Автор: Щирова Ирина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 32 им. И.С. Исакова хутор Островская Щель
Населённый пункт: х. Островская Щель
Наименование материала: Проект
Тема: "Модели и технологии профориентации, направленные на повышение осознанности выбора профессии у детей"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа №32 им. И.С. Исакова
хутор Островская Щель Муниципального образования Туапсинский район
Педагогический проект
«Модели и технологии профориентации, направленные на повышение
осознанности выбора профессии у детей»»
Авторы проекта:
Учитель русского языка и литературы: Щирова Ирина Николаевна
2025
1
I
. Краткая аннотация проекта
Настоящий проект-это модель профессионально-ориентационной работы,
представляющая собой систему мер по оказанию обучающимся личностно-
ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей,
профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также
формированию потребности и готовности к труду в современных условиях.
Проект рассчитан на обучающихся 13-16 лет. Реализация проекта осуществляется
в рамках взаимодействия с предприятиями, расположенными вблизи территории
образовательной организации.
Цель
данного
проекта
-
формирование
у
обучающихся
готовности
самостоятельно
планировать
и
реализовывать
перспективы
персонального
образовательно-профессионального маршрута, в условиях свободы выбора
профиля
обучения
и
сферы
будущей
профессиональной
деятельности
в
соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований
рынка труда.
Проект реализуется поэтапно через внеурочную работу с обучающимися по
программе «Карьерный рост». Каждый этап сопровождается соответствующими
содержанием, формами и методами. На всех этапах профориентационная работа с
обучающимися
осуществляется
в
тесном
сотрудничестве
с
родителями
(законными
представителями),
а
также
с
различными
учреждениями,
предприятиями Туапсинского района.
Информационно-образовательное пространство в организации направлено на
выявление
склонностей, способностей
обучающихся, их профессионально-
личностное становление и развитие. Выявление, развитие и обучение детей в
объединении образуют единую динамическую систему, включающую различные
формы и методы профессионально ориентационной работы, применяемые на
разных
ступенях
обучения
в
зависимости
от
целей.
В
данном
случае
профессионально ориентационная диагностика служит не целям отбора, а
средством для наиболее эффективного обучения и развития каждого ребёнка.
2
II
. Обоснование необходимости проекта
Одной из приоритетных задач современного образования в условиях
модернизации
является
подготовка
обучающихся
к
осознанному
профессиональному выбору. Возросшие требования современного общества к
уровню
профессиональной
подготовки
делают
актуальными
проблемы
профессиональной ориентации выпускников учреждений образования, поскольку
их
профессиональные
намерения
не
всегда
соответствуют
потребностям
региональной экономики в кадрах определенных профессий. Вокруг профессии
формируются
привычки,
характер,
образ
жизни,
круг
общения,
личные
отношения. Однако сам выбор становится сложнее, так как серьезное влияние на
него
оказывают
стремительное
развитие
науки
и
техники,
растущая
интенсивность
информационного
потока,
финансовая
сторона
вопроса.
Указанный фактор приводит к появлению избытка специалистов в одних отраслях
и
дефициту
в
других.
Это,
безусловно,
сказывается
на
эффективности
экономического развития Туапсинского района. Востребованными на рынке труда
в
настоящий
момент
являются
следующие
специальности:
воспитатель
дошкольного
образования,
учитель,
медицинские
работники,
водители,
электромонтёры, пожарные.
Закончив школу, многие выпускники выбирают специальность неосознанно:
«подруга поступает туда же», «название факультета понравилось», «мама так
сказала» и т. д. О будущей профессии он практически ничего не знает. В России,
как минимум половина выпускников вузов работает не по той специальности,
которая значится у них в дипломе. Для некоторых профессий эта доля доходит до
70–90%.
Педагоги и администрация нашего учреждения понимают, что не каждый
обучающийся, в силу материального положения своей семьи или других причин,
сможет продолжить свое образование в высшем учебном заведении, перед
большинством из них остро встанет вопрос профессионального выбора по
рабочим профессиям. Самостоятельно осуществить профессиональный выбор
подросток не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все
стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых,
3
психолого-педагогическом
сопровождении,
совместной
деятельности
образовательного учреждения, семьи, социума. И мы, в большей степени, в своей
работе ориентируемся на таких детей.
