Напоминание

"Развитие функциональной грамотности и профориентации у младших школьников как основа будущего успеха"


Автор: Жарникова Людмила Александровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ№7"
Населённый пункт: г. Мирный, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие функциональной грамотности и профориентации у младших школьников как основа будущего успеха"
Раздел: начальное образование





Назад




Сегодня я поделюсь с вами результатами работы по теме "Развитие

функциональной грамотности и профориентации у младших школьников

как основа будущего успеха". Этот вопрос является особенно актуальным

для нашей школы, так как мы стремимся обеспечить нашим ученикам не

только прочные знания, но и навыки, которые помогут им успешно

адаптироваться в современном мире и сделать осознанный выбор в

будущем.

Часто можно услышать мнение, что выбор профессии – это забота

старшеклассников, ведь до этого момента у детей нет четкого

представления о том, кем они хотят стать. Но разве не стоит нам

помочь им увидеть мир возможностей намного раньше? Разве не стоит

показать им, сколько интересных путей перед ними открывается?

Ранняя профориентация способствует развитию уверенности в

себе. Ребенок видит, что у него есть потенциал, что он способен

выбрать свой путь и добиться успеха. Это мотивирует его стремиться к

лучшему, ставить перед собой амбициозные цели и достигать их.

Профориентация

это

не

просто

определение

будущих

карьерных путей. Это комплексный процесс, который помогает детям

понять, кто они есть, что их интересует и в каких областях они могут

достичь успеха. С самого начала школьного пути наши ученики

сталкиваются с множеством разнообразных предметов и активностей.

Именно в этот момент важно начать формировать у них представление

о том, что такое труд, какие бывают профессии и как они связаны с тем,

что изучается в школе.

Интеграция функциональной грамотности и профориентации

в

образовательной

деятельности

младших

школьников

требует

комплексного подхода, который бы объединял развитие ключевых

компетенций у детей и знакомил их с различными профессиями. Это

важный этап, так как в младшем школьном возрасте закладываются

основы мышления, общения и поведения в разных жизненных

ситуациях. Вот несколько методов и технологий, которые могут быть

использованы для интеграции этих направлений:

1. Проектная деятельность

Проекты позволяют детям не только развивать навыки функциональной

грамотности, но и знакомиться с профессиями через реальные задачи.

Пример:

Проект

«Профессии

моего

города»

дети

исследуют

разные

профессии в рамках местной экономики, например, знакомятся с

работой учителей, врачей, строителей и т. д. Это помогает развить

навыки работы с информацией, критического мышления, а также

формирует

осознание,

какие

профессии

могут

быть

для

них

интересными в будущем.

2. Междисциплинарные связи

Развитие функциональной грамотности через соединение различных

учебных дисциплин (математика, литературное чтение, окружающий

мир):

На уроках математики мы решаем задачи, связанные с профессиями,

где дети должны применять математические знания (например, расчёт

зарплаты, определение стоимости товаров или услуг).

На уроках окружающего мира обсуждаем, как различные профессии

связаны с природой и технологическим прогрессом, какие профессии

требуются в экологическом секторе.

На уроках литературного чтения

— знакомимся с текстами о

профессиях и жизнь людей разных профессий через рассказы, стихи,

сказки.

3. Игровые технологии

Ролевые игры и деловые игры — отличное средство для развития

функциональной

грамотности,

коммуникативных

навыков

и

ознакомления с профессиями:

Ролевая игра «Путеводитель по профессиям» — дети получают

разные карточки с описанием профессий, и они должны организовать

экскурсию по этим профессиям для своих одноклассников, объясняя,

что и как делают люди на этих должностях.

Интеграция функциональной грамотности и профориентации в

образовательный процесс младших школьников способствует не

только развитию необходимых навыков для будущего обучения, но

и помогает детям ориентироваться в многообразии профессий, что

способствует их более осознанному выбору жизненного пути.

Почему функциональная грамотность надо развивать с начальной

школы

1. Фундамент для дальнейшего обучения:

Согласитесь, что в начальной школе закладываются основы всех

учебных дисциплин. Если мы начнем развивать функциональную

грамотность с раннего возраста, дети смогут легче усваивать новые

знания и применять их в различных ситуациях.

2. Практическое применение знаний:

Функциональная грамотность учит детей применять теоретические

знания на практике. Это важно не только для успешного обучения, но и

для будущей профессиональной деятельности.

3. Развитие критического мышления:

Одним из ключевых компонентов формирования функциональной

грамотности является критическое мышление. Оно помогает детям

анализировать информацию, оценивать ее достоверность и делать

обоснованные выводы.

4. Социальная адаптация:

Функциональная грамотность способствует развитию социальных

навыков, таких как коммуникация, сотрудничество и разрешение

конфликтов. Это важно для успешной социализации и взаимодействия

с окружающими.

5. Адаптация к современному миру:

Современный мир меняется очень быстро, и нашим детям предстоит

столкнуться

с

множеством

вызовов.

Развитие

функциональной

грамотности помогает им быть готовыми к этим вызовам и успешно

адаптироваться к изменяющимся условиям.

В 2023 году мы защитили статус муниципальной инновационной

площадки. Наша площадка направлена на обеспечение преемственности в

формировании функциональной грамотности у обучающихся 1–6 классов.

