Напоминание

" Подготовка дошкольного учреждения к внедрению программы просветительской деятельности для родителей воспитанников – управленческий подход"


Автор: Антонова Лада Григорьевна
Должность: Заведующий
Учебное заведение: МБДОУ № 94 г. Калуга
Населённый пункт: г. Калуга
Наименование материала: Статья
Тема: " Подготовка дошкольного учреждения к внедрению программы просветительской деятельности для родителей воспитанников – управленческий подход"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 94 «Забава»

города Калуги

(МБДОУ № 94 г. Калуги)

Статья

«Подготовка дошкольного учреждения к внедрению

программы просветительской деятельности для родителей

воспитанников – управленческий подход»

Подготовила: заведующий МБДОУ № 94 г. Калуги

Антонова Лада Григорьевна

г. Калуга

2025

2

Подготовка дошкольного образовательного учреждения к реализации программы

просветительской

деятельности

направлена

на

повышение

уровня

взаимодействия

педагогов

и

семей

воспитанников,

формирование

общей

педагогической

культуры

родителей и создание условий для успешной социализации детей.

Программа просветительской деятельности приносит значительные преимущества

различным участникам образовательного процесса:

Преимущества для Дошкольного образовательного учреждения (ДОУ):

Повышение качества образования

•Родители становятся активными участниками воспитательного процесса,

обеспечивая дополнительные ресурсы и поддержку развитию детей

Укрепление имиджа учреждения

•Программа способствует улучшению репутации и повышению доверия родителей к

ДОУ

Создание позитивной атмосферы

•Доброжелательные взаимоотношения между сотрудниками и семьями способствуют

формированию комфортной образовательной среды

Оптимизация управленческих решений

•Обратная связь от родителей помогает руководству лучше понимать потребности

воспитанников и эффективно планировать работу

Экономический эффект

•Увеличение количества привлеченных семей благодаря положительным отзывам и

рекомендациям улучшает финансовое положение учреждения

Укрепление связей с местными сообществами

•повышает значимость ДОУ в глазах общественности и стимулирует сотрудничество с

различными организациями и инициативами

Снижение конфликтных ситуаций

•Благодаря конструктивному диалогу и открытому обмену информацией между

родителями и персоналом ДОУ уменьшается количество жалоб и конфликтов,

связанных с непониманием требований или ожиданий обеих сторон

Рост мотивации педагогов

•Педагоги видят свою работу оцененной и поддержанной родителями, что усиливает

чувство профессиональной востребованности и мотивирует повышать квалификацию

и развивать новые подходы к обучению и воспитанию детей

3

Преимущества для Педагогов:

Профессиональное развитие

Возможность повышения квалификации через участие в

программах поддержки родителей

Поддержка профессионального роста

Создание благоприятных условий для карьерного

продвижения и расширения профессиональных

компетенций

Психологическая поддержка

Улучшается эмоциональное состояние учителей, снижается

стресс, связанный с проблемами коммуникации с

родителями

Формирование командного духа

Сотрудничество с коллегами и активное привлечение

родителей укрепляют коллективные связи внутри команды

педагогов

Творческая самореализация

У педагогов появляется больше возможностей проявить

инициативу и креативность в своей работе

Повышенная уверенность в себе

Возможность глубже осознать собственную роль и

значение, укрепляет веру в собственные силы и

профессиональные способности

Самостоятельность и автономия

Расширяется свобода действий педагога, позволяя гибко

реагировать на запросы семей и ситуации, возникающие

в практике

Освоение передовых технологий и методик

Педагоги обогащаются новыми знаниями и умениями,

повышают свою квалификацию и конкурентоспособность

на рынке труда

Гармонизация рабочего графика

Снижает нагрузку на персонал, распределяя обязанности

рациональнее и освобождая время для отдыха и

восстановления сил

4

Преимущества для Воспитанников:

Комплексное развитие: дети получают

дополнительную поддержку дома, улучшая свое

психоэмоциональное и интеллектуальное развитие

Социальная адаптация: семьи активно участвуют в

мероприятиях, помогая детям быстрее

адаптироваться к новым условиям

Расширенные возможности саморазвития: доступ к

дополнительным ресурсам (кружкам, секциям,

развивающим занятиям)

