Напоминание

Использование интегрированных уроков при обучении математике и информатике с целью повышения познавательной активности учащихся


Автор: Косова Наталья Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 38" НМР РТ
Населённый пункт: Нижнекамск
Наименование материала: статья
Тема: Использование интегрированных уроков при обучении математике и информатике с целью повышения познавательной активности учащихся
Раздел: среднее образование





Назад




Использование интегрированных уроков при обучении математике и информатике

с целью повышения познавательной активности учащихся

. Как известно, школьника нельзя учить успешно, если он к учению и знаниям относится

без интереса ,равнодушно.

Данная тема очень актуальна и разносторонняя.

Изучение её на практике позволяет подойти к построению процесса обучения по –

другому.

В условиях реализации ФГОС в современном образовании повляется необходимрсть в

поиске совершенствования качества образования выпускников школ.

Основными направлениями в образовании становятся следующие принципы ::

самоопределение личности;

создание условий для ее самореализации и интеграции в мировую и национальную

культуру;

дифференцированный подход;

Одним из таких способов реализации этих целей является интегрированный урок.

Интеграция – это та сторона развития, которая связана с тем, что объединяется в целое

раннее разнородные части и элементы.

Интеграция же в обучении – это создание единой цели обучения и воспитания

однотипных элементов и частей, содержания, форм и методов в рамках образовательной

системы обучения на разных ступенях (дошкольной, начальной, средней, старшей).

Интегрированный

подход

в

обучении

позволяет

учителю

расширить

границы

предметности, указать ученику путь поиска решения проблем, используя все знания,

выходящие далеко за рамки отдельного предмета. При проведении интегрированных уроков

по разным предметам, в результате у детей возникает более целостное восприятие мира,

формируется деятельностный подход в обучении.

Интеграция ориентирована на подготовку выпускника к жизни в современном обществе,

к достойному выбору собственной жизненной и профессиональной позиции; способствует

развитию креативности, коммуникативных способностей.

Таким образом, очевидно, что образование требует новых подходов, в том числе и

интегрированных, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.

С

психолого-педагогической

точки

зрения

интегрированный

урок

способствует

активизации познавательной деятельности школьников, стимулирует их познавательную

активность, является условием успешного усвоения учебного материала.

Поэтому у учащихся надо формировать интересы и развивать их. А этого можно

достичь, если перед собой поставить определенные цели деятельности.

Психологи, которые изучают процесс обучения, считают, что при использовании

интегрированного обучения сходство принципов и идей просматривается лучше, чем если

обучение ведется различным дисциплинам в отдельности, так как при таком обучении

появляется возможность применять получаемые знания сразу в различных областях-

теоретической, прикладной и практической

В школе такие два предмета как «Математика» и «Информатика и ИКТ».

Я, как учитель математики и информатики, считаю, что проведение интегрированных

уроков математики и информатики повышает интерес у учащихся к предметам, а также

качество усвоения учебного материала. Учащиеся начинают осознавать значимость науки

математики при изучении информатики и наоборот. Такая интеграция уроков математики и

информатики показывает учащимся, как современные информационно коммуникационные

технологии способствуют понимание математики, ускоряют процесс решения некоторых

математических задач.

Информатика как учебный предмет – это разносторонняя область разных научных

знаний, которые связанны с поиском, получением, преобразованием, хранением, передачей

и использованием информации. Она способна оказать огромную и значительную помощь в

развитии мышления ребенка. Когда ркшаются алгоритмические задачи , то у учащихся

формируется теоретический стиль мышления, который опирается на содержательное

обобщение предметов и явлений.

Информатика, как

математическая

дисциплина, использует такие

методы

как

математическое моделирование для обработки, использования и передачи информации.

Рассматривая весь курс информатики средней школы, то выделяются темы, изучая

которые не обходятся без математических знаний и умений: операции над числами:

деление, умножение, возведение в степень, величина; умение построить формальную

модель: формула, уравнение; метод координат, построение точки по координатам.. Они

необходимы для изучения таких тем по информатике, как «Системы счисления и основы

логики», «Моделирование и формализация», «Алгоритмизация и программирование»,

«Технология обработки графической информации», «Технология обработки числовой

информации» , «Кодирование информации» и др.

