Автор: Гладилова Анастасия Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Хуторская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Хуторка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Реализация обновленных ФГОС
Раздел: начальное образование
Игровая деятельность — важный инструмент образовательной
деятельности в условиях реализации Федеральной образовательной
программы школьного образования (ФОП НОО).
Игра занимает центральное место в жизни ребёнка, который только пришел в
первый класс и является преобладающим видом его деятельности. В
программе подчёркивается, что педагог должен максимально использовать
все варианты применения игры в образовательном процессе.
Игровая деятельность помогает решать образовательные задачи в разных
направлениях развития детей раннего школьного возраста: социально-
коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом,
физическом. Некоторые цели:
Развитие познавательных навыков — игровые формы позволяют детям
легко усваивать новый материал, даже не осознавая, что они обучаются.
Например, игры «Счёт в лесу» или «Путешествие по буквам» помогают
развивать математические и языковые навыки.
Развитие коммуникативных и социальных навыков — в ходе
ролевых игр дети учатся взаимодействовать друг с другом, договариваться и
решать конфликты. Например, игра «Почта» позволяет освоить основы
ролевого взаимодействия, учит выражать свои мысли и желания.
Развитие эмоциональной устойчивости и навыков
саморегуляции — в процессе игры дети учатся контролировать свои
эмоции, соблюдать правила и принимать решения.
Для реализации задач ФОП используются, например:
Сюжетно-ролевые игры — дети примеряют на себя различные роли,
осваивают социальные модели поведения. Например, игра «Айболит»
учит заботиться о других, развивает эмпатию, при изучении
Окружающего мира
Дидактические игры — направлены на развитие познавательной
активности, например, игры на классификацию и сортировку картинок,
предметов помогают развивать логическое мышление.
Игры, направленные на командную работу — учат детей работать в
коллективе и развивают чувство ответственности перед другими.
Методы
Педагог использует игровые технологии — группу методов и приёмов
организации педагогического процесса в форме различных игр. Некоторые
особенности игровых технологий:
Создание воображаемой ситуации (проблемы)— педагог ставит игровую
задачу, задаёт воображаемую ситуацию и ведёт ребёнка к результату.
Решение образовательных задач — взрослый предлагает ребёнку наглядное,
игровое решение задачи, а роль обеспечивает принятие образца и усвоение.
Присвоение и закрепление целостных форм поведения — происходит
перенос навыка в повседневную жизнь, самостоятельную творческую и
познавательную деятельность.
Среда
Для организации игровой деятельности в условиях ФОП важно
создавать развивающую предметно-развивающую среду , которая
обеспечивает образовательную, игровую, познавательную,
исследовательскую и творческую активность первоклассников.
Трансформируемость — возможность изменений среды в
зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся
интересов и возможностей детей.
Вариативность — наличие различных пространств (для получения
знаний, игры, конструирования, уединения и пр.), а также
периодическая сменяемость деятельности на уроке.
Доступность — свободный доступ обучающихся к наглядному
материалу, моделям, играм, материалам, пособиям.