Авторы: Косенкова Лариса Павловна, Егорова Марина Степановна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: ФГБДОУ № 305
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Знакомство с культурно-историческим наследием своей страны через организацию работы мини-музеев в ДОУ”
Раздел: дошкольное образование
ФФ “
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 305»
Г.Новосибирск, ул.Академическая,11
Статья подготовлена воспитателями подготовительной группы: Егоровой Мариной
Степановной и Косенковой Ларисой Павловной, 2024 г.
Знакомство с культурно-историческим наследием своей
страны через организацию работы мини-музеев в ДОУ”
“Как у маленького деревца, еле появившегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корень, от мощности
которого зависит жизнь растения на протяжении
нескольких десятилетий, так педагог должен
заботиться о воспитании у своих детей чувства
безграничной любви к Родине.”
В.А.Сухомлинский
В современных условиях жизни общества одним из центральных
направлений
работы
с
подрастающим
поколением
становится
патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от
отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений
- одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей
понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к
нему необходимо с дошкольного возраста. Именно дошкольный возраст
- благоприятный период воспитания: патриотизма, любви к малой Родине,
воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти
дошкольнику человеком – гражданином своей страны, патриотом,
умеющим оценить и сберечь историческое и культурное наследие
русского
народа.
Наш детский сад расположен в одном из живописных и уникальных
по красоте уголков Сибири , на правом берегу Оби. Научный городок,
который является одним из важнейших научных и образовательных
центров России.
Новосибирский Академгородок известен далеко за
пределами самого Новосибирска. Основанный в 1957, город ученых
собрал
на
своей
территории
десятки
научно-исследовательских
институтов, за что одна из его улиц - проспект Академика Лаврентьева -
внесена в Книгу рекордов Гиннеса как «самая умная улица в мире».
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации
процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте
очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются
на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для
воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте
возникают
большие
возможности
для
систематического
и
последовательного
нравственного
воспитания
детей.
Происходит
формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления,
процессов
социальной
адаптации
в
обществе,
начинается
процесс
осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни -
является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического
воздействия на ребенка. Яркие впечатления о родной природе, об истории
родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти
человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера,
которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны. На
протяжении последних лет, организуя работу по патриотическому
воспитанию, педагоги нашего сада используют различные
формы и
методы работы:
·
целевые прогулки и экскурсии по территории научного городка;
·
наблюдения за трудовой жизнью людей, изменениями в облике городка;
·
беседы о родном городке;
·
использование фольклора (разучивание песен, стихов о родине и крае,
пословиц, поговорок);
·
привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;
·
поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать
порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному
имуществу, правильно вести себя в общественных местах.
Наша задача состоит в том, чтобы научить воспитанников испытывать
чувства гордости, радости, от того, что они живут в такой замечательной
местности. Мы регулярно посещаем различные музеи нашего научного
центра. А их у нас предостаточно!
1.Музей истории железнодорожной техники имени Н. А. Акулинина
2.Музей
минералогии
и
камнерезного
искусства
“Самоцвет”
3.Музей
Солнца
4.Институт геологии и минералогии им. В. С. Соболева Сибирского
отделения
Российской
академии
наук
5.Историко-археологиский
музей-заповедник
СО
РАН
6.Музей науки и техники Со РАН.
7.Музей под открытым небом института археологии и этнографии СО
РАН
Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов
к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним
из
них
в
ДОУ
стала
работа
по
созданию
мини-музеев.
Мини-музей - это познавательный центр, результат общения и
совместной работы воспитателей, детей и родителей. Создание мини -
музея помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и
культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает
патриота.
Развивающая среда наших мини-музеев (а они у нас в каждой группе)
создавалась совместно с родителями и детьми, которые подбирали
экспонаты: предметы домашнего быта, утварь, игрушки. В результате
совместной
творческой
деятельности
педагога,
воспитанников
и
родителей в мини-музее появились расписные матрешки, лепная посуда и
другие удивительные экспонаты из разнообразных материалов.
Историческая справка: слово «музей» в переводе с греческого означает
храм, в котором живут музы – храм муз. Современная наука определяет
музей как учреждение, ведущее научно – исследовательскую, научно –
просветительскую деятельность путем хранения, систематизации,
изучения
и
популяризации
памятников
материальной
и
духовной
культуры.
Познавательное развитие детей значительно ускорилось и воспитанники
буквально «заболели» музеями. И это неслучайно, ведь умение видеть
включающее
способность
наблюдать,
замечать,
анализировать
и
размышлять, формируется с самого раннего детства.
Для раскрытия цели поставили задачи: дать детям начальные знания о
предметах быта старины через знакомство с экспонатами мини – музея;
развивать интерес к традициям, истории и культуре своей малой родины;
воспитывать у детей чувство гордости и уважения к своим предкам и
современникам.
Помимо
этого,
зная
детскую
психологию,
можем
утверждать то, что чтобы ребенок не увидел, ему хочется потрогать,
обследовать, проанализировать. Мини-музеи в детском саду являются
одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории,
культуры и искусства. Помогают
решить проблему социализации
подрастающего
поколения, способствуют
полноценному
развитию
интегративных
качеств
воспитанников,
т.к.
