Автор: Новикова Наталия Перовна
Должность: Учитель музыки
Учебное заведение: ГБОУ Свердловской области "Качканарская школа"
Населённый пункт: город Качканар Свердловской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Музыка» 5 класс
Раздел: среднее образование
Министерство образования Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Качканарская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Музыка» 5 «А» класс
Составитель: Новикова Н. П., учитель
г. Качканар
2025-2026 учебный год
Пояснительная записка
I. Рабочая программа составлена на основании нормативных документов:
- Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся
с
интеллектуальными
нарушениями,
приказ
Минобрнауки
России
от
19
декабря
2014
г.
№1599
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями» (вариант 1)
-Приказ «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
интеллектуальными нарушениями» от 24 ноября 2022 г. № 1026.
-Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями (вариант 1).
- Учебного плана ГБОУ СО «Качканарская школа» на 2025-2026 учебный год;
II. Цель предмета: приобщение к музыкальной культуре обучающихся с интеллектуальными нарушениями как к
неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи учебного предмета "Музыка":
- накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение
элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);
- приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование
стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности;
- развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в
восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкальной деятельности;
Характеристика предмета:
Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса
музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности
обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.
В содержание программы входит овладение обучающимися с интеллектуальными нарушениями в доступной для них
форме
и
объеме
следующими
видами
музыкальной
деятельности:
восприятие
музыки,
хоровое пение,
элементы
музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала
уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных
произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений:
В
процессе
создания программы
учтены
индивидуальные особенности
и
возможности обучающихся, установлен
индивидуальный объем требований к усвоению учебного материала.
Минимальный уровень:
- представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара);
- пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагогического работника);
- правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в
середине слов;
- различение песни, танца, марша;
- передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом);
- определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);
- двигаться при помощи взрослого в соответствии с характером и темпом музыки;
К минимальному уровню относятся Максим, Даша, Женя, Коля.
Достаточный уровень:
- самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо);
представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);
- пение хором с выполнением требований художественного исполнения;
- ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
- различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
- выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами
динамических оттенков;
-узнавать знакомые мелодии и эмоционально реагировать на них.
К достаточному уровню относятся Амир, Матвей, Артем,Рома, Максим, Ева.
IV. Коррекционная направленность: программа предусматривает использование коррекционных игр и упражнений на
развитие познавательных процессов и психических функций на каждом уроке с учетом особенностей обучающихся.
V. Объём и сроки изучения учебного предмета: 34 часа в год, 1 час в неделю.
VI.
Формы
контроля:
устный
фронтальный
опрос,
индивидуальные
и
(или)
групповые
практические
задания,
самостоятельная, творческая работа по четвертям, за год. Участие в календарных праздниках и концертах.
Содержание разделов по предмету
Раздел
Тема
Кол
ичес
тво
часо
в
Программное содержание
Планируемый результат образования
Академический компонент
Жизненная компетенция
БУД Предметно –
информационная
составляющая
Деятельностно –
коммуникативная
составляющая
Личностные результаты.
Раздел 1.
Пение.
17
Исполнение одноголосных песен в диапазоне от
ля малой октавы до ре 2.
С наступлением мутационного периода следует
знать правила пения:
ограничить время вокальных занятий;
категорически избегать громкого,
форсированного звучания;
не кричать при речи и пении;
пользоваться мягкой атакой;
дыхание при пении должно оставаться
спокойным и равномерным;
уметь петь с классом чисто и слаженно.
Знать способы
звукообразования,
- звукоряд ДО
мажор вверх и вниз
-детские
музыкальные
инструменты,
-диапазон ЛЯ
малой октавы-ДО 2
-программные
песни
Уметь петь гамму
до-мажор с
названием нот вверх
и вниз;
-осмысленно,
выразительно петь
выученную песню с
аккомпанементом и
без него,
-петь округленным
звучанием в верхнем
регистре и мягким
звуком в нижнем
регистре,
Самовыражение через занятия
музыкальной деятельностью.
-способствовать снятию
эмоционального напряжения;
-совершенствовать певческие
навыки,
-развивать чувство ритма,
речевую активность,
звуковысотный слух,
- корригировать нарушения
звуко-произносительной
стороны речи.
Раздел 2.
Слушание
музыки.
10
Различие частей музыкального произведения по
характеру.
Различие мелодии и аккомпанемента в песне.
Строение музыкального произведения: фраза,
предложение, вступление, проигрыш,
Знать основные
музыкальные
жанры – песня,
танец, марш;
-инструменты и их
Уметь определять
звучание духового и
народного оркестра;
-отметить сильную
долю в марше,
Воспитывать радость от
совместной
и
самостоятельной
музыкальной деятельности.