Лучшее понимание ценностей: родителям легче

передать ребенку важные жизненные принципы и

нормы поведения

Развитие коммуникативных навыков: благодаря

активному участию родителей дети учатся

взаимодействовать с разными людьми и решать

конфликты мирным путем

Индивидуальная траектория развития: семейное

просвещение учит учитывать индивидуальные

особенности каждого ребёнка, что способствует

раскрытию потенциала и достижению высоких успехов

в учёбе и творчестве)

Здоровье и благополучие: программа

просветительской деятельности помогает выявить и

устранить факторы риска для здоровья детей,

формируя здоровые привычки и образ жизни

Безопасность и защита: ознакомленные с

особенностями детской психологии родители создают

безопасную среду обитания, минимизируя риски

травматизма и несчастных случаев

Гармоничное социальное окружение: взаимодействие

с родителями развивает социальные навыки,

формирует уважение к другим людям и умение

строить продуктивные отношения в обществе

5

Преимущества для Родителей:

1. Получение актуальной информации: осведомленность о современных тенденциях в

образовании и воспитании, новых педагогических технологиях.

2. Комфортное воспитание: понимание индивидуальных особенностей своего ребенка

помогает родителям эффективнее выстраивать процесс воспитания.

3.

Возможность

получать

консультации

профессионалов:

постоянный

доступ

к

квалифицированным специалистам для решения сложных вопросов.

4. Участие в принятии важных решений: роль родителя становится значимой, повышается

ответственность и заинтересованность в успехах ребенка.

5. Чувство уверенности и удовлетворённости: ребенок растет здоровым и успешным,

родители ощущают удовлетворение от своего вклада в его развитие.

Эти

преимущества

делают

программу

просветительской

деятельности

важной

частью современной системы дошкольного образования, создавая оптимальные условия

для

всестороннего

развития

ребенка

и

эффективного

сотрудничества

всех

заинтересованных сторон.

Цели подготовки дошкольного учреждения к внедрению программы просветительской

деятельности для родителей воспитанников:

- Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка.

-

Формирование

доверительных

партнерских

взаимоотношений

между

семьей

и

дошкольным образовательным учреждением.

- Поддержка родительского участия в воспитательном процессе.

- Обеспечение доступности образовательных ресурсов и консультаций для родителей.

Внедрение

программы

просветительской

деятельности

для

родителей

воспитанников мы разбили на несколько этапов:

1. Анализ потребностей семьи и педагогического коллектива:

Необходимо провести анкетирование среди сотрудников детского сада и родителей

для выявления основных запросов и проблем, возникающих в ходе воспитания детей.

Важно определить уровень осведомленности родителей о возрастных особенностях детей,

методиках воспитания и развитии творческих способностей.

6

Анализ потребностей семьи

и педагогического

коллектива

является ключевым

этапом подготовки к внедрению программы просветительской деятельности в дошкольном

учреждении. Этот этап включает в себя сбор и обработку информации, необходимой для

понимания

текущих

запросов

и

проблем,

существующих

у

обоих

групп

участников

образовательного процесса — родителей и педагогов.

Цель анализа заключается в получении объективных данных о потребностях каждой

стороны,

которые

позволят разработать

наиболее эффективные

меры

и

инструменты

взаимодействия между всеми участниками процесса воспитания и обучения детей.

Для анализа можно использовать разнообразные методы исследования, включая:

1. Анкетирование родителей и педагогов:

Анкетирование позволяет собрать количественные данные о взглядах и ожиданиях

родителей относительно методов воспитания, особенностей поведения детей, наличия

трудностей и затруднений в обучении и адаптации детей в детском саду. Среди ключевых

аспектов опроса можно выделить:

- Потребности в повышении уровня знаний о возрастных особенностях детей.

- Желаемые форматы подачи материала (лекции, мастер-классы, вебинары и др.).

- Наличие проблем, связанных с поведением детей или общением с ними.

- Уровень готовности принять участие в совместных мероприятиях с детьми.

2. Интервьюирование:

Индивидуальные беседы позволяют получить качественные данные, углубленно

изучить

специфику

восприятия

родителями

и

педагогами

отдельных

направлений

воспитательной работы, раскрыть личные мотивы и желания участников процесса.

