Напоминание

Формирование читательской грамотности обучающихся младшего школьного возраста


Автор: Волошина Юлия Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ 102
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Формирование читательской грамотности обучающихся младшего школьного возраста
Раздел: начальное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ

ЧИТАТЕЛЬСКОЙ

ГРАМОТНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Начать мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не

потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал

своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной

церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь

день. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник

кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –

добавил второй.

- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –

подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности

чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял

чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил

учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. –

Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил

учитель.

В деятельности учителя можно отметить следующие методические

приёмы: самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в

сотрудничестве», значимость практических знаний.

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал,

что

- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным

трудом;

- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты,

это интерактивный метод;

- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы

должны учить детей.

Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле,

говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».

Образовательные

стандарты

третьего

поколения

рассматривают

функциональную грамотность как определенный уровень знаний, умений и

навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в

системе социальных отношений. т.е. ее смысл состоит в приближении

образовательной деятельности к жизни.

В школе важно уделять внимание возможностям для саморазвития

и самообразования

учеников.

А чтобы

сформировать

у школьников

функциональную

грамотность,

учителям

следует

работать

с каждым

ее направление.

Функциональная

грамотность

включает

в

себя

следующие направления:

Математическая

грамотность,

читательская

грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность,

креативное мышление.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников

считается читательская грамотность – это умение человека понимать и

использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения

своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста,

должны расширять его знания и возможности в жизни.

В ФГОС читательская грамотность – важный результат обучения,

который подразумевает формирование определенных умений:

1) умение найти и извлечь информацию из текста;

2) умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически

проанализировать содержащуюся в нем информацию;

3) умение использовать полученную информацию для решения любого

вида задач – от учебных до практических, жизненных;

4) умение сделать из полученной информации соответствующие

выводы.

Выделяют следующие этапы формирования умений по работе с

текстом в начальной школе:

1 класс: учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного

текста.

2 класс: учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать,

делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять

героев, давать характеристику их личностям и поступкам.

3-4 классы: учитель обучает детей находить информацию, давать

собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную

мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями

персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать

вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.

Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке.

Базовым предметом для этого является урок литературного чтения. Цель

уроков литературного чтения в начальной школе состоит не только в

обучении детей чтению художественной литературы, подготовке к её

систематическому изучению в средней школе, но и в формировании интереса

к чтению, овладении приёмами понимания прочитанного.

Для того, чтобы каждый ребенок владел всеми этими умениями,

учитель должен знать приемы и способы их формирования.

Мною были изучены различные приёмы формирования читательской

грамотности. Я представлю вашему вниманию только некоторые из них.

Возможно, многие знакомы вам. Однако, считаю, что их применение

позволяет достигать планируемых результатов.

Приём — «Чтение с остановками» - одна из основных стратегий

технологии

критического

мышления.

Эта

стратегия

реализуется

при

следующих условиях:

1. текст не должен быть знаком учащимся;

2. текст заранее делится на части;

Данный приём охватывает все этапы урока. На начальной стадии

урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в

произведении. На основной части урока текст читается по частям. После

чтения

каждого

фрагмента

ученики

высказывают

предположения

о

дальнейшем развитии сюжета. Такая работа с текстом развивает умение

анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы,

способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои

мысли, учит пониманию и осмыслению.

Главное достоинство данного

приема – развитие мышления, воображения и речи учащихся.

Приём «Работа с вопросником» применяется при введении нового

материала

на

этапе

самостоятельной

работы

с

учебником.

Детям

предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы.

Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в

косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт.

После самостоятельного поиска проводится фронтальная проверка точности

и правильности найденных ответов, отсеивание лишнего.

Прием «Чтение с пометами». Во время чтения текста необходимо

попросить учащихся делать на полях пометки,

V" – это я знаю

"+" – это новое для меня

"-" – я думаю иначе

"?" – необходимо разъяснение

"!!" – это меня очень заинтересовало и др.

Данный приём требует от ученика не привычного пассивного чтения, а

активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в

текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или

восприятия любой иной информации. Использование маркировочных знаков

позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся

предлагается построить события в логической последовательности. Данная

стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём применяется при

подготовке к пересказу большого по объёму произведения, изучении

большого объёма информации.