В современных образовательных учреждениях отсутствует эффективная
работа по подготовке подрастающего поколения к ориентированию в условиях
современного
рынка
труда.
Недостаточная
сформированность
мотивов
саморазвития личности обучающегося и ее готовности к выбору будущей
профессии – важная проблема, которую необходимо решать, не откладывая.
Соответственно,
явной
становится
необходимость
разработки
модели
и
технологии профориентации, направленные на повышение осознанности выбора
профессии у детей.
Главная идея данного проекта – подготовить обучающегося (а затем и
выпускника) к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения
образования и к последующему профессиональному самоопределению. Для этого
необходимо
сформировать
у
детей
социально
значимые
внутренние
(психологические) регуляторы поведения и деятельности в связи с выбором
профессии; создавать внешние и внутренние условия социально ценной активной
деятельности
в
профессиональном
самоопределении.
Профессиональное
самоопределение – процесс развития личности, внутренним содержанием
которого является формирование системы знаний о мире труда, положительной
трудовой направленности, практических умений и навыков в общественно
значимой деятельности.
Новизна
и
отличительные
особенности
данной
модели
от
уже
существующих:
Комплекс
форм
и
методов
профессиональной
ориентации
(тренинги, консультации, профтестирование, встречи, экскурсии).
Сочетание традиционных методов с современными инновационными
технологиями.
Методы
работы
являются
индивидуально-ориентированными
и
способствующими успешному личностному развитию молодежи.
4
Признание руководством и коллективом педагогов нашего учреждения того
факта,
что
реализация
профориентационной
работы
является
одним
из
приоритетных
направлений
деятельности
образовательного
учреждения,
побудило нас разработать модель профессионально ориентационной работы по
программе «Карьерный рост».
III
. Цели и задачи проекта
Цель
данного
проекта
-
формирование
у
обучающихся
готовности
самостоятельно
планировать
и
реализовывать
перспективы
персонального
образовательно-профессионального
маршрута
в
условиях
свободы
выбора
профиля
обучения
и
сферы
будущей
профессиональной
деятельности
в
соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований
рынка труда.
Объект исследования: Психолого – педагогические условия профессионально
ориентационной работы.
Предмет исследования.
Модель профессионально ориентационной работы в
образовательной организации по программе «Карьерный рост».
Гипотеза. Процесс развития самостоятельной, творческой личности способной к
адаптации в обществе будет протекать более успешно, если будут соблюдены
соответствующие
психолого-педагогические
условия
при
организации
профессионально ориентационной работы в объединении для осознанного
профессионального самоопределения обучающихся
Задачи:
1.
Разработать и внедрить технологии профориентации, направленные на
повышение осознанности выбора профессии у детей.
2.
Способствовать
проектированию
подростками
своих
жизненных
и
профессиональных планов.
3.
Создать
условия
для
осознанного
профессионального
самоопределения
обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными
особенностями, потребностями общества, региона в кадрах.
4.
Способствовать формированию способностей обучающихся к социально –
профессиональной адаптации в обществе.
5
Методы:
Теоретический: изучение психолого - педагогической литературы; изучение и
обобщение педагогического опыта; систематизация и классификация.
Экспериментальный:
анкетирование,
тестирование,
наблюдение,
педагогический эксперимент, экскурсии на предприятия.
Статистический: обработка полученных данных.
IV
. Основное содержание проекта
Проект реализуется по программе «Карьерный рост» в процессе обучения
и внеурочной деятельности в условиях взаимодействия объединения с другими
социальными структурами: семьёй, профессиональными учебными заведениями,
службой занятости, предприятиями района, представителями разных профессий.
Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс
социально-профессионального
самоопределения
ребенка,
модель
профориентационной
работы
в
объединении
базируется
на
следующих
принципах:
Принцип
сознательности в
выборе
профессии
выражается
в
стремлении
удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой
деятельности, но и принести пользу обществу.
