Напоминание

"Модели и технологии профориентации, направленные на повышение осознанности выбора профессии у детей"


Автор: Щирова Ирина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 32 им. И.С. Исакова хутор Островская Щель
Населённый пункт: х. Островская Щель
Наименование материала: Проект
Тема: "Модели и технологии профориентации, направленные на повышение осознанности выбора профессии у детей"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа №32 им. И.С. Исакова

хутор Островская Щель Муниципального образования Туапсинский район

Педагогический проект

«Модели и технологии профориентации, направленные на повышение

осознанности выбора профессии у детей»»

Авторы проекта:

Учитель русского языка и литературы: Щирова Ирина Николаевна

2025

1

I

. Краткая аннотация проекта

Настоящий проект-это модель профессионально-ориентационной работы,

представляющая собой систему мер по оказанию обучающимся личностно-

ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей,

профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также

формированию потребности и готовности к труду в современных условиях.

Проект рассчитан на обучающихся 13-16 лет. Реализация проекта осуществляется

в рамках взаимодействия с предприятиями, расположенными вблизи территории

образовательной организации.

Цель

данного

проекта

-

формирование

у

обучающихся

готовности

самостоятельно

планировать

и

реализовывать

перспективы

персонального

образовательно-профессионального маршрута, в условиях свободы выбора

профиля

обучения

и

сферы

будущей

профессиональной

деятельности

в

соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований

рынка труда.

Проект реализуется поэтапно через внеурочную работу с обучающимися по

программе «Карьерный рост». Каждый этап сопровождается соответствующими

содержанием, формами и методами. На всех этапах профориентационная работа с

обучающимися

осуществляется

в

тесном

сотрудничестве

с

родителями

(законными

представителями),

а

также

с

различными

учреждениями,

предприятиями Туапсинского района.

Информационно-образовательное пространство в организации направлено на

выявление

склонностей, способностей

обучающихся, их профессионально-

личностное становление и развитие. Выявление, развитие и обучение детей в

объединении образуют единую динамическую систему, включающую различные

формы и методы профессионально ориентационной работы, применяемые на

разных

ступенях

обучения

в

зависимости

от

целей.

В

данном

случае

профессионально ориентационная диагностика служит не целям отбора, а

средством для наиболее эффективного обучения и развития каждого ребёнка.

2

II

. Обоснование необходимости проекта

Одной из приоритетных задач современного образования в условиях

модернизации

является

подготовка

обучающихся

к

осознанному

профессиональному выбору. Возросшие требования современного общества к

уровню

профессиональной

подготовки

делают

актуальными

проблемы

профессиональной ориентации выпускников учреждений образования, поскольку

их

профессиональные

намерения

не

всегда

соответствуют

потребностям

региональной экономики в кадрах определенных профессий. Вокруг профессии

формируются

привычки,

характер,

образ

жизни,

круг

общения,

личные

отношения. Однако сам выбор становится сложнее, так как серьезное влияние на

него

оказывают

стремительное

развитие

науки

и

техники,

растущая

интенсивность

информационного

потока,

финансовая

сторона

вопроса.

Указанный фактор приводит к появлению избытка специалистов в одних отраслях

и

дефициту

в

других.

Это,

безусловно,

сказывается

на

эффективности

экономического развития Туапсинского района. Востребованными на рынке труда

в

настоящий

момент

являются

следующие

специальности:

воспитатель

дошкольного

образования,

учитель,

медицинские

работники,

водители,

электромонтёры, пожарные.

Закончив школу, многие выпускники выбирают специальность неосознанно:

«подруга поступает туда же», «название факультета понравилось», «мама так

сказала» и т. д. О будущей профессии он практически ничего не знает. В России,

как минимум половина выпускников вузов работает не по той специальности,

которая значится у них в дипломе. Для некоторых профессий эта доля доходит до

70–90%.

