Автор: Димова Ольга Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка - Детский сад 83"
Населённый пункт: город Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Пальчиковые игры для детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Введение
Пальчиковые игры представляют собой один из наиболее эффективных методов развития
детей раннего возраста, основанный на единстве физического и психического развития. В
современной дошкольной педагогике эти игры рассматриваются как важнейшее средство
сенсомоторного развития, формирования речевых функций и познавательных
способностей. Актуальность данной методической разработки обусловлена значительным
увеличением количества детей с задержкой речевого развития и недостаточной
сформированностью мелкой моторики, что требует систематической целенаправленной
работы уже на ранних этапах развития.
Нейрофизиологические исследования подтверждают существование тесной связи между
развитием тонких движений пальцев рук и формированием речевой функции. Моторные и
речевые центры в коре головного мозга находятся в непосредственной близости, поэтому
стимуляция моторных навыков положительно влияет на развитие речи. Пальчиковые
игры, сочетающие движения пальцев с речевым сопровождением, создают оптимальные
условия для интеграции различных отделов мозга и формирования нейронных связей.
Целью данной методической разработки является систематизация и научное обоснование
использования пальчиковых игр как комплексного средства развития детей раннего
возраста (1-3 года). Особое внимание уделяется психолого-педагогическим основам
подбора и организации игр с учетом возрастных особенностей детей.
Глава 1. Теоретические основы использования пальчиковых игр
1.1. Психолого-физиологические особенности детей раннего возраста
Период раннего детства (1-3 года) характеризуется интенсивным развитием всех
психофизиологических функций. В этом возрасте наблюдаются следующие особенности,
значимые для организации пальчиковых игр:
Преобладание наглядно-действенного мышления, когда познание окружающего мира
происходит через практические действия
Сензитивность развития мелкой моторики - пальцы рук становятся основным
инструментом исследования
Формирование активной речи при сохранении тесной связи с развитием двигательной
сферы
Непроизвольность внимания и его кратковременность (3-7 минут у детей 2-3 лет)
Высокая подражательность и эмоциональная отзывчивость
Потребность в многократном повторении действий для их закрепления
Эти особенности определяют специфику подбора и проведения пальчиковых игр - их
кратковременность, образность, ритмичность и обязательное сочетание с речевым
сопровождением.
1.2. Влияние пальчиковых игр на развитие детей
Систематическое использование пальчиковых игр оказывает комплексное положительное
воздействие на развитие ребенка:
Развитие речевых функций
Стимуляция тонких движений пальцев активизирует близлежащие речевые зоны коры
головного мозга. Ритмическое сочетание движений и речи способствует развитию
артикуляционной моторики, обогащению словарного запаса, формированию
грамматического строя речи.
Развитие познавательных процессов
Пальчиковые игры способствуют развитию внимания, памяти, мышления.
Пространственные и временные представления формируются через освоение схемы тела и
ориентировки в пространстве. Развивается способность к концентрации и переключению
внимания.
Эмоциональное развитие
Тактильный контакт, положительные эмоции, чувство успеха при выполнении игровых
действий создают благоприятный эмоциональный фон. Совместная деятельность со
взрослым укрепляет чувство защищенности и доверия.
Социальное развитие
Через пальчиковые игры дети усваивают нормы взаимодействия, учатся подражать
действиям взрослого, соблюдать очередность действий в парных играх.
Глава 2. Классификация и содержание пальчиковых игр
2.1. Принципы классификации пальчиковых игр
Пальчиковые игры для детей раннего возраста могут быть систематизированы по
нескольким основаниям:
По возрастному назначению
Игры для детей 1-2 лет: простые однообразные движения, короткие стихотворные тексты
Игры для детей 2-3 лет: более сложные координационные движения, сюжетные тексты
По содержанию текстового сопровождения
Народные потешки и пестушки
Авторские стихотворения
Рифмованные считалки
Короткие сказки и истории
По характеру движений
Статические (создание определенных фигур)
Динамические (последовательность движений)
Массажные (разминание, поглаживание пальцев)
С предметами (использование игрушек, природных материалов)
2.2. Содержание пальчиковых игр для разных возрастных групп
*Для детей 1-2 лет*
Основной акцент делается на развитие хватательного рефлекса, координации движений
кисти, формирование пинцетного захвата. Используются игры с простыми
повторяющимися движениями:
«Сорока-ворона»
(взрослый водит пальцем по ладошке ребенка)
Сорока-ворона кашу варила,
(загибают пальчики, начиная с мизинца)
Деток кормила:
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому не дала!