3. Наблюдение:

Наблюдение

за

повседневными

действиями

педагогов

и

поведением

детей

помогает

оценить

эффективность

существующей

практики

и

выявить

возможные

недостатки в коммуникационных процессах.

4. Проведение фокус-групп:

Фокус-группы позволяют организовать обсуждение интересующих вопросов и

идей, получить представление о восприятии предложенных изменений со стороны разных

категорий родителей и педагогов.

7

5. Мониторинг общественного мнения:

Сбор

мнений

родителей

посредством

опросов

и

бесед

позволяет

оценить

восприятие нововведений и внести необходимые коррективы в организацию работы.

При проведении анализа необходимо учитывать следующие ключевые индикаторы:

-

Степень

подготовленности

родителей

к

роли

партнеров

в

воспитательном

процессе.

- Готовность педагогов к взаимодействию с родителями.

- Наличие барьеров в коммуникации между обеими сторонами.

-

Потребности

в

специализированной

подготовке

педагогов

и

родителей

по

отдельным направлениям работы с детьми.

- Актуальность конкретных тематик и форматов просветительской деятельности.

- Оценка текущего состояния материально-технического оснащения для проведения

просветительских мероприятий.

- Необходимость формирования и укрепления межведомственного взаимодействия

(социальные службы, здравоохранение).

По

результатам

анализа

формируются

рекомендации

и

конкретные

шаги

по

разработке эффективного плана по внедрению программы просветительской деятельности,

обеспечивающего достижение поставленных целей и решение выявленных проблем.

Такой

комплексный

подход

позволяет

значительно

повысить

эффективность

взаимодействия

между

родителями,

педагогическим

составом

и

руководством

дошкольного учреждения, обеспечить комфортное пребывание детей в образовательной

среде

и

создать

предпосылки

для

успешного

социально-психологического

развития

подрастающего поколения.

2. Разработка плана по подготовке внедрения программы:

Разработать план по подготовке к внедрению к просветительской деятельности,

включающий цель, задачи, содержание мероприятий, формы организации занятий, методы

диагностики эффективности.

Основные направления просветительской деятельности:

- Психолого-педагогическое просвещение родителей.

- Организация семинаров, лекций, тренингов по вопросам воспитания и образования детей.

8

- Консультативная помощь семьям, испытывающим трудности в воспитании.

- Совместные мероприятия с участием родителей и детей.

Разработка концепции плана по подготовке внедрения программы просветительской

деятельности

(далее

-

План)

в

дошкольном

образовательном

учреждении

(ДОУ)

представляет собой важный этап планирования и организации всего процесса. План должен

отражать

основные

идеи,

цели,

задачи

и

механизмы

осуществления

программы,

обеспечивать эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса и

способствовать достижению положительных результатов.

Структура Плана:

1. Постановка стратегических целей и задач:

Определяются

долгосрочные

и

краткосрочные

цели

Плана,

согласованные

с

основными приоритетами развития дошкольного образования и конкретной ситуацией в

регионе. Эти цели формулируются таким образом, чтобы были измеримы и достижимы.

2. Выявление целевых аудиторий:

Определить категории пользователей, чьи потребности будут удовлетворены, а также

потенциальные группы поддержки, такие как общественные организации, органы власти.

4. Описание содержания Плана:

Составляется

подробный

перечень

мероприятий,

направленных

на

реализацию

заявленных целей. Например, организация семинаров, круглых столов, консультативных

пунктов, предоставление рекомендаций по выбору методик воспитания и образованию.

В нашем Плане мы выделили такие блоки для мероприятий:

-

Нормативно-правовое,

методическое

и

аналитическое

обеспечение

подготовки

к

внедрению Программы просвещения родителей, в который включили разработку самих

локальных актов, проведение аналитической работы по вопросу оценки стартовых условий

к

внедрению

Программы,

методическое

обеспечение

подготовки

ДОУ

к

внедрению

Программы.

- Организационное обеспечение подготовки ДОУ к внедрению Программы, в который

включили

мероприятия

по

обеспечению

координации

деятельности

управления

образования, ДОУ и методического центра города.

- Кадровое обеспечение подготовки к внедрению Программы. Здесь мы включили блоки по

обеспечению поэтапного повышения квалификации руководителя и педагогов ДОУ.

