Авторы: Бакарюка Анна Ивановна, Полякова Лариса Александровна
Должность: преподаватели информатики
Учебное заведение: Харцызский технологический колледж (филиал) «ДОННТУ»
Населённый пункт: г. Харцызск, ДНР
Наименование материала: статья
Тема: Использование кейс-технологии на практических занятиях по информатике
Раздел: среднее профессиональное
Бакарюка А.И., Полякова Л.А. – преподаватели
информатики, специалисты высшей категории,
Харцызский технологический колледж (филиал)
«ДОННТУ»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА ПРАКТИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЯХ ПО ИНФОРМАТИКЕ.
В современном мире с развитием технологий растут и требования к
специалистам среднего звена на рынке труда. Соответственно, необходимо
не просто работать со студентами учреждений среднего профессионального
образования с помощью классических подходов, но и применять новые,
предполагающие самостоятельное получение информации и работу с ней.
Студент должен получить навык реализации собственных возможностей в
рамках дисциплины, работы в команде, развивать свою профессиональную
компетентность.
Одной из перспективных технологий, которые помогают создать на
занятиях по информатике развивающую среду, является кейс-технология.
Кейс
технология
–
педагогическая
методика,
предполагающая
проблемно-ситуационный анализ, основанный на решении практических
задач-кейсов. Студенты в ходе решения кейса работают с информацией,
учатся ее структурировать, самостоятельно составляют «дорожную карту»
для решения задачи, учатся работать в команде.
Среди преимуществ кейс-технологии следует выделить следующие:
Развитие практических, аналитических, а также творческих
навыков студентов, и способности к самоанализу;
Высокая мотивация студентов;
Совершенствование
навыков
индивидуальной
и
групповой
работы;
Развитие навыка решения практических задач.
В рамках дисциплины «Информатика» применение метода кейсов
помогает
реализовать
возможности
графические,
вычислительные,
моделирующие возможности компьютера. Студенты в полной мере могут
использовать программные средства и информационные системы в ходе
решения поставленной задачи.
При работе студентов с кейсами можно выделить следующие этапы:
1. Ознакомление с конкретным кейсом;
2. Определение главной проблемы, ее обсуждение (возможно, в форме
дискуссии);
3. Определение вариантов направлений работы с кейсом, «мозговой штурм»;
4. Выявление различных решений для данного кейса, последовательности
действий;
5. Подведение итогов.
Основной задачей педагога в случае работы с кейс-технологией
является отказ от предоставления студентом готового решения, а лишь
побуждать и мотивировать их к поиску вариантов решения ситуации.
Отличным вариантом применения кейс-технологии на занятиях по
дисциплине «Информатика» является задача по созданию сайта. Студенты
должны поделиться на подгруппы и создать сайт по выбранной тематике
(например,
в
соответствии
с
их
специализацией).
Преподаватель
предоставляет
макет
веб-сайта,
который
необходимо
воспроизвести
студентам.
Студенты должны самостоятельно распределить роли в группе,
провести обсуждение-дискуссию по наполнению разделов сайта, выделить
основные этапы и предполагаемый результат. Затем студенты приступают к
реализации задачи, и каждый представитель группы поэтапно работает над
своей зоной ответственности, проявляя свои практические навыки и
индивидуальные способности.
Преподаватель, в свою очередь, может направлять ход дискуссии,
консультировать по различным техническим аспектам, или помочь в
средствах презентации результата, но не давать конкретных советов для
решения задачи.
После работы над кейсом каждая группа должна представить результат
своей работы - сайт соответствующий заданному макету. При представлении
результата
каждая
группа
объясняет
свой
выбор
инструментов
для
реализации того или иного этапа работы над сайтом.
При оценивании результата следует учесть как мнение преподавателя, так и
остальных студентов из других подгрупп, выразив его в баллах.
В
результате
применения
подобного
варианта
кейса
студенты
демонстрируют высокую мотивацию, активность на занятии, достаточные
знания инструментов для программирования, дизайна и тестирования
работоспособности сайта, умение поиска информации, а также навыки
презентации результатов своей работы.
Грамотное применение кейс-технологии на занятиях по информатике
способствует развитию профессиональных компетенций, развивает навыки
структурированного подхода к работе с информацией, совершенствует
культуру обмена мнениями, позволяет ученикам с более низкими знаниями
представить свою точку зрения, что важно для их социализации в
коллективе.