(покачивают большой палец)
Ты дров не рубил, воду не носил,
Каши не варил - ничего не получил!
*Для детей 2-3 лет*
Усложняются движения, увеличивается длительность текста, вводятся элементы сюжета:
«Рыбки»
Рыбки весело резвятся
(ладони соединены, плавающие движения)
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
(сжимать и разжимать пальцы)
То зароются в песке.
(пальцы сложить вместе, делать копающие движения)
Глава 3. Методика проведения пальчиковых игр
3.1. Организационные аспекты
Эффективность проведения пальчиковых игр зависит от соблюдения определенных
организационных условий:
Временной режим
Пальчиковые игры проводятся 2-3 раза в день продолжительностью 3-5 минут для детей
1-2 лет и 5-7 минут для детей 2-3 лет. Оптимальное время - утром после завтрака, перед
обедом и после дневного сна.
Подготовка к проведению
Перед игрой необходимо создать спокойную обстановку, установить эмоциональный
контакт с ребенком, обеспечить удобное положение (сидя за столом или на коленях у
взрослого). Руки ребенка и взрослого должны быть чистыми, ногти - подстрижены.
Использование дополнительных материалов
Для повышения интереса детей могут использоваться:
Пальчиковые куклы и театр
Массажные мячики и кольца
Природные материалы (шишки, каштаны, фасоль)
Текстильные мешочки с разными наполнителями
3.2. Методические приемы обучения
Обучение пальчиковым играм осуществляется поэтапно:
Первый этап - демонстрация
Взрослый показывает игру, сопровождая действия эмоциональным рассказом. Движения
выполняются медленно, четко, с паузами для рассмотрения.
Второй этап - совместное выполнение
Взрослый помогает ребенку выполнять движения, направляя его руки. Постепенно
помощь уменьшается, ребенок начинает выполнять действия самостоятельно.
Третий этап - самостоятельное выполнение
Ребенок выполняет игру самостоятельно, взрослый лишь проговаривает текст и
эмоционально реагирует на успехи.
Особое внимание уделяется:
Правильному захвату и положению кисти
Координации движений обеих рук
Соответствию темпа движений ритму стихотворения
Выразительности выполнения
Глава 4. Система работы с пальчиковыми играми
4.1. Принципы отбора и организации игр
Система работы с пальчиковыми играми строится на основе следующих принципов:
Принцип последовательности
От простых игр к сложным: начинать с массажа и пассивных движений, переходить к
простым активным движениям, затем к сложнокоординированным действиям.
Принцип цикличности
Повторение изученных игр для их закрепления и автоматизации. Введение 1-2 новых игр
в неделю при ежедневном повторении уже освоенных.
Принцип интеграции
Сочетание пальчиковых игр с другими видами деятельности: изобразительной,
музыкальной, физическим развитием.
Принцип эмоциональной насыщенности
Создание радостной атмосферы, использование сюрпризных моментов, положительное
подкрепление усилий ребенка.
4.2. Планирование работы
Работа с пальчиковыми играми планируется с учетом следующих аспектов:
Тематическое планирование
Игры подбираются в соответствии с лексическими темами, изучаемыми в группе.
Например, по теме "Овощи" используется игра "Мы капусту рубим-рубим".
Сезонное планирование
Учет времени года при подборе игр: зимой - игры про снег и мороз, весной - про дождь и
ручьи.
Индивидуальное планирование
Для детей с разным уровнем развития подбираются игры соответствующей сложности.
Для детей с низким уровнем развития моторики - больше массажных и пассивных игр.
4.3. Взаимодействие с родителями
Эффективность работы повышается при активном участии родителей:
Просветительская работа
Консультации о значении пальчиковых игр, демонстрация приемов работы, информация о
возрастных нормах развития моторики.