Основные задачи программы (На слайде):

1. Рассмотреть

теоретические

и

практические

аспекты

процесса

формирования учебно-методической работы и совершенствовать её

содержание с целью развития функциональной грамотности;

2. Выявить

возможности

межпредметных

связей

как

условие

формирования функциональной грамотности обучающихся;

3. Разработать и внедрить в практику различные инструменты для

реализации

системы

мер

по

формированию

функциональной

грамотности обучающихся;

4. Пополнить и актуализировать банк заданий и межпредметных

технологий

для

формирования

функциональной

грамотности

обучающихся.

Механизмы реализации программы

Методическая группа:

Была создана методическая группа из учителей начальной школы и

учителей предметников. Основные задачи методической группы

включают разработку КИМов, подбор методических материалов,

организацию и проведение обучающих мероприятий, а также

мониторинг и оценку эффективности учебного процесса.

o

Диагностика

результативности:

регулярное

проведение

диагностики по ключевым направлениям.

За эти полтора года мы разработали и протестировали систему

мониторинга, которая позволяет оценивать уровень компетентности

в функциональной грамотности. Все контрольно-измерительные

материалы были созданы и адаптированы нашей методической

командой. Это инструменты для входного, промежуточного и

итогового

контроля.

На

слайде

вы

видите

инструмент

для

отслеживания прогресса учащихся в области функциональной

грамотности.

Игровые методы развития функциональной грамотности

Мы пришли к выводу, что Игра может стать отличным способом

одновременно отслеживать вектор движения учеников и развивать их

навыки. Игровой формат делает процесс обучения более увлекательным

и захватывающим. Ученики будут более мотивированно участвовать и

стараться показать лучшие результаты. Это особенно актуально для

младших школьников, которым часто бывает сложно сосредоточиться

на рутинных учебных заданиях.

Игра может включать разнообразные задания, которые помогут

развить ключевые навыки, такие как чтение, письмо, математическое

мышление, критическое осмысление информации и умение работать с

различными данными. Благодаря этому удастся охватить широкий

спектр

компетенций,

необходимых

для

успешного

обучения

и

полноценной жизни в современном мире.

Игру мы провели в 4 классе. Ребята, переходя по станциям

выполняли задания на вычислительные навыки, смысловое чтение и

т.д. У каждого ребенка свой индивидуальный маршрутный лист, на

котором модераторы отмечали результаты выполнения заданий

Уважаемые коллеги, хочу рассказать о мероприятиях, согласно

утвержденному плану которые мы организовали и провели в рамках

нашей

площадки

по

развитию

функциональной

грамотности

у

учащихся.

Первое мероприятие, которое мы провели семинар-практикум

по разработке контрольно-измерительных материалов. Целью этого

семинара было совершенствование методической подготовки учителей,

чтобы

они

могли

более

эффективно

оценивать

уровень

сформированности функциональной грамотности у своих учеников.

Мы также провели, онлайн-семинар-тренинг под названием

«Функциональная грамотность: учимся для жизни».

Основной

целью

этого

семинара

было

обучение

педагогов

эффективным

методикам формирования функциональной грамотности у детей. Мы

уверены,

что

качественное

обучение

начинается

с

хорошо

подготовленного учителя, поэтому этот тренинг стал важным шагом в

нашем проекте.

Далее, мы организовали методический десант «Образование,

воспитание, технологии». Это была серия мероприятий, в которых

приняли участие школы Мирнинского района. Основная цель этого

десанта заключалась в обмене опытом и поддержке сельских школ.

Чтобы привлечь внимание детей к вопросам функциональной

грамотности, мы провели интерактивную игру «Своя игра». Эта игра

позволила ребятам проявить свои знания и навыки в увлекательной

форме, что способствовало укреплению их интереса к предмету.

В декабре 2024 года мы организовали городской Чемпионат по

Функциональной грамотности среди учащихся третьих классов.

Этот чемпионат стал настоящим праздником знаний и навыков, где

ребята смогли продемонстрировать свои достижения и получить

заслуженное признание.

И 13 февраля мы провели городской семинар-практикум для

учителей начальной школы. Этот семинар предоставил педагогам

возможность обсудить актуальные вопросы и поделиться лучшими

практиками в области формирования функциональной грамотности.

Все эти мероприятия стали частью нашей системной работы по

развитию функциональной грамотности у детей, помогая нам создать

прочную основу для их будущего успеха.

Заключение

Функциональная грамотность и профориентация в начальной школе

взаимосвязаны и дополняют друг друга. Одновременное развитие этих

направлений

позволяет

детям

приобретать

важные

навыки,

необходимые для успешной учебы и профессиональной деятельности.

Использование междисциплинарных проектов, ролевых игр, экскурсий,

творческих заданий и современных технологий помогает сделать

процесс обучения увлекательным и продуктивным.

Мы убеждены, что в системе образования, начиная с детского сада и

заканчивая вузом, особое значение имеет начальная школа. Именно на

этом

этапе

закладываются

основы

для

дальнейшего

успешного

обучения

и

личностного

роста.

Одной

из

приоритетных

задач

начальной школы является развитие у детей навыков функциональной

грамотности и профориентации.

Функциональная грамотность включает в себя умения читать, писать,

считать, а также критически мыслить и применять полученные знания в

повседневной жизни. Наша команда прилагает максимум усилий,

чтобы к концу начальной школы каждый ученик умел уверенно читать,

писал без ошибок и владел базовыми математическими навыками. Мы

также уделяем внимание развитию у детей интереса к различным

профессиям, помогаем им осознать свои таланты и склонности.



В раздел образования