Напоминание

Особенности игры на фортепиано


Автор: Овчинникова Галина Николаевна
Должность: преподаватель о классу фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ им.П.И.Чайковского
Населённый пункт: город Калининград
Наименование материала: Значение координации в комплексном развитии начинающего пианиста
Тема: Особенности игры на фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




Овчинникова Г.Н. Значение координации в комплексном развитии начинающего

пианиста

МАУ ДО ДШИ им.П.И.Чайковского, преподаватель

Одна из особенностей игры на фортепиано (в отличие от большинства других

инструментов) состоит в том, что в руках пианиста заключён целый оркестр, в котором он

является и дирижёром, и исполнителем всех партий одновременно. Чтобы выполнить эти

задачи, пианист должен обладать большим комплексом навыков, среди которых одно из

главных мест занимает способность координации. Говоря о координации, мы обычно

имеем в виду согласование движений пианиста, так как все без исключения пианистические

задачи осуществляются через двигательный процесс.

Так как дети в нашей школе поступают сразу в первый класс, без подготовительной

группы, то появляется масса новых, незнакомых задач: посадка, постановка рук, изучение

клавиатуры,

приёмы

звукоизвлечения,

длительности,

ключи

и

т.

д.

Организация

пианистического аппарата представляет, как известно, немалые трудности, а между тем от

того,

насколько

учащийся

овладел

базовыми

двигательными

приёмами,

зависит

его

дальнейшее продвижение, его успехи.

Мне

нравится

работать

с

начинающими

по

учебному

пособию

О.Геталовой

и И.Визной «В музыку с радостью». В этом пособии каждый новый двигательный приём

вводится

на

доступном

для

ребёнка,

хорошо

продуманном

материале.

Овладение

двигательными

приёмами

идёт

с

постижением

структурных

закономерностей

музыкального

языка,

что

позволяет

ученику

лучше

ориентироваться

в

строении

музыкальной речи.

Проблемы, связанные с координацией, возникают уже на первых музыкальных

занятиях, например при разучивании одноголосных песенок двумя руками поочерёдно.

Чтобы чередование рук было своевременным и, в большинстве плавным (а это необходимо

для цельного и выразительного исполнения этих пьес), надо уметь распределять внимание

между руками, не прерывая игрового процесса. В сборнике «В музыку с

радостью» простейшие песенки записаны для двух рук на одном нотном стане, но ноты со

штилями вверх –для правой руки, со штилями вниз- для левой. Дальше песенки записаны

на

двух

нотных

станах.

Зрительное

видение

текста

позволяет

движениям

быть

не

порывистыми (в последний момент), а заранее подготовленными: каждая рука перед своим

вступлением как бы «берёт дыхание» соответственно характеру звуковой задачи и в то же

время продолжает общую мелодию, подчиняясь объединяющему «дыханию» целой фразы.

Для

выполнения

поставленной

задачи

на

данном

этапе

обучения

также

полезны

подготовительные

упражнения,

развивающие

координацию

движений,

помогающие

ребёнку правильно сидеть за инструментом, ровно держать спину, оставляя руки и плечи

свободными, делая опору на ноги. Главное - чтобы эти упражнения превратились из

упражнений в игру.

Упражнение 1 (вертикальное). Ребёнок поочерёдно поднимает и опускает руки.

Сравните

с

движением

двух

лифтов

в

доме

или

качанием

на

качелях.

Усложняйте

упражнение в следующем порядке: руки опускаются на расслабленные кулачки, затем на

все пальцы, на 1и5 пальцы и, наконец, на каждый палец отдельно.

Упражнение 2 (горизонтальное). «Машинка».

1 вариант. Ребёнок водит маленькую игрушечную машинку то влево, то вправо. Впереди

идёт кистевой сустав и ведёт за собой пальцы, держащие игрушку.

2 вариант. Делится стол на две части (дорога для левой руки, дорога для правой).