Педагоги и администрация нашего учреждения понимают, что не каждый

обучающийся, в силу материального положения своей семьи или других причин,

сможет продолжить свое образование в высшем учебном заведении, перед

большинством из них остро встанет вопрос профессионального выбора по

рабочим профессиям. Самостоятельно осуществить профессиональный выбор

подросток не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все

стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых,

3

психолого-педагогическом

сопровождении,

совместной

деятельности

образовательного учреждения, семьи, социума. И мы, в большей степени, в своей

работе ориентируемся на таких детей.

В современных образовательных учреждениях отсутствует эффективная

работа по подготовке подрастающего поколения к ориентированию в условиях

современного

рынка

труда.

Недостаточная

сформированность

мотивов

саморазвития личности обучающегося и ее готовности к выбору будущей

профессии – важная проблема, которую необходимо решать, не откладывая.

Соответственно,

явной

становится

необходимость

разработки

модели

и

технологии профориентации, направленные на повышение осознанности выбора

профессии у детей.

Главная идея данного проекта – подготовить обучающегося (а затем и

выпускника) к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения

образования и к последующему профессиональному самоопределению. Для этого

необходимо

сформировать

у

детей

социально

значимые

внутренние

(психологические) регуляторы поведения и деятельности в связи с выбором

профессии; создавать внешние и внутренние условия социально ценной активной

деятельности

в

профессиональном

самоопределении.

Профессиональное

самоопределение – процесс развития личности, внутренним содержанием

которого является формирование системы знаний о мире труда, положительной

трудовой направленности, практических умений и навыков в общественно

значимой деятельности.

Новизна

и

отличительные

особенности

данной

модели

от

уже

существующих:

Комплекс

форм

и

методов

профессиональной

ориентации

(тренинги, консультации, профтестирование, встречи, экскурсии).

Сочетание традиционных методов с современными инновационными

технологиями.

Методы

работы

являются

индивидуально-ориентированными

и

способствующими успешному личностному развитию молодежи.

4

Признание руководством и коллективом педагогов нашего учреждения того

факта,

что

реализация

профориентационной

работы

является

одним

из

приоритетных

направлений

деятельности

образовательного

учреждения,

побудило нас разработать модель профессионально ориентационной работы по

программе «Карьерный рост».

III

. Цели и задачи проекта

Цель

данного

проекта

-

формирование

у

обучающихся

готовности

самостоятельно

планировать

и

реализовывать

перспективы

персонального

образовательно-профессионального

маршрута

в

условиях

свободы

выбора

профиля

обучения

и

сферы

будущей

профессиональной

деятельности

в

соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований

рынка труда.

Объект исследования: Психолого – педагогические условия профессионально

ориентационной работы.

Предмет исследования.

Модель профессионально ориентационной работы в

образовательной организации по программе «Карьерный рост».

Гипотеза. Процесс развития самостоятельной, творческой личности способной к

адаптации в обществе будет протекать более успешно, если будут соблюдены

соответствующие

психолого-педагогические

условия

при

организации

профессионально ориентационной работы в объединении для осознанного

профессионального самоопределения обучающихся

Задачи:

1.

Разработать и внедрить технологии профориентации, направленные на

повышение осознанности выбора профессии у детей.

2.

Способствовать

проектированию

подростками

своих

жизненных

и

профессиональных планов.

3.

Создать

условия

для

осознанного

профессионального

самоопределения

обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными

особенностями, потребностями общества, региона в кадрах.

4.

Способствовать формированию способностей обучающихся к социально –

профессиональной адаптации в обществе.

5

Методы:

Теоретический: изучение психолого - педагогической литературы; изучение и

обобщение педагогического опыта; систематизация и классификация.

Экспериментальный:

анкетирование,

тестирование,

наблюдение,

педагогический эксперимент, экскурсии на предприятия.

Статистический: обработка полученных данных.

IV

. Основное содержание проекта

Проект реализуется по программе «Карьерный рост» в процессе обучения

и внеурочной деятельности в условиях взаимодействия объединения с другими

социальными структурами: семьёй, профессиональными учебными заведениями,

службой занятости, предприятиями района, представителями разных профессий.

Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс

социально-профессионального

самоопределения

ребенка,

модель

профориентационной

работы

в

объединении

базируется

на

следующих

принципах:

Принцип

сознательности в

выборе

профессии

выражается

в

стремлении

удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой

деятельности, но и принести пользу обществу.

Принцип

соответствия

выбираемой

профессии

интересам,

склонностям,

способностям личности и одновременно потребностям общества в кадрах

выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии.

Принцип активности в выборе профессии

характеризует тип деятельности

личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо

активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая

проба сил самих обучающихся, советы родителей и их профессиональный опыт,

поиск и чтение литературы, практика.

Принцип развития - отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы

возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста

опыта и профессионального мастерства, удовлетворять культурные потребности

личности, потребность в жилье, отдыхе.

6

А, также, группа принципов, тесно связанных с общепедагогическими

принципами:

Связь профориентации с жизнью, трудом, предусматривающей оказание помощи

обучающемуся в выборе его будущей профессии в органичном единстве с

потребностями общества в квалифицированных кадрах.

Связь

профориентации

с

практикой

этот

принцип,

предусматривает

организацию

профессиональных

проб,

непосредственной

практической

деятельности обучающихся.

Взаимосвязь

образовательного

учреждения,

семьи,

предприятий

города,

профессиональных учебных заведений.

Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от

возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов.

Оптимальное

сочетание

массовых,

групповых

и

индивидуальных

форм

профориентационной работы с обучающимися и их родителями.

Соответствие

содержания форм и методов профориентационной работы

потребностям

профессионального

развития

личности

и

одновременно

потребностям района в кадрах определенных профессий и требуемого уровня

квалификации.

Направления деятельности проекта основываются на современной системе

профориентационной работы и включают в себя следующие виды:

-

Диагностическое

разработка,

апробация

и

внедрение

методик

психологической диагностики профессионально важных качеств человека: общих

и специальных профессиональных способностей, склонностей и интересов;

- Информационное

– поиск, сбор и хранение информации о профессиях,

профессиональных учебных заведениях на основе данных средств массовой

информации, литературы, мультимедиа и Интернета.

- Образовательное - развитие профессиональных интересов и способностей в

процессе

апробации

и

внедрения

профориентационной

образовательной

программы «Карьерный рост» для работы с обучающимися

7

-

Профессиографическое

описание

профессий,

выявление

требований

различных профессий и должностей к человеку, изучение общих закономерностей

и специфики различных видов профессиональной деятельности.

- Консультационное- поиск, создание и систематизация методик индивидуального

и

группового

консультирования

по

вопросам

выбора

профессии,

профессионального обучения, поиска работы и трудоустройства, адаптации на

рабочем месте, решения проблем и преодоления кризисов на различных этапах

карьеры.

- Гигиеническое

– перспективное направление изучения взаимосвязи между

здоровьем человека и профессиональной деятельностью.

Этапы реализации проекта:

Организационно-подготовительный этап. На данном этапе реализации проекта изучается

и анализируется опыт работы различных профессий на предприятиях Шаумянского

поселения Туапсинского муниципального округа и определяются методологические

аспекты (проблема, объект, предмет, цель, задачи исследования, гипотеза), проводится

анкетирование обучающихся, родителей, уточняется терминологический аппарат,

подбирается

диагностический

инструментарий

для

определения

профессиональной

направленности

обучающихся,

выявления

интересов,

склонностей и способностей обучающихся, производится отбор эффективных форм

и методов работы, способствующих развитию самоопределения обучающихся,

разрабатываются

методические

и

дидактические

материалы,

определяются

организационные основы реализации опыта.

На втором этапе инновационной деятельности осуществляется реализация

проекта.

Первый

модуль

дает

общие

сведения

о

профессиях,

способах

квалификации, условиях выбора профессионального пути через введение системы

пропедевтических курсов «Человек – профессия – художественный образ»,

«Человек – профессия – человек», «Человек-профессия-знаковая система»,

«Человек-профессия-техника»,

«Человек

профессия-природа!

С

целью

выявления профессиональных склонностей и интересов используется «Карта

интересов» (А.Е. Голомшток), «Оценка коммуникативных и организаторских

склонностей (КОС)» (Б.А. Федоришин).

