Напоминание

Формирование субъектной позиции студента в условиях реализации ФГОС


Автор: Мурадян Нина Александровна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГПОУ "Краснокаменский промышленно-технологический техникум"
Населённый пункт: г.Краснокаменск, Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: Формирование субъектной позиции студента в условиях реализации ФГОС
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Формирование субъектной позиции студента в условиях реализации ФГОС

(Преподаватель математики Мурадян Н.А.)

ФГОС

устанавливает

ряд

требований

к

содержанию,

структуре

и

условиям

образования на разных ступенях обучения.

Сегодня большинство из нас уже понимают, что прежние технологии, методы и

формы организации обучения не могут полностью удовлетворить образовательные

потребности общества. Педагоги ищут возможности приобретения новых знаний и

умений, сами интуитивно и на основе своего опыта стараются что-то разработать и

применить

в

своей

профессиональной

деятельности.

Формирование

общих

компетенций таких как: умение организовывать собственную деятельность, принимать

решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность,

осуществлять

поиск

и

использование

информации,

для

профессионального

и

личностного развития, работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность

за

работу

членов

команды

и

т.д.

есть

непрерывный

процесс

взаимодействия

со

студентами как объектами воспитания. А это очень важное направление

работы

мастера, куратора, классного руководителя.

Одной из важнейших характеристик воспитания как педагогического процесса

является решение проблемы субъекта и объекта воспитания.

Традиционная

субъект-объектная

педагогика

отводит

студенту

роль

объекта,

которому старшее поколение передает жизненный опыт.

Субъект

это

участник

воспитательного

процесса,

который

наделен

полномочиями,

является

носителем

определенной

педагогической

цели

и

ее

исполнителем, то есть тот, кто воспитывает (у нас это мастер п/о и кл.руководитель).

Объект — существо, на которое направлена педагогическая активность субъекта,

то есть тот, кого воспитывают.

Современная же педагогика все чаще обращается к обучаемому, как к субъекту

деятельности, т.е. к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации

Субъе кт воспитательного

процесса

это

индивид

с

развивающимся

самосознанием,

устойчивой

системой

мотивов

(потребностей,

интересов,

идеалов,

убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности.(это наш студент)

Следует иметь в виду, что функция субъекта не принадлежит однозначно воспитателю,

а функция объекта - студенту.

В реальном воспитательном процессе субъект и объект функционируют всегда

взаимосвязанно и весьма противоречиво.

Я работаю классным руководителем обычно на группах юношей.

Хочу поделиться с вами опытом своей работы и ее результатами.

1.Для

начала

знакомимся

с

контингентом

очень

тщательно,

тестируем,

беседуем,

наблюдаем и смотрим аттестаты.

2.Больное место: многие не умеют хорошо читать, имеют слаборазвитую память,

никогда не выступали перед другими, слабая база знаний определяет далеко

не

заоблачный уровень интеллекта.

3. В процессе выработки взаимоотношений и взаимотребований возникает, как и у

большинства педагогов много эмоций, взаимных обид, претензий и совершенного

непонимания. Любителей прогуливать и крепко поспать, любителей ничего не делать и

активно не замолкать на занятиях, крепко обижаться и таить внутри обиду на взрослых

у нас в группе бывает ровно столько, как и у других.

4. Цель проделанного исследования одна: из этой очень разнообразной по составу,

интересам и образу жизни толпы сделать социально адаптированного человека

Деятельность педагога по формированию субъекта в моем понимании выглядит

так:

1.Важнейший момент в работе со студентами это «Мастер и кл.рук дуют в одну

дуду». Я работала с разными мастерами. Но придерживаюсь правила:

все вопросы

относительно развития группы обсуждаем вместе. Каждый делает свою работу, не

мешая другому.

2.Как классный руководитель я имею свою систему воспитательных часов:

таких как «Как мы себя понимаем?» (отношения с окружающими, взгляд на себя со

стороны), «Неужели я гений?» (открытие в себе наличия творческих возможностей),

«Поэт и герой Муса Джалиль» (толерантность, уважение к другим национальностям),

«Как ощущаем мы любовь?» (борьба с суицидом, взгляд на будущую семью), «Жены

декабристов - как матери своих детей» (о выборе приоритетов в личной жизни).

«Отнюдь, не принимай гостей почетных…» (культура поведения), «Как избавиться от

зависимости?» (о выборе жизненного пути).

3.Воспитание старосты. Он не только отвечает за явку, но решает и такие

вопросы как:

проблема взаимоотношения в группе, иногда материальные дела или

другие

личные

вопросы.

Староста

должен

понимать,

что он

капитан

команды,

которая должна выиграть. Он не объект воспитания.

4.Постоянно говорим в группе о том, что себя надо показать, зарекомендовать,

учим побеждать свою неуверенность, бороться с комплексами. Из чужих - тети и дяди

мастеру или классному руководителю надо становиться своим - другом и наставником.

Прежде всего, надо доказать студентам, что мы в них очень заинтересованы.

Один раз в месяц на организационном воспитательном часе мы записываем в

общий электронный дневник наблюдений, кто где участвовал и определяем кому

надо себя еще проявить. Получится отличное портфолио на выпуске.

У нас в техникуме очень насыщенный график мероприятий: открытые уроки,

соревнования, конференции, конкурсы профмастерства и т.д. Кроме этого стараемся

выходить на городские и районные мероприятия..

В процессе обучения как правило группа делится на микрогруппы по интересам.

Это – спортсмены, интеллектуалы, компьютерные асы. Но есть в юношеском возрасте

очень мощный двигатель - желание быть лидером, быть замеченным, выделиться из

толпы.

К

каждому

конкурсу

готовимся.

Учим

получать

советы

и

критику

от

одногруппников. Работаем над речью, смотрим внешний вид.

Учимся вести себя

уверенно и адекватно, т.е. спокойно говорить, ровно стоять, не хихикать.

Если бы в начале сентября первого курса мои парни обиделись бы за некоторые

замечания, провернулись и ушли, то на втором курсе они уже

готовы поработать

сообща

над

имиджем

выступающего,

показывают

как

надо

держать

доклад,

произносить трудное слово или просто смотреть вперед.

Практикуем выступления

перед группой.

Вспомните

общие

компетенции:

На

выпуске

студент

должен

уметь

организовывать

собственную

деятельность,

принимать

решения

и

нести

за

них

ответственность, работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность за

работу членов команды.

Что имеем в результате?

1.Всегда есть желающие принять участие в любых мероприятиях.

2. Посещаемость стабильная

3.По результатам исследования психолога на втором курсе больше половины студентов

стремятся к созданию полноценной семьи, для большинства важно профессиональное

становление,

95%

считают

отношения

в

группе

дружескими.

Это

жизнелюбивые

молодые люди с активной жизненной позицией. Группа дошла к выпуску практически

в полном составе.

Цель у нас была: из этой очень разношерстной по составу, интересам и образу

жизни

толпы

сделать

социально

адаптированного

человека

т.е.

субъекта

с

развивающимся самосознанием. Если выпуск удался, то к этой цели мы пришли!

В заключение хочется повторить, что если новые требования к образованию

закреплены в ФГОСах, значит, их выполнение стало обязательным и будет основным

требованием к работе. Может что-то из моего опыта пригодится и вам, уважаемые

коллеги.

Спасибо за внимание!



В раздел образования