Напоминание

СВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Авторы: Ивашова Татьяна Ивановна, Зиборова Елена Игоревна
Должность: студентка, кандидат социологических наук, доцент.
Учебное заведение: НИУ БелГУ
Населённый пункт: Белгородская область, Новооскольский район, г. Новый Оскол
Наименование материала: научная статья
Тема: СВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: высшее образование





Назад




СВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Ивашова Татьяна Ивановна

Студентка-бакалавр, НИУ БелГУ

Г. Белгород

Научный руководитель: Зиборова Елена Игоревна, канд.социол.наук, доцент.

Аннотация:

статья посвящена изучению связи особенностей детско-

родительского взаимодействия и личностных качеств младших школьников.

В ходе исследования установлено, что чем чаще родители во взаимодействии

с

младшими

школьниками

будут

проявлять

эмоциональное

принятие,

сотрудничество,

поддержку

автономии

ребенка

и

удовлетворенность

отношениями,

тем сильнее у младших школьников будут развиты такие

личностные

качества

как

общительность,

вербальный

интеллект,

самоконтроль, ответственность и склонность к самоутверждению.

Ключевые

слова:

детско-родительское

взаимодействие,

особенности

взаимодействия, личностные качества, младшие школьники, родители.

THE CONNECTION BETWEEN CHILD-PARENT INTERACTION AND

PERSONAL QUALITIES OF YOUTH SCHOOL STUDENTS

Ivashova Tatyana Ivanovna

Bachelor's student, Belgorod National Research University Belgorod

Scientific supervisor: Ziborova Elena Igorevna, PhD.Sociol.Sciences, Associate

Professor.

Abstract:

The article is devoted to the study of

the connection between the

features of

child-parent

interaction and the personal

qualities of

junior

school

students. The study found that the more often parents show emotional acceptance,

cooperation,

support

for

their

child's

autonomy,

and

satisfaction with

their

relationship,

the

more

developed the

following personal

qualities

will

be

in

younger schoolchildren: sociability, verbal intelligence, self-control, responsibility,

and a tendency towards self-assertion.

Keywords: parent-child interaction, characteristics of interaction, personal

qualities, younger schoolchildren, and parents.

Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной

сферы,

традиционно

отводится

фактору

взаимодействия

родителей

и

ребенка, как на ранних,

так и на более поздних этапах развития.

В процессе

постоянного

контакта

с

ребенком,

родители

помогают

регулировать

и

упорядочивать его аффективные взаимоотношения с окружающим миром,

осваивать

разнообразные

психотехнические

приемы

аффективной

организации

его

поведения,

стабилизации

аффективных

процессов.

Нарушения

внутрисемейных

отношений может

приводить

к

различным

нарушениям психического развития.

Наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия

оказываются стержневые образования личности ребенка – его представления

о

себе,

самоотношение,

самооценка,

образ

себя.

Поскольку

полнота

удовлетворения

потребностей

ребенка

зависит

от

родителей,

то

его

представления

о

себе

и

образ

себя

в

значительной

мере

связаны с

отношением родителей к ребенку,

их восприятием и пониманием ребенка,

с

характером родительских установок и качества привязанности как родителей

к ребенку, так и ребенка к родителям.

Базисом

анализа

влияния

стиля

воспитания

могут

послужить

фундаментальные научно-теоретические принципы и подходы к изучению

проблемы,

разработанные в трудах А.

Н.

Леонтьева,

К.

К.

Платонова,

С.

Л.

Рубинштейна и других отечественных психологов.

Изучением детско-родительских

отношений

в

семьях

занималась

большая группа учёных,

среди которых А.

А.

Бодалев, Л.

И.

Божович, И.

В.

Дубровина, М. И. Лисина, А. С. Спиваковская.