8

Второй модуль направлен на формирование образа «Я», диагностику личностных

особенностей, соотнесение индивидуальных качеств с требованиями выбранной

профессии. Используются: тест по определению типа личности (Д.Холланд);

«Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) (Е.А.Климов),

методика «Тип мышления» (методика в модификации Г. Резапкиной), методика

изучения

профессиональной

направленности

(методика

Дж.

Холланда,

модификация А. А. Азбель, при участии А.Г. Грецова). Материалы модуля

способствуют изучению и формированию адекватной самооценки подростка,

оказывают помощь в осознании ближайших жизненных планов с точки зрения

долговременных целей и ожиданий, касающихся не только профессиональной, но

и других сфер жизни.

Третий модуль

знакомит обучающихся с сегодняшним рынком труда и его

требованиями, предъявляемыми к профессионалу. Данный модуль направлен на

изучение

технологии

поиска

работы,

формирование

механизма

принятия

решений, помощь в постановке цели и построения профессионального плана,

путей

поиска

информации

о

трудоустройстве

и

комплектование

пакета

документов. Опыт работы подсказал нам, что использование перспективных

образовательных технологий даёт высокий результат в обучении детей, поэтому

на занятиях активно апробируем передовые педагогические технологии и

методики. Игровые технологии, способствуют ускорению процесса адаптации,

межличностному

и

территориальному

знакомству,

выявлению

лидеров

и

аутсайдеров. Современная профориентационная игра знакомит обучающихся с

миром

профессий,

дает

возможность

пробовать

и

развивать

свои

профессиональные способности в разных ситуациях, готовит школьников к

самому их выбору, формирует у них умение ориентироваться в мире профессий.

В рамках реализации проекта используется несколько типов игр. Тренинг

общения, игры на внимание, на память, на смекалку и т.д.). Обучающиеся

воспринимают их как развлечения. Такие игры помогают наладить контакт с

детьми, сделать занятия интересными и в этом их польза.

Прогнозирование

будущей

профессиональной

деятельности,

профессиональной

карьеры,

дальнейшего

обучения

осуществляется

через

моделирование

возможных

9

ситуаций и выхода из них при достижении цели в ходе дальнейшего обучения.

Здесь используем пробные игровые ситуации, направленные на самопознание.

При

составлении

личного

профессионального

плана

используем

игры,

моделирующие

отдельные

аспекты

профессиональной

деятельности:

производственные отношения, общение, построение личного профессионального

плана. В качестве модели таких игр служит система основных факторов выбора

профессии,

где

личный

профессиональный

план

намечается

с

учетом

профессиональных склонностей, способностей, информированности в мире

профессий,

позиции

товарищей

и

родителей,

а

также

учителей

и

профконсультантов, как выразителей общественных интересов, например: игры

"Профконсультация",

"Защита

профессии

перед

родителями",

"Приемная

комиссия". При составлении профессионального плана ребенку предлагается

обдумать главную цель, а также продумать реальные пути и средства достижения

поставленной цели. Особое внимание обращаем на то, что в профессиональном

плане всегда должен присутствовать и запасной вариант, ведь наша жизнь

динамична и изменчива, и на пути к поставленной цели могут возникнуть

неожиданные препятствия: неудача на вступительных экзаменах в ВУЗ,

непредвиденное

снижение

спроса

на

избранную

профессию,

отсутствие

материальных

возможностей

и

многое

другое.

Для

планирования

профессионального пути используется схема профессионального планирования:

-

главная цель (кем я буду? чего достигну?);

-

цепочка более отдаленных конкретных целей (где буду учиться? первая

работа, дальнейшие перспективы);

-

пути и средства достижения ближайших жизненных целей (ознакомление,

проба сил, самообразование и т. п.);

-

возможные внешние препятствия;

-

свои возможности;

-

запасные варианты.

С целью более точного отражения нравственной позиции обучающихся, на

фоне

которой

происходит

выбор

профессии,

используем

ценностно-

ориентационные игры.

