Автор: Афанасьева Елена Евгеньевна
Должность: Учитель
Учебное заведение: МБОУ "Новоильмовская СОШ" Черемшанского района РТ
Населённый пункт: С.НОВОЕ ИЛЬМОВО ЧЕРЕМШАНСКИЙ РАЙОН РТ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок физики в 7 классе "Сила трения. Трение в природе и технике"
Раздел: среднее образование
1
МБОУ
Новоильмовская СОШ
учитель:
Афанасьева Е.Е.
Тема урока:Сила трения. Трение в природе и технике.
Раздел:
Движение и
взаимодействие тел
Тип урока:
Урок формирования
новых знаний с
элементами
исследовательской
деятельности и
применением ИКТ-
технологий
Цели урока:
Образовательная: ознакомить обучающихся с явлением трения, сформировать понятие
«сила трения»; рассмотреть виды трения; выяснить причины возникновения силы
трения; экспериментально установить, от чего зависит эта сила;показать связь
изучаемого материала с реальной жизнью на примерах применения трения в природе и
технике.
Развивающая:продолжить формирование умений пользоваться приборами;
анализировать, сравнивать результаты опытов.
Воспитывающая:прививать культуру умственного труда, формировать умения
слушать и слышать друг друга, бережного отношения к своему здоровью.
Мотивационная: побудить интерес к изучению предмета.
Демонстрации.
Презентация «Сила
трения. Трение в
природе и технике»
Учебник:
А.В.Перышкин
«Физика-7»
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Организационный этап
Приветствие
Вам сегодня предстоит вместе не просто быть на уроке, но и участвовать в работе над изучением нового материала.
Для этого нам необходимы знания, полученные на предыдущих уроках:
Проверка ранее изученного материала
Проводится в виде беседы
Вопросы слабым обучающимся: Вопросы сильным и средним обучающимся
:
1.Какая сила изображена на рисунке? 1. Как вычисляется сила тяжести?
Почему?
Как она обозначается?
Отвечают на
вопросы
Какая сила изображена на
рисунке? Почему?
Т
F
Как вычисляется сила тяжести?
mg
F
T
2
2.Чему равна сила упругости? 2.Когда сила упругости равна силе тяжести?
Как она обозначается?
3. Чему равен вес тела? 3.Когда вес тела равен силе тяжести?
Как обозначается?
Постановка целей урока перед обучающимися.
Мотивация к изучению нового материала
Ребята, скажите, пожалуйста, какой праздник приближается? (Новый
год). А за ним новогодние каникулы. Я вспоминаю себя в вашем возрасте:
мы с одноклассниками любили ходить кататься на снежной горке. Сейчас я
вам прочитаю отрывок из рассказа Николая Носова «На горке».
На горке
Целый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами
снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята
полили её водой и побежали домой обедать.
А Котька Чижов горку не строил. Когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки
и выскочил во двор. Подъехал к горке.
- О, - говорит, - хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.
Полез на горку – бух носом! Поднялся на ноги и снова бух! Раз десять падал. Никак на
горку взобраться не может.
«Что делать?» - думает.
Придумал: «Вот сейчас её песочком посыплю и заберусь на неё». Посыпает впереди
себя, а сам лезет всё выше и выше. Взобрался на самый верх.
Слушают рассказ
Какая сила изображена на рисунке?
Почему?
Чему равна сила
упругости?
У
F
Т
F
Если тело покоится или движется равномерно.
кх
F
У
Чему ещё равна сила
упругости?
Когда сила упругости равна силе
тяжести?
Какая сила изображена на рисунке?
Почему?
Р
Чему равен вес тела?
Силе тяжести.
Когда вес тела равен силе тяжести?
Если тело покоится или движется равномерно.
Силе упругости или реакции опоры
3
- Вот теперь, - говорит, - скачусь!
Оттолкнулся ногой и снова – бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на
животе…
- Как вы думаете, почему коньки у Котьки не поехали по песку? (Песок
мешает движению коньков)
- Правильно. Что вы можете сказать про коньки и песок? (коньки и песок
взаимодействовали друг с другом).
