Напоминание

Пальчиковая гимнастикав дошкольном возрасте:Фундаментальный элементкомплексного развития ребенка


Автор: Ященко Лиана Радиковна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Сказка"
Населённый пункт: томская обл первомайский район с. первомайское
Наименование материала: статья
Тема: Пальчиковая гимнастикав дошкольном возрасте:Фундаментальный элементкомплексного развития ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ:

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ

РЕБЕНКА

Введение:

Развитие ребенка в дошкольный период – это многогранный процесс,

охватывающий формирование когнитивных, речевых, эмоциональных,

социальных и физических навыков. Среди множества факторов,

влияющих на этот процесс, особое место занимает развитие мелкой

моторики рук. Мелкая моторика, понимаемая как способность

выполнять тонкие, координированные движения пальцев и кистей рук,

тесно связана с развитием высших психических функций, включая

речь, мышление, память и внимание. Пальчиковая гимнастика – один

из наиболее доступных, эффективных и увлекательных методов

развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Эта статья

посвящена детальному анализу роли пальчиковой гимнастики в

комплексном развитии ребенка, рассмотрению ее влияния на

различные сферы его жизнедеятельности, а также представлению

практических рекомендаций по ее применению в условиях семьи и

образовательного учреждения.

Физиологические и когнитивные основы связи мелкой моторики

и развития ребенка:

Существует неоспоримая связь между развитием мелкой моторики и

общим развитием ребенка, основанная на принципах нейропсихологии

и физиологии.

1. Центры головного мозга: У человека речевые центры (центр

Брока и Вернике) расположены в коре головного мозга близко к

моторным центрам, отвечающим за движения пальцев рук. Это

физиологическое соседство обуславливает тесную взаимосвязь

между тонкой моторикой и речевым развитием. Стимуляция

мелкой моторики косвенно активизирует речевые зоны коры,

способствуя формированию правильной артикуляции,

расширению словаря и развитию связной речи.

2. Развитие зрительно-моторной координации: Пальчиковые

игры требуют согласованности движений пальцев с зрительным

восприятием. Это способствует развитию способности ребенка

следовать инструкциям, выполнять заданные движения, что

является основой для освоения письма, рисования и других

графических навыков.

3. Активация когнитивных функций: Выполнение пальчиковых

упражнений, особенно сопровождаемых стихами или песенками,

стимулирует:

o

Внимание: Ребенок должен концентрироваться на

инструкциях, запоминать последовательность движений.

o

Память: Заучивание стихов и последовательности

движений тренирует кратковременную и долговременную

память.

o

Мышление: Анализ (разбор последовательности

движений), синтез (объединение движений в единое

целое), обобщение (понимание типа движения, например,

«сжимать-разжимать»).

o

Воображение: Многие пальчиковые игры предполагают

создание образов (например, «пальцы здороваются»,

«домик», «птичка»), что стимулирует воображение.

4. Развитие тактильной чувствительности: Ощущения от

прикосновения к различным предметам, материалам, а также от

движения собственных пальцев, обогащают сенсорный опыт

ребенка, способствуя лучшему восприятию мира.

5. Эмоционально-волевая сфера: Пальчиковые игры, будучи

увлекательными и радостными, способствуют снятию

эмоционального напряжения, развитию положительных эмоций,

а также тренируют волевые качества (настойчивость, умение

добиваться результата).

Компоненты мелкой моторики, развиваемые пальчиковой

гимнастикой:

Пальчиковая гимнастика комплексно воздействует на развитие мелкой

моторики, затрагивая различные ее аспекты:

1. Подвижность пальцев и кисти: Упражнения, направленные на

разгибание и сгибание пальцев, их вращение, отведение и

приведение.

2. Ловкость и координация движений: Упражнения, требующие

выполнения нескольких движений одновременно или

последовательно (например, «кольцо», «пальцы здороваются»).