Принцип
соответствия
выбираемой
профессии
интересам,
склонностям,
способностям личности и одновременно потребностям общества в кадрах
выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии.
Принцип активности в выборе профессии
характеризует тип деятельности
личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо
активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая
проба сил самих обучающихся, советы родителей и их профессиональный опыт,
поиск и чтение литературы, практика.
Принцип развития - отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы
возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста
опыта и профессионального мастерства, удовлетворять культурные потребности
личности, потребность в жилье, отдыхе.
6
А, также, группа принципов, тесно связанных с общепедагогическими
принципами:
Связь профориентации с жизнью, трудом, предусматривающей оказание помощи
обучающемуся в выборе его будущей профессии в органичном единстве с
потребностями общества в квалифицированных кадрах.
Связь
профориентации
с
практикой
–
этот
принцип,
предусматривает
организацию
профессиональных
проб,
непосредственной
практической
деятельности обучающихся.
Взаимосвязь
образовательного
учреждения,
семьи,
предприятий
города,
профессиональных учебных заведений.
Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от
возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов.
Оптимальное
сочетание
массовых,
групповых
и
индивидуальных
форм
профориентационной работы с обучающимися и их родителями.
Соответствие
содержания форм и методов профориентационной работы
потребностям
профессионального
развития
личности
и
одновременно
потребностям района в кадрах определенных профессий и требуемого уровня
квалификации.
Направления деятельности проекта основываются на современной системе
профориентационной работы и включают в себя следующие виды:
-
Диагностическое
–
разработка,
апробация
и
внедрение
методик
психологической диагностики профессионально важных качеств человека: общих
и специальных профессиональных способностей, склонностей и интересов;
- Информационное
– поиск, сбор и хранение информации о профессиях,
профессиональных учебных заведениях на основе данных средств массовой
информации, литературы, мультимедиа и Интернета.
- Образовательное - развитие профессиональных интересов и способностей в
процессе
апробации
и
внедрения
профориентационной
образовательной
программы «Карьерный рост» для работы с обучающимися
7
-
Профессиографическое
–
описание
профессий,
выявление
требований
различных профессий и должностей к человеку, изучение общих закономерностей
и специфики различных видов профессиональной деятельности.
- Консультационное- поиск, создание и систематизация методик индивидуального
и
группового
консультирования
по
вопросам
выбора
профессии,
профессионального обучения, поиска работы и трудоустройства, адаптации на
рабочем месте, решения проблем и преодоления кризисов на различных этапах
карьеры.
- Гигиеническое
– перспективное направление изучения взаимосвязи между
здоровьем человека и профессиональной деятельностью.
Этапы реализации проекта:
Организационно-подготовительный этап. На данном этапе реализации проекта изучается
и анализируется опыт работы различных профессий на предприятиях Шаумянского
поселения Туапсинского муниципального округа и определяются методологические
аспекты (проблема, объект, предмет, цель, задачи исследования, гипотеза), проводится
анкетирование обучающихся, родителей, уточняется терминологический аппарат,
подбирается
диагностический
инструментарий
для
определения
профессиональной
направленности
обучающихся,
выявления
интересов,
склонностей и способностей обучающихся, производится отбор эффективных форм
и методов работы, способствующих развитию самоопределения обучающихся,
разрабатываются
методические
и
дидактические
материалы,
определяются
организационные основы реализации опыта.
На втором этапе инновационной деятельности осуществляется реализация
проекта.
Первый
модуль
дает
общие
сведения
о
профессиях,
способах
квалификации, условиях выбора профессионального пути через введение системы
пропедевтических курсов «Человек – профессия – художественный образ»,
«Человек – профессия – человек», «Человек-профессия-знаковая система»,
«Человек-профессия-техника»,
«Человек
–
профессия-природа!
С
целью
выявления профессиональных склонностей и интересов используется «Карта
интересов» (А.Е. Голомшток), «Оценка коммуникативных и организаторских
склонностей (КОС)» (Б.А. Федоришин).