позитивного отношения к
заключение.
Духовые инструменты оркестра: труба, саксофон,
флейта. П. И. Чайковский (1840—1893) —
великий русский композитор. Основные этапы
творческой биографии. Музыка для детей —
«Детский альбом». Отражение картин природы в
музыке — «Времена года». Балетная музыка —
«Щелкунчик» и «Лебединое озеро». Значение
творчества композитора.
звучание – труба,
саксофон, флейта;
- динамические
оттенки: форте,
пиано.
вальсе и польке;
-устанавливать
различия в звучании
симфонического,
народного, духового
оркестров.
искусству ,
-интерес к различным видам
музыкальной деятельности
(слушание, пение, движение
под музыку, игра на
музыкальных инструментах),
- содействовать
приобретению навыков
свободного общения с
окружающими,
Раздел 3.
Музыкаль
ная
грамота.
7
Пунктирный ритм в маршевых песнях.
Ознакомление с графической записью мелодии.
Графическое изображение нот: ДО, РЕ, МИ.
Основные понятия о музыкальных средствах
выразительности – мелодия, лад, динамика,
тембр, регистр, темп. Закрепление знаний,
полученных в 5 классе. Графическое изображение
нот на нотном стане до 1 — до 2.
Пение гаммы до мажор вверх и вниз с
одновременным их показом по графической
записи.
Ознакомление с длительностями: целая —
очень долгая, половинная — долгая, четверть —
короткая, восьмая — очень короткая.
Знать графическое
изображение нот –
до, ре, ми;
-порядок нот в
гамме до- мажор;
-нотную запись:
нотный стан,
скрипичный ключ,
счет линеек,
-ориентироваться в
средствах
музыкальной
выразительности.
Определяет на слух
выразительные
средства музыки
Воспитывать навыки,
полученные на занятиях по
музыкальной деятельности,
для участия в представлениях,
концертах, спектаклях.
-интерес к различным видам
музыкальной деятельности
(слушание,
пение, движение под музыку,
игра на музыкальных
инструментах).
Календарно - тематическое планирование
№ п/п
№ урока
в
четверти
дата
Раздел. Тема.
Домашнее задание
1-я четверть-16 часов.
1-2
1-2
Летние встречи с музыкой. Музыка народная. Жанровое разнообразие русских
народных песен.
Рассказать о лете. Послушать русские
народные песни.
3-4
3-4
Композитор. Музыка композиторская. Сравнение народной и композиторской
песни. «Учиться»-разучивание.
Слушать музыку народную. Слушать
музыку композиторскую.
5-6
5-6
Особенности композиторской песни. «Снова осень листвой..» Русские народные
инструменты.
Перечислить шумовые инструменты.
Нарисовать трещетки
7-8
7-8
Снова осень листвой- исполнение 1 куп.
Жанры русских народных песен (трудовые, плясовые).
Повторить текст песни. Слушать
р.н.песни.
9-10
9-10
Русские народные инструменты. Русский народный оркестр-состав инструментов.
Нарисовать балалайку. Что называется
оркестром-выучить определение.
11-12
11-12
Творческая работа по сравнению народной и композиторской песни. Музыка и
песни моего народа.
Знать, что означает композитор. Спеть
песню «Береза».
13-14
13-14
Основы нотной грамоты.
Петь звукоряд вверх, вниз.
15-16
15-16
«Мама» -вокально хоровая деятельность. (1куп.)
Исполнение припева.
Петь песню Мама.
2 четверть-16 ч.
17-18
1-2
Музыка народов СНГ. Украинская, Белорусская музыка.
Запомнить названия республик.
19-20
3-4
Музыка народов Кавказа. Грузия, Армения, Азербайджан
Повторять движения Лезгинки, слушать
восточную музыку.
21-22
5-6
Основные черты народной музыки. Сравнительный анализ народной музыки
разных народов.
Слушать музыку разных народов по
выбору. Знать, в чем отличия.
23-24
7-8
Ритмическая организация звуков. Морозушка - мороз.
Прохлопать ритм. Сочинить свой ритм.
25-26
9-10
Зимние музыкальные сказки: «Зимнее утро», «Зимний сон». «Зимний вечер» -
слушание.
Нарисовать зимнее утро, зимний вечер.
27-28
11-12
Три чуда: ЛАД, РЕГИСТРЫ, ТЕМБРЫ. Средства музыкальной выразительности.
Слушать музыку и определять регистр,
тембр инструмента.
29-30
13-14
Урок-концерт. «Желаем счастья!» Здравствуй, здравствуй Новый год. Хороводы и
игры.
