Автор: Гаврашова Татьяна Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ пгт Смирных
Населённый пункт: Сахалинской области
Наименование материала: Урок
Тема: Многочлен и его стандартный вид
Раздел: среднее образование
Этап
урока
Цели
на каждом этапе
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Педагогические
приемы
Система
ожидаемых
умений
I. Вызов
Ввести
понятие
много-
члена, его стандартного
вида.
Заранее на доске записываются мате-
матические термины, не все из кото-
рых относятся к данной теме:
Одночлен стандартного вида
Многочлен
Степень одночлена
Подобные слагаемые
Многочлен стандартного вида
Уравнение
Степень многочлена
Противоположный одночлен
Сложение и вычитание многочленов
Степень с натуральным показателем
Работа в парах.
Выписать ключевые слова, относящие-
ся к данной теме, и записать их в том
порядке, в котором будет происходить
обучение по данной теме, т.е. соста-
вить план урока.
Ключевые терми-
ны.
Примерный план:
1. Многочлен
2. Многочлен
стан-
дартного вида
3. Степень
много-
члена.
II. Осмысление
Формирование
умения
приводить
многочлен
к
стандартному виду.
Проверка и обсуждение.
Используя
текст
учебника,
записать
определение
многочлена
и
привести
пример.
Чтение с останов-
ками.
Умение
анализиро-
вать, выделять глав-
ное.
Умение
работать
с
текстом.
Умение
применить
полученные
знания
на практике.
Подчеркните многочлены, которые, на
ваш
взгляд,
являются
двучленами
и
подчеркните их двумя чертами. Поче-
му?
Выбрать и записать в тетрадь выраже-
ния, которые являются многочленами:
а) 4х
2
у
б) 4х
2
у + 5
в) 4х
2
у – 5ху + 5
г) 3х
д) 3х + 5у
е) 3х
2
+ 5ху + 10
Подчеркните многочлены, которые, на
ваш взгляд, являются трехчленами и
подчеркните их тремя чертами. Поче-
му?
Используя
текст
учебника,
записать
какие многочлены называются много-
членами стандартного вида и как при-
вести их к стандартному виду.
Проверка и обсуждение.
Учащиеся высказывают свои предпо-
ложения, обсуждают.
Вернемся к примерам, записанным на
доске и в тетради: все ли многочлены
записаны в стандартном виде? Поче-
му?
Учащиеся высказывают свои предпо-
ложения, обсуждают.
Работа в парах.
Придумать и записать многочлен в не-
стандартном виде; поменяться тетра-
дями
–
привести
многочлен
к
стан-
дартному виду (обсуждение).
К доске выходят представители двух-
трех пар и показывают свои примеры
на доске (обсуждение).
Рассмотрим
пример,
записанный
на
доске:
5х × 2у
2
– 5х × 3ху – х
2
у + 6ху =
Один ученик приводит данный много-
член к стандартному виду.
Учащиеся самостоятельно выполняют
аналогичное задание в тетрадях, про-
верка.
Вернемся к примерам, записанным в
тетрадях и на доске: какова степень
данных многочленов?
Используя
текст
учебника,
записать,
что называется степенью многочлена.
Один ученик находит степень много-
члена, записанного на доске:
3а
4
+ 8аb – 2a
4
– a
4
+ 5b =
Задание классу: найти степень каждого
многочлена и соединить стрелками с
правильными ответами:
8ху + 6ху
2
=
2
– а
4
+ 2а
3
– 4а
4
+ 2а
2
=
3
ху + уz – xz – 1=
4
III. Рефлексия
Целостное
осмысление
и
обобщение
получен-
ной информации.
Анализ
всего
процесса
изучения материала.
Вернемся к ключевым словам.
Какие слова оказались, относящимися
к данному уроку, а вы их не записали?
Мог бы быть план урока другим?
Какие вопросы стоило обсудить в на-
чале урока?
Что повторить?
Учащиеся высказывают свои предпо-
ложения; обсуждение.
Возврат к вызову:
к
тем
записям,
что писали ранее.
Прием:
выделе-
ние важных клю-
чевых позиций.
Умение
применить
полученные
знания
на практике.
Подведение итогов, постановка целей
следующего урока, домашнее задание.
Учащиеся
выполняют
тест
на
про-
верку полученных знаний.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Теоретический тест
1) Многочленом называется _______________________________________________________
2) ____________________________________________________________________________ –
это члены многочлена.
3) Многочлен, состоящий из трех членов – это ________________________________________
4) ____________________________________________________________________________ –
каждый член многочлена является одночленом стандартного вида и этот многочлен не содер -
жит подобных членов.
5) Чтобы привести многочлен к стандартному виду, нужно _____________________________
________________________________________________________________________________
6) Многочлены в математике называют ______________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Практический тест
1) Даны одночлены: 5а; – 4аb; 8а
2
; 12а; – 2,5аb; – а
2
.
Составьте из них многочлен, в котором нет подобных членов:
а) 5а + 8а
2
+12а;
б) 5а – 4аb – а
2
;
в) 8а
2
+ 12а – а
2
.
2) Представьте в стандартном виде многочлен: – 8х
4
+ 12х
3
+ 8х
4
+ 12х
2
=
а) 16х
4
+ 12х
3
+12х
2
;
б) 12х
3
+ 12х
2
;
в) 24х
5
.
3) Представьте в стандартном виде многочлен: 4а
2
х
3
– ах
3
– а
4
– аах
3
+ аххх – а
2
а
2
=
а) 3а
2
х
3
– 2
4
;
б) 3а
2
х
3
+ 2х
3
;
в) 4а
2
х
3
– 2а
4
.
4) Найдите значения многочлена 6а
3
– а
10
+ 4а
3
+ а
10
– 8а
3
+ а при а = – 3:
а) – 57;
б) – 51;
в) 57.