Практическое вовлечение
Совместные занятия родителей с детьми, изготовление пособий для пальчиковых игр,
ведение дневников наблюдений.
Создание игротеки
Формирование сборников пальчиковых игр для домашнего использования, запись
видеоуроков.
Глава 5. Диагностика эффективности использования пальчиковых игр
5.1. Критерии оценки развития мелкой моторики
Для оценки эффективности использования пальчиковых игр используются следующие
критерии:
Технические характеристики движений
Точность выполнения движений
Координация движений пальцев
Темп и ритмичность выполнения
Согласованность движений обеих рук
Качественные показатели
Самостоятельность выполнения
Степень выраженности положительных эмоций
Способность к подражанию
Творчество в выполнении движений
5.2. Методы диагностики
Наблюдение
Фиксация проявлений мелкой моторики в свободной деятельности: как ребенок держит
ложку, переворачивает страницы, собирает пирамидку.
Специальные задания
"Башня из кубиков" - оценка точности движений
"Наклей фигурки" - оценка пинцетного захвата
"Повтори движение" - оценка способности к подражанию
Анализ продуктов деятельности
Оценка рисунков, поделок, качества выполнения практических действий.
Диагностика проводится 2-3 раза в год (в начале, середине и конце учебного года) для
отслеживания динамики развития.
Глава 6. Примеры пальчиковых игр для разных возрастных групп
6.1. Игры для детей 1-1,5 лет
«Ладушки»
Ладушки-ладушки,
(хлопать в ладоши)
Где были? - У бабушки.
Что ели? - Кашку.
Что пили? - Бражку.
(изображать, как едят и пьют)
Полетели, полетели,
(махать руками)
На головку сели!
(положить руки на голову)
«Пальчик-мальчик»
Пальчик-мальчик, где ты был?
(показывать большой палец)
С этим братцем в лес ходил,
(поочередно соединять большой палец с остальными)
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
6.2. Игры для детей 1,5-2 лет
«Ёжик»
Ёжик, ёжик колкий,
(пальцы сложены в замок)
Где твои иголки?
Нужно зайчику портному
(указательные и средние пальцы - "ушки")
Сшить фуфайку к лету новую.
«Домик»
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать пальцы)
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
(разгибать пальцы)
В домик спрятались опять.
(сжать кулачки)
6.3. Игры для детей 2-3 лет
«Овощи»
Мы капусту рубим-рубим,
(ребром ладони стучать по столу)
Мы морковку трем-трем,
(кулачком тереть по столу)
Мы капусту солим-солим,
(посыпающие движения пальцами)
Мы капусту жмем-жмем.
(сжимать и разжимать кулачки)
«Птички»
Птички полетели,
(махать руками)
Крыльями махали.
На деревья сели,
(присесть)
Вместе отдыхали.
(сложить ладони под щекой)
Заключение
Пальчиковые игры представляют собой эффективное многофункциональное средство
развития детей раннего возраста, имеющее прочное научное обоснование и богатые
традиции в народной педагогике. Систематическое и грамотное использование
пальчиковых игр в работе с детьми 1-3 лет позволяет комплексно решать задачи развития
мелкой моторики, речи, познавательных процессов и эмоциональной сферы.
Ключевыми условиями эффективности работы являются: учет возрастных особенностей
детей, последовательность в усложнении игр, интеграция в различные виды деятельности,
создание эмоционально благоприятной атмосферы, активное вовлечение родителей в
процесс.
Методика проведения пальчиковых игр должна основываться на принципах наглядности,
доступности, систематичности и эмоциональной насыщенности. Особое значение имеет
индивидуальный подход, учитывающий особенности развития каждого ребенка.
Перспективы дальнейшего развития методики использования пальчиковых игр видятся в
создании дифференцированных программ для детей с особыми образовательными
потребностями, разработке современных дидактических материалов, интеграции
традиционных и инновационных подходов. Регулярное использование пальчиковых игр в
работе с детьми раннего возраста создает прочную основу для их дальнейшего успешного
развития и обучения.