Автор: Шестакова Ольга Ивановна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Вельская детская школа искусств"
Населённый пункт: Архангельская область город Вельск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Вокальные упражнения в работе с начинающим хоровым коллективом»
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка
Преподаватель хоровых
дисциплин МБУ ДО «Вельская ДШИ»
Шестакова Ольга Ивановна
2025 год
Тема «Вокальные упражнения
в работе с начинающим хоровым коллективом»
Свою работу хочется начать с постановки цели. Для чего мы учим детей петь в
хоре? Думаю, что не для смотров, концертов и школьных праздников. Главная цель –
развитие личности ребёнка, развитие его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и
развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов
человеческой морали. Путь такого развития во включении Ребёнка в любую форму
активной музыкальной деятельности. Голос – инструмент общедоступный, и именно он
позволяет познать красоту и законы музыкального искусства. Детский хор – это живой
организм, для хормейстера это – живое существо, удивительное, постоянно растущее,
изменяющееся и всегда молодое. Хор нужно не просто создать – его нужно вырастить, как
малое дитя, его придётся учить и воспитывать – дать ему образование и наделить высокой
духовностью.
На первом этапе обучения пению перед учителями и детьми стоят три главные
задачи:
1.
освоение певческой установки;
2.
освоение навыка одновременного начала пения (сюда входит и момент
организации
единовременного
вдоха,
и
момент
начала
фонации)
и
одновременного окончания пения;
3.
освоение навыка кантиленного пения, так как именно наличие кантилены в
первую очередь свидетельствует о степени овладения певческим процессом.
Начинаем с освоения певческой установки. Садимся на стул так, чтобы ноги,
согнутые в коленях, стояли прямо, на полной ступне. Сидим как бы на половинке стула.
Спина прямая, руки мягко и спокойно лежат на коленях. Голова не опущена и не поднята
вверх. Важно, чтобы ребята не перенапрягались от старания сидеть прямо. Посадка хора,
особенно у малышей, – дело очень серьёзное. В хоре у каждого ребёнка должно быть своё,
1
определённое место. Среди сильных ребят сидят слабые, так называемые «гудошники»;
они большую часть времени слушают, поют про «себя» – накапливают музыкально-
интонационный багаж. Те из «гудошников», кто поёт неточно из-за нарушения
координации между слухом и голосом обычно скоро начинают интонировать простейшие
попевки, а остальным требуется дополнительная индивидуальная работа. В самом начале
практических занятий необходимо выработать у ребёнка навыки правильного дыхания.
Дети в пении пользуются привычными для них в обычном жизненном дыхании
движениями дыхательного аппарата: других движений они у себя ещё не воспитали.
Маленькие дети обычно не понимают, что это значит «дышать глубоко» и даже после
показа начинают производить совсем не те движения, которые нужны, а только
затрудняют пение: напрягают дыхание, учащённо дышат, кривят лицо, шумно дышат
носом и т.д. Поэтому, считаю, что в работе с младшими классами нецелесообразно
углубляться в объяснения всей работы мышц дыхательного аппарата. Чаще в своей работе
с малышами я использую образные сравнения «дыши на поясок, как будто надуваешь
плавательный круг», или, попросту, кладу руки ребёнку на плечи и заставляю вдохнуть,
не поднимая плеч. Борьба между ключичным и рёберным дыханием продолжается
недолго, так как при более сильном надавливании рук на плечи ребёнок волей-неволей
начинает дышать рёберным дыханием. Использую также и другой приём: плотно
прижимаю свою руку в области диафрагмы ребёнка и прошу оттолкнуть руку активно
вдыхаемым воздухом. Одновременно слежу за тем, чтобы учащийся во время пения не
«перебирал» дыхания, так как лишний воздух чрезмерно давит на связки, а это влечёт за
собой неточную интонацию. Дыхание у маленьких певцов бывает вялое или, наоборот,
форсированное. Вялое дыхание – эго неразвитые мышцы, недостаточный вдох, вялый
выдох, поэтому и в звуке нет опоры. Форсированное дыхание связано с перебором
воздуха, вдох шумный, а выдох с излишним напором. Поэтому всегда прошу детей
вдыхать бесшумно, потому как шум и некрасив, и вреден для голосовых складок, а также
вызывает сухость гортани. В дальнейшей работе я слежу, чтобы музыкальная фраза
начиналась и заканчивалась одновременно, осваиваем дыхательные навыки, опираясь на
выразительное исполнение фразы.