8
Второй модуль направлен на формирование образа «Я», диагностику личностных
особенностей, соотнесение индивидуальных качеств с требованиями выбранной
профессии. Используются: тест по определению типа личности (Д.Холланд);
«Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) (Е.А.Климов),
методика «Тип мышления» (методика в модификации Г. Резапкиной), методика
изучения
профессиональной
направленности
(методика
Дж.
Холланда,
модификация А. А. Азбель, при участии А.Г. Грецова). Материалы модуля
способствуют изучению и формированию адекватной самооценки подростка,
оказывают помощь в осознании ближайших жизненных планов с точки зрения
долговременных целей и ожиданий, касающихся не только профессиональной, но
и других сфер жизни.
Третий модуль
знакомит обучающихся с сегодняшним рынком труда и его
требованиями, предъявляемыми к профессионалу. Данный модуль направлен на
изучение
технологии
поиска
работы,
формирование
механизма
принятия
решений, помощь в постановке цели и построения профессионального плана,
путей
поиска
информации
о
трудоустройстве
и
комплектование
пакета
документов. Опыт работы подсказал нам, что использование перспективных
образовательных технологий даёт высокий результат в обучении детей, поэтому
на занятиях активно апробируем передовые педагогические технологии и
методики. Игровые технологии, способствуют ускорению процесса адаптации,
межличностному
и
территориальному
знакомству,
выявлению
лидеров
и
аутсайдеров. Современная профориентационная игра знакомит обучающихся с
миром
профессий,
дает
возможность
пробовать
и
развивать
свои
профессиональные способности в разных ситуациях, готовит школьников к
самому их выбору, формирует у них умение ориентироваться в мире профессий.
В рамках реализации проекта используется несколько типов игр. Тренинг
общения, игры на внимание, на память, на смекалку и т.д.). Обучающиеся
воспринимают их как развлечения. Такие игры помогают наладить контакт с
детьми, сделать занятия интересными и в этом их польза.
Прогнозирование
будущей
профессиональной
деятельности,
профессиональной
карьеры,
дальнейшего
обучения
осуществляется
через
моделирование
возможных
9
ситуаций и выхода из них при достижении цели в ходе дальнейшего обучения.
Здесь используем пробные игровые ситуации, направленные на самопознание.
При
составлении
личного
профессионального
плана
используем
игры,
моделирующие
отдельные
аспекты
профессиональной
деятельности:
производственные отношения, общение, построение личного профессионального
плана. В качестве модели таких игр служит система основных факторов выбора
профессии,
где
личный
профессиональный
план
намечается
с
учетом
профессиональных склонностей, способностей, информированности в мире
профессий,
позиции
товарищей
и
родителей,
а
также
учителей
и
профконсультантов, как выразителей общественных интересов, например: игры
"Профконсультация",
"Защита
профессии
перед
родителями",
"Приемная
комиссия". При составлении профессионального плана ребенку предлагается
обдумать главную цель, а также продумать реальные пути и средства достижения
поставленной цели. Особое внимание обращаем на то, что в профессиональном
плане всегда должен присутствовать и запасной вариант, ведь наша жизнь
динамична и изменчива, и на пути к поставленной цели могут возникнуть
неожиданные препятствия: неудача на вступительных экзаменах в ВУЗ,
непредвиденное
снижение
спроса
на
избранную
профессию,
отсутствие
материальных
возможностей
и
многое
другое.
Для
планирования
профессионального пути используется схема профессионального планирования:
-
главная цель (кем я буду? чего достигну?);
-
цепочка более отдаленных конкретных целей (где буду учиться? первая
работа, дальнейшие перспективы);
-
пути и средства достижения ближайших жизненных целей (ознакомление,
проба сил, самообразование и т. п.);
-
возможные внешние препятствия;
-
свои возможности;
-
запасные варианты.
С целью более точного отражения нравственной позиции обучающихся, на
фоне
которой
происходит
выбор
профессии,
используем
ценностно-
ориентационные игры.
