Автор: Мурадян Нина Александровна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГПОУ "Краснокаменский промышленно-технологический техникум"
Населённый пункт: г.Краснокаменск, Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: Формирование субъектной позиции студента в условиях реализации ФГОС
Раздел: среднее профессиональное
Формирование субъектной позиции студента в условиях реализации ФГОС
(Преподаватель математики Мурадян Н.А.)
ФГОС
устанавливает
ряд
требований
к
содержанию,
структуре
и
условиям
образования на разных ступенях обучения.
Сегодня большинство из нас уже понимают, что прежние технологии, методы и
формы организации обучения не могут полностью удовлетворить образовательные
потребности общества. Педагоги ищут возможности приобретения новых знаний и
умений, сами интуитивно и на основе своего опыта стараются что-то разработать и
применить
в
своей
профессиональной
деятельности.
Формирование
общих
компетенций таких как: умение организовывать собственную деятельность, принимать
решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность,
осуществлять
поиск
и
использование
информации,
для
профессионального
и
личностного развития, работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность
за
работу
членов
команды
и
т.д.
есть
непрерывный
процесс
взаимодействия
со
студентами как объектами воспитания. А это очень важное направление
работы
мастера, куратора, классного руководителя.
Одной из важнейших характеристик воспитания как педагогического процесса
является решение проблемы субъекта и объекта воспитания.
Традиционная
субъект-объектная
педагогика
отводит
студенту
роль
объекта,
которому старшее поколение передает жизненный опыт.
Субъект
—
это
участник
воспитательного
процесса,
который
наделен
полномочиями,
является
носителем
определенной
педагогической
цели
и
ее
исполнителем, то есть тот, кто воспитывает (у нас это мастер п/о и кл.руководитель).
Объект — существо, на которое направлена педагогическая активность субъекта,
то есть тот, кого воспитывают.
Современная же педагогика все чаще обращается к обучаемому, как к субъекту
деятельности, т.е. к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации
Субъе кт воспитательного
процесса
—
это
индивид
с
развивающимся
самосознанием,
устойчивой
системой
мотивов
(потребностей,
интересов,
идеалов,
убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности.(это наш студент)
Следует иметь в виду, что функция субъекта не принадлежит однозначно воспитателю,
а функция объекта - студенту.
В реальном воспитательном процессе субъект и объект функционируют всегда
взаимосвязанно и весьма противоречиво.
Я работаю классным руководителем обычно на группах юношей.
Хочу поделиться с вами опытом своей работы и ее результатами.
1.Для
начала
знакомимся
с
контингентом
очень
тщательно,
тестируем,
беседуем,
наблюдаем и смотрим аттестаты.
2.Больное место: многие не умеют хорошо читать, имеют слаборазвитую память,
никогда не выступали перед другими, слабая база знаний определяет далеко
не
заоблачный уровень интеллекта.
3. В процессе выработки взаимоотношений и взаимотребований возникает, как и у
большинства педагогов много эмоций, взаимных обид, претензий и совершенного
непонимания. Любителей прогуливать и крепко поспать, любителей ничего не делать и
активно не замолкать на занятиях, крепко обижаться и таить внутри обиду на взрослых
у нас в группе бывает ровно столько, как и у других.
4. Цель проделанного исследования одна: из этой очень разнообразной по составу,
интересам и образу жизни толпы сделать социально адаптированного человека
Деятельность педагога по формированию субъекта в моем понимании выглядит
так:
1.Важнейший момент в работе со студентами это «Мастер и кл.рук дуют в одну
дуду». Я работала с разными мастерами. Но придерживаюсь правила:
все вопросы
относительно развития группы обсуждаем вместе. Каждый делает свою работу, не
мешая другому.
2.Как классный руководитель я имею свою систему воспитательных часов:
таких как «Как мы себя понимаем?» (отношения с окружающими, взгляд на себя со
стороны), «Неужели я гений?» (открытие в себе наличия творческих возможностей),
«Поэт и герой Муса Джалиль» (толерантность, уважение к другим национальностям),
«Как ощущаем мы любовь?» (борьба с суицидом, взгляд на будущую семью), «Жены
декабристов - как матери своих детей» (о выборе приоритетов в личной жизни).
«Отнюдь, не принимай гостей почетных…» (культура поведения), «Как избавиться от
зависимости?» (о выборе жизненного пути).
3.Воспитание старосты. Он не только отвечает за явку, но решает и такие
вопросы как:
проблема взаимоотношения в группе, иногда материальные дела или
другие
личные
вопросы.
Староста
должен
понимать,
что он
капитан
команды,
которая должна выиграть. Он не объект воспитания.
4.Постоянно говорим в группе о том, что себя надо показать, зарекомендовать,
учим побеждать свою неуверенность, бороться с комплексами. Из чужих - тети и дяди
мастеру или классному руководителю надо становиться своим - другом и наставником.
Прежде всего, надо доказать студентам, что мы в них очень заинтересованы.
Один раз в месяц на организационном воспитательном часе мы записываем в
общий электронный дневник наблюдений, кто где участвовал и определяем кому
надо себя еще проявить. Получится отличное портфолио на выпуске.
У нас в техникуме очень насыщенный график мероприятий: открытые уроки,
соревнования, конференции, конкурсы профмастерства и т.д. Кроме этого стараемся
выходить на городские и районные мероприятия..
В процессе обучения как правило группа делится на микрогруппы по интересам.
Это – спортсмены, интеллектуалы, компьютерные асы. Но есть в юношеском возрасте
очень мощный двигатель - желание быть лидером, быть замеченным, выделиться из
толпы.
К
каждому
конкурсу
готовимся.
Учим
получать
советы
и
критику
от
одногруппников. Работаем над речью, смотрим внешний вид.
Учимся вести себя
уверенно и адекватно, т.е. спокойно говорить, ровно стоять, не хихикать.
Если бы в начале сентября первого курса мои парни обиделись бы за некоторые
замечания, провернулись и ушли, то на втором курсе они уже
готовы поработать
сообща
над
имиджем
выступающего,
показывают
как
надо
держать
доклад,
произносить трудное слово или просто смотреть вперед.
Практикуем выступления
перед группой.
Вспомните
общие
компетенции:
На
выпуске
студент
должен
уметь
организовывать
собственную
деятельность,
принимать
решения
и
нести
за
них
ответственность, работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность за
работу членов команды.
Что имеем в результате?
1.Всегда есть желающие принять участие в любых мероприятиях.
2. Посещаемость стабильная
3.По результатам исследования психолога на втором курсе больше половины студентов
стремятся к созданию полноценной семьи, для большинства важно профессиональное
становление,
95%
считают
отношения
в
группе
дружескими.
Это
жизнелюбивые
молодые люди с активной жизненной позицией. Группа дошла к выпуску практически
в полном составе.
Цель у нас была: из этой очень разношерстной по составу, интересам и образу
жизни
толпы
сделать
социально
адаптированного
человека
т.е.
субъекта
с
развивающимся самосознанием. Если выпуск удался, то к этой цели мы пришли!
В заключение хочется повторить, что если новые требования к образованию
закреплены в ФГОСах, значит, их выполнение стало обязательным и будет основным
требованием к работе. Может что-то из моего опыта пригодится и вам, уважаемые
коллеги.
Спасибо за внимание!