Напоминание

Формирование навыков смыслового чтения у младших школьников посредством технологии критического мышления. Приём «Ромашка Блума»


Автор: Горст Ирина Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ "ЛИДЕР" г. Химки
Населённый пункт: город Химки Московская область
Наименование материала: Сценарий педагогического мастер-класса
Тема: Формирование навыков смыслового чтения у младших школьников посредством технологии критического мышления. Приём «Ромашка Блума»
Раздел: начальное образование





Назад




Педагогический мастер-класс

Формирование навыков смыслового чтения у младших

школьников посредством технологии критического

мышления. Приём «Ромашка Блума»

Автор работы: Горст Ирина Вячеславовна

учитель начальных классов

Цель: создание копилки методических приемов, позволяющих

активизировать работу с текстом и способствующих формированию

универсальных учебных действий.

Задачи:

1.Помочь освоить приём технологии критического мышления;

2.Представить коллегам свой опыт;

3. Развивать коммуникативную компетентность.

Форма: групповая работа

Методы: прием технологии критического мышления

Предполагаемый результат: педагоги смогут использовать приобретенные

знания и приемы в своей практике.

Категория участников: учителя начальных классов, учителя предметники

Мониторинг сроков реализации: 20 минут

Оборудование:

столы и стулья, расставленные для групповой работы;

разноцветные лепестки ромашки для каждого участника; проектор, экран.

Ход мастер-класса:

I. Вызов (3 мин).

Ведущий:

Уважаемые коллеги! Общение людей невозможно без вопросов человека к

человеку, учителя к ученику, ученика к учителю. В том потоке информации, в

котором мы живём, необходимо научиться анализировать эту информацию,

уметь выразить своё отношение к ней, отвергать ненужную, формулировать

вопросы и находить на них ответы. Такую задачу ставит технология развития

критического мышления.

II. Осмысление. (12 мин). Презентация. Слайд 1.

Тема моего мастер- класса «Формирование навыков смыслового чтения у

младших школьников посредством приёма «Ромашка Блума» Слайд 2 К. Д.

Ушинский говорил: «Читать — это еще ничего не значит; что читать и как

понимать читаемое — вот в чем главное дело»

Умение формулировать вопросы, позволит нам формировать, в первую

очередь, такие виды УУД, как познавательные и коммуникативные.

На уроках, особенно на уроках литературы обучающийся должен уметь

работать с текстом, а для этого необходим творческий подход к решению

проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию.

В своей педагогической практике на уроках литературного чтения я

использую прием, который называется "Ромашка Блума" или «Ромашка

вопросов и ответов».

Он достаточно популярен в мире современного

образования. Слайд 3

Новизна

приёма

заключается

в

создании

системы

применения

эффективных методов и приёмов, нацеленных на формирование у учащихся

младших классов навыков смыслового чтения через работу с текстом

художественного произведения на уроках литературного чтения.

Этот приём основан на работе с текстом. Так как с текстом учащимся

приходится работать на различных уроках – приём является универсальным и

может быть использован не только учителем любого предмета, но и учителем

начальных классов.

Главным в работе с текстом является осмысление информации. Практика

показывает, что у современных школьников с этим, нередко, возникают большие

проблемы. Одним из основных приёмов осмысления информации является

постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. К сожалению, многие

учащиеся испытывают затруднения при формулировке вопроса. А нужно ли их

учить задавать вопросы, если не все дети могут найти ответ на готовый вопрос

учителя или учебника? Конечно, нужно, ведь это заставляет ребёнка мыслить.

«Ромашка Блума» помогает учить детей задавать вопросы.

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит

определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

Слайд 4

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-

то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?",

"Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То

есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу

ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является

предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того,

что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации,

отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со

слова – объясни…

Слайд 5

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со

слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей.

"Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос

известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно,

данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент

самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу

"бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...",

"Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе

после...?". Вопрос следует начать со слова – придумай….

Слайд 6

5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление

взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", что можно

сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы

поступили на месте героя рассказа?". Вопрос следует начать со слова –

предложи….

6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев

оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то

плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к

поступку главного героя?" и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись…

Варианты использования "Ромашки Блума" на уроках

Возможны два варианта:

Вопросы

формулирует

сам

учитель.

Это

более

легкий

способ,

используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся

примеры, способы работы с ромашкой.

Вопросы

формулируют

сами

учащиеся.

Этот

вариант

требует

определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного

характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести

лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть

индивидуальной, парной или групповой, такую ромашку можно задать ученикам

на дом.

Особенность приёма «Ромашка Блума» заключается в том, что дети не

отвечают на вопросы учителя или учебника, а учатся сами задавать эти вопросы.

Тем самым, работая над смысловым содержанием текста.

