Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ (БУМАГОПЛАСТИКА)


Автор: Степанова Светлана Григорьевна
Должность: учитель технологии и ИЗО
Учебное заведение: МБОУ "Чурапчинская гимназия имени С.К.Макарова""
Населённый пункт: с.Чурапча, Чурапчинский улус, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ (БУМАГОПЛАСТИКА)
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ (БУМАГОПЛАСТИКА)
Раздел: среднее образование





Назад




Степанова Светлана Григорьевна

Учитель технологии и ИЗО

МБОУ «Чурапчинская гимназия

имени С.К.Макарова»

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА

УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ (БУМАГОПЛАСТИКА)

Аннотация: статья рассматривает проблемы успешности творческого развития детей в

начальной школе, формирование опыта творческой деятельности на уроках технологии.

Правильно организованный труд дает детям углубленные знания о качестве и возможностях

различных материалов. А также статья знакомит с новой для детей техникой работы с

бумагой «квиллинг», поможет педагогу сделать урок интересным и увлекательным.

Ключевые

слова:

развитие,

способности,

младшие

школьники,

урок

технологии,

творческие способности, начальная школа, условия развития способностей, бумагопластика.

Труд

всегда

был

основой

для

человеческой жизни и культуры. Поэтому и

в воспитательной работе, труд должен быть

одним из самых основных элементов.

(А.С. Макаренко)

Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. Что же такое

творческие способности? Это понятие тесным образом связано с понятием «творчество» и

«творческая

деятельность».

Под

творческой

деятельностью

мы

понимаем

такую

деятельность учащихся, в результате которой создается что-то новое – будь это предмет

внешнего мира или построение мышления. Правильно организованный труд дает детям

углубленные

знания

о

качестве

и

возможностях различных

материалов,

способствует

закреплению

положительных

эмоций,

стимулирует желание трудиться и овладевать

особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству. Всегда надо

давать время на «открытия руками». Изготовление игрушек, поделок из бумаги и картона –

труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Я решила познакомить детей с новым

видом обработки бумаги.

Трудовое обучение (урок технологии) – обязательное условие и составная часть

обучения,

воспитания

и

развития

ребенка

на

начальной

ступени

общеобразовательной

школы реализуется средствами разнообразной урочной и внеурочной (дополнительной)

деятельности учащихся. Основная цель образования заключается в том, чтобы готовить

подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей. Главная задача

начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка.

Предмет «Технология» – это творческий предмет, который предоставляет большие

возможности для воспитания творческой, разносторонней личности.

Федеральные

государственные

образовательные

стандарты

начального

общего

образования ориентированы на формирование у учащихся умений учиться, познавать и

преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить творческие решения, а также на

развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Каждый из нас хочет, чтобы наши дети и ученики выросли талантливыми, способными

творчески решать любые задачи. Что же такое творческие способности? Это понятие тесным

образом связано с понятием «творчество» и «творческая деятельность». Под творческой

деятельностью мы понимаем такую деятельность учащихся, в результате которой создается

что-то новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к

новым зна- ниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Можно выделить два основных вида деятельности. Первый: воспроизводящий или

репродуктивный. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и повторением уже

знакомых

приемов,

навыков.

Второй:

творческий,

результатом которого является не

воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или

действий.

Творческие

потенциалы

заложены

и

существуют

в

каждом

человеке.

При

благоприятных условиях каждый ребенок может проявить

себя. Развитию творчества

ребенка способствует наличие генетической основы и условий социально- педагогического

характера. Для того, чтобы дети развивали творческие способности, необходимо постоянно

создавать

ситуацию

творческой,

учебной

деятельности, способствующей раскрытию и

развитию

природных

данных.

Творческие

способности

не

только

проявляются

в

деятельности, но и формируются в ней.

Стимулом

к

творческой

деятельности

служит

проблемная

ситуация,

которую

невозможно

решить

на

основе

имеющихся

данных

традиционными

способами.

Оригинальный продукт деятельности получается в результате формирования нестандартной

гипотезы, устремления нетрадиционной взаимосвязи элементов, установление между ними

новых видов взаимосвязи. Задатки творческих способностей нужно суметь раскрыть и

развить. Это является главной моей задачей.

Труд – это творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой

он создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Для

младших школьников самый доступный и легко под- дающийся обработке материал –

бумага. Это материал, имеющий своё лицо, обладающий конструктивными и пластическими

свойствами. Изготовление изделий из бумаги способствует развитию мышц кистей рук,

совершенствует глазомер у ребёнка, подготавливает ученика к выработке навыков письма,

способствует эстетическому развитию детей, приобретение ими умений грамотно подбирать

сочетания цветов бумаги, форм и размеров комплектующих изделий деталей.