3. Сила пальцев и кисти: Упражнения, включающие сжимание и

разжимание кулака, надавливание (например, игры с мячиком,

резиновыми кольцами).

4. Независимость движений пальцев: Упражнения, где каждый

палец выполняет самостоятельное движение (например,

поочередное касание большим пальцем каждого другого

пальца).

5. Точность движений: Упражнения, требующие точного

выполнения движения, например, нанизывание мелких бусин,

складывание пазлов.

Возрастные особенности применения пальчиковой гимнастики:

Эффективность пальчиковой гимнастики зависит от ее соответствия

возрастным возможностям детей.

Младший дошкольный возраст (2-4 года):

o

Акцент: На простые, крупные движения пальцами,

развитие основных видов движений (сжимание-

разжимание, простые хлопки).

o

Сопровождение: Яркие, ритмичные стихи и песенки,

простые сюжеты.

o

Продолжительность: Короткие комплексы (3-5 минут),

которые можно проводить несколько раз в день.

o

Примеры: «Сорока-ворона», «Ладушки», игры с простыми

движениями пальцев.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет):

o

Акцент: Усложнение движений, увеличение их

последовательности, развитие координации.

o

Сопровождение: Более сложные стихи, задания на

повторение последовательности движений.

o

Продолжительность: Комплексы могут длиться 5-7 минут.

o

Примеры: «Пальчики здороваются», «Кулак-ребро-

ладонь», игры с более сложными сюжетами.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет):

o

Акцент: Совершенствование точности, ловкости,

независимости движений пальцев. Подготовка руки к

письму.

o

Сопровождение: Стихи, предполагающие сложные

движения, графические диктанты, выполняемые пальцами,

элементы игры с мелкими предметами.

o

Продолжительность: Комплексы могут длиться 7-10

минут.

o

Примеры: Упражнения на переключение движений,

сложные пальчиковые игры, игры с мелкими предметами

(нанизывание, сортировка), начало подготовки к письму

(обведение контуров, штриховка).

Методы и приемы проведения пальчиковой гимнастики:

1. Сочетание движений со словесным сопровождением:

o

Ритмичность: Четкий, ритмичный ритм стихов или песен

помогает детям выполнять движения синхронно и в нужном

темпе.

o

Образность: Стихи, создающие яркие образы, делают

гимнастику более увлекательной и помогают детям лучше

понять и запомнить движения.

o

Сюжетность: Наличие сюжета в стихах делает процесс

игры более естественным и привлекательным.

2. Использование наглядности:

o

Показ: Демонстрация движений педагогом или родителем.

o

Картинки и схемы: Использование наглядных пособий,

иллюстрирующих последовательность движений.

o

Зеркало: Постановка зеркала перед ребенком, чтобы он

мог видеть свои движения и сравнивать их с образцом.

3. Игровые формы:

o

Пальчиковые театры: Использование пальчиковых кукол,

перчаток для разыгрывания сценок.

o

«Пальчики-персонажи»: Придание пальцам роли

(например, «большой палец – это папа»).

o

«Волшебные превращения»: Игра, где пальцы

«превращаются» в различные предметы или животных.

4. Вариативность и систематичность:

o

Разнообразие упражнений: Использование широкого

спектра упражнений для проработки разных групп мышц и

различных движений.

o

Регулярность: Проведение пальчиковой гимнастики

ежедневно, в оптимальное для ребенка время (например,

перед началом занятия, во время физкультминутки, перед

сном).

5. Индивидуальный подход:

o

Учет особенностей ребенка: Адаптация упражнений для

детей с низким уровнем моторики, различными

нарушениями (например, с использованием

вспомогательных средств).

o

Постепенное усложнение: Переход от простых

упражнений к более сложным по мере освоения.

Пальчиковая гимнастика как подготовка к письму:

Для старших дошкольников пальчиковая гимнастика приобретает

особое значение как подготовительный этап к обучению письму.