10
С целью знакомства с историей возникновения многих профессий и
практической пробы сил обучающихся, организуется работа в творческих
группах. В этих творческих группах формируется ценностно-нравственная
позиция обучающихся по отношению к миру профессий как к взаимосвязанной и
взаимодополняющей системе, включенной в более широкую систему жизни
общества
в
целом.
Эти
игры
не
только
воспроизводят
многие
непрофессиональные виды деятельности (досуг, общение с природой), но и в то
же время позволяют детям лучше почувствовать и осознать место профессий и
труда вообще в жизни человека и общества.
Игры в профессиональной ориентации важны, потому что само использование
игрового метода в профориентации предполагает не только наличие конкретных
игр, но и специальную подготовку педагога к их самостоятельному применению и
совершенствованию. Схема организации и проведения игры включает четыре
основных этапа: подготовительный; процессуальный (ход игры); этап группового
обсуждения; послеигровой этап, когда полученное знание или ролевая позиция,
усвоенные в игре, переносятся в реальную жизнь.
Во взаимосвязи с игровой, используем и технологию проектного обучения, так
как она обеспечивает творческое усвоение обучающимися знаний в процессе
самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования.
Процесс
обучения
предусматривает
наличие
и
свободное
использование
разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через
компьютерные сети. В этой связи помогает использование информационно-
коммуникационных технологий. В той мере, в какой у обучающегося есть
потребность в быстром получении больших объёмов информации и обратной
связи о своих действиях, мы применяем компьютеризованные средства обучения:
презентации и видеофильмы о профессиях. Здоровьесберегающие технологии в
форме физкультурных минуток, соблюдения гигиенического режима, получения
знаний о требованиях к здоровью человека с точки зрения профессии
способствуют
сохранению
физического,
психического,
нравственного
и
духовного здоровья обучающихся.
11
Безусловно, технологии и методы обучения, как и способы организации
учебной деятельности, являются важным фактором успешности усвоения знаний,
а
также
развития
познавательных
способностей
и
личностных
качеств.
Применительно к профориентации, ведущими являются проблемные, поисковые,
эвристические, исследовательские, проектные и игровые методы обучения (в
сочетании с формами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы).
Главным звеном в профориентационной работе, несомненно, является педагог.
Для адекватной оценки личностных качеств и всей деятельности обучающихся, в
целом, необходимо иметь достаточный психологический уровень подготовки:
- знание научных данных о психологических особенностях обучающихся разной
возрастной категории, приёмов целенаправленного педагогического наблюдения
и диагностики профориентационной направленности обучающихся: склонностей,
способностей и интересов;
- владение методами и приемами проведения тренингов, проблемных занятий,
конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, консультирования, позволяющих
обучающимся
проявить
свои
способности,
способствующих
развитию
самостоятельности мышления, инициативности и творчества каждого ребенка.
-
взаимодействие
с
психологом
учреждения,
различными
социальными
структурами.
В рамках реализации проекта индивидуализация обучения в системе
профессионально ориентационной работы осуществляется как со стороны
педагога, так и со стороны самого ребёнка, который сам осуществляет выбор
интересного для себя вида деятельности. В связи с этим, изменяется и позиция
педагога: теперь он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник
в становлении личности обучающегося.
Обучение построено по круговой системе: основываясь на принципах
поверхностного ранжирования:1– «очень интересно»; 2 – «интересно»; 3– «это в
жизни пригодится»; 4 –«это мне не помешает». При этом в течение учебного года
каждый ребёнок попытается «примерить» на себя ту или иную профессию,
постарается изучить особенности сфер и видов деятельности, познать себя, и в
итоге – определить ту профессиональную область, которую он хотел бы познать
12
более глубоко с целью профессионального самоопределения. Обучение способам
выбора
индивидуального
маршрута
образовательной
деятельности
осуществляется через организацию психолого-педагогической диагностики и
самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или
иным видам образовательной деятельности, выявление основных затруднений,
проблем в выборе профессии или профиля обучения, соотнесение аргументов
«за» и «против» совершаемого выбора профиля; проведение ранжирования
факторов, в котором независимо друг от друга принимает участие сам ребенок,
его родители, педагог, психолог. На этом этапе используются опросник для
определения профессиональной готовности (Л.Н. Кабардова); методика Йовайши
«Сфера профессиональных предпочтений обучающихся».