Для правильного подбора упражнений и репертуара необходимо знать диапазон
учащихся; с первых же занятий выявить примарные звуки. У отстающих детей диапазон
состоит из двух-трёх звуков, иногда в малой (!) октаве и примарные звуки часто
единственное, что они вообще могут спеть; с них и нужно строить упражнения. «Гудение»
– это нарушение нормального звукообразования, условный рефлекс. Надо его разрушить и
создать новый. Поэтому в индивидуальной работе я часто прошу ребёнка подражать
2
крику птиц, стонать, хныкать в верхней части диапазона. Очень полезно прикрывать ухо
во время пения, чтобы лучше услышать себя.
Обучение пению начинаю всегда с небольших попевок – интонаций, состоящих из
двух-трёх разновысоких звуков. Попевки основаны на нисходящем движении мелодии, а
это позволяет, во-первых, сохранить головное резонирование, во-вторых, высокий звук
лучше отражается в сознании, следовательно, чище интонируется. Особое внимание я
уделяю именно первому, самому высокому звуку упражнения, поскольку повторяя
«верхушку» дети часто интонируют её «снизу», «с подъездом». В этом случае на помощь
снова приходит образное сравнение – «прыгни на нотку сверху», либо, если ребёнок
форсирует звук, я прошу его «обнять» ноту, сначала точно к ней «прицеливаясь».
Все гласные упражнений-попевок я прошу исполнять в высокой позиции, то есть
«приближая» звучание голоса. В этом случае мы находим с ребятами «твёрдое» нёбо –
«бугорок» рядом с верхними передними зубами и учимся направлять в эту область всё
звучание голоса. Если не получается, используем в пении гласный «и», а также в
сочетании его с согласными «з» и «д», также близкими по своему звучанию. Почему
именно этот звук? Гласный звук «и» считается наиболее высоким по позиции, хорошо
собирающим, фокусирующим звуковую энергию, светлым по звучанию, наиболее узким
по ощущению. Поэтому нами воспринимается как звонкий, близкий, собранный. Именно
эти качества несёт высокая певческая форманта. Этот звук хорошо применять также,
когда смыкание связок недостаточно плотное и носит несобранный характер.
Огромное значение на первом этапе обучения пению приобретает ясность и
разборчивость произнесения текста в хоровых произведениях, то есть хорошая дикция.
Разборчивость произнесения слов определяется разборчивым произнесением согласных
звуков. В пении мы стараемся произносить их активно и быстро, не допуская вялости
языка и губ, особенно при произнесении твёрдых «д», «б», «р». Гласные же мы
произносим как можно полнее сразу, нельзя долго входить в гласный звук. Я учу ребят
пропевать, протягивать гласные звуки, учу правильному вокальному разделению на слоги.
Протягивая, удлиняя звучание гласных звуков, мы вместе слушаем, как льётся голос. С
самых первых занятий дети должны усвоить главное правило – согласный звук,
замыкающий слог, относится при пении к следующему слогу, давая гласному свободу и
время для звучания.
При скоплении согласных я учу детей более активно произносить последний звук,
предыдущие выговаривать мягче, чтобы не утяжелять произношение. Например: «встань»
– звук «т» произносится активнее, твёрже, чем «вс». Строго слежу за тем, чтобы между
согласными не произносились промежуточные гласные звуки, например, вместо слова
3
«дно» – «дыно», вместо «под камнем» – «поды камнем». Для выработки чёткой дикции
часто использую в своей работе попевки-скороговорки (см. приложение упр.3,4).