До линии машинку следует вести левой рукой, затем плавно перехватить правой и вести по

второй половине стола, выполнить возвратное движение и т.д.

Упражнение3.

«Паучки

пошли

в

поход».

Рассказывается,

как

паучок

несёт

тяжёлый рюкзак и, пройдя пятью лапками (все пальцы подряд), осторожно отдаёт рюкзак

второму паучку. Так они и ходят, передавая друг другу тяжесть. Ребёнок переносит

«тяжесть» из пальца в палец, из руки в руку.

Чередование

рук,

передающих

друг

другу

мелодию,

в

большинстве

случаев,

представляет непрерывный двигательный процесс. Для успешного выполнения указанных

задач надо развивать у ученика способность предварительного осмысливания каждой

группы нот, то есть представлять увиденное раньше, чем пальцы успеют это сыграть (в

практике употребляется выражение «думать вперёд»), а в дальнейшем и

предварительного «слышания», то есть умения «слышать» звук до того, как он будет

извлечён. Так намечаются первые необходимые навыки координации, объединяющей все

три

фактора:

мышление,

слух

и

двигательно

-

игровой

процесс.

Взаимодействие

указанных

факторов

следует

учитывать

на

протяжении

всего

обучения.

Необходимо с первых уроков учить ученика графическому восприятию нотной записи,

видеть нотный текст вперёд, анализировать его, видеть общий рисунок движения нот в их

взаимосвязи. Помогут упражнения «Бусы», «Следопыт» Ребёнок, не называя нот, должен

отмечать движение вверх-вниз, подряд - на месте- через клавишу. При повороте движения

хорошо «постоять на месте» чтобы ребёнок успел сориентироваться. Можно помочь,

показывая карандашом, чтобы он не потерял ноту или строчку. Очень помогает ребёнку

аппликатура. При первом чтении нот можно подсказывать ученику не ноты, а пальцы, при

этом превосходно развивается координация пальцев, вырабатывается привычка следить за

аппликатурой. Всё внимание ребёнка должно быть направлено на нотную запись, рука

должна играть «вслепую», то есть свою руку ученик видит, как бы «рассеянным» зрением.

Следующий этап в развитии координации наступает при переходе к исполнению

пьес двумя руками одновременно. Здесь главные трудности возникают при соединении рук

(например, при добавлении к мелодии второго голоса или аккомпанемента). Именно на

этой ступени разучивания зачастую искажается звучание и ритм пьесы, разрушается её

цельность,

допускаются

неточности

аппликатуры,

штрихов

и

даже

нот;

нарушается

и пластичность движений, которые становятся «корявыми».

Чтобы

избежать

этих

недостатков,

нужно

игру

двумя

руками

одновременно

начинать с пьес, в которых сопровождающий элемент был бы предельно лёгким и удобно

расположенным. Учениками легче достигается распределение внимания между руками в

пьесках, где взятие очередного аккорда или ноты левой рукой

происходит на фоне

непрерывного движения мелодической линии в правой, особенно если эти навыки уже

подготовлены на одноголосных песенках.

При

разучивании

сначала

нужно

хорошо

разобрать

каждую

руку

отдельно.

Добившись цельного и выразительного исполнения мелодии и свободной ориентировки в

смене аккордов, интервалов или отдельных нот сопровождения, можно приступить к

соединению

рук вместе.

Перед

учеником

встаёт

очень

важная

задача:

не

допустить

искажения мелодической линии при добавлении к ней сопровождения. Если внимание не

успевает подготовить своевременную смену аккорда или интервала в левой руке, можно

несколько замедлить мелодию, или даже остановиться перед сменой аккорда, но ни в коем

случае не прерывать связного исполнения (не снимать руки с клавиш в залигованных

фразах). В некоторых случаях можно даже пропустить отдельные звуки сопровождения,

или партию левой руки играть очень тихо, без погружения в клавиатуру, только переставляя

пальцы на очередные клавиши, чтобы взятие аккордов не мешало плавному и

связному

движению

мелодии.