Какой физической величиной характеризуют действие одного тела на
другое?(сила)
Как назовем силу, возникающую при трении?(сила трения)
Какая тема урока? Цели урока?
Мы с вами можем сказать, что при соприкосновении одного тела с
другим возникает взаимодействие, препятствующее их относительному
движению, которое называется трением. А силу, которая характеризует это
взаимодействие, называют силой трения. И сегодня на уроке мы будем
добывать знания об этой силе.
Как вы думаете, сила трения помогает движению коньков или
препятствует? (препятствует)
и проектор пока выключаем
Отвечают на
вопросы.
Формулируют
определение
трения, силы
трения.
Изучение нового материала.
Молодцы. Теперь возвращаемся к теме нашего урока.Я предлагаю вам обратиться к материалу, который лежит у вас на парте.
Возьмите наждачную бумагу и проведите одной по поверхности другой. Что вы наблюдали? (Бумаги трутся друг о друга, но очень плохо).
Теперь возьмите бумагу обратной стороной и повторите действия.Что вы наблюдали теперь? (Трутся легче)
Теперь возьмите стекло и проведите по поверхности другого стекла.Что вы наблюдали теперь? (Трутся очень плохо)
Капните пипеткой на одну пластину 2-3 капельки воды и повторите опыт. Почему стало еще труднее сдвигать пластины?
( они почти прилипли, между
молекулами двух стеклянных пластин появилась сила взаимного притяжения)
Скажите, какой процесс, с точки зрения физики, вы наблюдали? (Трение)
Сила
Сила
трения
трения
.
.
Трение
Трение
в
в
природе
природе
и
и
технике
технике
4
Дайте, пожалуйста, определение, что такое трение. (Трение – взаимодействие при соприкосновении одного тела с другим, которое препятствует их
относительному движению)
Давайте запишем в тетрадях, что называют трением.
Хорошо. А что вы назовете силой трения?(Сила, характеризующая взаимодействие соприкасающихся тел, называется силой трения.)
Запишем в тетрадь. А как вы думаете, куда направлена сила трения? ( в сторону, противоположную движению тела относительно другого)
Следует сказать, что сила трения обозначается также буквой F с индексом: F
тр
. Единица измерения Ньютон.
Как вы думаете, каковы причины возникновения силы трения? (Шероховатость поверхностей взаимодействующих тел и взаимное притяжение молекул)
Запишите в тетрадь.
Давайте ещё поэкспериментируем.
Возьмите свои ручки, положите их вдоль парты и слегка толкните. Ручка … скользит… по парте.
Теперь положите её поперек парты и также слегка толкните. Ручка… катится …по парте.
А если её совсем не трогать, то она лежит в покое.
Во всех трех случаях между ручкой и партой возникает сила трения.
Какие виды трения существуют???(трение покоя, трение скольжения, трение качения)
Теперь давайте разберем вопрос зависит ли силы трения от веса,
от площади движущейся поверхности,
от вида поверхности,
сравнивают силу трения покоя, сила трения скольжения и силу трения качения.
У вас на партах есть маршрутные листы, в которых указан ход ваших действий. В результате выполнения указаний в листе вы должны сформулировать вывод
согласно заданию. На работу отводится 5-7 минут.
5
Великий Аристотель говорил: «Сначала нужно собирать факты, и только после этого связывать их мыслью». Давайте прислушаемся к его совету.
Группы определяют зависимость силы трения от веса,
от площади движущейся поверхности,
от вида поверхности,
сравнивают силу трения покоя, силу трения скольжения и силу трения качения.
….
Итак, эксперименты проведены. Выводы сформулированы, давайте проверим результаты.
??? Зависит ли сила трения от веса тела?(Да, зависит, чем больше вес, тем больше возникающая сила трения)
??? Зависит ли сила трения от площади поверхности?(Нет, не зависит)
??? Зависит ли сила трения от вида поверхности?(Да, чем больше шероховатость, тем больше сила трения)
??? При сравнении силы трения скольжения и силы трения качения, какие получены выводы?(Сила трения качения меньше силы трения скольжения)
Давайте теперь еще раз повторим к какому промежуточному выводу вы пришли, закрепим…
Сила
Сила
трения
трения
F
F
,
,
возникающая
возникающая
при
при
,
,
приложения
приложения
к
к
движущемуся
движущемуся
телу
телу
и
и
направленная
направленная
против
против
движения
движения
,
,
называется
называется
F
F
тр
тр
.