9

- Информационное обеспечение подготовки ДОУ к внедрению Программы, в котором

описали мероприятия по информационному сопровождению.

5. Выбор организационно-методических подходов:

Рассматриваются

современные

методики

и

технологии

взаимодействия

с

родителями, инновационные подходы к организации учебного процесса, использование

цифровых платформ и мобильных приложений.

6. Планирование этапов реализации:

Устанавливается последовательность шагов, необходимых для начала внедрения

программы, выделяются временные рамки и промежуточные контрольные точки.

7. Организация мониторинга и оценки эффективности:

Предусматривается регулярная обратная связь от родителей и педагогов, проводятся

замеры достигнутых показателей, оценивается степень достижения поставленных целей.

8. Предупреждение рисков и управление ими:

Выявляются

возможные

препятствия

и

угрозы,

разрабатываются

стратегии

преодоления негативных факторов, осуществляется страховка проектов.

9. Распространение результатов:

Планируется система распространения положительного опыта и лучших практик,

публикации статей, докладов, выступлений на конференциях и форумах.

План

должен

быть

чётко

структурирован,

доступен

для

понимания

всеми

заинтересованными

лицами

и

содержать

исчерпывающие

данные

обо

всех

аспектах

предстоящего проекта.

3. Материально-техническое обеспечение:

Обеспечить

детский

сад

необходимыми

ресурсами:

литературой,

пособиями,

наглядными

материалами,

электронными

средствами

обучения.

Создать

условия

для

комфортного

пребывания

родителей

на

территории

ДОУ,

оборудовать

специальные

помещения для встреч и консультаций.

4. Кадровая подготовка:

Организовать

обучение педагогов

современным

технологиям

взаимодействия с

родителями,

способствующим

эффективному

осуществлению

просветительской

10

деятельности.

Привлечь

психологов,

социальных

работников,

специалистов

дополнительного образования для оказания помощи семье.

Кадровая

подготовка

является

важным

элементом

подготовки

дошкольного

образовательного

учреждения

(ДОУ)

к

внедрению

программы

просветительской

деятельности. Она направлена на повышение профессионализма педагогов, расширение их

компетенции и готовность успешно реализовать поставленные задачи.

Основные компоненты кадровой подготовки:

1. Диагностика существующего уровня квалификации:

Перед началом подготовки проводится диагностика имеющихся знаний и навыков

педагогов, выявление пробелов и слабых мест, составление перечня тех областей, которые

требуют особого внимания и дополнительной проработки.

2. Планирование учебных мероприятий:

После

завершения

диагностического

этапа

составляется

учебный

план,

включающий курсы повышения квалификации, семинары, лекции, практические занятия,

стажировки и другие виды обучения, направленные на приобретение недостающих знаний

и навыков.

3. Методы обучения:

Используются

разнообразные

методы

обучения,

позволяющие

охватить

максимальное

число

педагогов

и

повысить

их

профессиональный

уровень.

К

ним

относятся:

- Теоретические занятия: лекции, презентации, изучение нормативных документов

и специальной литературы.

- Практические занятия: проведение практических упражнений, моделирование

реальных ситуаций, работа над проектами.

- Интерактивные формы обучения: игровые упражнения, дискуссии, круглые

столы, мозговые штурмы.

-

Дистанционное

обучение:

использование

онлайн-курсов,

вебинаров,

виртуальных площадок для обмена опытом.

4. Система контроля и оценки:

11

Вводятся процедуры проверки полученных знаний и навыков, проводимые в

форме

тестов,

аттестаций,

квалификационного

экзамена.

Результаты

проверочных

процедур фиксируются документально и учитываются при аттестации педагогов.

5. Налаживание обратной связи:

Организуется постоянная обратная связь с педагогами, позволяющая оперативно

вносить коррективы в учебный процесс, учитывая мнение самих педагогов о качестве

обучения и нуждаемости в дальнейших занятиях.

6. Материальное стимулирование:

Одним из способов привлечения педагогов к дополнительному обучению является

материальное

поощрение

за

прохождение

курсов

повышения

квалификации,

выдача

премий и надбавок за освоение новых компетенций.