Упражнения направлены на:

Развитие произвольности движений: Умение выполнять

целенаправленные, контролируемые движения.

Формирование правильного захвата пишущего

инструмента: Упражнения, имитирующие захват карандаша.

Развитие дифференцированных движений пальцев: Умение

работать каждым пальцем отдельно.

Развитие силы и выносливости кисти: Упражнения,

требующие длительного удержания позы или выполнения

повторяющихся движений.

Развитие зрительно-моторной координации: Соединение

зрительного образа буквы с движением руки.

Примеры упражнений для старших дошкольников:

1. «Пять пальчиков»:

Пять пальчиков-друзей Решили поиграть. Большой ушел

гулять, Указательный – искать, Средний – пел, Безымянный

– танцевал, А мизинчик – задремал. (Выполнение

соответствующих движений каждым пальцем).

2. «Колечки»:

Поочередно соединять кончики большого пальца с

кончиками каждого другого пальца на одной руке, затем на

другой. (Сначала медленно, потом быстрее).

3. «Кулак-ребро-ладонь»:

Поочередно менять положение кисти: сжатый кулак, ребро

ладони, открытая ладонь. (Медленно, четко).

4. «Фонарики»:

Сжимать пальцы в кулак, затем разжимать, выпрямляя

пальцы. (Повторять ритмично).

5. «Пальцы-змейки»:

Положить руку на стол. Плавно двигать пальцами,

имитируя движение змейки. (Сначала всеми пальцами,

потом поочередно).

6. «Замок»:

Соединить пальцы обеих рук в «замок», затем поочередно

размыкать и соединять их, меняя положение.

7. «Гусеница»:

Ползти пальцами по столу, имитируя движение гусеницы.

(Можно использовать различную скорость).

8. «Пальчики рисуют»:

o

Пальцем рисовать в воздухе или на столе геометрические

фигуры, буквы (по образцу или по инструкции).

o

Рисование пальцами на влажном песке, крупе, манке.

Интеграция пальчиковой гимнастики в образовательный

процесс:

Пальчиковая гимнастика может быть успешно интегрирована в

различные виды деятельности:

Начало занятия: Как «разминка» для ума и руки перед началом

работы.

Физкультминутки: Как активный элемент для снятия

напряжения и поддержания работоспособности.

Внеурочная деятельность: В рамках кружков, занятий по

подготовке к школе.

Домашние задания: Предложение родителям комплексов для

выполнения дома.

Связь с другими предметами: Пальчиковые игры, связанные с

изучаемой темой (например, пальчиковая гимнастика про овощи

и фрукты перед занятием по ознакомлению с окружающим

миром).

Роль взрослого (педагога/родителя):

Личный пример: Демонстрация правильности выполнения

движений, энтузиазм.

Терпение и поддержка: Создание атмосферы

доброжелательности, отсутствие критики.

Постепенное усложнение: Адаптация упражнений под

возможности ребенка.

Систематичность: Регулярное проведение гимнастики.

Игровая форма: Превращение гимнастики в интересную игру.

Похвала и поощрение: Отмечать успехи ребенка, даже самые

малые.

Заключение:

Пальчиковая гимнастика является неоценимым инструментом в

арсенале педагогов и родителей, стремящихся к гармоничному

развитию детей дошкольного возраста. Ее простота, доступность,

увлекательность и, главное, доказанная эффективность в стимуляции

развития речи, когнитивных функций, мелкой моторики и

эмоционально-волевой сферы делают ее неотъемлемым

компонентом дошкольного образования. Регулярное включение

пальчиковой гимнастики в повседневную жизнь ребенка, будь то в

детском саду или дома, способствует не только подготовке руки к

письму, но и закладывает прочный фундамент для дальнейшего

успешного обучения и развития личности в целом. Пальцы, двигаясь,

«думают», и каждый такой «умный» шаг приближает ребенка к новым

знаниям и достижениям.



В раздел образования