Занятия

творчеством

помогают

развивать

художественный

вкус

и

логику,

способствуют

формированию

пространственного

воображения.

Правильно

организованный

труд

дает

детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует

закреплению положительных эмоций, стимулирует

желание

трудиться

и

овладевать

особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству.

Изготовление

игрушек,

поделок

из

бумаги

и

картона

труд

кропотливый,

увлекательный

и

очень

приятный.

На

важность

использования

бумаги

в

деятельности

ребенка обращал внимание А.С. Макаренко. Он указывал, что материалы (бумага, глина,

дерево,

и

т.д.)

«ближе

всего

к

нормальной

человеческой

деятельности: из материалов

человек создает ценности и культур. Игрушка реалистична, но в то же время есть простор

для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».

Недавняя поездка в Японию, по обмену опытом воспитания и образования детей,

показала мне, что для подрастающего поколения Японии на первом месте стоит уважение к

окружающим людям и творческая деятельность. Япония, развитая

страна

в

области

информационных технологий, но в воспитании детей уделяют большое внимание развитию

моторики

рук.

С

младшего

возраста,

дети

постигают науку

бумагопластики (оригами).

Японцы считают, что все великие открытия можно достичь с помощью практики, а затем

теория. Всегда надо давать время на «открытия руками». Ведь нельзя создать что-то новое,

видя перед собой образец.

Из опыта работы с младшими школьниками я сделала вывод, что детям очень нравится

выполнять изделия из полосок бумаги. Этот вид работы создаёт большие возможности для

творчества детей. Обычно при получении бумажных полосок разной длины и ширины дети

тут же начинают

их

непроизвольно скручивать,

свивать,

переплетать,

перекрещивать,

соединять одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции. Поэтому

я решила познакомить детей с новым видом обработки бумаги. Бумажная филигрань –

старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время во многих

европейских странах, получила название «квиллинг». Техника квиллинга заключается в

накручивании

и

моделировании

с

помощью

маленького

инструмента,

называемого

«катушка», бумажных полосок шириной несколько миллиметров.

Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Мастера восточной

школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему

можно смастерить из толстой иглы и пробки. Мы в своей работе используем зубочистки.

Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования

инструмента

для

квиллинга.

Так

Вы

сможете подушечками пальцев почувствовать,

однородно ли формируется рулон, и вовремя скорректировать усилия. В результате должна

образоваться плотная спираль

меньше

сантиметра

в

диаметре.

Она

будет

основой

дальнейшего

многообразия всех форм. После чего бумажная спираль

распускается до

нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура.

Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые

различные формы, выполняя сжатия и вмятины. Все секреты и приёмы для получения самых

разнообразных форм, используемых в квиллинге, от фантазийных до строго геометрических,

почти всегда начинаются с простых круговых форм.

Вот этот

плотный

кружочек,

скрученный из полоски бумаги, называется ролом, а уже из ролов делаются основные формы

элементов квиллинга. Вот некоторые из них, которые чаще всего встречаются при работе в

этой технике.

Тугой ролл – скрутите ленту и приклейте кончик, не снимая спирали с иглы, чтобы

лента не раскрутилась; Свободная спираль – скрутите ленту, снимите спираль с иглы и,

прежде чем приклеить конец, дайте ей раскрутиться; Изогнутая капля – сделайте каплю и

загните

её

уголок;

Глаз

сделайте

свободную

спираль и сожмите противоположные

стороны, придав ей форму глаза.

С помощью этих приёмов Вы сможете создать необыкновенные композиции: от

простого цветка, до самых изысканных проектов. Сделаете интересным урок технологии для

своих детей, научите их мыслить, говорить и работать руками. Творческих успехов!

Список литературы

1.

Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школь- ников. //

Начальная школа. – 2000. – №7. – с. 66–71.

2.

Кузьменко И.В. Развитие творческого потенциала школьников в условиях введения

ФГОС начального общего образования //Научный поиск. – 2012. – №4,

5. – с.17–19.

3.

Макаренко А.С. Собрание сочинений в четырех томах. Том 2. Педагоги- ческая

поэма. – М.: Издательство «Правда», 1987. – 542 с.

4.

Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся. // Начальная школа. –

2001. – №10. – с. 34–37.



В раздел образования