Автор: Шашкова Татьяна Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ "Школа №13 Костромской области"
Населённый пункт: Кострома
Наименование материала: статья
Тема: "ТЕКСТ. Личность: Как слово за решёткой помогает обрести свободу внутри"
Раздел: полное образование
Заголовок: «ТЕКСТ.Личность: Как слово за решеткой помогает обрести свободу
внутри»
Подзаголовок: Уникальный педагогический проект в колонии доказывает: даже в
самых строгих условиях можно вести диалог с человеком о самом главном.
Представьте себе класс. Но не обычный, с картами и доской. За партами — люди,
чьи жизни оборвались по приговору суда. А перед ними — не просто учитель, а
проводник. Его задача — не только научить грамоте, но и помочь заново собрать
разбитую жизнь. Именно так работает проект «ТЕКСТ.Личность», который
реализуется учителем русского языка и литературы в одной из колоний ФСИН
России.
От урока — к откровению
«Прочитать книгу — все равно что пережить жизнь. Написать свою — значит
начать новую» — таков девиз этой инновационной деятельности. Здесь нет места
скучным
диктантам
и
заучиванию
правил.
Вместо
этого
—
библиотерапевтический кружок «Прочтение тишины», где читают и обсуждают
не о войне и мире, а о войне и мире внутри человека.
Ученики погружаются в тексты, которые говорят с ними на одном языке — языке
боли, выбора, вины и ответственности. Солженицын, Шаламов, Достоевский,
поэзия Бродского... Обсуждение строится не на сухом анализе, а на простых, но
страшных в своей простоте вопросах: «Какой поступок героя вас задел? Был ли у
него другой путь?».
«Здесь нельзя быть равнодушным, — делится анонимно один из участников
проекта. — Когда читаешь про Ивана Денисовича, ты не просто сочувствуешь.
Ты понимаешь: он, как и ты, борется за то, чтобы остаться человеком в
нечеловеческих условиях. Это дает силы и тебе».
Написать новую главу
Следующий шаг — возможно, самый сложный. Это модуль «Новая линия:
Скрипт
своей
жизни».
Здесь
осужденные
учатся
не
просто
писать,
а
переписывать. Переписывать собственную историю. Задания — терапевтические:
«Письмо себе в прошлое», «Неотправленное письмо» тому, кого они обидели,
«Рассказ от лица другого» — попытка взглянуть на свою ошибку глазами
жертвы.
«Цель — не выжать покаяние, а дать инструмент для осмысления, — объясняет
автор проекта. — Когда человек из пассивного объекта своей судьбы
превращается в автора, который анализирует прошлую главу и планирует
следующую, — происходит переворот в сознании. Он начинает чувствовать
ответственность за будущее».
Мост через тюремную стену
Чтобы преодолеть тотальную изоляцию, в проекте есть модуль «За стеной
слова». С помощью разрешенных технологий ученики виртуально посещают
литературные музеи, а главное — вступают в заочные дискуссии со студентами
из «большого мира». Они спорят о книгах, о смыслах, о жизни. Это бесценный
опыт: впервые за долгое время с ними говорят не как с осужденными, а как с
собеседниками, чье мнение имеет ценность.
А в театральной лаборатории «Слово как поступок» они примеряют на себя иные
роли, произносят слова классиков — Чехова, Вампилова — и через чужой текст
учатся выражать собственные, долго подавляемые эмоции.
Результат, который важнее оценок
Главные итоги этой работы не в журнале успеваемости. Они в том, что:
· Повышается самооценка и развивается эмпатия.
· Появляется умение вести диалог без агрессии.
· Формируется четкое понимание: «Я не просто тот, кто совершил ошибку. Я тот,
кто может изменить свою жизнь».
Конечно, риски есть: недоверие, выгорание педагога, бюрократические препоны.
Но они минимизируются честностью, добровольностью и тесной работой с
психологами.
Заключение
Этот проект — не о снисхождении. Он о достоинстве. Он доказывает, что даже в
самом падшем человеке можно отыскать личность, а слово и мысль — самые
мощные инструменты для ее восстановления. Уроки литературы за решеткой
превращаются в интенсивную лабораторию по исцелению души. И в этом —
главная миссия не только пенитенциарной системы, но и всего общества: не
просто изолировать, а исправлять. Не наказывать, а возвращать. И первый шаг к
этому — дать человеку слово.