Напоминание

"ТЕКСТ. Личность: Как слово за решёткой помогает обрести свободу внутри"


Автор: Шашкова Татьяна Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ "Школа №13 Костромской области"
Населённый пункт: Кострома
Наименование материала: статья
Тема: "ТЕКСТ. Личность: Как слово за решёткой помогает обрести свободу внутри"
Раздел: полное образование





Назад




Заголовок: «ТЕКСТ.Личность: Как слово за решеткой помогает обрести свободу

внутри»

Подзаголовок: Уникальный педагогический проект в колонии доказывает: даже в

самых строгих условиях можно вести диалог с человеком о самом главном.

Представьте себе класс. Но не обычный, с картами и доской. За партами — люди,

чьи жизни оборвались по приговору суда. А перед ними — не просто учитель, а

проводник. Его задача — не только научить грамоте, но и помочь заново собрать

разбитую жизнь. Именно так работает проект «ТЕКСТ.Личность», который

реализуется учителем русского языка и литературы в одной из колоний ФСИН

России.

От урока — к откровению

«Прочитать книгу — все равно что пережить жизнь. Написать свою — значит

начать новую» — таков девиз этой инновационной деятельности. Здесь нет места

скучным

диктантам

и

заучиванию

правил.

Вместо

этого

библиотерапевтический кружок «Прочтение тишины», где читают и обсуждают

не о войне и мире, а о войне и мире внутри человека.

Ученики погружаются в тексты, которые говорят с ними на одном языке — языке

боли, выбора, вины и ответственности. Солженицын, Шаламов, Достоевский,

поэзия Бродского... Обсуждение строится не на сухом анализе, а на простых, но

страшных в своей простоте вопросах: «Какой поступок героя вас задел? Был ли у

него другой путь?».

«Здесь нельзя быть равнодушным, — делится анонимно один из участников

проекта. — Когда читаешь про Ивана Денисовича, ты не просто сочувствуешь.

Ты понимаешь: он, как и ты, борется за то, чтобы остаться человеком в

нечеловеческих условиях. Это дает силы и тебе».

Написать новую главу

Следующий шаг — возможно, самый сложный. Это модуль «Новая линия:

Скрипт

своей

жизни».

Здесь

осужденные

учатся

не

просто

писать,

а

переписывать. Переписывать собственную историю. Задания — терапевтические:

«Письмо себе в прошлое», «Неотправленное письмо» тому, кого они обидели,

«Рассказ от лица другого» — попытка взглянуть на свою ошибку глазами

жертвы.

«Цель — не выжать покаяние, а дать инструмент для осмысления, — объясняет

автор проекта. — Когда человек из пассивного объекта своей судьбы

превращается в автора, который анализирует прошлую главу и планирует

следующую, — происходит переворот в сознании. Он начинает чувствовать

ответственность за будущее».

Мост через тюремную стену

Чтобы преодолеть тотальную изоляцию, в проекте есть модуль «За стеной

слова». С помощью разрешенных технологий ученики виртуально посещают

литературные музеи, а главное — вступают в заочные дискуссии со студентами

из «большого мира». Они спорят о книгах, о смыслах, о жизни. Это бесценный

опыт: впервые за долгое время с ними говорят не как с осужденными, а как с

собеседниками, чье мнение имеет ценность.

А в театральной лаборатории «Слово как поступок» они примеряют на себя иные

роли, произносят слова классиков — Чехова, Вампилова — и через чужой текст

учатся выражать собственные, долго подавляемые эмоции.

Результат, который важнее оценок

Главные итоги этой работы не в журнале успеваемости. Они в том, что:

· Повышается самооценка и развивается эмпатия.

· Появляется умение вести диалог без агрессии.

· Формируется четкое понимание: «Я не просто тот, кто совершил ошибку. Я тот,

кто может изменить свою жизнь».

Конечно, риски есть: недоверие, выгорание педагога, бюрократические препоны.

Но они минимизируются честностью, добровольностью и тесной работой с

психологами.

Заключение

Этот проект — не о снисхождении. Он о достоинстве. Он доказывает, что даже в

самом падшем человеке можно отыскать личность, а слово и мысль — самые

мощные инструменты для ее восстановления. Уроки литературы за решеткой

превращаются в интенсивную лабораторию по исцелению души. И в этом —

главная миссия не только пенитенциарной системы, но и всего общества: не

просто изолировать, а исправлять. Не наказывать, а возвращать. И первый шаг к

этому — дать человеку слово.



В раздел образования