Автор: Липявкина Анжелика Викторовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: г. Поронайска Сахалинской области
Наименование материала: Этапы работы над литературным произведением в начальных классах
Тема: Работа с литературным произведением
Раздел: начальное образование
Мастер – класс
«Формирование универсальных учебных действий
на уроках литературного чтения в начальной школе»
Прием «Яркое пятно».
Прежде чем показать свой мастер класс, прошу вас послушать одну притчу.
Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает
далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у
меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю,
скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Действительно, все в наших руках: сегодня мы должны развивать способности
ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации,
контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формировать умения
учиться.
А что является основным средством формирования УУД?
(Задания, методы, приёмы, технологии, которые учитель предъявляет учащимся на
уроке.)
И сегодня я хочу ими поделиться, я покажу вам приемы, которые можно использовать
на уроках литературного чтения работая с худ. произведением и какие УУД формиру-
ют данные приемы.
Проведем мастер класс на примере рассказа В. Осеевой « Синие листья»
1. Методика доводящих карточек.
Какую первую задачу ставит перед собой учитель, после того как ученики прочи-
тали текст?
(Узнать, как они поняли его содержание).
И для этого учитель может использовать методику «Доводящих карточек». Эта
методика взята из технологии взаимообучения, одной из задач, которой является фор-
мирование у учащихся желания прийти на помощь товарищу, поделиться своими зна-
ниями с другими.
Методика «Доводящих карточек» предназначена для организации пониманий уча-
щимися учебного текста. Её цель - концентрировать внимание ученика на определён-
ном учебном материале.
Работа проводится в парах. Учитель составляет два варианта карточек, на кото-
рых написаны вопросы и для проверки в скобках даны ответы к ним. Вопросы должны
быть такими, чтобы ответы на них приводили к пониманию текста. После того, как де-
ти прочитают текст, по команде учителя они начинают задавать по очереди вопросы
друг другу. Первым задаёт вопрос тот ученик, у которого карточка под номером 1.
- Попробуем поработать по этим карточкам.
- Какие УУД мы формируем используя методику доводящих карточек?
Коммуникативные УУД:
1.учатся слушать и понимать других;
2. учатся строить речевое высказывание;
3. учатся оформлять свои мысли в устной форме;
4. учатся работать в паре.
2. Приём «Ромашка Блума».
Этот прием взят из технологии развития критического мышления. Он учит детей
анализировать произведение, уметь выражать своё отношение к героям произведения,
формулировать вопросы и находить на них ответы.
Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый
тип вопросов.
1. Простые вопросы – начинаются со слов «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Как?».
- Задайте простые вопросы по тексту и ответьте на них.
2. Интерпретационные (объясняющие) вопросы начинаются со слов «Почему?».
- Задайте объясняющие вопросы.
3. Оценочные вопросы. «Кто из героев поступил хорошо, а кто плохо?», т.е. оцениваем
те или иные события поступки, сравниваем.
- Задайте оценочные вопросы.
4. Творческие вопросы. Данный тип вопросов чаще всего содержит частицу «бы», эле-
менты предположения, прогноза: «Что изменилось бы…», «Что будет, если….».
- Задайте творческие вопросы.
5. Уточняющие вопросы обычно начинаются со слов «Ты так считаешь?», «Если я
правильно понял, то..». Их задают с целью что-то уточнить.
6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвя-
зи между теорией и практикой. Начинают их со слов: «Как можно применить?», «Что
можно сделать из…?», « Как бы ты поступил на месте….?»
«Ромашку» можно использовать и на стадии «Рефлексии» для обобщения полученных
знаний.
3. Приём «Угадай вопрос».
Прием, который учит детей слушать и слышать, общаться, развивает речь, активизиру-
ет мыслительную деятельность, называется «Угадай вопрос».
Ученику, вышедшему к доске, даётся карточка с вопросами. Он, не читая вопроса
вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Остальным
нужно догадаться, каким был вопрос.
Один из педагогов выходит к доске и выполняет задание.
4. Приём «Пропущенный вопрос».
У детей карточки с заданием «Вставь пропущенный вопрос». Дети должны прочитать
все вопросы, восстановить последовательность событий в рассказе и записать вопрос,
который пропустил учитель.
- Выполните это задание.
- Проверяем. Прочитайте, что у вас получилось.
- Поменяйтесь карточками и проверьте своего напарника.
-Уважаемые коллеги, какие же УУД формируют три предыдущих приёма?
Познавательные:
-умение устанавливать логическую причинно – следственную связь событий;
Коммуникативные УУД:
-умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- умение работать в паре.
Регулятивные:
- умение адекватно оценивать себя и других.
5.Приём «Сообщи свое Я»
Рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уро-
ке. Он формирует:
умение оценивать деятельность и способы решения проблемы;
умение осмысливать свой опыт и осознавать его личностное значение.
На столе у Вас лежат Листочки. Сейчас подумайте, как бы вы поступили, если бы у
вас попросили карандаш? Раскрасьте листик
- синим, если вы поступите, также как героиня рассказа Катя. Не дам
- зеленым, если поделились бы с Леной, не у кого не спрашивая. Дам
- красным, если не знаете, как поступить. Не знаю
Размещаем свои листики на дереве.
Какие УУД мы формируем используя прием « Сообщи свое Я»
Регулятивные:
- умение структурировать информацию
Коммуникативные:
- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
Личностные УУД:
- учатся выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
- учатся оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
III. Заключительная часть.
Представленные приёмы и методы можно использовать и на других уроках, изменяя
задания. В каждой развивающей технологии таких приёмов много. Используя эти
приемы, помогут нашим ученики достичь высоких результатов в своём развитии, а
нам педагогам совершенствоваться и расти профессионально.
Желаю нам всем творческих успехов в этом учебном году.