Автор: Соколова Софья Степановна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ВМО "Спасская средняя школа"
Населённый пункт: Вологодская область, муниципальный округ Вологодский, поселок Непотягово
Наименование материала: Статья
Тема: Система работы над ошибками на уроках русского языка в начальных классах.
Раздел: начальное образование
Система работы над ошибками на уроках русского языка в начальных классах.
Одним из наиболее важных требований при отработке грамотного письма является требование
ежедневного, добросовестного выполнения работы над ошибками.
Работа над ошибками, допущенными учащимися при письме, является важным звеном в системе
обучения русскому языку. Однако вопрос об организации работы учащихся над ошибками
практически ещё далеко не решён. Как правило, такая работа проводится фронтально. В
результате чего на уроке успевают разобрать не долее 5 – 6 орфограмм. Наиболее активными на
таких уроках являются ученики, не допустившие ошибок, а пассивными – учащиеся, которые
допустили ошибки.
Для выработки прочных навыков грамотного письма большое значение имеет самостоятельная
работа над ошибками. Но при организации такой работы учитель встречается с рядом
трудностей.
Первая из них – разнородность ошибок. Разнородные ошибки говорят о том, что для выработки
навыков грамотного письма отдельным ученикам требуется различное время, так как способности
детей неодинаковы. Разнородность ошибок требует и разнообразных способов их исправления.
Вторая трудность, с которой сталкивается учитель – это различный темп учащихся. Часть учащихся
выполняет задание быстрее и вынуждена ждать, когда закончат остальные. А спешка ведёт за
собой небрежность, плохие оценки, нежелание выполнять подобного рода работу.
Большую роль здесь играет подбор дидактического материала.
Приёмы самостоятельной работы учащихся над ошибками.
1. Самостоятельное исправление учащимися ошибок.
2. Самостоятельное объяснение тех слов, в которых были допущены ошибки.
3. Подбор проверочных слов к данным словам.
4. Выбор слов из словаря для сопоставления и проверки их написания.
5. Взаимопроверка работ учащихся.
6. Подбор аналогичных примеров данной орфограммы.
7. Подбор примеров, противоположных по написанию.
8. Выписывание слов и словосочетаний из текста с определёнными орфограммами.
Эти приёмы активизируют мыслительную деятельность, формируют умение сознательно
применять изученные правила.
Для того, чтобы облегчить выполнение учащимися работы над ошибками, необходимо всех
школьников обеспечить памятками и провести с ними соответствующую ознакомительную
работу.