Повторять игры и танцы. Водить
хоровод с семьей.
31-32
15-16
Новогодние танцы и песни. Итоговый урок «Три чуда».
Слушать музыку.
3 четверть-20 ч.
33-34
1-2
Мои зимние встречи с музыкой. Построение музыки(гамма до-мажор).
Нарисовать метель. Запомнить
последовательность нот.
35-36
3-4
Музыка народов мира. Особенности негритянской музыки.
Негритянские ритмы.
Нарисовать негритёнка.
37-38
5-6
Вокально-хоровая работа: Гимн школы, слушание, разучивание.
Определение Гимн-знать.
39-40
7-8
Грига «Утро». Образ природы в музыке.
Рисовать под музыку картину природы.
41-42
9-10
Песни и танцы народов Индии. Народные и современные индийские танцы.
«Танцор диско»
Посмотреть индийский фильм по
выбору.
43-44
11-12
Календарные праздники – день Защитника Отечества. «Если бы парни всей земли»-
разучивание 3куплета.
Назвать военную технику. Петь песню
под маршировку.
45-46
13-14
Испанская музыка, песни, танцы. Итальянская музыка.
Нарисовать маракас, кастаньеты.
47-48
15-16
Международный женский день- просмотр слайд-фильма о маме.
Ритмизация. Ждем весну «Веснянка».
Поздравить маму и бабушку.
Ритмировать слова.
49-50
17-18
Музыка народов Китая. Особенности национальной песни и танца.
Срисовать китайца, посмотреть фильм
про Китай.
Реализуемый учебно-методический комплекс
Название программы (реквизиты, кем рекомендовано)
Дидактические материалы
51-52
19-20
Музыка народов мира-итоговый урок . Музыка народов мира. Музыка Грига.
Музыка народов мира
Музыка Чайковского.
Играть с семьей. Слушать музыку
Грига, Чайковского.
4 четверть-16 ч.
53-54
1-2
Духовые инструменты: труба, флейта. Определение, звучание.
Нарисовать флейту, или трубу.
55-56
3-4
Мы – слушатели. Анализ музыкальных произведений. Мелодия.
Слушать пение птиц.
57-58
5-6
Мы – композиторы. Сочинение ритма на бубне. Примеры мелодичных и
ритмических сочинений.
Слушать детские песенки, пропевать
стихи с подыгрыванием на бубне.
59-60
7-8
Мы – исполнители. Выразительность песни. Исполнение песен военных лет.
Спеть с родителями военную песню.
61-62
9-10
Вечная память героям войны. «День победы!», «Победой кончилась война».
Спеть с родителями военную песню.
63-64
11-12
Царит гармония оркестра!
Группы и разновидности оркестров. Музыкальный тембр.
Повторять нотки. Запомнить названия
оркестров.
65-66
13-14
13.
Средства музыкальной выразительности. Музыкальная речь.
Нарисовать поросят.
67-68
15-16
20.
Наша школьная страна. Урок-концерт. Музыкотерапия.
Слушать музыку, петь песни.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)» (вариант 1);
- Примерная Адаптированная основная общеобразовательная программа;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1);
- Учебный план ГКОУ СО «Качканарская школа» на 2024-2025 учебный
год (вариант 1);
•
Литературные тесты;
•
Музыкальные тесты;
•
Мультимедийные презентации;
•
Видеофильмы;
•
Иллюстрации;
•
Портреты музыкантов;
•
Иллюстрационный материал
•
Шумовые инструменты
•
Музыкальные хрестоматии.
СД- диски
,
фонохрестоматии,
фото-слайды.
Литературные источники:
1.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.
2.
Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
3.
Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
4.
Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
5.
Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г
6.
Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
7.
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с
электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с
8.
Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
9.
«Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
10.
Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986
11.
Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г
12.
Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
13.
Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке
ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
Приложение:
Контрольно- измерительные материалы
Творческая работа № 1 « Музыка и литература. Музыка в баснях»(итоги Iчетверти). Тесты№1.
Творческая работа№2 «Музыка и литература. Музыка в сказках» (итоги II четверти). Тесты№2.
Проверочная работа №3 «Музыка и изобразительное искусство. Можем ли мы увидеть музыку? Можем ли мы услышать
живопись?»(итоги III четверти) Тесты №3.
Самостоятельная работа: «Три неразлучные сестры искусства-музыка, литература, живопись»(итоговая по учебному
году) Тесты№4.
Сведения об авторе программы.
Ф.И.О. Новикова Наталия Петровна.
Место работы: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Качканарская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Должность: учитель.
Домашний телефон: 8(952)1342280
Рабочий телефон: 8 (341) 6-88-87