В

дальнейшем,

по

мере

неоднократных

повторений,

пропуски будут ликвидироваться, замедления и остановки выравниваться, уравновесится и

звучание сопровождения. При таком способе разучивания сводятся к минимуму искажения

в процессе соединения рук, и конечная цель достигается значительно быстрее.

Навыки

координации

формируются,

в

основном,

в

процессе

правильного

разучивания; в готовом же исполнении, когда движения (иногда неправильные) частично

автоматизированы,

они

трудно

поддаются

исправлению.

Необходимость

непрерывно

слушать мелодию на фоне сопровождения помогает установить правильное соотношение

звучности между ними. Но главное заключается в организации внимания, слухового

контроля

и

игровых

движений

в

процессе

соединения

двух

различных

элементов.

Достижение таких результатов очень важно в начальном периоде, так как оказывает

большое влияние на приобретение соответствующих навыков в дальнейшем обучении.

Исходя

из

этого,

на

первых

порах

надо

разучивать

с

учеником

как

можно

больше

несложных пьес, в которых легко достигается координация составляющих элементов.

Значительное место следует отвести и пьесам, фактура которых помогает направить

внимание на горизонтальные линии движения сопровождающих элементов. Например:

1 Белорусская народная песня «Перепёлочка» обр. А. Эшпая.

2 М. Крутицкий «Зима»

3.С. Майкапар «Сказочка»

4. Ж. Арман «Пьса»

5. Л.Моцарт «Менуэт»

6.А. Хачатурян «Андантино»

7. П. Чайковский «Новая кукла»

8. П.Чайковский «Игра в лошадки»

9. П. Чайковский «Нянина сказка»

При разучивании этих пьес надо добиваться, чтобы ученик представлял партию

сопровождения не в виде чередования отдельных нот или аккордов, а как связную линию

движения музыкальной ткани. Такое представление является необходимым условием для

дослушивания до конца каждого звука сопровождающих голосов (№№ 1,2,3,4), а также

способствует достижению крупного плана музыкальной фразировки (без дробления на

такты) в фактуре, подобной №№7,8,9.

В этой работе немалая роль принадлежит естественной и удобной аппликатуре, с

помощью которой легче увязать голоса в цельные линии. В №№2,3,4,5 нужно следить за

точным её соблюдением, особенно при соединении рук.

В репертуаре

ученика (практически на всех этапах обучения) большое место

должны занять произведения с ясными и чёткими очертаниями фактуры. Сюда относятся,

прежде всего, пьесы полифонического склада, произведения классиков, а также многие

другие пьесы с таким строением ткани, при котором легче формируется представление о

взаимодействующих линиях, и, следовательно, успешнее осуществляется их координация

в процессе исполнения.

Приобретение навыков координации связано с решением довольно широкого круга

задач: активизируется слух, развивается горизонтальное мышление, организуются игровые

движения, появляется точность и быстрота разучивания. Именно этой работе, как одному

из важных факторов музыкально-пианистического развития, уже в начальном периоде

обучения

необходимо

уделять

большое

внимание.

При

этом

следует

исходить

из

индивидуальных возможностей учеников и не перегружать их чрезмерными заданиями,

особенно

двигательно-технического

характера.

Такая

перегрузка

может

привести

к

скованности

пианистического

аппарата

и

отвлечь

внимание

ученика

от

музыкально-

звуковых задач.

Список литературы

1.

Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка. 1978

2.

Баренбойм Л. Путь к музицированию. «Советский композитор» 1973

3.

О. Геталова И. Визная Учебное пособие «В музыку с радостью»

4.

Смирнова Т.И. Фортепиано Интенсивный курс РИФ «Крипто-логос» 1992

5.

Тимакин Е.М. Воспитание пианиста Москва Советский композитор 1989



В раздел образования