Автор: Степанова Светлана Григорьевна
Должность: учитель технологии и ИЗО
Учебное заведение: МБОУ "Чурапчинская гимназия имени С.К.Макарова""
Населённый пункт: с.Чурапча, Чурапчинский улус, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ (БУМАГОПЛАСТИКА)
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ (БУМАГОПЛАСТИКА)
Раздел: среднее образование
Степанова Светлана Григорьевна
Учитель технологии и ИЗО
МБОУ «Чурапчинская гимназия
имени С.К.Макарова»
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА
УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ (БУМАГОПЛАСТИКА)
Аннотация: статья рассматривает проблемы успешности творческого развития детей в
начальной школе, формирование опыта творческой деятельности на уроках технологии.
Правильно организованный труд дает детям углубленные знания о качестве и возможностях
различных материалов. А также статья знакомит с новой для детей техникой работы с
бумагой «квиллинг», поможет педагогу сделать урок интересным и увлекательным.
Ключевые
слова:
развитие,
способности,
младшие
школьники,
урок
технологии,
творческие способности, начальная школа, условия развития способностей, бумагопластика.
Труд
–
всегда
был
основой
для
человеческой жизни и культуры. Поэтому и
в воспитательной работе, труд должен быть
одним из самых основных элементов.
(А.С. Макаренко)
Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. Что же такое
творческие способности? Это понятие тесным образом связано с понятием «творчество» и
«творческая
деятельность».
Под
творческой
деятельностью
мы
понимаем
такую
деятельность учащихся, в результате которой создается что-то новое – будь это предмет
внешнего мира или построение мышления. Правильно организованный труд дает детям
углубленные
знания
о
качестве
и
возможностях различных
материалов,
способствует
закреплению
положительных
эмоций,
стимулирует желание трудиться и овладевать
особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству. Всегда надо
давать время на «открытия руками». Изготовление игрушек, поделок из бумаги и картона –
труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Я решила познакомить детей с новым
видом обработки бумаги.
Трудовое обучение (урок технологии) – обязательное условие и составная часть
обучения,
воспитания
и
развития
ребенка
на
начальной
ступени
общеобразовательной
школы реализуется средствами разнообразной урочной и внеурочной (дополнительной)
деятельности учащихся. Основная цель образования заключается в том, чтобы готовить
подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей. Главная задача
начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка.
Предмет «Технология» – это творческий предмет, который предоставляет большие
возможности для воспитания творческой, разносторонней личности.
Федеральные
государственные
образовательные
стандарты
начального
общего
образования ориентированы на формирование у учащихся умений учиться, познавать и
преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить творческие решения, а также на
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Каждый из нас хочет, чтобы наши дети и ученики выросли талантливыми, способными
творчески решать любые задачи. Что же такое творческие способности? Это понятие тесным
образом связано с понятием «творчество» и «творческая деятельность». Под творческой
деятельностью мы понимаем такую деятельность учащихся, в результате которой создается
что-то новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к
новым зна- ниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Можно выделить два основных вида деятельности. Первый: воспроизводящий или
репродуктивный. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и повторением уже
знакомых
приемов,
навыков.
Второй:
творческий,
результатом которого является не
воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или
действий.
Творческие
потенциалы
заложены
и
существуют
в
каждом
человеке.
При
благоприятных условиях каждый ребенок может проявить
себя. Развитию творчества
ребенка способствует наличие генетической основы и условий социально- педагогического
характера. Для того, чтобы дети развивали творческие способности, необходимо постоянно
создавать
ситуацию
творческой,
учебной
деятельности, способствующей раскрытию и
развитию
природных
данных.
Творческие
способности
не
только
проявляются
в
деятельности, но и формируются в ней.
Стимулом
к
творческой
деятельности
служит
проблемная
ситуация,
которую
невозможно
решить
на
основе
имеющихся
–
данных
традиционными
способами.
Оригинальный продукт деятельности получается в результате формирования нестандартной
гипотезы, устремления нетрадиционной взаимосвязи элементов, установление между ними
новых видов взаимосвязи. Задатки творческих способностей нужно суметь раскрыть и
развить. Это является главной моей задачей.
Труд – это творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой
он создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Для
младших школьников самый доступный и легко под- дающийся обработке материал –
бумага. Это материал, имеющий своё лицо, обладающий конструктивными и пластическими
свойствами. Изготовление изделий из бумаги способствует развитию мышц кистей рук,
совершенствует глазомер у ребёнка, подготавливает ученика к выработке навыков письма,
способствует эстетическому развитию детей, приобретение ими умений грамотно подбирать
сочетания цветов бумаги, форм и размеров комплектующих изделий деталей.