10

С целью знакомства с историей возникновения многих профессий и

практической пробы сил обучающихся, организуется работа в творческих

группах. В этих творческих группах формируется ценностно-нравственная

позиция обучающихся по отношению к миру профессий как к взаимосвязанной и

взаимодополняющей системе, включенной в более широкую систему жизни

общества

в

целом.

Эти

игры

не

только

воспроизводят

многие

непрофессиональные виды деятельности (досуг, общение с природой), но и в то

же время позволяют детям лучше почувствовать и осознать место профессий и

труда вообще в жизни человека и общества.

Игры в профессиональной ориентации важны, потому что само использование

игрового метода в профориентации предполагает не только наличие конкретных

игр, но и специальную подготовку педагога к их самостоятельному применению и

совершенствованию. Схема организации и проведения игры включает четыре

основных этапа: подготовительный; процессуальный (ход игры); этап группового

обсуждения; послеигровой этап, когда полученное знание или ролевая позиция,

усвоенные в игре, переносятся в реальную жизнь.

Во взаимосвязи с игровой, используем и технологию проектного обучения, так

как она обеспечивает творческое усвоение обучающимися знаний в процессе

самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования.

Процесс

обучения

предусматривает

наличие

и

свободное

использование

разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через

компьютерные сети. В этой связи помогает использование информационно-

коммуникационных технологий. В той мере, в какой у обучающегося есть

потребность в быстром получении больших объёмов информации и обратной

связи о своих действиях, мы применяем компьютеризованные средства обучения:

презентации и видеофильмы о профессиях. Здоровьесберегающие технологии в

форме физкультурных минуток, соблюдения гигиенического режима, получения

знаний о требованиях к здоровью человека с точки зрения профессии

способствуют

сохранению

физического,

психического,

нравственного

и

духовного здоровья обучающихся.

11

Безусловно, технологии и методы обучения, как и способы организации

учебной деятельности, являются важным фактором успешности усвоения знаний,

а

также

развития

познавательных

способностей

и

личностных

качеств.

Применительно к профориентации, ведущими являются проблемные, поисковые,

эвристические, исследовательские, проектные и игровые методы обучения (в

сочетании с формами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы).

Главным звеном в профориентационной работе, несомненно, является педагог.

Для адекватной оценки личностных качеств и всей деятельности обучающихся, в

целом, необходимо иметь достаточный психологический уровень подготовки:

- знание научных данных о психологических особенностях обучающихся разной

возрастной категории, приёмов целенаправленного педагогического наблюдения

и диагностики профориентационной направленности обучающихся: склонностей,

способностей и интересов;

- владение методами и приемами проведения тренингов, проблемных занятий,

конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, консультирования, позволяющих

обучающимся

проявить

свои

способности,

способствующих

развитию

самостоятельности мышления, инициативности и творчества каждого ребенка.

-

взаимодействие

с

психологом

учреждения,

различными

социальными

структурами.

В рамках реализации проекта индивидуализация обучения в системе

профессионально ориентационной работы осуществляется как со стороны

педагога, так и со стороны самого ребёнка, который сам осуществляет выбор

интересного для себя вида деятельности. В связи с этим, изменяется и позиция

педагога: теперь он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник

в становлении личности обучающегося.

Обучение построено по круговой системе: основываясь на принципах

поверхностного ранжирования:1– «очень интересно»; 2 – «интересно»; 3– «это в

жизни пригодится»; 4 –«это мне не помешает». При этом в течение учебного года

каждый ребёнок попытается «примерить» на себя ту или иную профессию,

постарается изучить особенности сфер и видов деятельности, познать себя, и в

итоге – определить ту профессиональную область, которую он хотел бы познать

12

более глубоко с целью профессионального самоопределения. Обучение способам

выбора

индивидуального

маршрута

образовательной

деятельности

осуществляется через организацию психолого-педагогической диагностики и

самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или

иным видам образовательной деятельности, выявление основных затруднений,

проблем в выборе профессии или профиля обучения, соотнесение аргументов

«за» и «против» совершаемого выбора профиля; проведение ранжирования

факторов, в котором независимо друг от друга принимает участие сам ребенок,

его родители, педагог, психолог. На этом этапе используются опросник для

определения профессиональной готовности (Л.Н. Кабардова); методика Йовайши

«Сфера профессиональных предпочтений обучающихся».