.
Единица
Единица
измерения
измерения
в
в
СИ
СИ
–
–
1
1
Н
Н
.
.
1
2
V
Причины
Причины
трения
трения
2.
2.
Молекулярное
Молекулярное
притяжение
притяжение
,
,
действующее
действующее
в
в
местах
местах
контакта
контакта
трущихся
трущихся
тел
тел
.
.
1.
1.
Шероховатость
Шероховатость
поверхностей
поверхностей
соприкасающихся
соприкасающихся
тел
тел
.
.
Что удерживает тело на
поверхности?
0
F
Сила трения покоя.
Сила трения покоя препятствует относительному
смещению соприкасающихся тел. Она растет
вместе с силой, стремящейся сдвинуть тело с
места.
F
тр
6
Трение
Трение
скольжения
скольжения
Сила
Сила
,
,
возникающая
возникающая
при
при
скольжении
скольжении
одного
одного
тела
тела
по
по
поверхности
поверхности
другого
другого
и
и
направленная
направленная
в
в
сторону
сторону
,
,
противоположную
противоположную
движению
движению
,
,
называется
называется
силой
силой
трения
трения
скольжения
скольжения
.
.
В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.
Н.А. Некрасов
Трение
Трение
качения
качения
Если тело катится по
поверхности другого тела,
то возникающее в месте
их контакта трение
называют трением
качения.
Вдоль опушки Вова едет
На своем велосипеде
И везет варенье
Всем на угощенье.
Устали? Давайте отдохнем.
Физкультминутка. Игра «Магическое число». (используем сингапурскую структуру «НАМБЭ АП» (номер встать)). Нашим магическим
числом будет – три.
Как вы думаете, трение является полезным или вредным?
Приведите примеры полезного и вредного трения.
Жизненный опыт нам показывает, что трение очень важно в нашей жизни и
играет как положительную, так и отрицательную роль.
Наше отношение к трению противоречиво: с одной стороны – ведётся
борьба: трущиеся поверхности машин шлифуются, простые подшипники
скольжения заменяются шариковыми или роликовыми, применяется
обильная смазка, создаются смазочные материалы.
С другой стороны – если бы трение исчезло? Оно помогает при ходьбе, не
могли бы тронутся без трения поезда, машины
Трение в одних условиях полезно, а в других вредно. Следовательно, надо
умело использовать силы трения. Когда в повседневной жизни, в
производстве, в технике, на транспорте трение нам необходимо, нужно
увеличивать его. Когда трение мешает, вызывает расход энергии и
материалов, необходимо уменьшать его. Так люди поступают с
незапамятных времен. Но, чтобы подчинить себе трение нужно знать, как
можно увеличивать и уменьшать трение.
Приводят примеры.
Записывают схему
конспекта.
Опыты
Опыты
Леонардо
Леонардо
да
да
Винчи
Винчи
Учёных издавна
интересовало, от чего
зависит сила трения.
Знаменитый итальянский
учёный и художник
Леонардо
да Винчи
в 1500 году
исследовал зависимость силы
трения от материала, из
которого изготовлены тела,
от величины нагрузки на эти
тела, от степени гладкости
или шероховатости их
поверхностей.
Сравним
Сравним
результаты
результаты
Леонардо да Винчи получил следующие
результаты:
от площади поверхности не зависит;
от величины нагрузки зависит
(пропорциональна ей);
от шероховатости поверхностей зависит.
Совпадают ли наши результаты эксперимента с
его результатами?
Трение
Трение
:
:
полезно
полезно
или
или
вредно
вредно
?
?
Усилить
Ослабить
Увеличить
шероховатость
Увеличить
нагрузку
Смазка
Подшипники: шариковые
и роликовые
Воздушная подушка
1.
1.
F
F
тр
тр
.