7. Продолжительное сопровождение:

Кадровая

подготовка

предусматривает

постоянное

обновление

знаний

и

поддержание

высокого

уровня

квалификации,

что

достигается

путём

регулярного

прохождения

переподготовки,

посещения

профильных

конференций

и

семинаров,

постоянного ознакомления с новинками науки и техники.

Эффективная подготовка кадров играет ключевую роль в достижении успеха всей

программы просветительской деятельности. Грамотно подготовленный педагог способен

не только качественно реализовывать запланированные мероприятия, но и формировать

положительное отношение родителей к программам и инициативе самого учреждения, что

существенно влияет на конечный результат.

Важно помнить, что кадры являются основным ресурсом любого учреждения,

именно

от

их

уровня

подготовки

зависит

эффективность

внедряемых

программ

и,

соответственно, будущее наших детей.

5. Информирование общественности:

Использовать возможности информационной среды для информирования населения

о целях и содержании программы просветительской деятельности. Регулярно проводить

встречи

с

представителями

органов

власти,

общественных

организаций,

учреждений

здравоохранения и социальной защиты.

6. Оценка результатов:

12

Регулярная оценка результатов реализации Плана позволяет своевременно выявлять

проблемы

и

корректировать

его

содержание.

Оценка

результатов

реализации

Плана

представляет собой важную составляющую общего процесса подготовки и внедрения

программы.

Принципы оценки:

1.

Объективность:

все

выводы

должны

основываться

исключительно

на

фактах

и

статистических данных, исключая предвзятые суждения и субъективизм.

2. Комплексность: оцениваются не только отдельные элементы Плана, но и весь комплекс

мероприятий,

проводимых

в

рамках

подготовки

к

внедрению

просветительской

деятельности.

3. Открытость: полученная информация предоставляется всем заинтересованным сторонам,

включая родителей, педагогов, руководство учреждения и управление образования.

4.

Постоянство:

процесс

оценки

должен

проводиться

регулярно,

обеспечивая

своевременное

реагирование

на

изменения

обстановки

и

внесение

корректировок

в

деятельность.

Методы оценки:

1.

Анкетирование:

один

из

наиболее

распространенных

инструментов,

позволяющий

быстро собирать большие объемы данных от большого числа респондентов. Используется

для

изучения

мнений

родителей

и

педагогов

о

результатах

работы

по

внедрению

Программы.

2. Тестирование: проверяется уровень усвоения теоретических знаний и практических

навыков у педагогов и участвующих в мероприятиях родителей.

3.

Экспертная

оценка:

группа

экспертов

проводит

экспертизу

материалов,

отчетов,

публикаций и иных продуктов деятельности, оценивают их качество и полезность.

4. Наблюдение: непосредственное наблюдение за деятельностью участников по реализации

Плана, регистрация фактов и явлений, характеризующих их поведение и реакции.

Этапность оценки:

1. Исходная оценка: производится на начальном этапе реализации Плана, служит базой для

сравнения последующих результатов.

13

2. Промежуточная оценка: осуществляется периодически в течение периода реализации

Плана, позволяет вовремя обнаружить отклонения и скорректировать ход реализации.

3.

Итоговая

оценка:

проводится

по

завершении

реализации

Плана,

подводит

итоги,

обобщает опыт, определяет перспективы дальнейшей работы.

Критерии оценки:

- Степень реализации Плана.

- Уровень активности и инициативы участников.

- Качество документации и отчетности.

- Эффективность использования выделенных ресурсов.

- Воздействие на социум и окружающую среду.

- Соотношение затраченных усилий и полученного результата.

Таким

образом,

тщательная

и

продуманная

оценка

результатов

обеспечивает

полноценное понимание хода реализации Плана, поддерживает принятие правильных

управленческих

решений

и

гарантирует

устойчивый

рост

уровня

воспитательно-

образовательной деятельности в дошкольном учреждении.

Таким образом, успешное внедрение плана просветительской деятельности требует

комплексного

подхода,

вовлечения

всех

участников

процесса

и

систематического

мониторинга результатов. Это позволит создать комфортные условия для воспитания и

гармоничного развития каждого ребёнка, повысить качество предоставляемых услуг и

укрепить взаимодействие между семьёй и дошкольным учреждением.



В раздел образования