Для

повышения

результативности

профориентационной

работы

была

разработана «Профориентационная карта обучающегося», включающая:

-

Общие данные о ребенке (заполняется ежегодно под руководством педагога).

-

Изучение профессиональной направленности личности обучающегося.

-

Прогнозирование участия и достижения обучающихся в мероприятиях

различного уровня.

-

Обоснование

профессионального

выбора

(заполняется

родителями

и

педагогом- психологом).

-

Самодиагностика (заполняется ребенком).

В

конце

курса

обучения

(март-май)

заполняется анкета-рекомендация для

определения направления и формы организации обучения (I часть анкеты

заполняется ребенком, II часть – педагогом и психологом, которые рекомендуют

обучающемуся предметы для изучения на повышенном или углубленным уровне

и форму организации обучения).

Третий этап – аналитический - осуществлялся контроль и анализ реализации

проекта и достигнутых результатов; определялись проблемы, возникшие в ходе

реализации проекта, пути их решений. Определялись направления дальнейшей

работы в этом направлении.

Уровень развития профориентационной грамотности обучающихся на всех

этапах реализации проекта отслеживаются по следующим критериям: наличие

13

природных способностей, отношение и интерес к занятиям, инициативность и

активность ребёнка, творческая направленность личности, наличие принципов и

убеждений, общая культура и способности детей.

Успешность и активность ребенка в образовательной и творческой

деятельности поможет в дальнейшем в выборе будущей профессии. Мониторинг

показал, что за время реализации представляемого проекта в мероприятиях

различного уровня приняло участие 93%, результативно-66,6% обучающихся.

Об

эффективности

профориентационной

работы

говорят

исследования

готовности

обучающихся

к

профессиональному

выбору.

Как

видно

из

диаграммы1 , количество детей, которые не знают, какую профессию выберут в

будущем снизилось на 30 %; сомневающихся снизилось на 9%, детей, которые

определились с выбором профессии повысилось на 21 %.

Исследование мотивации получения обучающимися дальнейшего образования в

высших и средних учебных заведениях (диаграмма 2) определяет приоритетные

направления

профориентационной

работы.

Из

диаграммы

видно,

что

самостоятельно приняли решение после реализации проекта на 21% больше

обучающихся, чем до обучения. Мнение друзей стали учитывать на 12% меньше,

случайный выбор отметили на 6 % меньше детей.

Диаграмма 2

Мотивация получения обучающимися дальнейшего образования

14

Обобщение и распространение педагогического опыта работы

На

начальном

этапе

этого

направления

деятельности

проводилась

апробация рабочей программы «Карьерный рост». Так, результаты апробации

программы показали, что:

- содержание разделов образовательной программы, логика изложения учебного

материала – рациональны, способствуют достижению поставленных целей;

- содержание курса обучения научно достоверно, изложено в логической

последовательности,

способствует

реализации

обучающего,

развивающего,

воспитательного аспекта профессионально ориентационного образования;

- реализация программы способствует разностороннему развитию обучающихся,

программа реально выполнима.

2. Создан и пополняется банк данных профессий, учебных заведений.

3. Созданы и пополняются профориентационные карты обучающихся.

4. Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта работы по

профориентации в нашей образовательной организации осуществляется в

процессе

участия

в

работе

семинаров,

методических

объединений,

педагогических советов.

Распространение информации о проекте

Опыт профессионально ориентационной работы освещался в рамках работы

научно - практических конференций по профориентации

Осуществляется

сетевое

взаимодействие

с

образовательными

учреждениями различными способами. Один из них – обмен полученной

информацией посредством дистанционного оборудования в соответствии с

краевым проектом «Базовые школы», в рамках комплекса мер по модернизации

15

общего образования для обучающихся в сельских школах. Базовой школой

является МАОУ СОШ №11 г. Туапсе.