Для
повышения
результативности
профориентационной
работы
была
разработана «Профориентационная карта обучающегося», включающая:
-
Общие данные о ребенке (заполняется ежегодно под руководством педагога).
-
Изучение профессиональной направленности личности обучающегося.
-
Прогнозирование участия и достижения обучающихся в мероприятиях
различного уровня.
-
Обоснование
профессионального
выбора
(заполняется
родителями
и
педагогом- психологом).
-
Самодиагностика (заполняется ребенком).
В
конце
курса
обучения
(март-май)
заполняется анкета-рекомендация для
определения направления и формы организации обучения (I часть анкеты
заполняется ребенком, II часть – педагогом и психологом, которые рекомендуют
обучающемуся предметы для изучения на повышенном или углубленным уровне
и форму организации обучения).
Третий этап – аналитический - осуществлялся контроль и анализ реализации
проекта и достигнутых результатов; определялись проблемы, возникшие в ходе
реализации проекта, пути их решений. Определялись направления дальнейшей
работы в этом направлении.
Уровень развития профориентационной грамотности обучающихся на всех
этапах реализации проекта отслеживаются по следующим критериям: наличие
13
природных способностей, отношение и интерес к занятиям, инициативность и
активность ребёнка, творческая направленность личности, наличие принципов и
убеждений, общая культура и способности детей.
Успешность и активность ребенка в образовательной и творческой
деятельности поможет в дальнейшем в выборе будущей профессии. Мониторинг
показал, что за время реализации представляемого проекта в мероприятиях
различного уровня приняло участие 93%, результативно-66,6% обучающихся.
Об
эффективности
профориентационной
работы
говорят
исследования
готовности
обучающихся
к
профессиональному
выбору.
Как
видно
из
диаграммы1 , количество детей, которые не знают, какую профессию выберут в
будущем снизилось на 30 %; сомневающихся снизилось на 9%, детей, которые
определились с выбором профессии повысилось на 21 %.
Исследование мотивации получения обучающимися дальнейшего образования в
высших и средних учебных заведениях (диаграмма 2) определяет приоритетные
направления
профориентационной
работы.
Из
диаграммы
видно,
что
самостоятельно приняли решение после реализации проекта на 21% больше
обучающихся, чем до обучения. Мнение друзей стали учитывать на 12% меньше,
случайный выбор отметили на 6 % меньше детей.
Диаграмма 2
Мотивация получения обучающимися дальнейшего образования
14
Обобщение и распространение педагогического опыта работы
На
начальном
этапе
этого
направления
деятельности
проводилась
апробация рабочей программы «Карьерный рост». Так, результаты апробации
программы показали, что:
- содержание разделов образовательной программы, логика изложения учебного
материала – рациональны, способствуют достижению поставленных целей;
- содержание курса обучения научно достоверно, изложено в логической
последовательности,
способствует
реализации
обучающего,
развивающего,
воспитательного аспекта профессионально ориентационного образования;
- реализация программы способствует разностороннему развитию обучающихся,
программа реально выполнима.
2. Создан и пополняется банк данных профессий, учебных заведений.
3. Созданы и пополняются профориентационные карты обучающихся.
4. Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта работы по
профориентации в нашей образовательной организации осуществляется в
процессе
участия
в
работе
семинаров,
методических
объединений,
педагогических советов.
Распространение информации о проекте
Опыт профессионально ориентационной работы освещался в рамках работы
научно - практических конференций по профориентации
Осуществляется
сетевое
взаимодействие
с
образовательными
учреждениями различными способами. Один из них – обмен полученной
информацией посредством дистанционного оборудования в соответствии с
краевым проектом «Базовые школы», в рамках комплекса мер по модернизации
15
общего образования для обучающихся в сельских школах. Базовой школой
является МАОУ СОШ №11 г. Туапсе.