.
пок
пок
.
.
–
–
«
«
движущая
движущая
сила
сила
»
»
1.
1.
Препятствует
Препятствует
движению
движению
2.
2.
«
«
тормозящая
тормозящая
сила
сила
»
»
2.
2.
Изнашивает
Изнашивает
поверхность
поверхность
Смазка
Смазка
При
При
наличии
наличии
смазки
смазки
соприкасаются
соприкасаются
не
не
сами
сами
поверхности
поверхности
тел
тел
,
,
а
а
ее
ее
соседние
соседние
слои
слои
.
.
Трение
Трение
между
между
слоями
слоями
жидкости
жидкости
слабее
слабее
,
,
чем
чем
между
между
твердыми
твердыми
поверхностями
поверхностями
.
.
7
Я попрошу вас встать. Выполните 5 приседаний. Что вы ощутили в
коленном суставе? Сустав представляет собой подвижное соединение
костей. В здоровом состоянии они имеют возможность свободно двигаться.
Суставы можно сравнить с шарнирами, в задачу которых входит
обеспечение плавного скольжения костей относительно друг друга. При их
отсутствии кости будут просто тереться друг о друга, постепенно
разрушаясь, что является очень болезненным и опасным процессом. Так
что, если вы ощутили скрип или щелчки, то вам необходимо обратиться к
врачу, чтобы начать лечение. Ну, а чтобы сохранить суставы необходимо
Вести здоровый образ жизни
Чередовать периоды нагрузки с периодами покоя
Правильно питаться
Выполнять упражнения: сгибание-разгибание, «велосипед»
Выполняют
упражнения,
определяют, что
необходимо, чтобы
суставы были
здоровыми
Подшипники
Подшипники
Внутреннее
Внутреннее
кольцо
кольцо
подшипника
подшипника
насаживают
насаживают
на
на
вал
вал
,
,
который
который
при
при
вращении
вращении
не
не
скользит
скользит
,
,
а
а
катится
катится
на
на
шариках
шариках
или
или
роликах
роликах
.
.
Воздушная
Воздушная
подушка
подушка
Воздушная
Воздушная
подушка
подушка
–
–
область
область
повышенного
повышенного
давления
давления
воздуха
воздуха
между
между
основанием
основанием
машины
машины
и
и
опорной
опорной
поверхностью
поверхностью
,
,
которая
которая
препятствует
препятствует
их
их
непосредственному
непосредственному
контакту
контакту
.
.
Корабль на воздушной
подушке
Здоровые суставы
Вести здоровый образ жизни.
Чередовать периоды нагрузки с периодами
покоя.
Правильно питаться.
Выполнять упражнения:
сгибание-разгибание,
«велосипед»,
круговые вращения.
8
4. Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление нового
материала.Решение качественных задач
Решают задачи
Мудрость и жизненный опыт любой народ заключает в поговорки.
Объясните с точки зрения физики поговорки.
Объясняют с точки
зрения физики
поговорки.
Первичная проверка и систематизация знаний.
Каждый из вас постоянно решает житейские тесты. Вот и сейчас вам
предстоит разрешить некоторые проблемы, с которыми вы сталкиваетесь
дома.
Житейские тесты
Дверцы шкафа в комнате Никиты стали скрипеть. Никита смазал
Устно отвечают на
вопросы теста.
Шевели
Шевели
мозгами
мозгами
…
…
Почему мел оставляет след на классной доске?
Шевели
Шевели
мозгами
мозгами
…
…
Какой
Какой
вид
вид
трения
трения
удерживает
удерживает
ящик
ящик
при
при
его
его
перемещении
перемещении
на
на
наклонном
наклонном
транспортере
транспортере
?
?
Шевели
Шевели
мозгами
мозгами
…
…
Почему
Почему
металлические
металлические
ступеньки
ступеньки
(
(
лестницы
лестницы
,
,
подножки
подножки
трамвая
трамвая
,
,
поезда
поезда
и
и
т
т
.
.
п
п
.)
.)
не
не
гладкие
гладкие
,
,
а
а
имеют
имеют
рельефные
рельефные
выступы
выступы
?