. Участие в этом проекте даёт возможность установления новых связей, развития,

общения в среде ученического и педагогического сообщества и является средой

для

развития

профессиональной

компетенции

педагога,

осуществляющего

профориентацию обучающихся.

В качестве форм тиражирования данного педагогического опыта могут явиться

следующие

мероприятия

различного

уровня:

консультации,

практикумы,

открытые занятия, профессионально ориентационные мероприятия; обучающие,

профессионально ориентационные игры, мастер - классы, педагогические

мастерские и семинары; конференции, презентации, выставки и ярмарки

профессий, экскурсии на предприятия.

V. Ресурсы проекта

Нормативно-правовую основу профессионально ориентационной работы в МБОУ

ООШ №32 им. И.С.Исакова хутор Островская Щель составляют следующие

документы:

1.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской

Федерации"

Медиаресурсы: интернет – как источник необходимой информации; Microsoft

Office Word и Microsoft Office Power Point – как средство структурирования,

оформления, систематизации информации.

Материально-технические: компьютер, принтер, учебно-наглядные пособия и

оборудование.

Кадровые: педагог по профессионально ориентационной работе, педагог-

психолог.

VI. Партнёры

Директор, заместитель директора, педагоги.

VII. Целевая аудитория

Проект адресован классным руководителям и педагогам, осуществляющим

внедрение

профессионально

ориентационной

работы

в

организационно-

управленческую

и

педагогическую

деятельность,

занимающихся

16

профессионально ориентационной работой с обучающимися старшей возрастной

категории, а также рассчитано на педагогов, социальных работников, психологов,

работающих над этими проблемами в школе. Адресат проекта – обучающиеся

школы. По каждой теме даются подробные рекомендации по содержанию и

методам преподавания, специальная литература. Разработана система методов и

средств контроля изучаемого материала в виде промежуточных тестов.

VIII. План реализации проекта

Первый этап – организационный:

- создание нормативно-правовой базы;

- создание системы диагностики обучающихся в процессе реализации проекта;

-

изучение

контингента

обучающихся

с

целью

выявления

склонностей,

способностей,

уровня

профессионально

ориентационной

направленности;

- организация дидактического , методического и наглядного обеспечения;

- повышение психолого-педагогической компетентности педагога в вопросах

профориентации.

Второй этап

– практический.

Планируется:

- систематическая и целенаправленная работа с обучающимися и их родителями в

соответствии с планом проекта;

- регулярное проведение бесед, профессиональных проб, интеллектуально-

творческих

мероприятий,

игровых

профессионально

ориентационных

мероприятий;

-

пополнение

и

обновление

банка

данных

методических

материалов,

диагностических

методик,

инновационных

педагогических

технологий,

профессий, учебных заведений;

- обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов.

Третий этап

– аналитический .

Предполагается:

-

осуществление

контроля

и

анализа

реализации

проекта,

достигнутых

результатов;

- определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, пути их решений и

составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении.

17

СТРУКТУРА ПРОЕКТА

Основные направления реализации проекта:

1. Создание благоприятных условий для профессионально ориентационной

работы.

Предусматриваются мероприятия, направленные на:

-

решение

проблем

организационного,

методического,

информационного

обеспечения профориентации обучающихся;

-

развитие

профессионального

консультирования,

профессионального

самосознания и трудовой мотивации у обучающихся;

-

разработку и внедрение эффективных методик и технологий профессионально

ориентационной работы с обучающимися;

-

совершенствование механизмов реализации системного подхода к проблеме

профессиональной ориентации обучающихся.

2. Кадровое и методическое обеспечение профессионально ориентационной

работы.

Предполагаются меры:

- по формированию научно-методического и нормативного банка данных по

проблемам профориентации;

- по внедрению передовых педагогических технологий (игровой, проектной,

проблемной), направленных на формирование образовательно-воспитательного

поля и максимально комфортных условий для самоопределения обучающихся;

- по контролю, анализу деятельности, направленному на выявление и развитие

самоопределения обучающихся;

-по организации обмена опытом педагогов, работающих по профессионально

ориентационным программам.