Например «два дровосека, два дроворуба, два дровокола рубили лес» или «бык тупогуб,
тупогубенький бычок», распевая их по полутонам вверх или вниз.
Очень
важным
моментом
считаю
в
своей
работе
подготовку
навыка
многоголосного пения с самых первых шагов обучения. Работа эта длительная,
рассчитана на систематичность и последовательность занятий. Многоголосие в хоре
является результатом качественного развития гармонического слуха, и поэтому все
попытки выучить сначала один голос, затем другой, а потом их соединить механически,
обречены на провал. Развитию навыка многоголосия очень помогает пение песен, где
аккомпанемент не дублирует мелодию, например «Осень» П.Чайковского, «Мишка»,
«Мотылёк» Аренского, «Сова» Новилова и другие. Эти произведения – «золотой» фонд
репертуара нашего младшего хора. Разучивая с детьми такой репертуар, я прошу
концертмейстера показать аккомпанемент отдельно, предлагая детям вслушаться и
проанализировать
его,
и
затем
своим
пением
влиться
в
гармоническую
ткань
произведения. Часто на занятиях мы используем пение канонов – любимый у детей вид
полифонического многоголосия. Начинаем с простейших народных песен «Скок-поскок»,
«Во поле берёза стояла» т.д. Стараюсь детям сначала показать две линии в каноне,
например: педагог и фортепиано или педагог и лучший ученик, а уже после этого
подключаю к пению остальных учащихся. Первой двухголосной песней может стать
такая, где двухголосие получается за счёт изменения ритма мелодии, либо, где
используются протяжные подголоски.
Вообще, если касаться работы над произведениями, а, в частности, вопросов
разучивания
нового,
главным
методом
считаю
метод
предупреждения
ошибок,
руководствуясь высказыванием А. Свешникова «Не давать хору петь фальшиво». Считаю
категорически неверным выучивание произведения вообще, а затем исправление деталей.
При разучивании нового произведения использую различные методы: выучивание по
слуху, с применением высотного тактирования, сольфеджируя применяя «пальцовку»
Струве, в зависимости от трудности произведения и от задач обучения на данном этапе.
Очень важным считаю выработку сознательного и критического отношения детей к
своему пению. С самых первых занятий я спрашиваю у детей, что и как у них получилось,
понравилось ли им своё исполнение, качество выполнения других задач. Сознательное и
активное отношение детей к музыкальной работе в хоре создаёт атмосферу общего дела,
общего труда, объединяет учителя и учеников, и мы чувствуем себя счастливыми оттого,
что своим трудом творили «её величество» Музыку.
4
5
Список литературы
1.
«Воспитание музыкой». Составители: Т.Е.Вендрова, И.В.Пигарева. – Москва,
издательство «Просвещение», 1991 г.
2.
«Я умею петь». Составитель: Т.Лидина. – Ростов-на-Дону, издательство «Феникс»,
2000 г.
3.
«Работа над певческим резонансом». Составитель: В.Кузнецов. – Вологда,
издательство «Русь», 2005 г.
4.
«Основы
вокальной
методики».
Составитель:
Е.В.Смирнова.
–
Вологда,
издательство «Русь», 2005 г.
5.
«Развитие
музыкального
слуха
учащихся
первых
классов»,
Составитель:
В.К.Белобородова. – Москва, издательство Академии педагогических наук РСФСР,
1956 г.
6.
«Вопросы вокальной педагогики. Выпуск 7». Сборник статей. Составитель:
А.С.Яковлева. – Москва, издательство «Музыка», 1984 г.
7.
«Методика музыкального воспитания». Составители: П.Халабузарь, В.Попов,
Н.Добровольская. – Москва, издательство «Музыка», 1990 г.
6