?
Шевели
Шевели
мозгами
мозгами
…
…
Почему
Почему
шелковый
шелковый
шнурок
шнурок
развязывается
развязывается
быстрее
быстрее
шерстяного
шерстяного
?
?
Шевели
Шевели
мозгами
мозгами
…
…
К
К
ножкам
ножкам
многих
многих
приборов
приборов
(
(
телевизоры
телевизоры
,
,
магнитофоны
магнитофоны
,
,
проигрыватели
проигрыватели
)
)
приклеены
приклеены
резиновые
резиновые
кружки
кружки
.
.
Зачем
Зачем
?
?
Мудрость и жизненный опыт
любой народ заключает в поговорки
Не подмажешь, не подъедешь.
Ржавый плуг только на пахоте очищается.
Коси коса, пока роса.
Житейские тесты
1. Дверцы шкафа в комнате Никиты стали скрипеть. Никита смазал
петли маслом и скрип прекратился. Какое явление он
использовал?
2. Юра увидел, что мама никак не может снять перстень с пальца,
и посоветовал ей намылить палец. Мама приняла совет, и
перстень легко снялся. На чём основано предложение Юры?
3. Когда выпал первый снег, папа Ильи стал менять летнюю
автомобильную резину на зимнюю. Зачем он это сделал?
4. Георгий поехал в школу на велосипеде. Но педали плохо
крутились, и он смазал их машинным маслом. Какое явление он
использовал?
Тема урока физкультуры – «Лыжная подготовка». Перед уроком
Игорь Алексеевич посоветовал ребятам смазать лыжи
специальной мазью. На чём основан совет Игоря Алексеевича?
9
петли маслом и скрип прекратился. Какое явление он использовал?
Юра увидел, что мама никак не может снять перстень с пальца, и
посоветовал ей намылить палец. Мама приняла совет, и перстень
легко снялся. На чём основано предложение Юры?
Когда выпал первый снег, папа Ильи стал менять летнюю
автомобильную резину на зимнюю. Зачем он это сделал?
Георгий поехал в школу на велосипеде. Но педали плохо крутились,
и он смазал их машинным маслом. Какое явление он использовал?
Назовите детали велосипеда, изготовленные с учётом увеличения
силы трения.
Тема урока физкультуры – «Лыжная подготовка». Перед уроком
Игорь Алексеевич посоветовал ребятам смазать лыжи специальной
мазью. На чём основан совет Игоря Алексеевича?
ТЕСТ
1. Какая сила не позволяет сдвинуть с места тяжёлый шкаф?
П. сила трения качения
У. сила трения покоя
В. сила трения скольжения
2. В гололедицу тротуары посыпают песком. При этом сила трения подошв
обуви о лед….
С. увеличивается
Д. не изменяется
Е. уменьшается
Выполняют
тестовое задание.
Получают
контрольное слово
Тест
Тест
1.
1.
Какая
Какая
сила
сила
не
не
позволяет
позволяет
сдвинуть
сдвинуть
с
с
места
места
тяжёлый
тяжёлый
шкаф
шкаф
?
?
П
П
.
.
сила
сила
трения
трения
качения
качения
У
У
.
.
сила
сила
трения
трения
покоя
покоя
В
В
.
.
сила
сила
трения
трения
скольжения
скольжения
2.
2.
В
В
гололедицу
гололедицу
тротуары
тротуары
посыпают
посыпают
песком
песком
.
.
При
При
этом
этом
сила
сила
трения
трения
подошв
подошв
обуви
обуви
о
о
лед
лед
…
…
.
.
С
С
.
.
увеличивается
увеличивается
Д
Д
.
.
не
не
изменяется
изменяется
Е
Е
.
.
уменьшается
уменьшается
3.
3.
Как
Как
направлена
направлена
сила
сила
трения
трения
,
,
когда
когда
брусок
брусок
движется
движется
по
по
столу
столу
вправо
вправо
?
?
А
А
.
.
вправо
вправо
П
П
.
.
влево
влево
Н
Н
.
.
вертикально
вертикально
вниз
вниз
4.
4.
