Напоминание

«Нетрадиционные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста в художественно-эстетическом направлении»


Автор: Мордовина Екатерина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 401
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: «Нетрадиционные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста в художественно-эстетическом направлении»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Нетрадиционные технологии в работе с детьми старшего дошкольного

возраста в художественно-эстетическом направлении»

Использования

нетрадиционных

техник

в

изобразительной

деятельности обусловлена необходимостью повышения уровня образования

педагогов, их заинтересованности, способности к творчеству, инновациям в

профессиональной деятельности. Использование нетрадиционных способов

изображения

позволяет

разнообразить

способности

ребенка

в

изодеятельности, пробуждают интерес к исследованию изобразительных

возможностей

материалов,

и

как

следствие,

повышают

интерес

к

изобразительной деятельности в целом.

Овладение

нетрадиционной

техникой

изображения

доставляет

дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики

деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не

испытывая при этом трудностей. Современные подходы помогают раскрыть

в

ребенке

его

индивидуальность,

инициативность,

любознательность,

самостоятельность и ответственность, что соответствует ФГОС ДО.

Проблема развития детского изобразительного творчества в настоящее

время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в

практическом

отношении.

Ведь

речь

идет

о

важнейшем

условии

формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах

ее становления.

Анализ современной практики дошкольного образования позволяет

говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для

развития творчества не всегда используются полностью, в то время как

дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития

внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих

ценностей.

В изобразительной деятельности происходит становление духовного

мира ребенка, при этом особая роль отводится искусству (Л.С. Выготский,

Т.С. Комарова, Б.М. Неменский, Б.М. Теплов, В.Т.Тихомирова, Е.А. Флерина

и др.).

Изучение психолого-педагогической литературы позволило выявить,

что в старшем дошкольном возрасте развивается особый вид активности –

творческая активность. В силу чего изобразительная деятельность, наряду с

игрой, выступает ведущим видом деятельности (Н.А. Ветлугина, Л.С.

Выготский, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин). У детей

наблюдается

раннее

проявление

творческих

чувств,

отмечается

художественность

восприятия

детьми

окружающего

мира,

интерес,

оценочное отношение к изображаемому, изобразительным материалам,

средствам выразительности.

Известно, что психологической основой творческой деятельности

является воображение — психический процесс, заключающийся в создании

образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и

осмысления. К основным свойствам воображения относят: видение целого

раньше частей, перенос функции с одного предмета на другой. Значимые

показатели в развитии воображения — опора на наглядность, использование

прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, позволяющей, не

приспосабливаясь

к

ситуации,

подчинять

ее

себе,

овладевать

содержательными ее особенностями.

Первые проявления воображения относятся ко второй половине

третьего года жизни, когда ребенок начинает действовать в воображаемой

ситуации и с воображаемыми предметами. Это первый этап развития. В

раннем детстве оно носит пассивный, воссоздающий характер — ребенок

идет от действия к мысли. В дошкольном возрасте, начиная с четвертого года

жизни, развивается способность идти от мысли к действию, воображение

становится целенаправленным. В среднем и в начале старшего дошкольного

возраста воображение проходит свой второй этап развития, для которого

характерно ступенчатое планирование. На третьем этапе ребенок овладевает

способностью

к

целостному

планированию

своей

деятельности,

что

предполагает

достаточно

высокий

уровень

развития

воображения.

В

процессе создания образов дошкольник пользуется разными приемами, в том

числе комбинированием ранее полученных представлений, а также их

преобразованием.

Эффективному

процессу

художественного

воспитания,

развитию

детского творчества, активности, воображения способствуют разнообразие

предоставляемых

детям

изобразительных

материалов,

отход

от

традиционных и привычных, поиски новых решений.

Для развития воображения, творческого мышления, творческой активности в

практике

дошкольного

художественного

образования

рекомендуется

использовать

нетрадиционные

техники

рисования,

демонстрирующие

необычное

сочетание

материалов

и

инструментов.

Несомненным

достоинством

таких

техник

является

универсальность

использования.

Технология их выполнения интересна и доступна и взрослым, и детям

дошкольного возраста. Поэтому рассматриваемые техники вводятся в

практику дошкольного художественного образования.

Использование

таких

техник

превращает

обычное

занятие

по

изобразительному искусству в настоящий праздник для детей, они словно

окунаются

в

волшебный

сказочный

мир

и

становятся

маленькими

волшебниками. Нетрадиционные техники как нельзя лучше развивают

творческое воображение детей, способствует раскрепощению, помогают

ребенку осуществить на практике все его фантазии (на обычных занятиях

этого невозможно достигнуть, слишком строго очерчены рамки занятия).

Объект исследования: нетрадиционные техники художественно-

эстетического развития.

Предмет

исследования:

использование

нетрадиционных

техник

рисования в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного

возраста.

Цель исследования: Выявление и развитие творческих способностей у

детей

старшего

дошкольного

возраста

посредством

использования

нетрадиционных технологий в художественно-эстетической деятельности.

Задачи исследования:

-

Изучить представления о многообразии нетрадиционных технологий

художественно - эстетического направления;

- Использовать приемы нетрадиционных технологий художественно -

эстетического направления и способы изображения с использованием

различных материалов;

-

Обогатить

опыт

творческой

деятельности,

формировать

культуру

творческой личности (самовыражение ребёнка);

- Привлечь детей к созданию выразительного образа при изображении

предметов и явлений окружающей деятельности.

Методы исследования: анализ практического опыта педагогов по

проблеме

использования

нетрадиционных

техник

рисования,

методы

статистического и качественного анализа, анализ плана воспитателя по

занятиям рисованием.

Вывод исследования:

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития

творческих способностей. И заключается в том, что нужно создавать и

расширять не только стандартные техники развития ребёнка, но и применять

нестандартные

методы

для

разнообразия

воспитательного

процесса

дошкольников. Например, нестандартные техники рисовании заставляют

детей мыслить, не стандартно тем самым развивают, у дошкольников

нестандартное мышление, способствуют творчеству ребёнка и в целом

развивают

интеллект.

Общение

с

искусством

доставляет

огромное

удовольствие в жизни дошкольников.



В раздел образования