. Участие в этом проекте даёт возможность установления новых связей, развития,
общения в среде ученического и педагогического сообщества и является средой
для
развития
профессиональной
компетенции
педагога,
осуществляющего
профориентацию обучающихся.
В качестве форм тиражирования данного педагогического опыта могут явиться
следующие
мероприятия
различного
уровня:
консультации,
практикумы,
открытые занятия, профессионально ориентационные мероприятия; обучающие,
профессионально ориентационные игры, мастер - классы, педагогические
мастерские и семинары; конференции, презентации, выставки и ярмарки
профессий, экскурсии на предприятия.
V. Ресурсы проекта
Нормативно-правовую основу профессионально ориентационной работы в МБОУ
ООШ №32 им. И.С.Исакова хутор Островская Щель составляют следующие
документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации"
Медиаресурсы: интернет – как источник необходимой информации; Microsoft
Office Word и Microsoft Office Power Point – как средство структурирования,
оформления, систематизации информации.
Материально-технические: компьютер, принтер, учебно-наглядные пособия и
оборудование.
Кадровые: педагог по профессионально ориентационной работе, педагог-
психолог.
VI. Партнёры
Директор, заместитель директора, педагоги.
VII. Целевая аудитория
Проект адресован классным руководителям и педагогам, осуществляющим
внедрение
профессионально
ориентационной
работы
в
организационно-
управленческую
и
педагогическую
деятельность,
занимающихся
16
профессионально ориентационной работой с обучающимися старшей возрастной
категории, а также рассчитано на педагогов, социальных работников, психологов,
работающих над этими проблемами в школе. Адресат проекта – обучающиеся
школы. По каждой теме даются подробные рекомендации по содержанию и
методам преподавания, специальная литература. Разработана система методов и
средств контроля изучаемого материала в виде промежуточных тестов.
VIII. План реализации проекта
Первый этап – организационный:
- создание нормативно-правовой базы;
- создание системы диагностики обучающихся в процессе реализации проекта;
-
изучение
контингента
обучающихся
с
целью
выявления
склонностей,
способностей,
уровня
профессионально
ориентационной
направленности;
- организация дидактического , методического и наглядного обеспечения;
- повышение психолого-педагогической компетентности педагога в вопросах
профориентации.
Второй этап
– практический.
Планируется:
- систематическая и целенаправленная работа с обучающимися и их родителями в
соответствии с планом проекта;
- регулярное проведение бесед, профессиональных проб, интеллектуально-
творческих
мероприятий,
игровых
профессионально
ориентационных
мероприятий;
-
пополнение
и
обновление
банка
данных
методических
материалов,
диагностических
методик,
инновационных
педагогических
технологий,
профессий, учебных заведений;
- обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов.
Третий этап
– аналитический .
Предполагается:
-
осуществление
контроля
и
анализа
реализации
проекта,
достигнутых
результатов;
- определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, пути их решений и
составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении.
17
СТРУКТУРА ПРОЕКТА
Основные направления реализации проекта:
1. Создание благоприятных условий для профессионально ориентационной
работы.
Предусматриваются мероприятия, направленные на:
-
решение
проблем
организационного,
методического,
информационного
обеспечения профориентации обучающихся;
-
развитие
профессионального
консультирования,
профессионального
самосознания и трудовой мотивации у обучающихся;
-
разработку и внедрение эффективных методик и технологий профессионально
ориентационной работы с обучающимися;
-
совершенствование механизмов реализации системного подхода к проблеме
профессиональной ориентации обучающихся.
2. Кадровое и методическое обеспечение профессионально ориентационной
работы.
Предполагаются меры:
- по формированию научно-методического и нормативного банка данных по
проблемам профориентации;
- по внедрению передовых педагогических технологий (игровой, проектной,
проблемной), направленных на формирование образовательно-воспитательного
поля и максимально комфортных условий для самоопределения обучающихся;
- по контролю, анализу деятельности, направленному на выявление и развитие
самоопределения обучающихся;
-по организации обмена опытом педагогов, работающих по профессионально
ориентационным программам.
