Автор: Фесенко Андрей Геннадьевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №56
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: РОЛЬ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
Раздел: среднее образование
РОЛЬ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ
СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
А.Г. Фесенко, учитель физической культуры
МБОУ СОШ №56 г. Новосибирск
На сегодняшний день важнейшей проблемой современного общества
является сохранение и поддержание здоровья подрастающего поколения.
Значимым направлением в системе образования продолжает оставаться
развитие физического потенциала школьников, формирование их готовности к
овладению знаниями здорового образа жизни, активным занятиям физической
культурой и спортом.
Стиль жизни современных школьников, цифровизация многих сфер
деятельности приводят к резкому снижению уровня двигательной активности и
заболеваемости детей. Высокие учебные нагрузки, недостаточная физическая
активность
обучающихся
создают
психологическую,
эмоциональную
напряженность и становятся отличительными чертами современной школы.
Поэтому одной из задач общего образования продолжает оставаться задача
сохранения и укрепления здоровья детей.
В связи с этим в школьном образовании
существенным образом
возрастает роль уроков физической культуры, направленных на формирование
у обучающихся основ здорового образа жизни, бережного отношения к своему
здоровью на протяжение всей жизни.
Процесс физического воспитания в школе как целостная система
формирования здорового образа жизни осуществляется в разнообразных
взаимосвязанных формах школьного образования:
учебные занятия, как основная форма физического школьников;
занятия в секциях, в группах общей физической подготовки, лечебная
физкультура
позволяют
дифференцированно
осуществлять
процесс
физического воспитания обучающихся;
2
массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия,
ориентированные
на
укрепление
здоровья,
формирование
готовности
школьников к здоровому образу жизни.
Однако именно на занятиях физической культуры максимально успешно
совмещаются
три
составляющих
образования:
воспитание,
обучение
и
развитие. В рамках урока возможно не только формирование ценностного
отношения к здоровью и ознакомление с различными видами оздоровления,
спорта, но и формирование личности ученика, выработка им жизненной
стратегии, проектирование здорового будущего.
Достижение и поддержание высокого уровня здоровья школьников
средствами физической культуры возможно лишь при грамотной организации
учебных занятий.
Дети, школьного возраста, имеющие большой объем движений в течение
дня характеризуются средним и высоким уровнем физического развития,
адекватными показателями функционального состояния центральной нервной
системы, более высокими адаптационными возможностями организма и др.
Однако занятия физическими упражнениями следует дозировать с учетом
индивидуальных и возрастных особенностей школьников.
Так уроки в начальном звене, прежде всего, должны мотивировать
ребенка на принятие здорового образа жизни, именно здесь закладывается
потребность в движениях и желание заниматься, поэтому уроки в начальной
школе целесообразно проводить в игровом формате, так как игра является
ведущей формой деятельности в этом возрасте.
Игровая технология
является уникальной формой обучения, которая
позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным. Ценность
игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-
педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам.
На занятиях физической культуры в начальной школе игра позволяет
развивать определенные навыки социального поведения и общения, влияет на
3
формирование системы нравственных ценностей, дает возможность повысить у
обучающихся интерес к учебным занятиям и физической культуре в том числе.
Примером эффективной игровой технологии может сжить успешно
внедряемая нами технология Белавикс. Данная технология позволяет уделить
больше внимания подвижным играм как базе по развитию двигательных
способностей и умений школьников. Реализация данной технологии на
занятиях физической культуры позволяет использовать игривые задания,
направленные на развитие скоростных, скоростно-силовых способностей,
способностей
ориентирования
в
пространстве.
Применяемые
учебно-
развивающие задания направлены на закрепление и совершенствование
навыков бега, прыжков, метаний и др.
При использовании игровых технологий на уроках физической культуры
с младшими школьниками необходимо учитывать как уровень сложности игры,
таки ее воспитательные и развивающие возможности.
Опираясь на собственные педагогический опыт, хотелось бы отметить,
что при проведении уроков с обучающимися начального общего образования
также целесообразно использовать такую педагогическую технологию как
обучение в сотрудничестве. Примером такого урока может послужить учебное
занятие, посвященное подготовке младших школьников к выполнению
нормативов Всероссийского комплекса ГТО. В рамках технологии учитель
создавал условия для активной включенности четвероклассников в совместную
деятельность. Урок начинался с мотивационного компонента, рассказа об
истории возникновения движения ГТО. Первым этапом урока являлась
разминка, цель которой было подготовить детский организм к более
интенсивным физическим нагрузкам. В разминку были включены упражнения
для шейного отдела позвоночника, кистей рук, плечевого пояса, ходьба на
внешней
и
внутренней
стороне
стопы
и
др.
Педагог
обосновывал
целесообразность выполнения конкретных упражнений, проводил подробный
инструктаж,
самостоятельно
демонстрируя
их.
Основной
этап
урока
предоставлял собой прохождение школьниками спортивных станций, где им
4
предлагались
разнообразные
общеразвивающие
упражнения.
