Напоминание

Знакомство с культурно-историческим наследием своей страны через организацию работы мини-музеев в ДОУ”


Авторы: Косенкова Лариса Павловна, Егорова Марина Степановна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: ФГБДОУ № 305
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Знакомство с культурно-историческим наследием своей страны через организацию работы мини-музеев в ДОУ”
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФФ “

Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 305»

Г.Новосибирск, ул.Академическая,11

Статья подготовлена воспитателями подготовительной группы: Егоровой Мариной

Степановной и Косенковой Ларисой Павловной, 2024 г.

Знакомство с культурно-историческим наследием своей

страны через организацию работы мини-музеев в ДОУ”

“Как у маленького деревца, еле появившегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень, от мощности

которого зависит жизнь растения на протяжении

нескольких десятилетий, так педагог должен

заботиться о воспитании у своих детей чувства

безграничной любви к Родине.”

В.А.Сухомлинский

В современных условиях жизни общества одним из центральных

направлений

работы

с

подрастающим

поколением

становится

патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от

отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений

- одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей

понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к

нему необходимо с дошкольного возраста. Именно дошкольный возраст

- благоприятный период воспитания: патриотизма, любви к малой Родине,

воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти

дошкольнику человеком – гражданином своей страны, патриотом,

умеющим оценить и сберечь историческое и культурное наследие

русского

народа.

Наш детский сад расположен в одном из живописных и уникальных

по красоте уголков Сибири , на правом берегу Оби. Научный городок,

который является одним из важнейших научных и образовательных

центров России.

Новосибирский Академгородок известен далеко за

пределами самого Новосибирска. Основанный в 1957, город ученых

собрал

на

своей

территории

десятки

научно-исследовательских

институтов, за что одна из его улиц - проспект Академика Лаврентьева -

внесена в Книгу рекордов Гиннеса как «самая умная улица в мире».

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации

процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте

очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются

на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для

воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте

возникают

большие

возможности

для

систематического

и

последовательного

нравственного

воспитания

детей.

Происходит

формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления,

процессов

социальной

адаптации

в

обществе,

начинается

процесс

осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни -

является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического

воздействия на ребенка. Яркие впечатления о родной природе, об истории

родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти

человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера,

которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны. На

протяжении последних лет, организуя работу по патриотическому

воспитанию, педагоги нашего сада используют различные

формы и

методы работы:

·

целевые прогулки и экскурсии по территории научного городка;

·

наблюдения за трудовой жизнью людей, изменениями в облике городка;

·

беседы о родном городке;

·

использование фольклора (разучивание песен, стихов о родине и крае,

пословиц, поговорок);

·

привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;

·

поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать

порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному

имуществу, правильно вести себя в общественных местах.

Наша задача состоит в том, чтобы научить воспитанников испытывать

чувства гордости, радости, от того, что они живут в такой замечательной

местности. Мы регулярно посещаем различные музеи нашего научного

центра. А их у нас предостаточно!

1.Музей истории железнодорожной техники имени Н. А. Акулинина

2.Музей

минералогии

и

камнерезного

искусства

“Самоцвет”

3.Музей

Солнца

4.Институт геологии и минералогии им. В. С. Соболева Сибирского

отделения

Российской

академии

наук

5.Историко-археологиский

музей-заповедник

СО

РАН

6.Музей науки и техники Со РАН.

7.Музей под открытым небом института археологии и этнографии СО

РАН

Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов

к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним

из

них

в

ДОУ

стала

работа

по

созданию

мини-музеев.

Мини-музей - это познавательный центр, результат общения и

совместной работы воспитателей, детей и родителей. Создание мини -

музея помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и

культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает

патриота.

Развивающая среда наших мини-музеев (а они у нас в каждой группе)

создавалась совместно с родителями и детьми, которые подбирали

экспонаты: предметы домашнего быта, утварь, игрушки. В результате

совместной

творческой

деятельности

педагога,

воспитанников

и

родителей в мини-музее появились расписные матрешки, лепная посуда и

другие удивительные экспонаты из разнообразных материалов.

Историческая справка: слово «музей» в переводе с греческого означает

храм, в котором живут музы – храм муз. Современная наука определяет

музей как учреждение, ведущее научно – исследовательскую, научно –

просветительскую деятельность путем хранения, систематизации,

изучения

и

популяризации

памятников

материальной

и

духовной

культуры.

Познавательное развитие детей значительно ускорилось и воспитанники

буквально «заболели» музеями. И это неслучайно, ведь умение видеть

включающее

способность

наблюдать,

замечать,

анализировать

и

размышлять, формируется с самого раннего детства.

Для раскрытия цели поставили задачи: дать детям начальные знания о

предметах быта старины через знакомство с экспонатами мини – музея;

развивать интерес к традициям, истории и культуре своей малой родины;

воспитывать у детей чувство гордости и уважения к своим предкам и

современникам.

Помимо

этого,

зная

детскую

психологию,

можем

утверждать то, что чтобы ребенок не увидел, ему хочется потрогать,

обследовать, проанализировать. Мини-музеи в детском саду являются

одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории,

культуры и искусства. Помогают

решить проблему социализации

подрастающего

поколения, способствуют

полноценному

развитию

интегративных

качеств

воспитанников,

т.к.