При
При
смазке
смазке
трущихся
трущихся
поверхностей
поверхностей
сила
сила
трения
трения
…
…
И
И
.
.
не
не
изменяется
изменяется
Е
Е
.
.
уменьшается
уменьшается
У
У
.
.
увеличивается
увеличивается
5.
5.
Электровоз
Электровоз
,
,
двигаясь
двигаясь
равномерно
равномерно
,
,
тянет
тянет
железнодорожный
железнодорожный
состав
состав
силой
силой
150
150
кН
кН
.
.
Чему
Чему
равна
равна
сила
сила
трения
трения
?
?
К
К
. 15
. 15
кН
кН
Л
Л
. 300
. 300
кН
кН
Х
Х
. 150
. 150
кН
кН
ТАБЛИЦА
ТАБЛИЦА
ОТВЕТОВ
ОТВЕТОВ
5
4
3
2
1
Х
Е
П
С
У
10
3. Как направлена сила трения, когда брусок движется по столу вправо?
А. вправо
П. влево
Н. вертикально вниз
4. При смазке трущихся поверхностей сила трения…
И. не изменяется
Е. уменьшается
У. увеличивается
5. Электровоз, двигаясь равномерно, тянет железнодорожный состав силой
150 кН. Чему равна сила трения?
К. 15 кН
Л. 300 кН
Х. 150 кН
ТАБЛИЦА ОТВЕТОВ
Итоги урока
Подведем итог урока.
Удалось вам получить новые знания?
Для чего они могут вам пригодиться?
Довольны ли вы своей работой на уроке?
Рефлексия:
Заполните пропуски в таблице
Сила трения покоя – не понял тему
Сила трения скольжения – частично понял тему
Сила трения качения – хорошо понял тему.
Запишем домашнее задание
Отвечают на
вопросы.
Отмечают на
рисунке
Записывают
домашнее задание.
1
2
3
4
5
У
С
П
Е
Х
11
§ 30-32, вопр., пословицы, сочинение «Без силы трения»
Если трение вдруг исчезнет, что вы будете кричать «Ура!» или «Караул»?
напишите сочинение на эту тему (в прозе, стихах, как у вас лучше
получится). Можете нарисовать рисунок. Пригласите родителей в
соавторы.
Выставление отметок.
Спасибо за работу!
VIII. Рефлексия. Мы с вами прошли трудный путь от предположения о существовании трения до выяснения зависимости силы трения от разных факторов. Цели
нашего исследования достигнуты. В ходе нашего исследования вы показали себя хорошими наблюдательными экспериментаторами, способными не только
подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.
Наш урок подошёл к концу. Ответьте на вопрос: «Что вы узнали нового, что понравилось на уроке? Может быть, не понравилось».
СПАСИБО ВСЕМ ЗА УРОК!!!
Физкультминутка
Выполняем 3 легких упражнения
Солнце медленно проснулось
И лениво потянулось,
Повертело головой.
Наклонилось вправо-влево,
Развернуло плечи смело
И расправило лучи,
Чтобы снова нам светить
ДОМАШНЕЕ
ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ
ЗАДАНИЕ
§
§
16
16
-
-
17,
17,
вопр
вопр
.,
.,
пословицы
пословицы
,
,
сочинение
сочинение
«
«
Без
Без
силы
силы
трения
трения
»
»
Творческое
Творческое
задание
задание
.
.
Если
Если
трение
трение
вдруг
вдруг
исчезнет
исчезнет
,
,
что
что
вы
вы
будете
будете
кричать
кричать
«
«
Ура
Ура
!
!
»
»
или
или
«
«
Караул
Караул
»
»
?
?
напишите
напишите
сочинение
сочинение
на
на
эту
эту
тему
тему
(
(
в
в
прозе
прозе
,
,
стихах
стихах
,
,
как
как
у
у
вас
вас
лучше
лучше
получится
получится
).
).
Можете
Можете
нарисовать
нарисовать
рисунок
рисунок
.
.
Пригласите
Пригласите
родителей
родителей
в
в
соавторы
соавторы
.
.
Спасибо
Спасибо
за
за
работу
работу
!
!
12