IX. Ожидаемые результаты:

Реализация мероприятий, предусмотренных проектом, позволит:

-

создать

условия

для

осознанного

профессионального

самоопределения

обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными

особенностями, потребностями общества, региона в кадрах;

18

-

способствовать

проектированию

подростками

своих

жизненных

и

профессиональных планов;

-

способствовать формированию способностей обучающихся к социально –

профессиональной адаптации в обществе;

-

совершенствовать формы и методы профессионально ориентационной работы;

-

оказывать помощь и поддержку обучающимся в реализации их интересов,

потребностей и творческого потенциала;

-

обеспечить рост результативности и участия обучающихся в мероприятиях

различного уровня;

-

обеспечить преемственность в профессионально ориентационной работе на

разных возрастных этапах;

-

создать банк данных методических разработок по профориентации, банк

профессий и учебных заведений;

-

усилить

взаимодействие

системы

образовательного

учреждения

с

профессиональным образованием и бизнесом;

X. Перспективы

Данный проект направлен на разработку системы профессионально

ориентационной работы с обучающимися, так как именно в этом они нуждаются в

особой

поддержке

и

помощи.

Особенностью

данного

проекта

является

возможность

его

дополнения

и

обогащения.

В

частности,

в

вопросах:

совершенствования

методов

и

приёмов

профориентации

обучающихся,

вовлечения педагогов и обучающихся в профессионально ориентационную

деятельность. Перспективой данного проекта является – создание центра

профессионально ориентационной работы на базе учреждения, привлечение еще

большего

количества

детей,

результативное

участие

обучающихся

в

мероприятиях различного уровня.

Планируется

издание

материалов

эффективного

опыта

профессионально

ориентационной работы, проведение научно-практической конференции на

муниципальном уровне, организация сетевых проектов с использованием

возможностей Интернет.

19

XI. Список литературы

1.

Букреева

И.А.

Проблема

осознанного

профессионального

выбора

//

Профессиональная

ориентация

молодёжи

в

современных

социально-

экономических условиях: состояние, проблемы, перспективы / Под общ. ред.

Е.Ю. Пряжниковой – Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2009.

2.

Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности /

М.Т. Громкова. М. 2003.

3.

Кирилова Н.А. Вопросы психологии / Н.А. Кирилова. 2000. №4. С. 15.

4.

Климов Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. М.: Просвещение. 1990..

5.

Колбановский В.Н. Потребности

как

источник

активности

/

В.Н. Колбановский // Материалы 2-й межвузовской научной конференции по

проблеме психологии воли. Рязань. 1967. 254 с.

6.

Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. М.: Просвещение. 1989..

7.

Леонтьев А.Н. Деятельность.

Сознание.

Личность

/

А.Н. Леонтьев.

М.:

Политиздат. 1975.

8.

Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека / В.С. Мерлин. Пермь.

1973.

9.

Методика воспитательной работы / Под ред. В.А. Сластенина. М. 2002.

10.Назаренко В.В. Личностное самоопределение старшеклассников в контексте

социальных изменений в российском обществе / В.В. Назаренко // Сборник:

Психолого-педагогические исследования. Барнаул. 1997. С. 56–58.

11.Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара.

1998. 672 с.

12.Профессиональная

ориентация

учащейся

молодежи

/

Под

ред.

А.Д. Сазонова. М.: Просвещение. 1988. 223 с.

13.Пряжников Н.С. Методы

активизации

профессионального

и

личностного

самоопределения / Н.С. Пряжников. М. 2002. 400 с.

14.Пряжников Н.С. Школьная

профориентация:

мечты

и

реальность

/

Н.С. Пряжников // Школьный психолог. 2003. №4. С. 12–13.

15.Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного

самоопределения.

Воронеж:

МОДЭК,

2002.

400

с.

20

Психология личности в трудах отечественных психологов / Под ред.

Л.В. Куликова. СПб. 2002. 480 с.

21



В раздел образования