Мы предположили,

что между особенностями детско-родительского

взаимодействия и личностными качествами младших школьников есть связь,

а именно: чем чаще родители во взаимодействии с младшими школьниками

будут

проявлять

эмоциональное

принятие,

сотрудничество,

поддержку

автономии

ребенка

и

удовлетворенность

отношениями,

тем сильнее

у

младших

школьников

будут

развиты такие

личностные

качества

как

общительность,

вербальный интеллект,

самоконтроль,

ответственность

и

склонность к самоутверждению.

Методики

исследования:

многофакторный

личностный

опросник

(Р. Б. Кеттелла),

в детском варианте которого используются 12 факторов,

отражающих

характеристики

некоторых

качеств

личности;

опросник

«Взаимодействие

родитель — ребёнок» (ВРР)

автора

(И. М. Марковской).

Статистическая

обработка

данных

проводилась

с

использованием,

непараметрического

статистического

критерия

U-Манна-Уитни,

коэффициента коррелляции Спирмена.

Математическая обработка данных

осуществлялась

с

помощью компьютерной

программы статистического

анализа SPSS-25.

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №3 г.

Новый Оскол.

В исследовании принимали участие 50 младших школьников,

матерей 50, отцов 50. Общей объем выборки составил 150 человек.

На начальном этапе нашего исследования мы изучили особенности

детско-родительского взаимодействия

с

младшими школьниками с

помощью методики «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М.

Марковская)

Результаты представлены на Рис.1

Рис. 1. Выраженность показателей детско-родительского взаимодействия с

младшими школьниками в целом по выборке (в ср.б., М

мах

=25)

Как мы видим на Рис.1.

наибольшую выраженность имеет показатель

детско-родительского

взаимодействия

с

младшими

школьниками

«Отсутствие сотрудничество-сотрудничество» (М

х

=14,95),

«Эмоциональная

дистанция-близость» (М

х

=14,69).

Учитывая

то,

что

максимальный балл,

который

можно

получить

отдельно

по

каждому

показателю в

данной

методике

мах

=25),

указанные

показатели

имеют

средний

уровень

выраженности.

Данный

результат

говорит

нам

о

том,

что

формат

выстраивания воспитательных воздействий по отношению к своему ребенку

в аспекте сотрудничества и эмоциональной близости они выстраивают в

зависимости от ситуации,

самочувствия и настроения,

как ребенка,

так и

самих родителей. Например, ребенок не желает учить уроки из-за утомления

родитель,

учитывая

данную ситуацию,

позволяет

отдохнуть,

а

ребенку

помогает выполнить домашнее задание.

Теперь

проанализируем особенности личностных качеств

младших

школьников,

которые мы изучили с помощью опросника «Многофакторный

личностный опросник» (Р. Кеттелл). Результаты представлены на Рис. 2.

Рис.

2.

Выраженность

показателей

детско-родительского

взаимодействия

и

личностных

качеств

младших

школьников

ср.б.,

М

мах

=10)

Как мы видим на Рис.

2.

наибольшую выраженность имеет показатель

детско-родительского варианта личностного вопросника «Ответственность»

мах

=4,58), «Общительность» (М

мах

=4,48). Учитывая то, что максимальный

балл,

который можно получить отдельно по каждому показателю в данной

методике (М

мах

=10), данная выборка имеет средний уровень выраженности.

Данный результат

говорит

нам о

том,

что

формат

выстраивания

воспитательных

воздействий

у

ребенка

в

аспекте

ответственности

и

общительности имеет главную роль по сравнению с другими показателями,

благодаря

данному

показателю мы можем судить

о

том,

что

ребенку

необходимо общение

со своими родителями,

в принципе

как и любому

ребенку. Например, ребенок может выразить свое мнение родителям и он не

испугается того, что его осудят в кругу семьи.

В

соответствии

со

следующей

задачей

нашего

эмперического

исследования

проанализируем гендернаый

аспект

детско-родительского

взаимодействия. Результаты представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Соотношение показателей детско-родительского взаимодействия с

младшими школьниками в зависимости от пола

Показатели детско-родительского взаимодействия

Пол (ср.б.)

