2
Умение
характеризовать
компоненты биосферы
Регулятивные: планирование
деятельности, контроль и оценка
результатов
Развитие
экологического
мышления
Понимание
взаимосвязей
живых организмов и среды
Коммуникативные: слушание,
диалог, выражение и аргументация
своей точки зрения
Умение приводить примеры
влияния
человека
на
биосферу
Материалы и ресурсы
-Учебник по географии и биологии за 6 класс.
-Физическая карта мира.
-Схемы и иллюстрации биосферы и ее компонентов.
-Видеоролик о биосфере или круговороте веществ в природе.
-Презентация к уроку.
-Раздаточный материал с определениями, вопросами или заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент
-Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний
-Повторение понятий об оболочках Земли (литосфера, гидросфера,
атмосфера).
-Вопросы о погоде, климате, факторах, влияющих на них, различиях
между погодой и климатом, известных воздушных массах.
3. Целеполагание:
-Демонстрация изображений различных планет и вопрос о том, чем
уникальна Земля.
-Введение понятия «биосфера» и его значения.
-Совместное формулирование темы урока: «Биосфера: границы жизни».
-Рассказ об учёном В. И. Вернадском и его вкладе в изучение биосферы.
10
-Определение целей урока: понимание распространения жизни, значения
биосферы для человека и влияния человека на биосферу.
4. Изучение нового материала
-Определение и границы биосферы: Обсуждение взгляда В. И. Вер-
надского на биосферу, определение её границ в пределах других оболочек
Земли.
-Распространение
живых
организмов:
Обсуждение
неравномерного
распределения жизни на Земле и факторов, влияющих на это (климат, свет,
тепло, влага). Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается на
границах соприкосновения геосфер.
-Значение
для
человека:
Рассмотрение
использования
биосферы
человеком в качестве источника ресурсов (пища, материалы, кислород и др.).
Биосфера обеспечивает существование человека на Земле.
-Влияние человека: Обсуждение как негативных (загрязнение, вырубка
лесов и др.), так и позитивных (природоохранные мероприятия) последствий
деятельности человека на биосферу. Живые организмы, включая человека,
влияют
на
поверхностные
оболочки
Земли,
регулируя
газовый
состав
атмосферы, изменяя состав гидросферы, участвуя в разрушении горных пород и
создании почвы.
-Круговорот веществ: Введение понятия биологического круговорота
веществ и его значения для поддержания жизни в биосфере. Биосфера возникла
последней из земных оболочек, но оказала заметное влияние на все остальные
оболочки, существенно преобразовав их.
5. Закрепление материала
-Повторение ключевых понятий и определений.
-Заполнение схем или графических органайзеров по теме «Биосфера:
границы жизни».
-Ответы на вопросы для проверки понимания.
6. Рефлексия
11
-Учащиеся размышляют о том, что они узнали на уроке и насколько были
вовлечены в работу.
7. Стратегии оценивания
-Наблюдение за участием в обсуждениях.
-Проверка выполненных заданий в тетрадях (определения, схемы, ответы
на вопросы).
-Анализ ответов на фронтальные вопросы.
-Оценка
индивидуальных
или
групповых
проектов
(например,
исследование влияния человека на биосферу).
-Возможно, проведение небольшого опроса или выполнение проверочной
работы по ключевым понятиям.
8. Домашнее задание
-Подготовить небольшое сообщение о влиянии человека на биосферу в
своей местности.
Рефлексия и завершение урока
-Учитель подводит итоги урока, обобщая основные моменты.
-Учащиеся делятся своими размышлениями и задают оставшиеся
вопросы.
Заключение:
Преимущества
интегрированного
обучения
и
его
соответствие ФГОС в преподавании географии и биологии
Интеграция географии и биологии в образовательном процессе позволяет
создать более целостное и глубокое понимание окружающего мира у учащихся.
Предложенные методические разработки интегрированных уроков для 5 и 6
классов демонстрируют, как можно эффективно объединить знания из этих двух
дисциплин для изучения таких важных тем, как «Путешествие по материкам» и
«Биосфера: границы жизни».
Реализация интегрированных уроков способствует не только лучшему
усвоению предметного содержания, но и развитию метапредметных умений,
таких как работа с информацией, логическое мышление, планирование и
контроль своей деятельности, а также коммуникативные навыки. Кроме того,
12
такие
уроки
формируют
личностные
качества
учащихся,
включая
познавательный интерес, ответственное отношение к природе и экологическую
культуру,
что
полностью
соответствует
требованиям
Федерального
государственного образовательного стандарта.
Интегрированные уроки биологии и географии могут эффективно
использоваться на различных уровнях образования, начиная с начальной школы
и
заканчивая
старшей.
В
начальной
школе
интеграция
может
быть
сосредоточена на введении базовых понятий о живых существах и их среде
обитания, а также на простых занятиях по картографированию. В средней
школе открываются возможности для изучения экосистем, влияния человека на
окружающую среду и биогеографии. Старшая школа позволяет проводить
углублённые исследования в области наук об окружающей среде, устойчивого
развития и продвинутой биогеографии. Независимо от уровня обучения,
совместное планирование, тематический подход и использование проблемно-
ориентированного
обучения
являются
ключевыми
факторами
успешной
интеграции. Такой подход не только способствует более глубокому пониманию
взаимосвязей между биологией и географией, но и развивает у учащихся
критическое мышление, повышает их мотивацию и готовит к решению
сложных проблем реального мира.
Интегрированное обучение представляет собой педагогический подход,
объединяющий знания и методы из различных учебных дисциплин для более
глубокого и целостного понимания изучаемых явлений и процессов. Включение
элементов разных предметов в рамках одного урока способствует повышению
познавательной активности учащихся, развитию их системного мышления и
формированию широкой картины мира. Интеграция географии и биологии,
наук, тесно связанных с изучением природы, позволяет учащимся увидеть
взаимозависимость между окружающей средой и живыми организмами, понять
сложные экологические связи и закономерности.
Интеграция
географии
и
биологии
способствует
более
глубокому
пониманию учащимися изучаемых концепций. Интегрированные уроки в
13
большей степени, чем обычные уроки, развивают речь, формируют умение
сравнивать, обобщать и делать выводы. Интеграция учебного материала
стимулирует развитие творческого мышления и позволяет учащимся применять
полученные знания в реальных условиях. Изучение географии и биологии
также
способствует
развитию
навыков
анализа
данных,
критического
мышления, принятия решений и общения. Таким образом, интеграция не только
обеспечивает усвоение предметных знаний, но и способствует развитию
метапредметных
компетенций,
необходимых
для
успешной
учебной
и
профессиональной деятельности.
14