Знание же тем, изучаемых по информатике оказывают существенную помощь при

изучении математики. Такие темы как «Мультимедийные технологии», «Компьютерные

коммуникации»,

«Сеть

Интернет»,

«Использование

приложения

Microsoft

Excel»,

«Использование

системы

программирования

Pascal»,

«Алгоритмизация

и

программирование» и др.

Таким образом, интеграция математики и информатики

просто необходима для

полноценного усвоения учебного материала.

Интеграцию можно осуществлять проведением уроков разных типов:

Рассмотрим некоторые конкретные темы уроков, которые связывают математику и

информатику. Имея возможность вести уроки математики и информатики в классе , я могу

реализовать различные идеи по усвоению тем обоих предметов

Тема «Кодирование информации» (информатика) - Метод координат, 5 класс. Данная

тема в курсе математики рассматривается в 6 классе, таким образом, можно провести

интегрированный урок в 5 классе, а в 6 классе уже провести уроки математики – уроки

повторения. На уроке вводятся понятия прямоугольной системы координат, осей абсцисс,

ординат, понятие координаты точки, построение точки по координатам. Учащиеся строят

интересные рисунки, закодированные координатами точек.

Тема «Наглядные формы представления информации», 5 класс. (информатика) На

уроке учащиеся знакомятся с видами диаграмм и учатся их строить в текстовом процессоре

Microsoft

Word.

Эта тема дана в учебнике математики Н.Я. Виленкина ( 5 класс) -

«Круговые диаграммы». Полезно выполнить задания не только из из лабораторной работы

по информатике, но и из учебника математики средствами компьютера. Ребята с большим

интересом выполняют такие задания.

Например: Учебник Математика 5 класс, Н.Я. Виленкин.

№1696. Постройте круговую диаграмму площадей частей света Земли, предварительно

заполнив таблицу (используйте микрокалькулятор).

Площад

ь, млн кв.

км

Сектор

диаграммы,

градусы

Антаркт

ида

14,1

Австрал

8,7

Площади частей

света

Европа

Азия

Африка

Америка

Австралия

Антарктида

ия

Африка

30,3

Азия

43,4

Америка

42

Европа

11,5

Всего

360°

Задача сначала решается математически: необходимо посчитать градусы каждого

сектора и построить с помощью транспортира, линейки и циркуля, а потом на компьютере.

Тема «Функции. 7, 8, 9 класс. На урока по построению графиков функций, учащиеся

строят графики в ЭТ Excel. Это повышает интерес учащихся к теме «Функции». Учащиеся

проявили большой интерес к выполнению задания: понравилось, что за урок можно

построить большое количество графиков, провести сравнительный анализ графиков.

Пример:

1.

Построить в одной системе координат графики функций у=3х и у=3х+4, сделать

вывод об их расположении.

2.

Построить в одной системе координат графики функций у=3х+4 и у=3х+6, сделать

вывод об их расположении.

По данным графикам можно сделать

вывод об особенностях расположения прямых

с

одинаковыми

и

разными

угловыми

коэффициентами.

На уроках математики очень эффективно

закреплять и обобщать полученные знания

при помощи презентаций, которые создали

сами учащиеся.

Например, во второй четверти в 8-м классе можно провести урок – закрепления знаний

интегрированного вида по теме «Четырехугольники».

Ученики получают задание –

подготовить презентацию по теме «Симметрия»

Интересной темой в изучении курса информатики «Создание мультимедийной

презентации». Я предлагаю учащимся подготовить проект по математике и защитить его ,

используя

приложение

Microsoft

Power

Point

Оценивается

умение

работать

с

информационными

источниками,

качество

и

достоверность

материала

и

умение

использовать различные средства Microsoft Power Point. По итогам работы выставляется две

оценки: одна по математике и одна по информатике.

Результатом интегрированного обучения является:

1.

Создание

психологического

комфорта

для

самовыражения

учащихся

лля

приобретения новых знаний;

2.

Формирование устойчивой мотивации у учащихся разных категорий;

3.

Повышение познавательного интереса у детей, проявляющийся в самостоятельной и

активной работе на уроках и во внеурочное время;

4.

Снижение перенапряжения, усталости и утомляемости;

5.

Повышение уровня знаний учащихся, достигающийся многогранной интерпретацией

с использованием информации из разных наук;

6. Включение обучающихся в социально деятельность (конкурсы, конференции

проекты).



В раздел образования