при

организации

образовательной работы в музее необходима организация разных видов

деятельности и, соответственно, интегративное решение задач разных

образовательных областей.

Для

расположения мини-музея

мы решили использовать часть

групповой комнаты, где экспонаты наиболее удачно вписываются. В

процессе работы в музее весь материал систематизируется и дополняется.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в наших мини - музеях не

только можно, но и нужно брать их в руки и рассматривать! В обычном

музее ребёнок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец

экспозиции, причём не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и

дедушка. Каждый мини - музей - результат общения, совместной работы

воспитателя, детей и их семей. Для каждой возрастной группы были

созданы свои мини-музеи, понятные для данного возраста.

Мини-музей

младшей

группы

“Русская

изба»

.

Знакомство

с русским народным бытом;

с традициями, с народным

творчеством, игрушкой и костюмом. Данный музей так же включает в

себя несколько разделов: «Знакомство с русским народным бытом»,

«Знакомство с традициями и народным творчеством», «Знакомство с

русской народной игрушкой», «Творческие работы детей и родителей».

Например, в разделе

«Знакомство с традициями и

народным

творчеством», дети инсценировали сказки,

играли на народных

музыкальных

инструментах

(трещотки,

ложки,

рубель,

колотушка,

бубенцы).Так же охотно используем чтение потешек , пестушек

в

повседневном обиходе с малышами.

Мини - музей

средней

группы «Боевой славы» .

Знакомимся с подвигом нашего народа во время Великой

Отечественной

войны.

Этот

музей

включил

в

себя

следующие разделы: «Спасибо деду за Победу», «Боевые

награды», «Военная карта и шифровка», «Рода войск».

Например, в разделе «Спасибо деду за Победу», накануне дня

Великой Победы, стало традиционным оформление детьми и

родителями «Книги памяти», в которую вошли фотографии

и рассказы детей о прадедах, участниках ВОВ.

Мини - музей

старшей

группы

«

Космос

».

Попадая в музей, дети с

удовольствием

рассматривают

макеты

космических

объектов

и

планет Солнечной системы,

знакомятся с

разными

созвездиями,

знаменитыми космонавтами.

Все воздушное пространство

музея-лаборатории занимают

подвесные

макеты

планет

Солнечной системы. Макеты

являются

продуктом

совместной

деятельности

детей, педагогов и родителей, а выполнены они в технике «папье - маше».

В

музее-лаборатории

собраны

наборы

«Исследователи

космоса»,

«Космодром» «Космос» и другие, выступающие способом исследования и

развития

детского

творчества.

Сюжетно-ролевая

игра

позволяет

активизировать знания детей об окружающем мире, о Земле, космонавтах,

формирует умение развивать сюжет игры на основе полученных знаний,

побуждает к содержательному общению. Наиболее интересны для детей

стали космические опыты-эксперименты. Опыты - словно фокусы. Они

помогают развивать мышление и логику, делать выводы.

Мини - музей подготовительной

группы

«Минералы».

Мини - музей занимает отдельный

стеллаж,

расположенный

в

групповой

комнате.

Экспозиция

музея разделена на несколько зон, у

каждой

из

которых

есть

свое

назначение. Вся экспозиция и весь

материал

рассказывает

о

многообразии

мира

камней,

его

красоте

и

использование

его

людьми. Наши экспонаты, разные

камни, которые время от времени

меняются,

лежат

в

свободном

доступе.

Дети

трогают,

гладят

камни, играют и экспериментируют

с ними. Наши ребята очень любят раскрашивать камни, выкладывать

узоры, сравнивать камни по форме, размеру, цвету, тяжести.

Мини - музей подготовительной группы « Декоративно-прикладное

творчество народов России» .

Мини - музей

занимает

отдельный

стеллаж,

расположенный

в

групповой

комнате.

Экспозиция

музея разделена

на

несколько

зон, у каждой

из которых есть

свое назначение. Вся экспозиция и весь

материал

рассказывает

о многообразии

прикладного искусства

российских мастеров: это и жостовкие подносы, и дымковские и

филимоновские игрушки, хохломская и городецкая роспись, гжель. Здесь

же расположены

дидактические игры на знакомство и закрепление

различных видов прикладного искусства, шаблоны для самостоятельной

работы, материалы для росписи.

Мини - музей на улице « Народное искусство и культурное наследие

народов России» .

Мини- музей расположен среди

деревьев недалеко от главного

входа в детский сад. Доступен

для

просмотра

всем

воспитанникам,

родителям

и

работникам садика. Оформлен

в виде стендов с красочными

плакатами.

Темы стендов:

национальная одежда народов России

национальные жилища народов России

декоративно-прикладное искусство народов России

наше детское творчество

национальные блюда народов России

Результат:

наши дети знают, что

такое малая Родина, Отечество, могут

объяснить, что такое «патриотизм»; у

них появился интерес к природе, к

истории,

героическому

прошлому

нашей

страны.

Родители

стали

активными

участниками

всех

совместных

познавательно-

тематических мероприятий. Музеи

играют большую познавательную и

воспитательную роль для ребенка, а

также

способствуют

укреплению

сотрудничества детского сада и семьи. Так давайте воспитывать наших

детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них

предки.



В раздел образования