Комплекс
упражнений был ориентирован на реализацию требований норм ГТО.
В ходе такого урока учитель может постепенно увеличивать требования к
быстроте и рациональности выполнения изучаемых двигательных действий.
Увеличение плотности урока физической культуры, повышение интенсивности
нагрузки становиться возможным благодаря чередованию различных видов
деятельности
школьников
на
занятии,
что
не
допускает
возможность
перегрузки. Использование на занятиях физической культурой технологии
обучения в сотрудничестве позволяет педагогу успешно реализовывать такие
компоненты
образовательного
процесса
как
воспитание
ценностных
ориентаций
на
физическое
и
духовное
совершенствование
личности,
воспитание моральных и волевых качеств.
Для воспитания у старших школьников стремления к здоровому образу
жизни средствами физкультуры целесообразно использовать соревновательный
метод. Соревновательный метод позволяет создавать особый эмоциональный
настрой,
который
стимулирует
физическую
активность
обучающихся,
максимальное
проявление
функциональных
возможностей
организма.
Соревновательный метод инициирует обучающихся к преодолению трудности,
проявлению волевых качеств.
Обязательным условием в преподавании является и преемственность в
обучении, которая выражается в системном использовании целого комплекса
различных педагогических технологий.
На
уровнях основного общего образования и основного среднего
образования у школьников важно развивать навыки коммуникативного
взаимодействия, межличностного бесконфликтного общения, поэтому, особое
внимание необходимо уделять вопросам не только практики, но и теории.
Используя технологию проектной деятельности школьники совместно
(или индивидуально) изучают вопросы, связанные со здоровым образом жизни,
выявляют особенности различных видов спорта, требования к спортивной
подготовке спортсменов, разрабатывают рекомендации для сверстников по
5
поддержанию здоровья и др. В процессе совестной работы школьники
проявляют творческую активность, любознательность, стремление к открытию
и познанию нового, также формируется осознанное отношение школьников к
здоровому образу жизни.
Однако сложно привлечь старшеклассников к обсуждению вопросов
здорового образа жизни и формирования правильных привычек поведения в
повседневном общении. Поэтому на занятиях физической культурой важно
также использовать и современные цифровые технологии. Именно создание
школьниками совместных флеш-презентаций и видеороликов с комплексами
общеразвивающих упражнений делают предмет физической культуры более
привлекательным для старшеклассников. Демонстрация и распространение
среди других классов собственных проектов, видео продуктов мотивируют
старшеклассников на внедрение методов здоровьесбережение в практику
собственной жизнедеятельности, создание личных портфолио собственного
физического развития.
Уроки физической культуры в школе нельзя назвать общедоступными.
Здесь важен персонифицированный подход к выбору видов физической
активности. С помощью применения технологии уровневой дифференциации
на уроках физкультуры можно укреплять здоровье и развивать двигательную
активность обучающихся различного уровня физической подготовленности.
Сохранение и поддержание необходимого и достаточного уровня здоровья
школьников на уроках физической культуры возможно при использовании
целенаправленно отобранных видов упражнений и правильном их дозировании.
На
учебном
занятии
учитель
физической
культуры,
осуществляя
дифференцированное развитие физических качеств школьников, использует
различные методы и средства обучения, планирует разную величину нагрузки.
Применение
на
занятиях
физической
культуры
современных
педагогических
технологий
способствует
не
только
развитию
у
старшеклассников
физических
характеристик,
но
активизирует
развитие
6
личностных компетенций, таких как целеустремленность, решительность,
настойчивость, смелость, дисциплинированность, самообладание и др.
Таким образом, активное применение на уроках физической культуры
современных педагогических технологий способствует повышению мотивацию
обучающихся к двигательной активности, стремлению к здоровому образу
жизни; пробуждают у школьников интерес к физкультурно-оздоровительной и
спортивной деятельности, формируют стремление к здоровому образу жизни и
самосовершенствованию.
Литература:
1.
Алхасов, Д. С. Методика обучения физической культуре в начальной
школе. В 2 ч. / Д. С. Алхасов. 2017.
2.
Алхасов, Д. С.
Преподавание физической культуры (на примере
педагогической технологии конструирования уроков физической культуры):
метод, пособие / Д. С. Алхасов. – М.: ИИУ МГОУ, 2013.
3.
Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. – Игры, которые лечат. Для детей от 5
до 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
4.
Бабушкин Г. Д. Психолого-педагогические особенности подготовки
спортсменов к соревновательной деятельности. Учебное пособие для вузов, 3-е
изд. М.: Лань, 2023. 348 с.
5.
Гимазов Р. М. Теория и методика физической культуры и спорта:
обучение двигательным действиям. Учебное пособие для вузов, 2-е изд. М.:
Лань, 2024. 156 с.
6. Певицына Л.М. Как построить урок физической культуры в соответствии с
требованиями
ФГОС
//
Научное
обеспечение
системы
повышения
квалификации кадров, 2(15), 2013. С.91-99.