IX. Ожидаемые результаты:
Реализация мероприятий, предусмотренных проектом, позволит:
-
создать
условия
для
осознанного
профессионального
самоопределения
обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными
особенностями, потребностями общества, региона в кадрах;
18
-
способствовать
проектированию
подростками
своих
жизненных
и
профессиональных планов;
-
способствовать формированию способностей обучающихся к социально –
профессиональной адаптации в обществе;
-
совершенствовать формы и методы профессионально ориентационной работы;
-
оказывать помощь и поддержку обучающимся в реализации их интересов,
потребностей и творческого потенциала;
-
обеспечить рост результативности и участия обучающихся в мероприятиях
различного уровня;
-
обеспечить преемственность в профессионально ориентационной работе на
разных возрастных этапах;
-
создать банк данных методических разработок по профориентации, банк
профессий и учебных заведений;
-
усилить
взаимодействие
системы
образовательного
учреждения
с
профессиональным образованием и бизнесом;
X. Перспективы
Данный проект направлен на разработку системы профессионально
ориентационной работы с обучающимися, так как именно в этом они нуждаются в
особой
поддержке
и
помощи.
Особенностью
данного
проекта
является
возможность
его
дополнения
и
обогащения.
В
частности,
в
вопросах:
совершенствования
методов
и
приёмов
профориентации
обучающихся,
вовлечения педагогов и обучающихся в профессионально ориентационную
деятельность. Перспективой данного проекта является – создание центра
профессионально ориентационной работы на базе учреждения, привлечение еще
большего
количества
детей,
результативное
участие
обучающихся
в
мероприятиях различного уровня.
Планируется
издание
материалов
эффективного
опыта
профессионально
ориентационной работы, проведение научно-практической конференции на
муниципальном уровне, организация сетевых проектов с использованием
возможностей Интернет.
19
XI. Список литературы
1.
Букреева
И.А.
Проблема
осознанного
профессионального
выбора
//
Профессиональная
ориентация
молодёжи
в
современных
социально-
экономических условиях: состояние, проблемы, перспективы / Под общ. ред.
Е.Ю. Пряжниковой – Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2009.
2.
Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности /
М.Т. Громкова. М. 2003.
3.
Кирилова Н.А. Вопросы психологии / Н.А. Кирилова. 2000. №4. С. 15.
4.
Климов Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. М.: Просвещение. 1990..
5.
Колбановский В.Н. Потребности
как
источник
активности
/
В.Н. Колбановский // Материалы 2-й межвузовской научной конференции по
проблеме психологии воли. Рязань. 1967. 254 с.
6.
Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. М.: Просвещение. 1989..
7.
Леонтьев А.Н. Деятельность.
Сознание.
Личность
/
А.Н. Леонтьев.
М.:
Политиздат. 1975.
8.
Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека / В.С. Мерлин. Пермь.
1973.
9.
Методика воспитательной работы / Под ред. В.А. Сластенина. М. 2002.
10.Назаренко В.В. Личностное самоопределение старшеклассников в контексте
социальных изменений в российском обществе / В.В. Назаренко // Сборник:
Психолого-педагогические исследования. Барнаул. 1997. С. 56–58.
11.Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара.
1998. 672 с.
12.Профессиональная
ориентация
учащейся
молодежи
/
Под
ред.
А.Д. Сазонова. М.: Просвещение. 1988. 223 с.
13.Пряжников Н.С. Методы
активизации
профессионального
и
личностного
самоопределения / Н.С. Пряжников. М. 2002. 400 с.
14.Пряжников Н.С. Школьная
профориентация:
мечты
и
реальность
/
Н.С. Пряжников // Школьный психолог. 2003. №4. С. 12–13.
15.Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного
самоопределения.
–
Воронеж:
МОДЭК,
2002.
–
400
с.
20
Психология личности в трудах отечественных психологов / Под ред.
Л.В. Куликова. СПб. 2002. 480 с.
21