Цель данного приема научить ребенка не только отвечать на вопросы, но и

самому грамотно задавать их. Ромашка состоит из 6 лепестков каждый из

которых содержит определенный вопрос. Таким образом 6 лепестков,6 типов

вопросов.

Конечно научиться сразу составлять вопросы сложно, но часто используя

этот метод на уроках литературного чтения и дополнительных занятиях в данный

момент мы добились уже больших результатов. Итак, на доске ромашка с

лепестками вопросов, в центре название темы над которой работаем. Читаю

детям один раз и раздаю каждой группе по одному тексту.

В группе в ходе

обсуждения звучат самые разные вопросы, но учащиеся учатся отбирать из

предложенных наиболее удачные Итак, время, предоставленное на составление

вопроса, закончилось. Теперь каждая группа зачитывает вопрос, выслушивает

ответы учащихся, соглашается, а если не соглашается, то предоставляет свой

вариант ответа и прикрепляет стикер с вопросом к его принадлежности.

Практическая работа.

Ведущий.

-Я предлагаю вам прочитать сказку. "Лиса и Журавль". (2-3 мин).

Сегодня мы будем работать с «Ромашкой Блума». Вы будете работать в

группах, каждая группа будет работать по своему вопросу (вопросы можно

выбрать по жеребьевке или по усмотрению учителя).

Ведущий дает время на составление вопросов и обсуждение. (1 мин.)

После обсуждения группа выбирает самый удачный вопрос, зачитывает его

всем, заслушивает ответ других участников и прикрепляет вопрос на лепестке

(или прикрепляет сам лепесток). И таким образом отвечают все остальные

группы. (Примерные вопросы по тексту)

1. Простой вопрос: Назови героев сказки? Или: Что сказала лиса журавлю,

приглашая его в гости?

2.

Уточняющий вопрос: Если я правильно тебя понял, лиса угостила

журавля кашей в тарелке?

3. Интерпретационный (объясняющий) вопрос: Почему лиса и журавль

не подружились?

4. Творческий вопрос: Что было бы, если бы лиса угостила журавля из

кувшина, а журавль лису из тарелки?

5. Практический вопрос: Как бы ты поступил на месте лисы или журавля?

6. Оценочный вопрос: Как ты относишься к поступку лисы? Журавля? или

как бы ты поступил на месте лисы или журавля?

Таким образом, ромашка в итоге выглядит так: Слайд7,8

III.Рефлексия (5 мин) Слайд 9

Оцените, пожалуйста, этот прием работы с текстом. Прошу вас приклеить

ромашки, выбирая цвет лепестка. Участники приклеивают лепестки.

Первый раз слышу жёлтый

Слышала розовый

Узнать подробнее коричневый

Применяю красный

Эффективность приёма «Ромашка Блума»

заключается в том, что,

работая над текстом таким способом, у детей формируется читательская

компетентность, коммуникативные и познавательные УУД, развиваются навыки

самостоятельной работы, индивидуальной. парной, групповой деятельности.

Применение приема технологии развития критического мышления Ромашка

Блума является удобным средством при отборе вопросов для обсуждения с

учащимся изучаемых проблем.

Она помогает научить детей задавать вопросы к тексту самостоятельно.

Учащимся нравится формулировать и записывать вопросы к произведению,

работу можно проводить в парах, группах и индивидуально. Наиболее интересны

детям практические вопросы «Как поступили бы вы…» И еще умением

учащихся задавать вопросы я нашла практическое применение. Каждый раз по

окончанию раздела по литературному чтению каждый ученик дома должен

составить 5 вопросов для тестирования. Затем я забираю тетради, выбираю

самые интересные, важные и составляю тесты, а дети, заметив свои вопросы в

отобранных тестах, радуются своим успехам.

Результаты: Систематическая работа на уроках литературного чтения с

применением технологии «Ромашка вопросов и ответов» позволила добиться у

обучающихся

развитию

навыков

индивидуальной,

парной.

Групповой

деятельности, развитию умения применять полученные знания на практике

(составления мини-тестов к обобщающим урокам).

Закончить свой мастер класс мне хотелось бы словами «Учиться-значит

задавать вопросы. Чтобы задавать вопросы, ребенку нужна вера в себя, а

педагогу умение ее поддержать.» Слайд 10

Спасибо за внимание! Надеюсь, вам этот опыт пригодится в вашей

деятельности.

Литература

1.Столбунова С.В. Технология развития критического мышления через

чтение и письмо. // Русский язык в школе «Первое сентября». – 2005. -№18,19

2.Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология

развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 с.

3.Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Учеб. -метод. Пособие. Новосибирск: Новосиб. ин-т пов. квалификации и

переподгот. работников образования. 2005. Вып. 2. 94 c.

Приложение (Шаблоны для изготовления «Ромашки Блума»)



В раздел образования