U

эмп

Отцы

М

х1

Матери

М

х2

Нетребовательность-Требовательность

14,40

14,54

1215

Мягкость — строгость

13,68

13,88

1231

Автономность — контроль

14,04

14,08

1228

Эмоциональная дистанция — близость

14,64

14,74

1241

Отвержение — принятие

13,32

14,64

885**

Отсутствие сотрудничества — сотрудничество

14,48

15,42

1069

Тревожность за ребенка

14,16

14,26

1233

Непоследовательность—последовательность

13,92

14,08

1223

Воспитательная конфронтация в семье

14,34

13,56

1027

Удовлетворенность отношениями с ребенком

14,22

14,16

1197

Примечание: * - p ≤ 0,05; ** - p ≤ 0,01.

Вывод:

В

соответствии

со

следующей

задачей

нашего

эмпирического

исследования

проанализируем

гендерный

аспект

личностных

качеств

младших школьников. Результаты представлены в Таблице 1.2.

Таблица 2.

Соотношение показателей личностных качеств младших школьников

в зависимости от пола

Показатели личностных качеств

младших школьников

Пол (ср.б.)

U

эмп

Мальчики М

х1

Девочки М

х2

Общительность

3,83

5,04

308

Вербальный интеллект

4,04

4,19

312

Уверенность в себе

4,39

4,19

355

Возбудимость

4,43

4,22

358

Склонность к самоутверждению

3,96

4,52

331

Склонность к риску

4,70

4,11

321

Ответственность

4,39

4,74

355

Социальная смелость

4,57

4,37

301

Чувственность

4,13

4,41

248

Тревожность

4,30

3,74

180*

Самоконтроль

3,96

4,44

283

Нервное напряжение

4,13

3,74

208

Примечание: * - p ≤ 0,05; ** - p ≤ 0,01.

Таким

образом,

отметим,

что

между

особенностями

детско-

родительского

взаимодействия

и

личностными

качествами

младших

школьников есть связь,

а именно:

чем чаще родители во взаимодействии с

младшими

школьниками

будут

проявлять

эмоциональное

принятие,

сотрудничество,

поддержку

автономии

ребенка

и

удовлетворенность

отношениями,

тем сильнее у младших школьников будут развиты такие

личностные

качества

как

общительность,

вербальный

интеллект,

самоконтроль, ответственность и склонность к самоутверждению.

Список литературы

1.

Аверин В.

А.

Психология личности:

Учебное пособие.

[Электронный

ресурс].URL: #"justify">.

2.

Андреева Т.В.

Семейная психология.

/

Т.В.

Андреева.

-

СПб.:

Речь,

2006.- 244с.

3.

Божович Л.И.

Личность и ее формирование в детском возрасте.

- М.,

2007.- 387 с.

4.

Брагина Т.В.

Родительское отношение как психологический фактор

личностного самоопределения ребёнка в младшем школьном возрасте.-

Новосибирск, 2000-159 с.

5.

Бранден Н. Мощь самооценки. - Киев, 2005. - 396 с.

6.

Варга А.Я., Столин В.В. Дела семейные. - М., 2004. - 297 с.

7.

Гамезо

М.В.

и

др.

Старший

дошкольник

и

младший

школьник:

психодиагностика и коррекция развития /

Гамезо М.В.,

Герасимова

B.C., Орлова Л.М. - М., 2004. - 374 с.

8.

Ермолаева М.

В.

Психология развития:

Методическое пособие для

студентов

заочной

и

дистанционной

форм

обучения,

2003.

[Электронный ресурс].URL:#"justify">..

9.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. -М.: Логос, 2004 - 384 с.

10.Изучение

личности

младших

школьников.[Электронный

ресурс] .URL:#"justify">..

11.Карабанова О.

Психология семейных отношений и основы семейного

консультирования.-М:Гардарики,2004 -320 с.



В раздел образования