при
организации
образовательной работы в музее необходима организация разных видов
деятельности и, соответственно, интегративное решение задач разных
образовательных областей.
Для
расположения мини-музея
мы решили использовать часть
групповой комнаты, где экспонаты наиболее удачно вписываются. В
процессе работы в музее весь материал систематизируется и дополняется.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в наших мини - музеях не
только можно, но и нужно брать их в руки и рассматривать! В обычном
музее ребёнок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец
экспозиции, причём не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и
дедушка. Каждый мини - музей - результат общения, совместной работы
воспитателя, детей и их семей. Для каждой возрастной группы были
созданы свои мини-музеи, понятные для данного возраста.
Мини-музей
младшей
группы
“Русская
изба»
.
Знакомство
с русским народным бытом;
с традициями, с народным
творчеством, игрушкой и костюмом. Данный музей так же включает в
себя несколько разделов: «Знакомство с русским народным бытом»,
«Знакомство с традициями и народным творчеством», «Знакомство с
русской народной игрушкой», «Творческие работы детей и родителей».
Например, в разделе
«Знакомство с традициями и
народным
творчеством», дети инсценировали сказки,
играли на народных
музыкальных
инструментах
(трещотки,
ложки,
рубель,
колотушка,
бубенцы).Так же охотно используем чтение потешек , пестушек
в
повседневном обиходе с малышами.
Мини - музей
средней
группы «Боевой славы» .
Знакомимся с подвигом нашего народа во время Великой
Отечественной
войны.
Этот
музей
включил
в
себя
следующие разделы: «Спасибо деду за Победу», «Боевые
награды», «Военная карта и шифровка», «Рода войск».
Например, в разделе «Спасибо деду за Победу», накануне дня
Великой Победы, стало традиционным оформление детьми и
родителями «Книги памяти», в которую вошли фотографии
и рассказы детей о прадедах, участниках ВОВ.
Мини - музей
старшей
группы
«
Космос
».
Попадая в музей, дети с
удовольствием
рассматривают
макеты
космических
объектов
и
планет Солнечной системы,
знакомятся с
разными
созвездиями,
знаменитыми космонавтами.
Все воздушное пространство
музея-лаборатории занимают
подвесные
макеты
планет
Солнечной системы. Макеты
являются
продуктом
совместной
деятельности
детей, педагогов и родителей, а выполнены они в технике «папье - маше».
В
музее-лаборатории
собраны
наборы
«Исследователи
космоса»,
«Космодром» «Космос» и другие, выступающие способом исследования и
развития
детского
творчества.
Сюжетно-ролевая
игра
позволяет
активизировать знания детей об окружающем мире, о Земле, космонавтах,
формирует умение развивать сюжет игры на основе полученных знаний,
побуждает к содержательному общению. Наиболее интересны для детей
стали космические опыты-эксперименты. Опыты - словно фокусы. Они
помогают развивать мышление и логику, делать выводы.
Мини - музей подготовительной
группы
«Минералы».
Мини - музей занимает отдельный
стеллаж,
расположенный
в
групповой
комнате.
Экспозиция
музея разделена на несколько зон, у
каждой
из
которых
есть
свое
назначение. Вся экспозиция и весь
материал
рассказывает
о
многообразии
мира
камней,
его
красоте
и
использование
его
людьми. Наши экспонаты, разные
камни, которые время от времени
меняются,
лежат
в
свободном
доступе.
Дети
трогают,
гладят
камни, играют и экспериментируют
с ними. Наши ребята очень любят раскрашивать камни, выкладывать
узоры, сравнивать камни по форме, размеру, цвету, тяжести.
Мини - музей подготовительной группы « Декоративно-прикладное
творчество народов России» .
Мини - музей
занимает
отдельный
стеллаж,
расположенный
в
групповой
комнате.
Экспозиция
музея разделена
на
несколько
зон, у каждой
из которых есть
свое назначение. Вся экспозиция и весь
материал
рассказывает
о многообразии
прикладного искусства
российских мастеров: это и жостовкие подносы, и дымковские и
филимоновские игрушки, хохломская и городецкая роспись, гжель. Здесь
же расположены
дидактические игры на знакомство и закрепление
различных видов прикладного искусства, шаблоны для самостоятельной
работы, материалы для росписи.
Мини - музей на улице « Народное искусство и культурное наследие
народов России» .
Мини- музей расположен среди
деревьев недалеко от главного
входа в детский сад. Доступен
для
просмотра
всем
воспитанникам,
родителям
и
работникам садика. Оформлен
в виде стендов с красочными
плакатами.
Темы стендов:
национальная одежда народов России
национальные жилища народов России
декоративно-прикладное искусство народов России
наше детское творчество
национальные блюда народов России
Результат:
наши дети знают, что
такое малая Родина, Отечество, могут
объяснить, что такое «патриотизм»; у
них появился интерес к природе, к
истории,
героическому
прошлому
нашей
страны.
Родители
стали
активными
участниками
всех
совместных
познавательно-
тематических мероприятий. Музеи
играют большую познавательную и
воспитательную роль для ребенка, а
также
способствуют
укреплению
сотрудничества детского сада и семьи. Так давайте воспитывать наших
детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них
предки.