Занятия
творчеством
помогают
развивать
художественный
вкус
и
логику,
способствуют
формированию
пространственного
воображения.
Правильно
организованный
труд
дает
детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует
закреплению положительных эмоций, стимулирует
желание
трудиться
и
овладевать
особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству.
Изготовление
игрушек,
поделок
из
бумаги
и
картона
–
труд
кропотливый,
увлекательный
и
очень
приятный.
На
важность
использования
бумаги
в
деятельности
ребенка обращал внимание А.С. Макаренко. Он указывал, что материалы (бумага, глина,
дерево,
и
т.д.)
«ближе
всего
к
нормальной
человеческой
деятельности: из материалов
человек создает ценности и культур. Игрушка реалистична, но в то же время есть простор
для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».
Недавняя поездка в Японию, по обмену опытом воспитания и образования детей,
показала мне, что для подрастающего поколения Японии на первом месте стоит уважение к
окружающим людям и творческая деятельность. Япония, развитая
страна
в
области
информационных технологий, но в воспитании детей уделяют большое внимание развитию
моторики
рук.
С
младшего
возраста,
дети
постигают науку
бумагопластики (оригами).
Японцы считают, что все великие открытия можно достичь с помощью практики, а затем
теория. Всегда надо давать время на «открытия руками». Ведь нельзя создать что-то новое,
видя перед собой образец.
Из опыта работы с младшими школьниками я сделала вывод, что детям очень нравится
выполнять изделия из полосок бумаги. Этот вид работы создаёт большие возможности для
творчества детей. Обычно при получении бумажных полосок разной длины и ширины дети
тут же начинают
их
непроизвольно скручивать,
свивать,
переплетать,
перекрещивать,
соединять одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции. Поэтому
я решила познакомить детей с новым видом обработки бумаги. Бумажная филигрань –
старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время во многих
европейских странах, получила название «квиллинг». Техника квиллинга заключается в
накручивании
и
моделировании
с
помощью
маленького
инструмента,
называемого
«катушка», бумажных полосок шириной несколько миллиметров.
Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Мастера восточной
школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему
можно смастерить из толстой иглы и пробки. Мы в своей работе используем зубочистки.
Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования
инструмента
для
квиллинга.
Так
Вы
сможете подушечками пальцев почувствовать,
однородно ли формируется рулон, и вовремя скорректировать усилия. В результате должна
образоваться плотная спираль
меньше
сантиметра
в
диаметре.
Она
будет
основой
дальнейшего
многообразия всех форм. После чего бумажная спираль
распускается до
нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура.
Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые
различные формы, выполняя сжатия и вмятины. Все секреты и приёмы для получения самых
разнообразных форм, используемых в квиллинге, от фантазийных до строго геометрических,
почти всегда начинаются с простых круговых форм.
Вот этот
плотный
кружочек,
скрученный из полоски бумаги, называется ролом, а уже из ролов делаются основные формы
элементов квиллинга. Вот некоторые из них, которые чаще всего встречаются при работе в
этой технике.
Тугой ролл – скрутите ленту и приклейте кончик, не снимая спирали с иглы, чтобы
лента не раскрутилась; Свободная спираль – скрутите ленту, снимите спираль с иглы и,
прежде чем приклеить конец, дайте ей раскрутиться; Изогнутая капля – сделайте каплю и
загните
её
уголок;
Глаз
–
сделайте
свободную
спираль и сожмите противоположные
стороны, придав ей форму глаза.
С помощью этих приёмов Вы сможете создать необыкновенные композиции: от
простого цветка, до самых изысканных проектов. Сделаете интересным урок технологии для
своих детей, научите их мыслить, говорить и работать руками. Творческих успехов!
Список литературы
1.
Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школь- ников. //
Начальная школа. – 2000. – №7. – с. 66–71.
2.
Кузьменко И.В. Развитие творческого потенциала школьников в условиях введения
ФГОС начального общего образования //Научный поиск. – 2012. – №4,
5. – с.17–19.
3.
Макаренко А.С. Собрание сочинений в четырех томах. Том 2. Педагоги- ческая
поэма. – М.: Издательство «Правда», 1987. – 542 с.
4.
Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся. // Начальная школа. –
2001. – №10. – с. 34–37.