Напоминание

Работа с литературным произведением


Автор: Липявкина Анжелика Викторовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: г. Поронайска Сахалинской области
Наименование материала: Этапы работы над литературным произведением в начальных классах
Тема: Работа с литературным произведением
Раздел: начальное образование





Назад




Мастер – класс

«Формирование универсальных учебных действий

на уроках литературного чтения в начальной школе»

Прием «Яркое пятно».

Прежде чем показать свой мастер класс, прошу вас послушать одну притчу.

Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает

далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у

меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю,

скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Действительно, все в наших руках: сегодня мы должны развивать способности

ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации,

контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формировать умения

учиться.

А что является основным средством формирования УУД?

(Задания, методы, приёмы, технологии, которые учитель предъявляет учащимся на

уроке.)

И сегодня я хочу ими поделиться, я покажу вам приемы, которые можно использовать

на уроках литературного чтения работая с худ. произведением и какие УУД формиру-

ют данные приемы.

Проведем мастер класс на примере рассказа В. Осеевой « Синие листья»

1. Методика доводящих карточек.

Какую первую задачу ставит перед собой учитель, после того как ученики прочи-

тали текст?

(Узнать, как они поняли его содержание).

И для этого учитель может использовать методику «Доводящих карточек». Эта

методика взята из технологии взаимообучения, одной из задач, которой является фор-

мирование у учащихся желания прийти на помощь товарищу, поделиться своими зна-

ниями с другими.

Методика «Доводящих карточек» предназначена для организации пониманий уча-

щимися учебного текста. Её цель - концентрировать внимание ученика на определён-

ном учебном материале.

Работа проводится в парах. Учитель составляет два варианта карточек, на кото-

рых написаны вопросы и для проверки в скобках даны ответы к ним. Вопросы должны

быть такими, чтобы ответы на них приводили к пониманию текста. После того, как де-

ти прочитают текст, по команде учителя они начинают задавать по очереди вопросы

друг другу. Первым задаёт вопрос тот ученик, у которого карточка под номером 1.

- Попробуем поработать по этим карточкам.

- Какие УУД мы формируем используя методику доводящих карточек?

Коммуникативные УУД:

1.учатся слушать и понимать других;

2. учатся строить речевое высказывание;

3. учатся оформлять свои мысли в устной форме;

4. учатся работать в паре.

2. Приём «Ромашка Блума».

Этот прием взят из технологии развития критического мышления. Он учит детей

анализировать произведение, уметь выражать своё отношение к героям произведения,

формулировать вопросы и находить на них ответы.

Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый

тип вопросов.

1. Простые вопросы – начинаются со слов «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Как?».

- Задайте простые вопросы по тексту и ответьте на них.

2. Интерпретационные (объясняющие) вопросы начинаются со слов «Почему?».

- Задайте объясняющие вопросы.

3. Оценочные вопросы. «Кто из героев поступил хорошо, а кто плохо?», т.е. оцениваем

те или иные события поступки, сравниваем.

- Задайте оценочные вопросы.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопросов чаще всего содержит частицу «бы», эле-

менты предположения, прогноза: «Что изменилось бы…», «Что будет, если….».

- Задайте творческие вопросы.

5. Уточняющие вопросы обычно начинаются со слов «Ты так считаешь?», «Если я

правильно понял, то..». Их задают с целью что-то уточнить.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвя-

зи между теорией и практикой. Начинают их со слов: «Как можно применить?», «Что

можно сделать из…?», « Как бы ты поступил на месте….?»

«Ромашку» можно использовать и на стадии «Рефлексии» для обобщения полученных

знаний.

3. Приём «Угадай вопрос».

Прием, который учит детей слушать и слышать, общаться, развивает речь, активизиру-

ет мыслительную деятельность, называется «Угадай вопрос».

Ученику, вышедшему к доске, даётся карточка с вопросами. Он, не читая вопроса

вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Остальным

нужно догадаться, каким был вопрос.

Один из педагогов выходит к доске и выполняет задание.

4. Приём «Пропущенный вопрос».

У детей карточки с заданием «Вставь пропущенный вопрос». Дети должны прочитать

все вопросы, восстановить последовательность событий в рассказе и записать вопрос,

который пропустил учитель.

- Выполните это задание.

- Проверяем. Прочитайте, что у вас получилось.

- Поменяйтесь карточками и проверьте своего напарника.

-Уважаемые коллеги, какие же УУД формируют три предыдущих приёма?

Познавательные:

-умение устанавливать логическую причинно – следственную связь событий;

Коммуникативные УУД:

-умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- умение работать в паре.

Регулятивные:

- умение адекватно оценивать себя и других.

5.Приём «Сообщи свое Я»

Рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уро-

ке. Он формирует:

умение оценивать деятельность и способы решения проблемы;

умение осмысливать свой опыт и осознавать его личностное значение.

На столе у Вас лежат Листочки. Сейчас подумайте, как бы вы поступили, если бы у

вас попросили карандаш? Раскрасьте листик

- синим, если вы поступите, также как героиня рассказа Катя. Не дам

- зеленым, если поделились бы с Леной, не у кого не спрашивая. Дам

- красным, если не знаете, как поступить. Не знаю

Размещаем свои листики на дереве.

Какие УУД мы формируем используя прием « Сообщи свое Я»

Регулятивные:

- умение структурировать информацию

Коммуникативные:

- умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД:

- учатся выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

- учатся оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

III. Заключительная часть.

Представленные приёмы и методы можно использовать и на других уроках, изменяя

задания. В каждой развивающей технологии таких приёмов много. Используя эти

приемы, помогут нашим ученики достичь высоких результатов в своём развитии, а

нам педагогам совершенствоваться и расти профессионально.

Желаю нам всем творческих успехов в этом учебном году.



В раздел образования