Приём «Логическая цепочка» помогает

систематизировать

информацию,

выстраивать

события

в

логической

последовательности,

воспроизводить

текст/события

в

правильной

последовательности;

развивать

критическое

и

логическое

мышление

учащихся. Учит понимать сущность явлений и правильно устанавливать

причинно-следственные связи.

Приём «Тонкие и толстые вопросы». «Толстые и тонкие вопросы»

— это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором

«тонкий» вопрос предполагает (репродуктивный) однозначный ответ, а

«толстый»

(проблемный)

требует

глубокого

осмысления

задания,

рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализа

информации.

Приём направлен на реализацию трёх целей, которые ставятся на

любом уроке:

• обучает ребёнка на практике применять новые знания и соотносить их

с уже полученными;

• отрабатывает умение формулировать вопросы;

• воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту

же проблему.

Сформулированный ребёнком вопрос позволяет сделать вывод об

уровне развития:

• умения погружаться в текст;

• способности анализировать информацию в контексте личного опыта;

• навыка работать в малых и больших группах, выслушивать оппонента

и доказательно высказывать свою точку зрения.

На уроке техника представляется в виде таблицы, которую ребята

заполняют и озвучивают друг другу с целью получения ответов на

поставленные вопросы.

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте несколько объяснений,

почему...?

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто…? Что…?

Когда…? Может…?

Будет…? Мог ли …?

Верно ли …? Было ли …?

Как звали …?

Согласны ли Вы…?

Сформированное умение правильно задавать вопросы и отвечать на

них развивает интеллект ученика, помогает дальнейшему самообразованию.

Учит

вести

спор,

аргументировано

отстаивать

позицию.

Текст,

рассматриваемый с точки зрения «тонких и толстых» вопросов, легче

запоминается и воспроизводится. Школьники обучаются самостоятельной

работе

над

содержанием

статьи,

произведения.

Чтение

становится

вдумчивым, осознанным, помогает лучше усвоить его содержание.

Приём: «Кластер». Это графическая форма организации информации,

когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в

виде схемы с обозначением всех связей между ними. Данный приём

стимулирует

мыслительную

деятельность,

позволяет

обучающимся

самостоятельно структурировать изучаемый материал, находить главное в

большом объеме учебного материала, устанавливать причинно-следственные

и логические связи, позволяет охватить значительно больший объем

учебного материала.

Также существуют творческие приемы, которые повышают интерес

детей к учению, развивает их наблюдательность, способность устанавливать

причинно-следственные связи, дают возможность полноценно воспринимать

художественное произведение или иной текст.

Приём «Иллюстратор» применяется на уроках литературного чтения.

Обучающимся

предлагается

выделить

ключевые

события

в

тексте

произведения и нарисовать к ним иллюстрации. Так появляется картинный

план.

Приём

«Написание

творческих

работ» предполагает

написание

продолжения к сказке, рассказу или стихотворению.

Приём «Создание кроссворда».

Применяя кроссворды на уроках

литературного чтения при повторении пройденного материала в доступной и

интересной форме, можно развивать навыки самостоятельной работы,

желание детей читать и перечитывать книги

Представленные приемы и работа с текстом могут осуществляются не

только на уроках литературного чтения.

На уроках математики: работа с текстовыми задачами. Проводится

анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем

выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в

таблицу, схему, графическую модель и наоборот. Работе над текстом задачи

педагог предает также творческий характер: изменить вопрос или условие,

поставить дополнительные вопросы. Что позволяет расширить кругозор

ребенка, установить связь с окружающей действительностью.

На

уроках

окружающего

мира:

выделение

существенных

и

несущественных признаков, классификация, выделение главной мысли из

большого количества информации, фиксирование результатов наблюдений;

использование кроссвордов.

Работа с текстом ведётся на уроках русского языка. Проводится

целенаправленная

работа

над

тремя

типами

текстов:

повествование,

описание, рассуждение, работа по развитию речи, работа с информационно-

содержательными и справочными текстами, словарная работа.

Таким образом, работа по формированию читательской грамотности

тесно связана с задачей освоения младшими школьниками умения работать с

художественными

и

информационными

текстами.

Для

достижения

результатов

в

формировании

читательской

грамотности

у

младших

школьников работа в этом направлении должна вестись целенаправленно,

системно и непрерывно.

Сформированность

читательской

грамотности

предоставляет

учащимся возможность использования письменных текстов как основного

ресурса

самообразования,

что

является

необходимым

условием

для

успешного обучения младшего школьника.



В раздел образования